Инфоурок Музыка Другие методич. материалыПовышение конкурентноспособности через формирование имиджа образовательной организации

Повышение конкурентноспособности через формирование имиджа образовательной организации

Скачать материал

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ОГАОУ ДПО «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ»

 

Кафедра оценки и управления качеством

 

 

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Повышение конкурентноспособности через формирование имиджа образовательной организации

 

 

 

Выполнил: Федорова Руфина Рязявовна

выпускник курсов профессиональной

переподготовки по направлению

«Управление персоналом»

 

 

Научный руководитель: Глазкова Татьяна Владимировна,

кандидат педагогических наук

 

 

 

 

 

Иркутск 2014 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ         3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ            6

1.1.        Что такое конкурентноспособность образовательной организации  6

1.2.        Понятие имиджа образовательной организации         7

1.3.        Механизмы формирования,  способы и методы построения имиджа образовательной организации                11

ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»  Г.ЧЕРЕМХОВО          22

2.1. Общая характеристика музыкальной школы        22

2.2. Анализ существующего имиджа музыкальной школы     24

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ           35

ПРИЛОЖЕНИЯ 38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Каждый директор и его педагогический коллектив мечтают, чтобы на их образовательной организации лежала печать яркой индивидуальности, чтобы она выделялась среди прочих, вызывала желание устроиться на работу или учиться именно в ней.

Школа – это открытая, взаимодействующая со многими социальными институтами социально-педагогическая система, о которой все чаще говорят как о сфере услуг, употребляя такие понятия, как конкурентоспособность, сегмент рынка, образовательная услуга, реклама и т.д. [1].

Устойчивый позитивный имидж школы сегодня можно рассматривать как важный современный компонент методического продукта школы и как дополнительный ресурс управления, ресурс развития образовательной организации.

Необходимость формирования имиджа образовательных организаций определяется следующими причинами:

– во-первых, сложная демографическая ситуация (особенно в малых городах) усиливает конкуренцию среди образовательных организаций одной территории в борьбе за набор учащихся и сохранение контингента;

– во-вторых, сильный позитивный имидж облегчает доступ образовательной организации к лучшим ресурсам из возможных: финансовым, информационным, человеческим и т.д.;

– в-третьих, имея сформированный позитивный имидж, образовательная организация при прочих равных условиях становится более привлекательной для педагогов, так как предстает способной в большей степени обеспечить стабильность и социальную защиту, удовлетворенность трудом и профессиональное развитие;

– в-четвертых, устойчивый позитивный имидж дает эффект приобретения образовательным организациям определенной силы, в том смысле, что создает запас доверия ко всему происходящему в стенах организации, в том числе к инновационным процессам.

Это делает актуальной деятельность администрации школы в области прикладной (образовательной) имиджелогии.

Именно тот имидж, который складывается в глазах общественности об образовательной организации и ее руководителе, существенно влияет, и на приток родителей и учащихся, и на развитие социального партнерства.

Сформированный позитивный имидж школы позволит решить ряд задач:

- повысить привлекательность школы, в первую очередь, для родителей, учащихся и персонала;

- повысить эффективность мероприятий по информированию населения относительно новых образовательных услуг;

- облегчить процесс введения новых образовательных услуг;

- повысить уровень организационной культуры;

- способствовать улучшению социально-психологического микроклимата в коллективе.

Образовательные организации на практике вынуждены задуматься о том, в чем же преимущество нашей организации по сравнению с другими. И как мы понимаем, стремление школы конкурировать только на основе высоких показателей итоговой аттестации  или количества победителей в конкурсах и олимпиадах не совсем оправдано.

Не все родители ориентированы только на результат обучения, многие, прежде всего, уделяют внимание комфортным условиям в образовательной организации, разнообразию досуга детей, желанию ребенка учиться именно в этой школе и т.д.

Из каких источников получают родители и общественность информацию о своей школе?

Не секрет, что родители, выбирающие школу для своего ребенка, сначала ориентируются на слухи. Слухи порождаются мнениями и оценками других людей.

Причем, всегда субъективными. Следовательно, от того, какое мнение сложится у нескольких людей, столкнувшихся со школой, зависит ее репутация на многие годы.

Мы прекрасно понимаем, что важно не только привлечь потребителей  (родителей и учащихся), но и  создать условия, в которых каждый из участников образовательного процесса стремился  бы к достижению общей цели – повышения качества образования, создания комфортной воспитывающей среды, становления ответственного гражданина своей страны.

