Учитель: Курелов А.Б. Повышение
социального статуса экологии, экологической безопасности.
В современных
социально-экономических условиях антропогенное влияние на окружающую среду
достигло небывалой интенсивности и глобальных масштабов. Наблюдаемый
в обществе на протяжении последних десятилетий рост внимания
к проблемам, традиционно составляющим предмет изучения экологической
науки, вполне закономерен, так как игнорирование фундаментальных природных
законов привело к неадекватности принципов и методов вмешательства
человека в природу. В настоящее время в окружающей среде
наблюдаются опасные необратимые явления, связанные с исчерпанием природных
ресурсов, загрязнением различными отходами, разрушением естественных ландшафтов,
сокращением видового разнообразия и другие, которые ставят под угрозу
выживание самого человечества. Действие указанных обстоятельств
в значительной степени обусловило повышение социального статуса экологии,
экологической безопасности.
Экологическая безопасность,
как междисциплинарная отрасль знаний, занимает определенный уровень
в системной организации современной науки, входит в систему
государственной безопасности Российской Федерации. В Федеральном законе
«Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г, экологическая
безопасность рассматривается как состояние защищенности природной
среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного
воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера, их последствий [6]. В настоящее
время общество осознает, что основными факторами устойчивого развития являются
гарантии экологической безопасности, принимаемые мировым сообществом.
В связи с этим, большое внимание должно уделяться непрерывному экологическому
образованию, юридические аспекты которого прописаны в этом же законе. Так,
в 71 статье «Всеобщность и комплексность экологического образования» говорится
о необходимости реализации системы всеобщего и комплексного
экологического образования, включающей в себя дошкольное и общее
образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное
образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную
переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также
распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой
информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения,
организации спорта и туризма.
Однако в реальной жизни
наблюдается недостаточная экологическая направленность общего среднего
образования. Экология как самостоятельная учебная дисциплина отсутствует
в базисном учебном плане. Экологическое образование реализуется
в рамках многопредметной модели, которая предполагает экологизацию
школьных дисциплин, то есть включение в их содержание экологических
понятий и выделение в учебных программах тем, посвященных экологии.
Главная цель экологизации — воспитание личности, ориентированной на
ценностные экологические ориентации, позволяющие осознать необходимость
сохранения природы, активного участия в экологической деятельности по
выявлению и содействию в решении экологических проблем,
экологическому самообразованию. Таким образом, экологизация — это не
просто обогащение предметного содержания понятиями экологии и ценностными
экологическими установками, но и формирование на их основе ценностных
экологических ориентаций, потребностей и мотивов к деятельности
экологического характера [1].
Экологическое образование
может успешно реализовываться в рамках учебной дисциплины «Основы
безопасности жизнедеятельности», в содержательном компоненте которой
представлены темы экологической направленности. Например, такие как
«Антропогенные изменения в природе», «Чрезвычайные ситуации экологического
характера», «Источники загрязнения окружающей среды», «Способы очистки воды»,
«Понятие о кислотных дождях», «Последствия опустынивания земель»,
«Показатели предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ»
и другие [2]. Помимо теоретических знаний, учащиеся приобретают
практические умения и навыки в области экологии: оценивать состояние
окружающей среды, находить информацию об экологической обстановке в местах
проживания, планировать возможный перечень мероприятий, проводимых по защите
здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической
обстановкой и другие [3, 4]. Для успешного формирования знаний, умений по
экологической безопасности, ценностного отношения к природе необходимо
правильно мотивировать учащихся. Заинтересовать школьников можно различными
способами: выбором творческих заданий, сменой методов обучения, интересными
фактами, а также возможностью моделировать различные чрезвычайные
ситуации, с которыми ученики могут встретиться в жизни.
В результате у ребят появляется возможность проектирования модели
предстоящих действий, формирования умений моделировать свои поступки
в случае возникновения чрезвычайной ситуации, вкладывая в данный
процесс личностный смысл. При этом эффективность обучения значительно
возрастает в том случае, если у учащихся сформирован познавательный
интерес к проблемам безопасности и, в частности, экологической
безопасности.
Познавательный интерес имеет
сложную структуру, которую составляют как отдельные психические процессы
(интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные
и субъективные связи человека с миром. Такие известные психологи, как
Выготский Л. С., Давыдов В. В., Рубинштейн С. Л.
