Инфоурок Музыка Другие методич. материалыПояснительная записка к "Методической копилке" учителя музыки МБОУ СОШ №4 Бабич Людмилы Георгиевны

Пояснительная записка к "Методической копилке" учителя музыки МБОУ СОШ №4 Бабич Людмилы Георгиевны

Скачать материал

Пояснительная записка к  "Методической копилке"

учителя музыки   МБОУ СОШ №4

Бабич Людмилы Георгиевны

 

      Данная работа является обобщением педагогического опыта, содержит материалы моей педагогической деятельности, в работе  представлены  значимые результаты, мониторинг профессионального роста, творческой и самообразовательной  деятельности. (Слайд 1)

 «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта,

а, прежде всего воспитание человека».  

В.А.Сухомлинский

     Гармоничное развитие детей  - основа формирования будущей личности.

(Слайд 2) Многое, конечно, зависит от успешного решения воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. В этом процессе особенно велика роль искусства, способного пробуждать и воспитывать высокие человеческие эмоции и чувства.

            Цель музыкально-эстетического развития в общеобразовательной школе – сформировать художественную культуру учащихся в контексте различных видов творческого познания действительности и оптимизировать созидательные качества личности. (Слайд 3)

    Тенденция в современной педагогике – активизировать процесс музыкально-эстетического воспитания через творчество школьника обусловлена объективными факторами: высокой ролью творчества в познании мира; необходимостью всестороннего развития личности; природной активностью ребенка, требующей творческой деятельности, близкой и хорошо знакомой ему с детства. (Слайд 3)

            Музыка способствует воспитанию в детях всего доброго, хорошего, пробуждению и любви к родной стране, природе, дружеских чувств к людям различных национальностей.

           Главной задачей уроков музыки является накопление и систематизация жизненного и музыкального опыта детей.(Слайд 4) Но гораздо более важная и широкая задача ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем её богатстве форм и жанров, иначе говоря, воспитывать в учащихся музыкальную культуру, как часть всей их духовной культуры.

В своей практической  деятельности я использую современные педагогические технологии: теория развивающего обучения В.В.Давыдова; метод интонационно-стилевого постижения музыки Д.Б. Кабалевского, Л.В.Горюнова; метод моделирования художественно-творческого процесса Д.Б. Кабалевского. (Слайд 5,6)

Каждый урок музыки – не просто урок, а очередная ступенька к познанию себя и мира через Искусство. Моя задача – раскрыть учащимся двери в мир прекрасного, воспитать настоящего человека средствами Искусства, совмещая при этом, творчество и креативность мыслей. (Слайд 7)

 Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».  (Слайд 8)

При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые  дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнить цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального и общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. (Слайд 9)

Как учитель музыки, ставлю перед собой, следующие наиболее важные задачи использования современных технологий при обучении музыке: (Слайд 10)

·         Повышение мотивации, интереса к изучаемому предмету;

·         Усиление познавательной активности;

·         Создание комфортной обстановки, атмосферы взаимопонимания в процессе обучения;

·         Раскрытие творческого потенциала, развитие музыкального восприятия, инициативы

 Я использую художественно ценные произведения, вызывающие у ребят яркие эмоциональные переживания, стараюсь творчески подходить к решению поставленных задач. Это проявляется, прежде всего, в содержании и различном построении уроков, с учетом современных требований к образованию. (Слайд 11)

            В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? 
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
К современному уроку предъявляются следующие требования:
•    хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
•    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
•    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
•     учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
•    вывод делают сами учащиеся;
•    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
•    времясбережение и здоровьесбережение;
•    в центре внимания урока - дети;
•    учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
•     умение демонстрировать методическое искусство учителя;
•    планирование обратной связи;
•     урок должен быть добрым.
     В соответствии с новыми стандартами, стараюсь, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. 

Уроки музыки, как уроки искусства, уроки творчества содействуют оптимизации у детей целостного мышления, избирательных художественных потребностей и интересов, определенных ценностных ориентаций и установок.

(Слайд 12) Для активного и гармоничного развития у учащихся музыкальных способностей с самого начала включаю в урок разные виды музыкальной деятельности: слушание, сравнение и анализ музыкальных произведений, пение, ритмические движения под музыку, цветовое моделирование музыки, исполнение на детских музыкальных и шумовых инструментах, изучение азов музыкальной грамоты, игровое общение, рисование музыки, импровизацию, музыкальные инсценировки, сочинение музыкальных сказок, рассказов, так как интегрированное музыкально – эстетическое воспитание учащихся на моих уроках музыки происходит через вовлечение их в процесс собственного художественного созидания, социально значимого по сущности и направлению на познание освоение окружающего мира.

Содержание и структура художественно – творческих уроков музыки в контексте различных видов искусства являются одной из современных инновационных технологий, которая используется мною на занятиях, как путь духовного общения учителя и учеников.

 Благодаря интегрированным урокам становится возможным функционирование системы взаимодействия видов искусства в учебной и внеклассной работе, эвристическое развитие школьников посредством вовлечения их в художественно – эстетическую деятельность (слушательскую, исполнительскую, творческую). (Слайд 13)

 В своей работе я использую следующие содержательные принципы построения моих уроков музыки как уроков творчества:

  1. Создание у детей целостного представления об искусстве.

   Каждый урок строится на основе комплексного использования произведений различных видов искусства (литературы, музыки, живописи, пластики) с целью объединения их в сознании детей в одну неразрывную область человеческого мышления и художественного познания окружающей деятельности.

  1. Целостность теоретической и практической творческой деятельности детей.

 Причастность к самостоятельному (индивидуальному и коллективному) творчеству создает условия, включающие особые психологические механизмы, которые обеспечивают в будущем реализацию специфически человеческого качества – это способность к преобразовательной деятельности. И основной моей задачей, как учителя музыки, является то, чтобы максимально приблизить школьников к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личностное отношение человека к окружающему его миру. И только в том случае, если качественный скачок к художественно – продуктивной деятельности ребенка произойдет естественно, в посильном для него варианте, с определенной уверенностью можно предсказать полноценное эстетическое развитие его личности в будущем.

  1. Построение урока на основе ассоциативного сопоставления художественного материала.

Во–первых, сравнительное рассмотрение различных произведений искусства углубляет прочувствование каждой отдельной темы. Так, например, детям легче ощутить доброе начало, если оно дается в противопоставлении злу; легче и глубже воспринять радость, если она оттенена грустью и т.д.

 Во-вторых, контрастное сопоставление материала облегчает восприятие творения искусства. В такой ситуации внимание школьника направлено на поиск идентичного или противоположного эмоционального состояния в музыкальном или литературном произведении, в живописном полотне. В результате, ребенок незаметно преодолевает барьер специфической художественно – образной выразительности каждого отдельного вида искусства, познает его многомерность.

  1. Сюжетно – тематическое и историко – тематическое построение уроков.

 Художественно – творческие уроки музыки в системе учебной и внеклассной работы являются комплексной системной формой реализации межпредметных связей, ориентированной на целенаправленное применение ряда эстетических структур.

  Из этого следует, что сама направленность интегрированных уроков, их содержание и структура, несомненно, способствуют превращению продуктивной деятельности учащихся во внутреннюю их потребность, содействуют максимально полной реализации познавательной и эвристической активности. Это путь от сотворческого восприятия мира к созидательному воплощению жизненных впечатлений в доступной для детей форме. Уроки становятся, таким образом, уроками жизни, связывая воедино музыкальные и другие виды человеческой деятельности.

         В своей педагогической деятельности я использую новые образовательные технологии: (Слайд 14)

1.Интегрированный урок (музыка и живопись, музыка и литература, музыка и иностранный язык).

2.Индивидуальный подход к ребёнку.

3.Игровые моменты (музыканты – зрители и наоборот, инсценирование музыки и т.д.).

4.Урок – экскурсия.

5.Урок – сказка.

6.Урок – викторина.

7.Использрвание на уроке регионального компонента (изучение и прослушивание местных музыкальных (фольклорных) произведений, обрядов).

8.Дифференцированный подход к детям (оценка учащихся по их способностям).

9.Беря за основу тему четверти, урока, полугодия, меняю по своему усмотрению музыкальный материал.

10.Урок – концерт (как, правило, в конце четверти).

11.Исполнение музыкальных произведений в живую (баян, гитара, фортепьяно) учителем и учениками.

12.Широкое использование технических средств на уроках (видео, аудио, мультимедиа и т.д.).

Об успешном освоении детьми требований основной музыкальной программы подтверждает проводимый мной мониторинг показателей  развития музыкальных способностей детей. (Слайд 15-16)

Количество детей с высоким уровнем развития к концу учебного года увеличился по всем видам деятельности:

- на начало 2013-2014 учебного года: высокий 10 %, средний 69 %, низкий 21 %

- на конец 2013-2014 учебного года: высокий 70 %, средний 29 %, низкий 1%.

Анализ результатов позволяет выявить положительные тенденции в музыкальном  воспитании детей. Они выражаются в том, что:

дети стали более увлеченно слушать классическую музыку; значительно изменились особенности музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения, высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки стали более глубокими и содержательными; дети научились самостоятельно создавать пластические этюды и танцевальные   композиции; находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских    музыкальных инструментов.

Инновационное развитие школы требует широкого внедрения информационных технологий: создание информационного и программного обеспечения; информационной базы данных, использование компьютерных технологий, хранение и обработка информации.

Для повышения качества образования необходим постоянный доступ в Интернет. Интернет – это неисчерпаемый кладезь знаний, накопленных человечеством, - здесь можно найти информацию практически по любой теме; это источник свежих новостей в любой области.

Казалось бы, предмет музыка, который я преподаю, насыщенный чувствами и эмоциями несовместим с точным языком операционных систем. Однако я нашла способ, как это совместить. Использование мультимедиа делает урок музыки более ярким, зримым, запоминающимся. На уроках музыки применяю анимацию, видеофрагменты, слайды, электронные варианты тестов.

             Моменты, когда учитель сумел вызвать окрылённость и неподдельный интерес учащихся к предмету, являются для него поис­тине самыми счастливыми. Из них и складывается радость педагогического труда. Благодаря такому общему подъему дети начинают смотреть на учителя открыто и влюблённо, ожидая, не подарит ли он им еще мгновения занимательности и увлечен­ности. Широ­кие возможности создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической деятельности учащихся открываются во внеурочной музыкальной работе.

Я являюсь руководителем хорового коллектива «Радуга» и вокального ансамбля «Девчата».  Организую работу в соответствии с направлением деятельности кружка, на основании выбранной программы дополнительного образования, которая не должна дублировать основную образовательную программу Учреждения. Возраст детей, охваченных кружковой деятельностью – от 7 до 11 лет.

Как руководитель кружков организовываю свою деятельность посредством следующих форм:

- Организованные занятия

- Индивидуальные занятия

- Концерты

- Развлечения, досуги

- Участие в различного уровня конкурсах

- Консультации, мастер- классы, семинары для педагогов.

 Участники вокального  и хорового кружков, принимали активное участие в жизни школы и города. Участвовали в городских смотрах художественной самодеятельности, конкурсах, фестивалях, занимали призовые места, получали дипломы, грамоты, кубки. (Слайд 17-18)

   Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития. Реализация творческих способностей учащегося делает более богатой и содержательной его жизнь. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Пояснительная записка к "Методической копилке" учителя музыки МБОУ СОШ №4 Бабич Людмилы Георгиевны"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по переработке нефти и газа

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Пояснительная записка к  "Методической копилке"

учителя музыки   МБОУ СОШ №4

 

Бабич Людмилы Георгиевны

 

Данная работа является обобщением педагогического опыта, содержит материалы моей педагогической деятельности, в работе  представлены  значимые результаты, мониторинг профессионального роста, творческой и самообразовательной  деятельности. (Слайд 1)

 «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта,

а, прежде всего воспитание человека».  

В.А.Сухомлинский

     Гармоничное развитие детей  - основа формирования будущей личности.

(Слайд 2) Многое, конечно, зависит от успешного решения воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. В этом процессе особенно велика роль искусства, способного пробуждать и воспитывать высокие человеческие эмоции и чувства.

 

            Цель музыкально-эстетического развития в общеобразовательной школе – сформировать художественную культуру учащихся в контексте различных видов творческого познания действительности и оптимизировать созидательные качества личности. (Слайд 3)

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 776 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 675
    • DOCX 42.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бабич Людмила Георгиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бабич Людмила Георгиевна
    Бабич Людмила Георгиевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 3820
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 45 регионов

Курс повышения квалификации

Музыкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 851 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные направления музыкального искусства

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 31 человек

Курс повышения квалификации

Мировая музыкальная культура от Баха до Шнитке

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 80 человек

Мини-курс

Психологические аспекты развития и состояния личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

ЕГЭ по биологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегическое планирование и маркетинговые коммуникации

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов