Пояснительная
записка.
Данная рабочая программа
разработана на основе:
1.
Федерального компонента государственного
образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.
03. 2004 года № 1089;
2. Примерной
программы основного общего образования по русскому языку
3. Базисного
учебного плана на 2014 – 2015 уч.года.
4.
Программы
по русскому языку. «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык
5-9 классы», М., «Просвещение», 2008г. (В продаже нет программ другого года
издания.) Авторы: М. Т. Баранов, Т. А .Ладыженская, Н. М .Шанский. Допущенная
Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными
стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения, которая
легла в основу действующих учебника «Русский язык» для 5класса. Авторы:
Т.А.Ладыженская, Н.М., М. Т. Баранов и др., - М.: Просвещение 2011г
5.
Учебного плана МБОУ СОШ №64.
Место учебного предмета «Русский язык» в базисном
учебном плане.
На изучение предмета отводится 6 часов в неделю, итого 204 часа за
учебный год. Рабочая программа составлена с учетом данных особенностей преподавания курса
русского языка. Данная программа ориентирована на использование учебников,
выпускаемых издательством «Просвещение» и включенных в Федеральный перечень: «Русский язык» для 5класса.
Авторы: Т.А.Ладыженская, Н.М., М. Т. Баранов и др. Программа курса
отражает базовый уровень подготовки
школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем
образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по
разделам курса.
Программа
выполняет две основные функции.
Информационно-методическая
функция
позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании,
общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного
учебного предмета.
Организационно-планирующая
функция
предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала,
определение его количественных и качественных характеристик на каждом из
этапов.
Задача курса
Русский
язык – язык русского народа. Он служит ему средством общения во всех сферах
жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и
художественно-словесном творчестве); для хранения и передачи информации; для
связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.
Русский
язык – один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и
разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств,
располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств,
стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная
литература и наука, имеющие мировое значение.
-Русский
язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской
Федерации он является государственным языком.
Свободное
владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в
его жизни, труде, творческой деятельности.
-Отсюда
вытекают задачи преподавания русского языка. Учебный предмет
"Русский язык" в современной школе имеет познавательно-практическую
направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них
языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем
"Русский язык" выполняет и общепредметные задачи.
Специальной
целью преподавания русского языка в школе
является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции
учащихся.
Языковая
компетенция, т.е. осведомленность школьников в системе родного языка,
реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их
основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития
языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и
речи.
Коммуникативная
компетенция, т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования
родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения
следующих практических задач: формирования прочных
орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных
требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников
умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Лингвистическая
компетенция – это знания учащихся о самой науке "Русский язык", ее
разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об
этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного
языка.
Общепредметными
задачами работы по русскому языку являются:
воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие логического мышления
школьников; обучения их умению самостоятельно пополнять знания по русскому
языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной
литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
Цели обучения
·
воспитание
гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного
отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний;
·
развитие
речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков;
готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
потребности в речевом самосовершенствовании;
·
освоение
знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и
ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского
литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и
расширение круга используемых грамматических средств;
·
формирование
умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их
с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения;
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию;
·
применение
полученных знаний и умений в речевой практике.
Достижение
вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной,
языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная
компетенция
– знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания
собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и
обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.
Языковая и лингвистическая
(языковедческая) компетенция – это знания основ науки о языке, знания
о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и
изученным языковым материалом.
Культуроведческая
компетенция –
это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной
специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.
Содержание
курса.(См.
стр.4-5.Прогр. общеобразоват. учр. Русский язык5-9классы. М.,
«Просвещение»2008.)
Программа содержит:
-
отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области
фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии,
синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые
сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и
т.д.;
-
речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной
речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об
основных нормах русского литературного языка;
-
сведения о графике, об орфографии и пунктуации;
-
перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Программа
построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а
также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
При
планировании уроков учитывалась новая структура средней школы (начальные классы
1-4) и вариативность методики преподавания предмета на I
ступени.
Уроки
спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые
сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего
обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается
обучение русскому языку в 5 классе на высоком, но доступном уровне трудности,
изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических
знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных
возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения
учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения
позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под
руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с
индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной
деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества
выполненных заданий.
Для
возбуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки
включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы
формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал
в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.
В
программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и
значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа
предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней
отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются
специальные часы. В 5 классе в разделе "Повторение пройденного в 1-4
классах" определено содержание этой работы, что продиктовано
необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и
средним звеном обучения. Для организации систематического повторения,
проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной
литературы.
Разделы
учебника "Русский язык. 5 класс" содержат значительное количество
упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные,
разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При
изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся,
формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой,
планировать последовательность действий, контролировать и др.).
В
программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по
развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом –
пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это
обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
Межпредметные
связи на уроках русского языка (См. стр.4-5. Прогр. общеобразоват. учр. Русский язык5-9классы. М.,
«Просвещение»2008.)
К
концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями,
умениями и навыками:
-
учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых
явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил,
обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры;
-
разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, предложения (с двумя
главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения
изученных видов;
-
разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; пользоваться
орфографическими и толковыми словарями;
-
соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного
материала.
По
орфографии: находить в словах изученные
орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их. Правильно писать
слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По
пунктуации: находить в предложениях смысловые
отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков
препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными
правилами.
По
связной речи: определять тему и основную мысль
текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том
числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план
исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера
на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные
предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать
содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным
языковым материалом).
Правильно
в смысловом и систематическом отношении использовать языковые средства в тексте
разного содержания.
Грамотно
пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и
письменной речи.
Пользоваться
орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
Учащиеся должны
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
·
осознания
роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей
личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
·
развития
речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
·
удовлетворения
коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях
общения;
·
увеличения
словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;
развития способности к самооценке;
·
получения
знаний по другим учебным предметам.
.
На
преподавание курса русского языка в 5 классе выделено 204 часа (из расчета 6
часов в неделю), из них на развитие связной речи – 34 часа.
Материал
курса русского языка в 5 классе распределяется следующим образом.
Учебно – тематический
план.
№ п/п
|
Наименование разделов
|
Всего
часов
|
В том числе на:
|
уроки
|
Твор. р. (Развитие речи)
|
Итоговый урок
|
1
|
Язык
– важнейшее средство общения
|
3
|
2
|
1
|
|
2
|
Повторение
изученного в нач. кл
|
20
|
17
|
3
|
|
3
|
Синтаксис. Пунктуация.
Культура речи.
|
36
|
29
|
7
|
|
4
|
Фонетика.
Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи
|
18
|
15
|
3
|
|
5
|
Лексика. Культура
речи.
|
10
|
8
|
2
|
|
6
|
Морфемика.
Орфография. Культура речи.
|
26
|
22
|
4
|
|
7
|
Самостоятельные и
служебные части речи.
|
1
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8
|
Имя существительное.
|
24
|
20
|
4
|
|
9
|
Имя прилагательное
|
16
|
12
|
4
|
|
10
|
Глагол.
|
42
|
36
|
6
|
|
11
|
Повторение и
систематизация пройденного в 5 к
|
8
|
8
|
2
|
1
|
|
итого
|
204
|
170
|
34
|
|
Распределение
часов по разделам соответствует Программе по русскому языку к учебникам для 5-9
классов. Авторы программы
Баранов М.Т., Ладыженская
Т.А., Шанский Н.М., Тростенцова Л.А.
Основными
формами и методами контроля за знаниями, умениями и навыками являются: входной
контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального
опроса, ОК, ПК, контрольных и словарных диктантов, тестов, проверочных работ,
комплексного анализа текстов: итоговый – итоговый контрольный диктант,
словарный диктант, комплексный анализ текста.
Учебно-методические материалы
Литература для учителя.
1.
Программа по русскому языку для общеобразовательных
учреждений. Авторы программы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.:
Просвещение, 2008.
2.
Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват.
учреждений / (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.). – М.:
Просвещение, 2011.
3.
Архарова Д.И., Долинина Т.А. Речь и культура
общения / Практическая риторика. 5 класс. – Екатеринбург, ИД «Сократ», 2008.
4.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. –
СПб.: Свет, 2008..
5.
В.И. Капинос, Л.И.Пучкова и др. Сборник тестовых
заданий для тематического и итогового контроля. – М.: «Интеллект-Центр», 2008.
6.
Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая
методика русского языка: 5 класс: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1992.
7.
Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. –
М.: Просвещение, 1999.
8.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая
тетрадь. 5 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
9.
Никитина Е.И. Уроки русского языка в 5 классе. –
М.: Просвещение, 2008Соловьева З.И. Учимся рассуждать. Учебное пособие по
русскому языку. – М.: Вербум, 2001.
10.
Соловьева З.И. Сборник проверочных работ по
русскому языку. 5 класс. – М.: Вербум, 2001.
11.
Сараева А.Н. Уроки русской орфографии. – М.:
Грамотей, 2007.
12.
Т.В. Шклярова Планы грамматических разборов. М.:
Грамотей, 2007.
13.
Словари (по всем разделам русского языка).
14.
Научно-методический журнал «Русский язык в школе» и
др.
Литература для ученика.
1.
Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват.
учреждений / (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.). – М.:
Просвещение, 2011г.
2.
В.И. Капинос, Л.И.Пучкова и др. Сборник тестовых
заданий для тематического и итогового контроля. – М.: «Интеллект-Центр», 2008.
3.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая
тетрадь. 5 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
4.
Т.В. Шклярова Планы грамматических разборов. М.:
Грамотей, 2006.
5.
Словари (по всем разделам русского языка),
справочники.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.