и др. утверждают, что истоки интереса лежат в общественной жизни, что
он развивается и обогащается в деятельности, в которой
формируется и конкретное содержание интересов человека, т. е.
источником познавательного интереса является жизнь, окружение. Однако
в окружающем мире далеко не все и не в равной мере привлекает
человека, не все он стремится исследовать, понять, познать. Познавательный
интерес — это избирательная направленность личности, обращенная
к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу
овладения знаниями [5]. Следует отметить, что становление многих характеристик
личности находится в прямой зависимости от уровня сформированности
познавательного интереса, который рассматривается как интегральная
характеристика личности, выражающая ее эмоционально-положительное отношение
к знаниям, процессу познания, своим интеллектуальным, эмоциональным
и коммуникативно-волевым возможностям в познании. Суть познавательного
интереса заключается в том, что его объектом является сам процесс
познания, характеризующийся стремлением проникать в сущность явлений,
познанием теоретических, научных основ определенной области знаний, устойчивым
стремлением к постоянному глубокому и основательному их изучению.
Формирование познавательной активности, познавательного интереса учащихся
в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности происходит под
влиянием внешних и внутренних факторов: методической подготовки учителя, уровня
развития учащихся, сформированности знаний, умений и навыков,
направленности на активную учебную деятельность и других. Принцип
активности учащихся в процессе обучения был и остается одним из
основных в дидактике, под которым подразумевается качество деятельности,
характеризующиеся высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью
в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием
социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она
является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий
и следствием организации педагогической среды, в том числе включающей
в себя игровые формы обучения.
В игре учащийся развивается
как личность, получает новые знания, овладевает необходимыми умениями. Кроме
того, у него появляется возможность актуализировать имеющиеся знания
и проверить свои умения и навыки. В процессе игровой
деятельности происходит развитие активности, самостоятельности, творчества
и инициативы учащихся, так как игра построена на интересе, увлеченности,
эмоциональной привлекательности, желании каждого участника проявить себя
с наилучшей стороны. В ходе игры у обучаемых формируются такие
стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть отношения
с окружающими людьми, готовность к действиям в неординарных,
в том числе несущих прямую угрозу жизни и здоровью, ситуациях.
Большинству игр, применяемых в педагогической практике, присущи следующие
черты: свободная развивающая деятельность, творческий, импровизирующий характер,
эмоциональная приподнятость; наличие прямых или косвенных правил, отражающих
содержание игры. Если рассматривать игру как процесс, то в ее содержание
входят роли, которые берут на себя играющие; игровые действия как средство
реализации этих ролей; игровое употребление предметов как замещение реальных
объектов условными; сюжет, который условно воспроизводится в игре. Роль
игры в экологическом воспитании определяется тем, что она способствует
расширению знаний ребенка о природе; формированию нравственных представлений
и потребности положительного воздействия на окружающую среду; развитию
способности предсказывать следствие по причине. При этом содержание игровой
деятельности должно способствовать углублению экологических знаний учащихся,
становлению эмоционально-чувственного отношения к природе, формированию
умений и навыков безопасной экодеятельности. В качестве примера
приведем следующие темы игр экологической направленности: «Источники
экологической опасности», «Будь внимательным», «Что мы едим?», «Конференция экологов»,
«Экологический совет по обеспечению личной безопасности», графические
головоломки, тематические кроссворды, игры-упражнения и др.
Педагогическое исследование
по использованию игровых технологий в учебном процессе проходило на базе
средней общеобразовательной школы № 235 им. Д.Д Шостаковича
с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла
г.Санкт-Петербурга. В ходе констатирующего эксперимента нами было
проведено анкетирование, тестирование и опрос учащихся 7–8 классов с целью
определения общего уровня познавательного интереса, уровня мотивации
к изучению экологических вопросов и уровня знаний в области
экологической безопасности. Анализ результатов эксперимента показал, что
уровень общей учебной мотивации находится чуть ниже среднего, а уровень познавательной
активности к экологии, так же как и знания в данной сфере, очень
низок. На следующем этапе педагогического исследования мы проводили уроки по
ОБЖ с использованием игровых технологий, способствующих развитию
познавательного интереса к экологии как в общем, так и к ее
отдельным ее сторонам. В основу занятий легли активные методы обучения,
средства с использованием мультимедиа и игровых методик. Так,
например, мы провели экологическую игру «Думай по-зеленому», которая начиналась
с выступления на тему: «Окружающая среда и Человек»
с сопровождением презентации. Затем мы разделили детей на команды
и выдали им маршрутные листы с названиями станций, например первая
называлась «Экологический светофор». Для проведения
мероприятия использовали вопросы на желтых, красных и зеленых карточках.