Создание положительного имиджа и высокой репутации школы является сложным и длительным процессом. Среди основных причин, влияющих на готовность образовательной организации тратить временные, людские и финансовые ресурсы на формирование имиджа – потребности в завоевании определенной известности среди подобных организаций, приобретении репутации и высокого статуса, обеспечении привлекательности для потребителей, а, следовательно, создании условий для привлечения финансовых средств на развитие организации.

Основным преимуществом имиджа является его направленность на создание образа (изображения), призванного оказывать эмоционально-психологическое воздействие на всех участников образования (педагогов, родителей, детей, общественность) своим устойчивым представлением об объекте в целях его упорядочения.

Таким образом, созданное представление о школе как об успешной, престижной, комфортной организации будет оказывать влияние, и на внешнею среду школы, и на внутреннюю.

Конечным результатом, то есть целью формирования имиджа, является повышение конкурентоспособности образовательной организации. А конкурентоспособность достигается сформированным отношением к образовательной организации. Если то отношение, которое имеется у наших желаемых союзников, нас полностью устраивает, можно считать, что мы достигли своей цели.

Объект исследования: имидж образовательной организации.

Предмет исследования: механизм формирования, способы и методы построения положительного имиджа образовательной организации.

Цель исследования заключается в проведении анализа имиджа Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа» г.Черемхово.

Задачи исследования:

- рассмотрение понятий конкурентноспособности и имиджа образовательной

организации;

- изучение механизма формирования,  способов и методов построения имиджа

образовательной организации;

- анализ существующего имиджа предмета исследования;

Гипотеза исследования: формирование положительного имиджа образовательной организации является необходимым условием повышения конкурентоспособности и увеличения числа учащихся.

Практическая значимость: представленная информация может быть интересна, прежде всего, непосредственно администрации образовательной организации, а также педагогам, интересующимся формированием своего положительного образа, как в глазах профессионального окружения, так и  мнении своих учеников.

Методической и теоретической основой данного исследования являются работы российских и зарубежных авторов по теории конкурентноспособности и имиджа.

Методы работы: в исследовании использован комплекс теоретических и эмпирических методов, включающий: теоретический анализ литературных источников; сравнительный анализ методических материалов.

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

1.1.        Что такое конкурентноспособность образовательной организации

Для обеспечения устойчивости образовательной организации в постоянно изменяющихся экономических условиях появляется необходимость в непрерывном отслеживании состояния рынка образовательных услуг.

В условиях рыночной экономики жизнеспособными оказываются только конкурентоспособные организации. Конкурентоспособная образовательная организация – это организация, которая обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг.

Понятие конкурентоспособности является многогранным и отражает не только различные аспекты деятельности образовательной организации и качество оказываемой ею образовательной услуги. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся определения термина конкурентоспособность организации сферы услуг (образовательной организации).

Киперман Г.Я. определяет конкурентоспособность образовательной организации, как способность противостоять на рынке другим образовательным организациям как по степени удовлетворения своими образовательными услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности научно-образовательной деятельности [2].

Перцовский Н.И. дает следующее определение:

конкурентоспособность образовательной организации - это возможность эффективной научно-образовательной деятельности и ее эффективной практической реализации в условиях конкурентного рынка; это обобщающий показатель жизнестойкости образовательной организации, ее умения эффективно использовать свой кадровый, научно-методический, финансовый, материально-технический, информационный потенциалы [3].

Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. определяют конкурентоспособность образовательной организации как способность успешно оперировать на конкретном рынке в данный период времени путем предоставления конкурентоспособных образовательных услуг [4].

В качестве наиболее полного предлагается дать следующее определение конкурентоспособности образовательной организации: конкурентоспособность образовательной организации - это превосходство образовательной организации своими образовательными услугами аналогов в конкретных сегментах рынка в определенный период времени; потенциальная способность образовательной организации предоставлять конкурентоспособные услуги в будущем без ущерба своему финансовому состоянию.

  Конкурентоспособность образовательной организации определяется ее конкурентными преимуществами: внешними и внутренними. Повлиять на внешние факторы учебное заведение не в состоянии, но внутренние факторы почти целиком являются контролируемыми руководством организации, т. е. менеджмент организации имеет все необходимые условия для контроля этих факторов. Достижение внутренних конкурентных преимуществ организации осуществляется персоналом, при этом особая роль отводится руководителю.

К внутренним факторам конкурентоспособности относят: личность руководителя; состав специальностей, специализаций и форм обучения; система управления финансами; преподавательский состав; ценовая политика; наличие и полнота использования информационных ресурсов; материально-техническая база; коммуникационная политика; организационная структура управления; корпоративная культура образовательного учреждения [5].

