ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа по литературному чтению для 2 «Б» класса разработана в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г № 373, с рекомендациями
Примерной программы по литературному чтению (в рамках проекта «Разработка,
апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования
второго поколения»), рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, с
возможностями УМК «Перспектива», с особенностями школы, образовательных
потребностей и запросов учащихся.
Изучение
литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих
целей:
- овладение
осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в
системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и
приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование
всех видов речевой деятельности;
- развитие
художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического
отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными
и научно-познавательными текстами;
- обогащение
нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста;
формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов
многонациональной России и других стран.
Основные
задачи курса «Литературное чтение»:
- развивать
коммуникативно-речевые умения и навыки, обеспечивающие потребность в чтении
литературных произведений, их свободное чтение и самостоятельное извлечение
смысловой информации из прочитанного текста;
- формировать уважительное
отношение младших школьников к книге как важнейшей культурно-исторической
ценности;
- обеспечить
младшим школьникам понимание художественных произведений;
- научить
практически различать художественные и научно-познавательные литературные
произведения;
- развивать интерес
к литературному творчеству;
- формирование
основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
- становление основ
гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся.
Общие
принципы, реализующие указанные цели:
-принцип
художественно-эстетический, позволяющий изучать произведение как искусство
слова и формировать эстетическое отношение к произведениям искусства и
окружающему миру;
- принцип
системности, обеспечивающий изучение произведения во всей его полноте, во
взаимосвязи художественно-эстетических, духовно-нравственных и
познавательно-мировоззренческих ценностей литературного произведения, в
единстве его художественной формы и содержания;
- принцип
коммуникативности, реализующий диалоговую форму урока и построение системы
разбора произведения как общение вдумчивого читателя с автором произведения и
его героями;
- принцип введения
элементов драматургии для всестороннего анализа произведения;
- принцип
дидактической целесообразности, позволяющий сочетать многоаспектный анализ
текста с развитием интенсивного навыка чтения;
-
культурно-исторический принцип;
- принцип
взаимосвязи семьи и школы, возрождающий русскую традицию семейного чтения.
Для обучения литературного чтения учащиеся 2
«Б» класса выбрана содержательная линия учебно-методического комплекта
«Перспектива» авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская. Рабочая
программа разработана на основе Сборника рабочих программ Система учебников
«Перспектива» 1-4 классы Москва «просвещение» 2011г.
УМК по литературному чтению состоит в том, что она включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой
которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать,
выделять главное, задавать уточняющие вопросы.
Развитие умения
говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести
диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного
чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения
(кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой
цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание,
оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению
собеседника.
Большое внимание в
программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения
учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и
небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе
прочитанных текстов.
Календарно-тематическое планирование рассчитано на 4
часа в неделю, что составляет 140 часов в год. Авторская программа рассчитана
на 136 часов. Поэтому в рабочую программу внесены следующие изменения: резерв
36, 64, 88, 124.
Общая характеристика курса
Литературное чтение
как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и
идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним
тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная
основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение
художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс
воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями.
Через приобщение в
процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с
героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего.
Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено
изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его
звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного
произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов,
олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство
создания художественного образа (природы или человека), через который автор
выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё
отношение к героям и произведению в целом.
Основной
составляющей содержания курса являются художественные произведения
отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с
научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные
способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение
произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт
условия для более глубокого понимания словесного искусства.
Отличительной
особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия
«культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной
взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как
культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой
духовно-нравственной культурой России.
Место курса в учебном плане.
Курс рассчитан на
448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения1отводится 40 ч (4 ч в
неделю, 10 учебных недель), во 2—4 классах — по 140 ч (4 ч в неделю, 35 учебные
недели в каждом классе.
Ценностные
ориентиры содержания учебного предмета
Литературное
чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении
задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с
художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок.
Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения
формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных
классов.
Литературное
чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими
ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных
качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На
уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения,
совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя
произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми
ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом
играет эмоциональное восприятие произведений, которое формирует эмоциональную
грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в
рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека,
характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Результаты
изучения курса
Личностные
результаты
1. Формирование
чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России.
2. Формирование
уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Развитие
мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
4. Развитие
самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения.
5. Формирование
эстетических чувств.
6. Развитие
этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие
навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть
положительной,
гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить
выходы из спорных ситуаций.
8. Наличие
мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый
образ жизни.
Метапредметные
результаты
1. Овладение
навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты
в устной и письменной форме.
2. Активное
использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных
задач.
3. Готовность
слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения.
4. Овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации,
установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
5. Овладение
базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи
между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор,
содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами
гуманитарно-эстетического цикла. (Курс литературного чтения вводится сразу
после завершения обучения грамоте, которое продолжается 23 учебные недели.)
6. Овладение
способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить
средства их осуществления.
7. Формирование
умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения
результата.
Предметные
результаты
1. Понимание
литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и
передачи нравственных ценностей и традиций.
2. Формирование
отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
3. Формирование
отношения к художественным произведениям как искусству слова.
4. Осознание
духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов
многонациональной России.
5. Осознание
значимости систематического чтения для личностного развития; формирование
представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических
представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по
всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
6. Понимание
роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и
специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев.
7. Достижение
необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности,
общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя,
элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных,
научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий.
8. Умение
выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и
алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты
своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Литературное чтение
Вводный раздел.
Приглашение в страну Литературию.
Книга – друг и советник.
Жанровый блок.
Устное
народное творчество: загадки. Пословицы, потешки, небылицы; сказки о животных;
бытовые и волшебные сказки (сказки народов России и зарубежных стран).
Литературные
произведения: сказки русских писателей; басни и рассказы современных писателей
и писателей-классиков; «Страницы поэзии» (стихи русских поэтов).
Литература
– искусство слова. Дальнейшее знакомство с произведениями детских писателей
(К.Чуковский, С.Маршак, С.Михалков, А.Барто, Н.Носов), небольшой справочный
материал о жизни и творчестве писателей.
Тематический
блок.
Произведения
современных писателей, писателей-классиков русской и зарубежной литературы,
раскрывающие художественно – эстетические, морально – этические и
патриотические темы ( о красоте родной природы, о детях и семье, о школе,
родной стране и её людях).
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И
ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Учебно – методическое
обеспечение (книгопечатная продукция):
- учебно – методический комплекс
(УМК) по литературному чтению для 1-4 классов (программа, учебники, рабочая
тетрадь и др.):
- Л.Ф.Климанова Программа по
литературному чтению, Москва, «Просвещение», 2008г.
- Л.Ф.Климанова,
Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий; Литературное чтение 2 класс, часть 1;
Москва, «Просвещение», 2011г.
- Л.Ф.Климанова,
Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий; Литературное чтение 2класс, часть 2;
Москва, «Просвещение», 2011г.
Печатные пособия:
- набор сюжетных картинок в соответствии с тематикой;
- словари по русскому языку;
- репродукции картин и художественные фотографии;
- детские книги разных типов из круга детского чтения;
- портреты поэтов и писателей.
Технические средства обучения:
- классная доска;
- настенная доска с набором приспособлений
для крепления картинок;
- экспозиционный экран;
- телевизор;
- видеоплеер (видеомагнитофон);
- магнитофон;
- ДВД.
Оборудование класса:
-ученические столы двухместные с
комплектом стульев;
-стол учительский;
-шкафы для хранения учебников,
дидактических материалов, пособий;
-настенные доски для вывешивания
иллюстративного материала.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения учителей начальных
классов
от «____» __________ 201__ г. № ___
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель
директора
по
учебно-воспитательной работе
____________ О.Е. Соколова
«___»
_____________2014 г
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.