- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по физике. 9 класс.
Рейтинг публикации: популярно (0), полезно (0)
Автор: СадовниковНиколай
Петрович
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по физике.
9 класс.
Место учебного предмета в решении общих целей и задач на
конкретной ступени общего образования.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в
качестве учебного предмета в школе, вносит суще¬ственный вклад в систему знаний
об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном
разви¬тии общества, способствует формированию современного на¬учного
мировоззрения. Для решения задач формирования ос¬нов научного мировоззрения,
развития интеллектуальных спо¬собностей и познавательных интересов школьников в
процессе изучения физики основное внимание следует уделять не переда¬че суммы
готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира,
постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их
разрешению. Ознакомление школьников с методами науч¬ного познания
предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики.
Гуманитарное значение физики как составной части обще¬го
образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом
познания, позволяющим получать объектив¬ные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии,
физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования
структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в
порядке их усложнения: механи¬ческие явления, тепловые явления,
электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается
на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики
и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цели и задачи преподавания физики в 9 классе.
Изучение физики в общеобразовательных школах направлено на
достижение следующих целей:
• формирование
системы физических знаний и умений в соответствии с Обязательным минимумом
содержания основного общего образования и на этой основе представлений о
физической картине мира;
• развитие
мышления и творческих способностей учащихся, стремления к самостоятельному
приобретению новых знаний в соответствии с жизненными потребностями и
интересами;
• развитие
научного мировоззрения учащихся на основе усвоения метода физической науки и
понимания роли физики в современном естествознании, а также овладение умениями проводить
наблюдения и опыты, обобщать их результаты;
• развитие
познавательных интересов учащихся и помощь в осознании профессиональных
намерений;
• знакомство
с основными законами физики и применением этих законов в технике и в
повседневной жизни.
В задачи обучения физике входят:
• развитие
мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и
применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
• овладение
школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях,
ме¬тодах физической науки; о современной научной картине мира; о широких
возможностях применения фи¬зических законов в технике и технологии;
• усвоение
школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее
познания, по¬нимание роли практики в познании физических явле¬ний и законов;
• формирование
познавательного интереса к фи¬зике и технике, развитие творческих способностей,
осознанных мотивов учения; подготовка к продолже¬нию образования и
сознательному выбору профессии.
Формирование ключевых компетенций.
Ключевые компетенции – многофункциональный пакет знаний,
способностей и отношений, которые требуются каждому человеку для полноценной
личной жизни и работы, активной гражданской позиции и эффективного включения в
жизнь общества:
Рефлексивная компетентность: способность и готовность
организовывать свою деятельность в соответствии с позициями: что я делаю
(делал, буду делать?), зачем я это делаю (делал, буду делать?), как я это делаю
(делал, буду делать?), что я получу (получил в результате?).
Технологическая компетентность: способность и готовность к
пониманию инструкции, технологии, алгоритма деятельности, к четкому их
соблюдению.
Проектная компетентность: способность и готовность анализировать
ситуацию; выделять проблемы, выдвигать идеи, способствующие их решению; ставить
цели и соотносить их с устремлениями других людей; программировать и
планировать свою деятельность; оценивать результаты своей деятельности.
Коммуникативная компетентность: способность и готовность получать
необходимую информацию; представлять и цивилизованно отстаивать свою точку
зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия
позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим,
профессиональным, личностным и т. п.) других людей.
Информационная компетентность: способность и готовность
осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных
источников на любых носителях; делать аргументированные выводы на ее основе;
использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.
Социальная компетентность: способность соотносить свои устремления
с интересами других людей и групп; продуктивно взаимодействовать с членами
команды, решающей общую задачу; реализовывать собственные права и выполнять
обязанности гражданина.
Задачи Умения, навыки Формируемые компетенции
Приобретение учащимися общеучебных умений Работать с учебником,
составлять таблицы, оформлять наблюдения, формулировать мысли во внутренней и
внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ и т.д. Общение,
саморазвитие, информационные компетенции
Приобретение учащимися специальных умений Усвоение фактического
материала по предмету Предметные компетенции
Приобретение учащимися интеллектуальных умений Анализировать,
сравнивать, обобщать, и т.д. Решение проблем, саморазвитие
Приобретение учащимися исследовательских знаний и умений Выделять
проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент в соответствии с
гипотезой, интегрировать данные, делать выводы Решение проблем, саморазвитие,
сотрудничество
Преподавание курса физики в 9 классе ведется по традиционной
программе для общеобразовательных классов А.В. Перышкин « Физика 7-9 кл.»
«Дрофа», М-2008г., по учебнику А.В. Перышкин « Физика 9 класс », «Дрофа»,
М-2008 г., рекомендовано Министерством образования РФ, 2 часа в неделю, всего
70ч.