К внешним факторам конкурентоспособности относят: социально-демографические; научно-технические; экономические; факторы внешней среды; средства маркетинговой информации; культурная среда; отраслевая структура, стратегии конкурентов; состояние конъюнктуры рынков; спрос на рынке труда; политико-правовые факторы; общественные организации и другие.

 

1.2.        Понятие имиджа образовательной организации

Когда образовательная организация предлагает образовательные услуги и обеспечивает устойчивый уровень их качества, то она начинает работать над созданием собственного имиджа.

Идея о связи имиджа организации с ее конкурентоспособностью не является новой. Научные исследования свидетельствуют, что главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, – высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информации публичной деятельности.

Следует отметить, что положительный имидж формируется только на основе устойчивой качественной образовательной услуги. Определение качественного в образовательной системе является проблемой, требующей привлечения системы экспертных оценок данных. Однако, прежде чем говорить об имидже образовательной организации и особенностях его формирования, необходимо уточнить смысл понятия «имидж».

Одним из первых, кто ввел понятие «имидж» в специальную русскоязычную литературу, был О.А. Феофанов. В своей работе «США: реклама и общество» он рассматривал имидж как основное средство психологического воздействия рекламодателя на потребителя [6].

В современных словарях понятие «имидж» трактуется  как целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п. [7]

Обратим ваше внимание на несколько ключевых слов: «целенаправленно» - т.е., имидж – это то, что можно планировать и создавать; «эмоционально-психологическое воздействие» - т.е., он «работает» с чувствами, а не только с логикой; «воздействие на кого-либо» - т.е., необходимо увидеть тех субъектов, ради которых вся эта работа и затевается.

Пискунов М.С. [8] рассматривает имидж образовательной организации как «эмоционально окрашенный образ, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социального окружения общеобразовательного учреждения». (Это определение является самым часто цитируемым)

Автор-составитель книги «Имиджелогия» В.М. Шепель [9] к основным характеристикам имиджа образовательной организации относит, в первую очередь, образ руководителя (его способности, установки, ценности социально-психологические характеристики, внешний вид), затем образ персонала образовательной организации (социальные данные, культура, профессиональная компетентность, личностные характеристики и т.д.). Кроме этого, уделяется внимание представлению социального окружения о качестве образования, стиле школы, уровне комфортности школьной среды, цене образовательных услуг и внешней атрибутике.

В маркетинговой литературе для характеристики имиджа используются разные определения - желаемый, реальный, традиционный, благоприятный, позитивный, идеализированный, новый (обновленный). Наиболее часто встречающиеся из них - желаемый имидж, благоприятный имидж.

Упомянутые названия следует причислять не к разряду отдельных видов имиджа, а рассматривать как характеристики имиджа, грани одной призмы, новое качество объекта. Перечисленные характеристики имиджа не исключают друг друга, не противоречат и не отрицают друг друга, при этом имидж может переходить из одного

качества в другое. Так желаемый имидж при определенных усилиях со стороны заинтересованной в нем организации может стать реальным, а традиционный имидж перейти в новое качество или получить обновленное лицо.

Говоря об имидже, необходимо иметь ввиду, что у него всегда есть две стороны - одну определяет отношение к нему внешних аудиторий, которым собственно адресован данный имидж, и другая - данный имидж в представлении самого носителя имиджа, а именно учебного заведения. Из сказанного логично следует два вывода. Первый вывод, если мнения сторон совпадают - эффект (общественный и коммерческий) получается положительным, если существует диссонанс между мнениями, желаемый результат не достигается. Вывод второй, профессиональный подход к формированию желаемого имиджа учебным заведением должен строится на полномасштабном и всестороннем изучении аудитории, которой данный имидж адресован.

С понятием имиджа тесно связана и репутация образовательной организации, которая складывается из нескольких составляющих и которая удерживается в массовом сознании долгие годы. Отличие имиджа от репутации заключается именно в том, что репутация является итогом построения имиджа.

Можно выделить постоянные и переменные слагаемые позитивного имиджа образовательной организации.

К числу постоянных имиджа относятся:

- четкое определение педагогическим коллективом миссии и концепции

образовательной организации;

- оптимистичный настрой и доброжелательный микроклимат в учительском и детском коллективах;

- педагогическая, социальная и управленческая компетентность сотрудников;

- сформированный образ руководителя-профессионала, лидера, личности яркой,

увлеченной, обладающей неформальным авторитетом, способной вдохновить коллектив на достижение высокой цели;

- эффективная организационная культура образовательной организации,

включающая разделяемые всеми нормы, ценности, определенную философию управления, весь спектр взглядов, отношений, определяющих специфику поведения коллектива в целом;

- качество образовательных услуг;

- наличие и функционирование детских общественных организаций;

- связи образовательной организации с различными социальными институтами,

профильными  учебными заведениями и т.д.;

- вклад образовательной организации в развитие образовательной подготовки

учащихся, их воспитанности, психических функций, творческих способностей, формирование здорового образа жизни;

- забота администрации об оказании своевременной актуальной психологической помощи отдельным участникам образовательного процесса: отдельным ученикам, молодым специалистам, испытывающим затруднения родителям;

- наличие яркой внешней символики.

К числу переменных имиджа можно отнести:

- содержание миссии и приоритеты образовательной организации;

- виды образовательных услуг;

- материальную базу образовательной организации.

Следовательно, при работе над созданием устойчивого позитивного имиджа образовательной организации необходимо первостепенное значение придавать, прежде всего, неизменным и постоянным компонентам. С позиции управления образовательной организацией выявленные составляющие условно можно сгруппировать в следующие блоки:

- комфортность среды образовательной организации (оптимизм и

доброжелательность в коллективе.);

- качество образовательных услуг;

- позитивно воспринимаемый стиль образовательного учреждения (эффективная

организационная культура школы; наличие и функционирование детских общественных организаций и т.д.);

- позитивный образ руководителя и персонала образовательного учреждения

(педагогическая, социальная и управленческая компетентность сотрудников);

 - яркая внешняя атрибутика (наличие внешней символики, ритуалов и пр.).

 

1.3.        Механизмы формирования,  способы и методы построения имиджа образовательной организации

Под формированием имиджа образовательной организации мы понимаем процесс, в ходе которого создается некий спланированный образ на основе имеющихся ресурсов. 

Целью создания имиджа является повышение конкурентоспособности, привлечение инвестиций, установление и расширение партнерских связей.

Так, в статье Е.И.Зуевой выделяются следующие основные этапы формирования имиджа [10]:

- анализ внешней среды; выделение целевой группы, к которой будет обращен

имидж;

- анализ внутренних ресурсов; определение задач и их классификация

(содержательные, организационно-результативные и т.д.);

- мотивация участников проекта;

- ролевое распределение;

- выявление соотношения между составляющими имиджа: научный,

образовательный, общественный, имидж на рынке труда и т.д.;

- определение принципов формирования имиджа;

- разработка технологии формирования каждой составляющей имиджа;

- анализ соответствия полученного имиджа с желаемым результатом.

Имидж образовательной организации как положительный образ может быть сформирован лишь в случае предоставления качественных услуг. Но это условие, являясь необходимым, не является достаточным.

Технология формирования имиджа должна включать организацию продвижения информации (формы, каналы, периодичность, дозировку), систему обратной связи (диагностика промежуточных результатов, корректировка, прогностическая оценка).

Свой взгляд на формирование имиджа образовательной организации излагает также И. Аликперов, предлагая сравнительную характеристику западного и российского вариантов[11]   и другие.

Стоит отметить также то, что практически все исследователи, пишущие о создании имиджа образовательной организации, главными структурными компонентами его считают имидж руководителя и имидж педагогического коллектива.

Именно тот имидж, который складывается в глазах общественности об образовательной организации и его руководителе, существенно влияет и на приток родителей, и на получение высоких наград, и на развитие социального партнерства.

Механизм достижения выглядит следующим образом: имидж влияет на развитие социальных связей, которые становятся ресурсом для получения инвестиций. Образовательная организация, обладающая большим количеством ресурсов, становится более конкурентоспособной и повышает свою привлекательность для новых партнеров. Ее имидж становится все более позитивным. Механизмы формирования имиджа образовательной организации и способы его построения имеют определенные этапы:

Первый этап – определение миссии. Некоторые специалисты считают, что начинать нужно с анализа внешней среды и выделения целевой группы. Но педагогическая специфика организации диктует свои законы, поэтому сначала нужно определиться с базовой идеей образовательной организации («концепцией», «миссией» и т.д.). Прежде всего необходимо понять: «В чем особенность данной образовательной организации?» Это самый главный вопрос, вокруг которого будет определяться вся дальнейшая работа. Известный американский специалист по имиджу Б. Джи [12] выделяет пять позиций, по которым необходимо определиться компании при построении своего имиджа: принципы, цель создания компании, корпоративная философия, долгосрочные цели, стандарты.

             Процесс «согласования ценностей» и поиска «своего лица» может занять много времени. Важно помнить, что любой член педагогического сообщества является своеобразной частичкой, которая будет нести в мир информацию о целом. Значит, от того, насколько люди разделяют общие цели и насколько осознают средства их достижения, зависит личный успех каждого из них.

      К процессу формирования имиджа образовательной организации можно привлечь, и заинтересованных родителей, и самих учащихся. Совместная работа по формированию имиджа своей школы будет являться совместной деятельностью образовательного характера. Итог первого этапа – это четкое понимание сильных и слабых сторон.

Второй этап – определение целевой аудитории. После того как специфика образовательной организации представлена, необходимо понять, какая целевая аудитория является наиболее привлекательной. К данной аудитории относятся четыре основные группы: учащиеся, родители, средства массовой информации, социальные партнеры. Обычно администрация школы редко видит в своих учащихся тех субъектов, ради которых стоит выстраивать свой имидж. А ведь выпускники являются главными «PR агентами» образовательной организации. Память о школе хранится долго, и если тот образ, который сложился у ребят по окончании учебного заведения, малопривлекателен, то отдать в данную школу своих детей они вряд ли кому то посоветуют. Обучаясь в школе, учащиеся служат ее своеобразной «визитной карточкой»: то, что они рассказывают о своих школьных буднях (одноклассникам, в Интернете), или то, как они себя ведут в общественных местах, напрямую демонстрирует определенные стандарты, принятые в школьном сообществе. Родители учащихся – это самые авторитетные субъекты, способные не только дать реальную оценку работе образовательного учреждения, но и откорректировать общественное мнение и мнение своих детей о данном учебном заведении. Именно поэтому родители являются главной целевой группой, на которую необходимо ориентироваться в имиджевой работе.

   Сегодня все большее значение для успешного продвижения компании на рынке играют ее общественная деятельность и социальное партнерство (реальное и потенциальное). Но вряд ли какая - то организация, нуждающаяся в обретении позитивного имиджа, будет вкладывать деньги в невнятные школьные проекты. Как правило, помогают только тем, кто имеет хорошую репутацию и высокую социально общественную активность, – ведь польза от такого партнерства должна быть обоюдной.

               Известно, что взаимодействие предприятий спонсоров с образовательными организациями происходит на взаимовыгодных условиях.

Школы (школы искусств) могут предложить коммерческим структурам рекламу (в том числе и живую) их услуг и товаров; выступление учащихся на любых мероприятиях; организацию праздников, концертов; презентацию товаров, услуг, предприятий.

               Средства массовой информации являются своеобразными посредниками между образовательной организацией и обществом. Благодаря своевременному информированию о планах оганизации или достижениях возможно существенно расширить круг потенциальных партнеров и (или) сформировать позитивное мнение об образовательной организации в глазах окружающих. Характер информации для разных целевых групп должен быть разным, поэтому необходимо определить основные потребности каждой целевой группы (что для нее самое важное в вашей деятельности?) и ориентиры именно на них. Для привлечения состоятельных родителей необходимо больше рекламировать платные услуги (индивидуальные образовательные программы, творческие поездки, преподавание эксклюзивных предметов и т.д.).

Третий этап – планирование, где происходит разработка конкретных мероприятий, связанных с формированием имиджа. Условно их можно разделить на внутренние и внешние. Во внутренние (повышение организационной (корпоративной) культуры) могут входить создание школьной символики, разработка дресс-кода (стандартов одежды), изменение качества взаимоотношений всех участников образовательного процесса, введение в обучение факультативных занятий и т.д. Важно помнить, что открытость и демократичность образовательной организации напрямую зависит от того, насколько привлекательно выглядит то, что планируется «открывать» для других.

Управление внешним имиджем, представляющим трансляцию целей и деятельности образовательной организации для родителей, социальных партнеров, СМИ, должно быть нацелено на:

•             начало рекламной кампании инновационных проектов;

•             расширение различных видов рекламы, которое предполагает создание и регулярное пополнение сайта образовательной организации;

•             акции, письменные и устные контакты, включая информирование через буклеты, памятки, листовки;

•             рассылку благодарственных писем, широкую пропаганду достижений, демонстрацию наград;

•             участие в крупномасштабных проектах, исследованиях, волонтерской деятельности (мероприятиях, имеющих широкий общественный резонанс).

Итогом этого этапа должно стать ролевое распределение нагрузки. Самое главное, чтобы деятельность по формированию имиджа затрагивала интересы и усилия всех членов школьного сообщества. Немаловажное значение на этапе планирования имеет вопрос о характере обратной связи (или мониторинге). Информационная составляющая – одна из главных частей будущего проекта, где важно определить систему распространения и получения информации от человека, ответственного за эту часть работы.

