УДК 372.016:574+374
К.С. Белогурова
(студентка 5 курса, специальность
«Педагогика и методика начального образования», специализация «Экологическое
образование», Институт детства ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный
педагогический университет», Новосибирск)
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА ЮНЫХ
НАТУРАЛИСТОВ
Рассматривается способ экологического образования младших школьников на
занятиях кружка юных натуралистов, предусматривающий знакомство с окружающей
средой, взаимосвязями живых организмов, ролью человека в природной среде с использованием
метода проектов.
Экологическое образование, кружок юных натуралистов, знакомство с природной
средой.
Одной из
ведущих идей модернизации начального образования является усиление его
экологической составляющей. Сформировать у детей экологическое мировоззрение
невозможно без преподавания экологии в школе. Решить эту задачу в общеобразовательном
учреждении может помочь организация кружка юных натуралистов.
Проблеме
совершенствования процесса экологического воспитания в системе начальной школы
посвящены исследования многих ученых: Л.Д. Бобылева, Н.Ф. Виноградова, Л. Н.
Ердакова, Н.А. Жесткова, О.Н. Чернышовой, И.В. Цветкова, Л.В. Моисеева, Ю.Г.
Никитина и др.
Важнейшим
аспектом современного экологического образования является идея о том, что
экологические законы касаются и материальной, и духовной культуры и, а
следовательно, влияют на социальные процессы.
Экологическое
образование в настоящее время принято рассматривать как единую систему,
основными компонентами которой выступают формальное (дошкольное, школьное,
среднее специальное, высшее) образование и неформальное образование взрослого
населения.
Уровень современного
школьного образования во многом зависит от внедрения в постоянную практику
новых оригинальных методов и приемов обучения и воспитания. Среди них можно
назвать компьютеризацию экологического образования. Необходимо и внедрение
неординарных педагогических приемов, как, например, летний экологический лагерь
или, начиная с младших классов, проектных уроков, типа: «Лес - мой друг»,
«Город моей мечты», «Экомагазин», «Экотеатр», «Природа и искусство».
В качестве ядра
системы экологического образования выделяют четыре взаимосвязанных компонента: познавательный,
ценностный, нормативный, деятельностный. Современные представления о
вариативном образовании, как в начальной, так и в средней школе хорошо
соотносятся с преподаванием экологии. Эти обстоятельства требуют от самого
учителя и от его ученика творческого отношения к обучению, главным результатом
которого должно стать воспитание ответственности человека перед природой.
В экологическом образовании младших школьников нельзя
ограничиваться только обновлением его содержания. Надо осуществлять его такими методами,
которые позволяют детям усвоить знания о разнообразных связях и зависимостях в
природе, связях человека с природой и результатах его деятельности в ближайшем
природном окружении. Необходимо так организовать учебный процесс, чтобы ребенок
из постороннего наблюдателя превратился в участника всех природных процессов.
Одной из форм групповых
экологических занятий с учащимися начальных классов относится кружковая работа.
Программа экологического кружка должна отражать все аспекты содержания
экологического образования. В нем должны быть представлены взаимосвязи живых
организмов со средой обитания, взаимоотношения между различными организмами, знания
о человеке и обществе и их связях с окружающей средой. Кружковая работа
предполагает большую свободу выбора форм проведения занятий. Значительное место
среди них можно отвести экскурсионной и исследовательской работе. Эффективность
экологического образования в кружке юных натуралистов зависит от того, насколько
успешно учитель сочетает учебную деятельность учащихся в стенах школы с
изучением природной среды в окрестностях школы или города.
Научный
руководитель – кандидат биологических наук, доцент
О.
Н. Чернышова
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.