Учащиеся должны были выбрать с каждого стола по одной карточке
и ответить на вопросы. За каждый правильный ответ — 1 балл. Вторая
станция называлась «Безопасная окружающая среда». Мы предлагали командам
познакомиться с разнообразной информацией о неблагоприятном состоянии
окружающей среды, рассмотреть соответствующие фотографии и оценить
состояние среды, выделив основные источники загрязнений и загрязняющие
вещества. Время выполнения — 7–10 минут. Затем жюри оценивали рисунки по
пятибалльной системе. Последняя станция носила название «Экологические
высказывания известных и не очень известных людей». В течение
определенного времени учащиеся должны были восстанавливать текст высказывания.
Количество баллов зависело от количества правильно восстановленных слов
в тексте и дополнительного балла, в случае, если учащиеся
назовут имя автора высказывания. Основными задачами этого урока-игры были
следующие: ознакомление учащихся с глобальными проблемами загрязнения
планеты Земля; формирование экологического мышления, экологической культуры;
развитие умения решать экологические задачи и проблемы. Так же мы провели
урок в форме телевизионной игры «Что? Где? Когда?" по теме
экологическая безопасность, основной целью которого явилось расширение знаний
учащихся об экологических проблемах окружающей среды, в том числе г.
Санкт-Петербурга, способов их решения, а также воспитание экологической
культуры школьников.
На заключительном этапе
педагогического эксперимента мы вновь проверили уровни познавательной
активности и знаний в области экологии, провели анализ результатов.
На вопрос: «Какие уроки вам было интересно посещать?» 87 % школьников
выделили уроки с использованием игровых методик. Уровень общей учебной
мотивации за время проведения педагогического эксперимента практически не
изменился, а уровень познавательной активности к экологии вырос на
27 %, знаний по экологии на 18 %. В результате проведения уроков
с использованием игровых технологий, у учащихся появилось желание
самостоятельно изучать вопросы экологической безопасности, сообщать
о результатах друзьям, одноклассникам, родителям и занимать активную
жизненную позицию по сохранению и улучшению окружающей среды. Таким
образом, отношение к проблемам экологии может быть сформировано в процессе
взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики
человека. Следовательно, реализация задачи формирования знаний и умений по
экологической безопасности, экологической культуры личности требует пересмотра
не только содержания образования, но также форм, методов, средств обучения
и воспитания. Использование игровых занятий в курсе «Основы
безопасности жизнедеятельности» способствует формированию личности безопасного
типа поведения и решению многих учебно-воспитательных задач: развитию
познавательного интереса, умений аргументированно отстаивать свою точку зрения,
грамотно вести дискуссию, эффективно взаимодействовать с партнерами по
общению, применять знания в новой ситуации.
Литература:
1.
Власова Е. А. Экологизация школьного курса биологии как основа
формирования экологической компетентности. // Биологическое
и экологическое образование: методология, теория, методика, практика.
Сборник материалов XI Международного методологического семинара 21–24 ноября
2011 г., Санкт-Петербург. — СПб.: Изд-во «ТЕССА», 2011. — с.
157–161.
2.
Латчук В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Программы
для общеобразовательных учреждений. 5–11 кл. / В. Н. Латчук,
С. К. Миронов, С. Н. Вангородский. — М.: Дрофа,
2010. — 107.
3. Костецкая Г. А. Основы
безопасности жизнедеятельности в школе: возможности, проблемы
и перспективы //Безопасность жизнедеятельности. —
№ 10/2012. — М.: «Новые технологии», 2012. — С.37–40.
4. Примерные программы
по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5–9 классы:
проект. — 2 — е изд., дораб. — М.: Просвещение,
2011. — 47 с.
5.
Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для
учителя. — М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.