Внеурочная деятельность.
1. Индивидуальная работа с учащимися во внеурочное время:
подготовка учащихся к выступлению на районных олимпиадах по физике (задачи
олимпиад прошлых лет, задачи из книги Лукашика «Физическая олимпиада», задачи
повышенной сложности из других задачников); подготовка учащихся к выступлению
на школьной конференции (1 час в неделю).
2. Массовая форма организации внеурочной работы по физике:
проведение недели физики (неделя проводится в апреле месяце и посвящена Дню
Космонавтики);
экскурсии.
3. Групповая форма организации внеурочной работы по физике:
подготовка учащихся к итоговой аттестации (1 час в неделю).
Формы текущего и итогового контроля.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике
являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам
контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы,
тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка
проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы
(раздела), школьного курса. При работе по данной программе предусмотрены такие
формы текущего контроля: физический диктант (в течение года на уроках
повторения), проверочный тест (15), контрольная работа (5).
Формы итогового контроля: итоговый тест за 9 класс.
При составлении программы были использованы:
• планирование
Е.М. Гутник и др. Физика. 9 класс. Тематическое поурочное планирование. - М.:
Дрофа, 2008
• федеральный
компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования.
Т.к. планирование авторов учебника составлено из расчёта 3 часа в
неделю (102 ч в год), а в соответствии с базисным учебным планом в 9 классе
даётся только 2 часа в неделю (68 ч в год), и, кроме того, некоторые темы,
обязательные для изучения в соответствии с федеральным компонентом
государственного образовательного стандарта основного общего образования
(Правило Ленца, явление самоиндукции, колебательный контур, испускание и
поглощение света атомами и ряд других), не включены в планирование авторов
учебника - все это потребовало совмещения отдельных тем для высвобождения
учебного времени, а также изменения количества часов на изучение
предусмотренных разделов.
Практическая часть программы незначительно изменена (уменьшено
количество обязательных лабораторных работ на одну).
УМК для учителя.
1. Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров,
А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
2. Программы для общеобразовательных учреждений. / А.В. Перышкин «
Физика 7-9 кл.» «Дрофа», М-2008г.
3. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008 г.
4. .Гутник Е.М. и др. Физика. 9 класс. Тематическое поурочное
планирование. - М.: Дрофа, 2008.
5. Сборник задач по физике для 7-9 классов / А. В. Пёрышкин, - М.:
Издательство «Экзамен», 2009.
6. Дидактические материалы «Физика 9 класс» / А. Е. Марон, Е. А.
Марон, - М.: Просвещение 2008.
7. УМК «Тесты по физике» 9 класс к учебнику А. В. Пёрышкина,
Гутник Е. М. «Физика. 9 класс» / А. В.Чеботарёва, - М.: Издательство
«Экзамен»,2009.
УМК для учащихся.
1. Учебник «Физика 9». / А. В. Пёрышкин, Е. М. Гутник - М.: Дрофа,
2008.
2. Сборник задач по физике для 7-9 классов / А. В. Пёрышкин, - М.:
Экзамен, 2009.
3. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов
общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение,
2007.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения физики в 9
классе, из расчета 2 учебных часа в неделю. Количество часов по программе 70,
согласно школьному учебному плану - 2 часа в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения физики ученик 9 класса должен
знать/понимать:
• смысл
понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое
поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, материальная точка,
относительность механического движения, звук, резонанс, магнитное поле, магнитный
поток, свет, атом, элементарные частицы;
• смысл
величин: путь, скорость, ускорение, импульс, масса, сила, вес, импульс,
энергия, амплитуда, период, частота, длина волны, кинетическая энергия,
потенциальная энергия;
• смысл
физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и
механической энергии;
уметь:
• описывать
и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение,
равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны,
действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию;
• использовать
физические приборы для измерения физических величин: расстояния, промежутка
времени;
• представлять
результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе
эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний от длины нити
маятника;
• выражать
результаты измерений и расчетов в системе СИ;
• приводить
примеры практического использования физических знаний о механических,
электромагнитных и квантовых представлений;
• решать задачи
на применение изученных законов;
• использовать
знаниями умения в практической и повседневной жизни.
• практическое
применение: движение ИС под действием силы тяжести, реактивное движение,
устройство ракеты, КПД машин, использование звуковых волн в технике,
использование атомной энергии;
• пользоваться
секундомером;
• измерять и
вычислять физические величины;
• читать и
строить графики;
• изображать
и работать с векторами;
• определять
направление тока.
Учебно-тематический план.
1. Законы взаимодействия и движения тел (25 часов).
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость
прямолинейного равно¬мерного движения.
Прямолинейное равноускоренное движение: мгно¬венная скорость,
ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени
при равномерном и равноускоренном движе¬нии.
Относительность механического движения. Инерциальные системы
отсчета.
Первый, второй и третий законы Ньютона.
Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные
спутники Земли.
Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.
Фронтальная лабораторная работа:
№1
«Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».
2. Механические колебания и волны. Звук (8 часов).
Колебательное движение. Колебания груза на пру¬жине. Свободные
колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота
колебаний.
Превращения энергии при колебательном движе¬нии. Затухающие
колебания. Вынужденные колеба¬ния. Распространение колебаний в упругих средах.
По¬перечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью ее
распространения и периодом (частотой).
Звуковые волны. Скорость звука. Высота и гром¬кость звука. Эхо.
Фронтальная лабораторная работа:
№ 2
«Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его
длины».
3. Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны (16
часов)
Однородное и неоднородное магнитное поле.
Направление тока и направление линий его маг¬нитного поля. Правило
буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой ру¬ки. Индукция
магнитного поля.
Магнитный поток. Электромагнитная индукция.
Генератор переменного тока. Преобразования энер¬гии в
электрогенераторах.
Экологические проблемы, связанные с тепловыми и
гидроэлектростанциями. Электромагнитное поле.
Электромагнитные вол¬ны. Скорость распространения электромагнитных
волн. Электромагнитная природа света.
Фронтальная лабораторная работа:
№3
«Изучение явления электромагнитной индукции».
4. Строение атома и атомного ядра (17 часов).
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-,
бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда.
Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер.
Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохране¬ние зарядового и
массового чисел при ядерных реак¬циях.
Фронтальные лабораторные работы:
№4 .
«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».
№5.
«Изучение деления ядра урана по фотографии треков».
Повторение (2 ч).
Резерв (2 ч).
№ Название
разделов и тем Количество часов
всего теоретические практические
1. Законы взаимодействия и движения тел 25 24 1
2. Механические колебания и волны. Звук. 8 7 1
3. Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны.
16 15 1
4. Строение атома и атомного ядра.
17 15 2
Повторение. 2
Резерв.
2
итого 70 61 5
Рабочая программа по физике разработана на основе Федерального
Закона «Об образовании» (в ред. от 10.07.92 №3266-1); распоряжения
правительства РФ «О концепции целевой программы развития образования на
2006-2010 гг.» от 3 сентября 2005г №1340-р; приказа Министерства образования
России от 09.03.04 №1312 об утверждении федерального базисного учебного плана и
примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования; федерального компонента
государственного стандарта общего образования Часть 1. Основное общее
образование/Министерство образования Российской Федерации-М.2004; примерной
программы по физике (М.: Дрофа, 2002г), рекомендованной Департаментом
образовательных программ и стандартов общего образования Министерства
образования Российской Федерации, Федерального компонента государственного
стандарта общего образования (Обязательный минимум содержания образователь¬ных
программ по физике подготовлен на основе варианта стандарта по физике,
раз¬работанному группой ученых (авторов действую¬щих учебников) под
руководством А. В. Пёрышкина; «Закона об образовании» Республики Бурятия от
2.06.1993 г. №338-12 (в ред. от 16.03.2009 № 738-4).
Программа составлена на базе Образовательного минимума содержания
физического образования и с учетом содержания учебника А. В. Перышкина, Е. М.
Гутник для 9 класса (с сеткой 2 часа в неделю).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
УМК для учителя.
1. Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров,
А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
2. Программы для общеобразовательных учреждений. / А.В. Перышкин «
Физика 7-9 кл.» «Дрофа», М-2008г.
3. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008 г.
4. .Гутник Е.М. и др. Физика. 9 класс. Тематическое поурочное
планирование. - М.: Дрофа, 2008.
5. Сборник задач по физике для 7-9 классов / А. В. Пёрышкин, - М.:
Издательство «Экзамен», 2009.
6. Дидактические материалы «Физика 9 класс» / А. Е. Марон, Е. А.
Марон, - М.: Просвещение 2008.
7. УМК «Тесты по физике» 9 класс к учебнику А. В. Пёрышкина,
Гутник Е. М. «Физика. 9 класс» / А. В.Чеботарёва, - М.: Издательство
«Экзамен»,2009.
УМК для учащихся.
1. Учебник «Физика 9». / А. В. Пёрышкин, Е. М. Гутник - М.: Дрофа,
2008.
2. Сборник задач по физике для 7-9 классов / А. В. Пёрышкин, - М.:
Экзамен, 2009.
3. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов
общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение,
2007.
Оцените публикацию: [+] [-] [полезно]
Ваша оценка:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.