Пояснительная
записка.
Предлагаемая
программа разработана в соответствии со структурой средней школы, утвержденной
Законом Российской Федерации, и намечает единую систему литературного
образования от I до XI класса.
Данная
программа составлена на основании программы под редакцией Г.И. Беленького и
Ю.И. Лыссого.
Ядро
программы составляет обязательный минимум литературного образования,
установленный Минобразования РФ, хотя программа не сводится к этому минимуму.
Она создает основу для оптимального сочетания самостоятельного поиска учащихся
и обучающей работы учителя, а также для нормирования учебного времени,
отводимого на чтение и изучение литературных произведений.
Содержание
и структура программы определяется целью литературного образования, которая
может быть сформулирована следующим образом: приобщить учащихся к богатствам
русской и мировой литературы, развить их способности воспринимать и оценивать
явления литературы и отраженные в них явления жизни и на этой основе
формировать художественные вкусы, эстетические потребности, гражданскую
идейно-нравственную позицию школьников.
Достижение
этой цели предполагает:
чтение
и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;
формирование
у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных
ценностей;
формирование
представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем
специфическое место в жизни нации и человечества;
развитие
художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства
школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при
восприятии художественных произведений;
развитие
навыков грамотного и свободного владения литературной речью.
С
учетом возрастных способностей учащихся школьный курс литературы складывается
из нескольких этапов: I – IV, V – VIII, IX, X – XI классы.
Основы
литературного образования учащихся закладываются в начальной школе (I –IV классы) – в рамках единого предмета «русский
язык», который имеет практическую направленность, выраженную в принципе развития
речи. Развитие речи, являясь целью и средством обучения, определяет
сознательное овладение говорением, слушанием, чтением и письмом, знакомство с
кругом детского чтения во всем многообразии тематики, видов и форм
произведений.
Круг
детского чтения в I – IV классах
составляют произведения фольклора, русской и зарубежной литературы, доступные и
интересные школьникам данного возраста. Школьники знакомятся с этими
произведениями в классе, слушая чтения учителя и аудиозаписи, а также участвуя
в исполнительской деятельности и посильном литературное чтение с сопутствующей
ему работой по анализу текста и развитию речи учащихся.
Курс
V – VIII классов, когда литература
становится самостоятельным учебным предметом, можно назвать начальным курсом
литературы.
В
V – VI классах учащиеся входят в мир
литературы, достигают определенного уровня начитанности, позволяющего делать
первые теоретические обобщения о характерах, особенностях изображения
действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить необходимые, более сложные,
чем в начальных классах, наблюдения над языком произведений, выполнять
определенные устные и письменные работы.
В
VII – VIII классах усложняется
содержание изучаемых произведений, обогащаются знания учащихся о писателях, о
некоторых особенностях художественной литературы, в частности о ее образности,
о произведении как художественном единстве, о художественном пространстве и
времени, о родах и жанрах литературы.
В
IX классе, завершающем вторую ступень литературного
образования и готовящем школьников к продолжению образования на следующей
ступени, изучаются произведения в историческом освещении (хронологическое
расположение материала, сведения о жизни творчестве писателей, об общественном
и литературном значении произведений, начальные знания о литературных
направлениях).
Более
обстоятельно (в контексте творчества писателя и литературной жизни эпохи)
литературные произведения изучаются в X – XI классах (курс на историко-литературной основе).
В
системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных
произведений (на уроках и дома), выразительному (вслух) и «тихому» (про себя).
Именно чтение и связанная с ним работа по интерпретации, освоению
художественных произведений – основа изучения литературы в школе. Теоретико- и
историко-литературные знания, выполняя определенную самостоятельную роль, все
же не являются самодовлеющими: их назначение – прежде и больше всего
способствовать глубокому восприятию и самостоятельной, обоснованной оценке
творений писателя.
Ограниченность
учебного времени не позволяет изучать все произведения многосторонне. Поэтому
программа намечает три списка произведений: для чтения и изучения, для чтения и
бесед (в ряде случаев стихотворные произведения объединяются под рубрикой «Для
чтения в классе»), для самостоятельного чтения. Первые произведения разбираются
более подробно, во всяком случае, в основных их компонентах, вторые, также
прочитанные полностью, рассматриваются на уроках более общо (с позиций их
главной идеи или каких-то идейно-художественных особенностей; возможны беседы о
героях произведения, сопоставление произведения с экранизациями и театральными
постановками и т.д.). В рубриках «Для самостоятельного чтения» после
определенных тем указаны произведения, которые примыкают к изученным, а в конце
разделов или в конце каждого курса – произведения для свободного чтения по
выбору учащихся. О тех и других может идти речь на специальных уроках по
руководству самостоятельным чтением, которые желательно предусматривать при
планировании работы на год.
Учителю
предоставлено право определять последовательность изучения тем и отдельных
произведений; переносить некоторые произведения из разделов для обязательного
учения в разделы для чтения и обсуждения, и наоборот; решить вопрос о глубине
знакомства учащихся с тем или иным произведением; заменять произведения
современной отечественной литературы, рекомендованные для свободных бесед,
другими, избранными по своему усмотрению; проводить беседы по современной
литературе как в течение, так и в конце года; избирать методы, приемы и формы
занятий; распределять учебное время на основе программного материала;
определять виды и систему устных и письменных работ в связи с изучением курса.
К
основным темам и разделам программы даются аннотации. Их назначение – общая
ориентация учителя в материале, позволяющая планировать изучение и намечать
объем предстоящей работы. Аннотации не предопределяют ни единственно возможной
литературоведческой трактовки художественных произведений, ни
последовательности изучения темы; учитель может, исходя из данных науки и
критики, самостоятельно формулировать проблематику предлагаемых программой
произведений и с учетом конкретных условий намечать последовательность их
изучения.
Вместе
с тем любой выбор, сделанным учителем, любое его методическое решение должны
соотноситься с образовательным эффектом, предусмотренным стандартом
литературного образования.
Основные
требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса
Учащиеся должны знать:
- содержание текстов программных произведений;
- определения основных понятий, приводимых в учебной хрестоматии;
- основные этапы стадиального развития литературы в XIX и XX
столетиях;
Учащиеся должны уметь:
- определять принадлежность произведения к одному из литературных родов
(эпос, лирика, драма);
- выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе
выученные наизусть;
- анализировать произведение с учетом его идейно-художественного
своеобразия;
- определять идейно-художественную роль в произведении сюжета,
композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка;
-выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и
авторскую оценку героя;
- обосновывать свое мнение о произведениях и героях;
- свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои
суждения и аргументировано их отстаивать;
- составлять план (в том числе тезисный) и конспект
общественно-политической и литературно-критической статьи;
- готовить сообщение, доклад или реферат на литературную тему (по
одному источнику);
- писать рецензию (или отрывок) на самостоятельно прочитанную книгу,
просмотренный фильм, телепередачу, спектакль;
- пользоваться различными типами учебных словарей и справочников.
Оценка устных ответов учащихся.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания
изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает
правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала,
может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести
необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3)
излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного
языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям,
что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2
недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных
положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности
в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и
доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает
материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении
излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего
раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и
правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание
материала.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.