             Четвертый этап – мотивация членов школьного сообщества. Немаловажное значение для успешных преподавателей и одаренных учащихся имеет популяризация их достижений как внутри школы, так и за ее пределами. По этому поводу С. Ким [13] советует: «... помоги успешным сотрудникам получить известность и создать себе репутацию выступлениями в программах местных новостей». Известно, что статус преподавателя сегодня до неприличия низок. Порой в этом виноваты сами учителя: наверняка в каждой школе найдутся люди, о которых можно с гордостью рассказать окружающим. Если любой представитель педагогического коллектива будет знать, что популяризация достижений его коллег благоприятно скажется на отношении ко всей системе образования, то преподаватели и администраторы перестанут страдать от ложной скромности и воспримут свою известность как бесценный ресурс. А популяризация детского творчества будет способствовать самоутверждению личности учащегося и дальнейшему профессиональному самоопределению.

Пятый этап – реализация проектов, где самое важное – это их органичная интеграция в непосредственный воспитательно - образовательный процесс. Деятельность по созданию имиджа может быть частью домашних заданий по разным предметам или конкретным «агитационным мероприятием».

В дополнение основному образовательно-творческому процессу выступает конкретная идея, имеющая вполне внятную цель, интересный процесс и конкретный результат. На каком бы предприятии ни трудился выпускник школы, вопросы имиджа будут волновать его всегда, и выбирать свое место работы он будет с учетом имиджа и репутации той компании, которая находится в сфере его профессиональных интересов.

             Шестой этап – проверка эффективности. На этом этапе (как правило, ежегодно) проводится анализ соответствия полученного имиджа с желаемым результатом. Обязательным условием становится доведение итогов мониторинга до всех участников подобной деятельности. Заинтересованность образовательной организации в обретении хорошей репутации производит приятное впечатление на окружающих. Человек, который говорит: «Мне дорога наша репутация», демонстрирует окружающим не только заботу о своей организации, но и важность корпоративных усилий, ориентированных на сотрудничество и развитие.

Резюмируя вышесказанное, важно отметить, что имидж образовательной организации представляет относительно самостоятельный вид деятельности и объект управления. К основным характеристикам этой деятельности относятся действия коллектива по активному информированию заинтересованной общественности (родителей, учащихся, коллег по работе и предпринимателей) о своей организации, перспективах ее развития; по созданию положительного образа организации в местном профессиональном сообществе; установлению продуктивных и выгодных партнерских отношений в социуме; поддержке и повышению престижа своей организации, признанию ее заслуг и достоинств, позитивного опыта, достижений, высокой популярности, значимого влияния на других.

 Таким образом, конечным результатом формирования имиджа, является повышение конкурентоспособности образовательной организации, которое достигается сформированным отношением к данной организации. Качество имиджа в данном случае – это не только психологический аванс, но и вполне внятные материальные инвестиции, которые образовательной организации может получить в перспективе.

 

 

Методы формирования внешнего и внутреннего имиджа образовательной организации

Анализ нескольких технологий формирования имиджа, разработанных различными авторами, дает основание считать, что алгоритм создания имиджа образовательной организации может включать:

- выявление у социальных групп, заинтересованных в предоставлении образовательных услуг, сложившихся представлений о нем;

- выявление актуальных предпочтений и ожиданий аудитории;

- конструирование имиджа образовательной организации, разработку стратегии формирования имиджа образовательной организации;

- непосредственное формирование имиджа образовательной организации;

- контроль промежуточных результатов, корректировку;

- мониторинг сформированного имиджа образовательной организации.

Предлагаем выделить три этапа формирования и подтверждения имиджа образовательной организации (внутреннего и внешнего).

Начало целенаправленной работы по формированию имиджа образовательной организации

Внутренний имидж – это отношение сотрудников к своей организации; в нашем случае – отношение участников образовательного процесса и работников к школе. Внутренний имидж на данном этапе только формируется (или корректируется). Основные задачи, которые нужно решать:

- выработка педагогическим коллективом совместного видения перспектив, определение и формулировка миссии образовательной организации, срочных и перспективных целей, составление планов деятельности;

- анализ сложившейся культуры с ее системой ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения, с утвердившимися ритуалами, церемониями;

- выявление ожиданий учащихся и их родителей;

- разработка общего стиля (внешних атрибутов образовательной организации и этики педагогического взаимодействия).

Внешний имидж – это то, как организацию воспринимает общество и, в это же время, требует следующих действий:

- разработка (или корректировка) визуальных и деятельностных элементов внешней атрибутики для демонстрации общности, корпоративности, единения,  формирования узнаваемого на рынке образовательных услуг образа;

- рекламная продукция, делает упор на уникальность предлагаемых услуг,

подчеркивает их качественность.

На первом этапе создания имиджа образовательной организации важно строго следить за соблюдением соответствия обещаний и их реализации. Лучше пообещать скромные услуги, но достойно их реализовать, чем обозначить широкий спектр, но обеспечить выполнение лишь какой-то части обещанного. В соответствии с позитивной установкой должно формироваться и поведение персонала, т.к. первое впечатление от общения с сотрудниками весьма сложно (и дорого) исправить. Особое внимание необходимо уделить мелочам (это, в первую очередь, символы: рекламы и плакаты на стендах, стенды с фотографиями лучших учеников и педагогов, праздничные стенгазеты, приказы и выговоры).

Активное формирование имиджа образовательной организации

Внутренний имидж образовательной организации в это время включает в себя следующее:

- работа над внедрением и укреплением традиций среди сотрудников для создания корпоративного духа. Гибкая система материальных и моральных поощрений, внимание к личным праздникам (например, дням рождения), выделение особых праздников (юбилей школы и т. д.) - все это позволяет сотруднику ощутить себя нужным в коллективе и, со своей стороны, стремиться соответствовать этому коллективу.

- формирование системы стимулов создания благоприятного имиджа,

предполагающей разработку психологических, социальных и экономических механизмов стимулирования заинтересованности членов коллектива в формировании благоприятного имиджа образовательной организации;

- создание общего стиля помещений образовательной организации – в

соответствии с традициями, особенностями ее деятельности и финансовыми возможностями. Это – не настолько дорогостоящее дело, как может показаться. Для начала достаточно соблюдать общую чистоту на всей территории. Стиль помещений должен соответствовать функциям и согласовываться с общим стилем (например, быть выдержанным в гармоничной цветовой гамме, иметь на дверях функциональные таблички, выполненные в едином стиле). При этом наличие стиля не исключает, а предполагает существование большого количества грамотных указателей. Профессор Шепель В.М. подчеркивал: «Как отсутствие визитной карточки является несоблюдением делового этикета в общении, так и примитивный, а тем более неряшливый вид офиса и служебных кабинетов наносит трудно поправимый ущерб фирменной репутации»[14] .

Внешний имидж образовательной организации в это же время направлен на следующее:

- изготовление разного рода рекламных средств для актуализации желаемого

 имиджа образовательной организации: рекламные информационные материалы (листовки, буклеты), сувенирная продукция;

- использование возможностей радио, телевидения, для пропаганды достижений

образовательной организации;

- активное использование внешней атрибутики во всех видах имиджевой деятельности;

- начало связей с общественностью, проведение РR-мероприятий: организация дней открытых дверей, презентаций;

- организация мероприятий (собраний, семинаров) для аудиторий, в которых заинтересовано учебное заведение, курирование воспитательных и образовательных организаций, осуществляющих воспитание и обучение будущих учащихся и т.д.;

 - создание собственного сайта в Интернет, как проекта, в ходе которого может быть создана рекламная площадка, где будет формироваться благожелательный имидж учреждения в Интернет;

- активная социальная реклама, где демонстрируется забота о новом поколении России через конкретную деятельность, через создание условий для творческого развития;

- подчеркивание в рекламе стабильности деятельности школы, обеспечение

достаточно регулярных и продуктивных связей с выпускниками разных лет;

- организация постоянной обратной связи для анализа эффективности проводимых

мероприятий, а для этого – создать временные творческие группы педагогов и учащихся с целью проведения маркетинговых прогнозирующих исследований.

По сути, на данном этапе создается и отрабатывается система формирования и управления образовательной организации.

Поддержка, корректировка и обновление сформированного имиджа образовательной организации.

Управление процессом поддержки, корректировки и обновления внутреннего имиджа образовательной организации на этом этапе предполагает:

- стимулирование инновационной деятельности, для чего персонал активно задействуется в различных курсах повышениях квалификации, перепрофилировании, конкурсах проектов и др.;

- создание новых направлений деятельности, как вписывающихся в общий стиль, так и абсолютно новаторских (здесь возможны два пути: подача нового как хорошо забытого старого, связь с традициями и т. д., либо реклама именно инноваций - это то, что еще никто не делал, не предлагал, мы - первые);

- постоянное поддержание прямой и обратной связи с потребителями

образовательных услуг.

Управление внешним имиджем образовательной организации на этом этапе нацелено на следующее:

- начало рекламной кампании инновационных проектов;

- расширение различных видов рекламы (использование доступных видов наружной рекламы, использование фотографий вместе с информацией; изготовление рекламных вещей (ручки, карандаши и пр.), на которых красуется эмблема школы и т.д.), широкая пропаганда достижений, демонстрация наград и т.д.

На каждом этапе формируются определенные информационные материалы, предназначенные для внешнего представления. Назовем их обобщенные содержательные компоненты:

•             Адрес образовательной организации, контактные телефоны, местоположение школы и возможность до нее доехать общественным транспортом.

•             Краткая историческая справка, раскрывающая этапы становления, развития школы, изменения ее статуса.

•             Миссия учебного заведения. Выбор миссии напрямую связан с выбором типа, вида, модели образовательной организации. В миссии должна быть отражена специфика контингента учащихся.

•             Модель выпускника учебного заведения – один из основных компонентов информационных материалов.

•             Образовательная структура учебного заведения, включающая все ступени обучения (данный компонент позволяет проследить возможности самоопределения школьников внутри школы; особенности содержания образования – оригинальные предметы, учебные курсы), новизну образовательных услуг, предлагаемых школой, их конкурентоспособность.

•             Образовательное пространство учебного заведения. Научно-практические связи школы. Этот компонент создает видение возможных путей продолжения профессионального самоопределения выпускников школы, а также демонстрирует условия развития личности школьника в процессе обучения.

•             Традиции коллектива (праздники, конкурсы, олимпиады).

•             Результаты, достижения в деятельности образовательного заведения (призовые места, победы на конкурсах и олимпиадах; социальная адаптация; поступления в профильные учебные заведения).

•             Перспективы развития образовательной организации.

Таким образом, для того чтобы та или иная образовательная организация была привлекательной, имела свой неповторимый уже сложившийся или складывающийся образ, скорее всего, она должна иметь:

- четко определенные приоритеты, собственную философию, свое видение

будущего, сформулированное в миссии школы;

- уникальную, неповторимую, особую систему ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения, именуемую школьной культурой;

- разнообразные и качественные образовательные услуги;

 - оригинальную систему воспитательной работы, включая наличие и

функционирование детских и юношеских организаций, развитие творческих способностей, совершенствование психических функций и уровня воспитанности учащихся, формирование здорового образа жизни;

- связи с другими образовательными организациями, профильными

учебными заведениями, различными социальными институтами и т.д.;

- яркие, узнаваемые, своевременно обновляемые информационные материалы,

предназначенные для внешнего представления;

- систему целевой подачи информации потребителям о своем потенциале, успехах и

предлагаемых образовательных услугах.

Основными методами формирования имиджа образовательной организации являются: эффективные PR-мероприятия (дни открытых дверей, презентации и выставки образовательных услуг, публикации в СМИ и т.д.); благоустройство здания и территории школы; повышение педагогической культуры коллектива и всего персонала школы.

Сформированный позитивный имидж образовательной организации позволит решить ряд задач:

- повысить привлекательность школы, в первую очередь, для родителей, учащихся и персонала;

- повысить эффективность мероприятий по информированию населения

относительно новых образовательных услуг;

- облегчить процесс введения новых образовательных услуг;

- повысить уровень организационной культуры;

- способствовать улучшению социально-психологического микроклимата в

коллективе.

В результате выработанный благоприятный имидж образовательной организации может стать своеобразным мерилом степени развития всего учреждения, оценки перспективности его начинаний, зрелости и профессионализма всего коллектива, методической работы в школе.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Повышение конкурентноспособности через формирование имиджа образовательной организации"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор музея

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В наши дни образовательные организации на практике вынуждены задуматься о том, в чем же преимущество нашей организации по сравнению с другими. И как мы понимаем, стремление школы конкурировать только на основе высоких показателей итоговой аттестации  или количества победителей в конкурсах и олимпиадах не совсем оправдано.

 

Не все родители ориентированы только на результат обучения, многие, прежде всего, уделяют внимание комфортным условиям в образовательной организации, разнообразию досуга детей, желанию ребенка учиться именно в этой школе и т.д. 

Из каких источников получают родители и общественность информацию о своей школе? На этот и другие вопросы я попыталась ответить в своей работе. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 247 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.12.2014 2181
    • DOCX 40.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Фёдорова Руфина Рязявовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Фёдорова Руфина Рязявовна
    Фёдорова Руфина Рязявовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2322
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 45 регионов

Курс повышения квалификации

Методика преподавания музыки в общеобразовательной организации

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 135 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 247 человек

Курс повышения квалификации

Музыкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 851 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Актуальные проблемы развития исполнительских навыков учащихся в деятельности педагога ДМШ, ДШИ

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 165 человек

Мини-курс

Основы нарративного подхода: теория и методы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовый анализ

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов

Мини-курс

Теория и практика инвестиций в контексте устойчивого развития

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе