"Повторяющиеся
элементы вокруг нас"
Цель: Обобщить знания по декоративно-прикладному искусству и работы в
графических редакторах.
Задачи обучающие:
·
практическое закрепление знаний, умений, навыков
приобретенных при изучении темы “Компьютерная графика”.
·
научить применять для решения реальной задачи
знания о способах копирования, переноса и изменения фрагментов рисунка, режим
сетки, использовать команды: копирование с фоном и без фона, отразить,
повернуть.
·
закрепить практические навыки приемов создания объектов
методом последовательного укрупнения.
·
Закрепить практические навыки работы с бумагой в
технике бумажной пластики
.
развивающие:
научить выделять главное; обобщать имеющиеся
факты; логически и абстрактно мыслить; развивать воображение, творческую
фантазию учеников; расширить знание учащихся о возможностях использования
редактора Paint (KolourPaint), развивать творческую фантазию, познавательную
активность и художественный вкус.
воспитательные:
воспитывать любовь к Родине, ее истории и
национальной культуре,
показать красоту и самобытность изделий
декоративно-прикладного искусства.
Тип урока: урок
формирования знаний, умений и навыков.
Вид урока: Итоговая
практическая работа.
Оснащение урока:
Операционная система Windows, графический
редактор PAINT, Linux, графический редактор KolourPaint,
файлы-задания (Приложение 1), картон, цветная бумага, ножницы, клей, изделия
прикладного творчества, иллюстрированный материал из альбома «Русское народное
декоративно-прикладное искусство».
Учащихся в классе: 5 класс.
Используемое оборудование:
Компьютерный класс, оснащенный современной
техникой и лицензированным программным обеспечением.
Приемы и методы:
лекция-рассказ учителей, просмотр презентации, обозрение выставки изделий
декоративно-прикладного искусства.
Краткое описание:
Объем знаний, необходимых для урока:
1. Уметь рисовать с помощью графического
редактора (Paint-Windows или KolourPaint-Linux) и вносить
изменения в готовые изображения.
2. Знать назначение панели настройки
инструментов.
3. Уметь выбрать цвет, используя
палитру.
4. Уметь использовать команду
"Отменить".
5. Уметь использовать команды
отразить/повернуть.
6. Уметь работать в режиме сетка
Словарь: розаны,
бубенчик, купавка.
ХОД УРОКА
1.
Организационный момент.
2.
Мотивационное начало урока. Постановка цели урока.
Это искусство обладает способностью вносить в
жизнь радость…, утверждать положительные идеалы. Народное
декоративно-прикладное искусство учит любить и ценить то, что признано народом.
В.М. Вишневский
Учитель
информатики:
Прозвенел звонок для нас,
Мы зашли тихонько в класс.
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.
Тихо сели. Спинки прямо
Вижу класс наш хоть куда
Мы урок начнем тогда.
Проверяется все ли
правильно расположено на рабочем месте.
Здравствуйте,
дети! Тема нашего урока – “ Повторяющиеся элементы вокруг нас ” и проведем мы
его вместе с учителем изо.
Учитель изо: Человек всегда стремился
окружать себя красивыми вещами. В течение всей его жизни, в будни и
праздники, с детства и до старости сопровождали изящные и прекрасные вещи. Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с
народными промыслами нашей страны. Нам предстоит выполнить работу, украшенную в
стиле городецкой росписи. Поэтому мы должны познакомиться с особенностями этого
промысла.
Искусство городецкой росписи зародилось в заволжском крае недалеко от
Нижнего Новгорода. С давних времен местные жители украшали чудесной росписью
ставни, прялки, люльки, сани, игрушки. Мастера предпочитали желтый фон украшать
диковинными цветами: яркими розанами, купавами, зелеными веточками. Часто
цветочную композицию дополняли сюжетные сцены: чаепитие, охота, изображение
барышень и кавалеров, всадников, коней, чудо-птиц.
Сначала мастер делал крупной кистью замалевок - цветовое пятно круглой
формы. Из них он составлял композицию. Затем усложнял форму цветка. Завершалась
работа белой оживкой в виде штрихов, дуг, лепестков, точек.
Из ограниченной цветовой палитры: красный, синий, зеленый, желтый,
черный - мастера делали удивительные по яркости, насыщенности и цветовой
согласованности композиции. Художники Городца удивительно владели чувством
цветовой гармонии и сочетаемости цветов. В практической части урока наша задача – применить новые знания и те
знания, умения и навыки, которыми вы уже владеете.
Учитель информатики: Цель нашего сегодняшнего
урока - выяснить, каким образом можно изобразить и смоделировать сюжетный и
орнаментальный рисунок, какие инструменты графического редактора помогут нам в
этом.
Но перед этим мы разделимся на две группы. Первая группа будет
работать на компьютерах, вторая группа выполнит те же задания в виде
аппликаций. По завершении работы группы поменяются местами. Цель такого вида
работы, сравнить ваши умения и навыки работы на компьютерах и в создании
аппликации.
А теперь вспомним
графический редактор и ответим на следующие вопросы:
Электронная
тетрадь 5 класс – задания с 246 по 253
3. Разбор
задач.
Учитель информатики: Ребята,
посмотрите на рисунок. На нем изображен фрагмент народной росписи. Как вы
думаете, нам будет легко изобразить такой орнамент?
Учитель изо: Ребята, а мы сумеем этот
рисунок выполнить в виде аппликации? Но при этом будем помнить, что
особенностью прикладного искусства являются красочность и декоративность,
которые отражают радость бытия. Орнаментальный рисунок главным образом растительный.
Нередко в него включались изображения, птиц, цветов, животных и людей. Обычно
жизненные сцены, увиденные мастером, переносятся на доску. Вот как эта,
например. (Слайды в презентации)
Учитель информатики: А теперь давайте
вернемся из мира изобразительного искусства к информатике и посмотрим, какие
инструменты графического редактора необходимо использовать, чтобы нарисовать
такой рисунок? Из каких объектов он состоит?
Ответы учеников. (эллипс, заливка, палитра, карандаш, линия)
В основном нам предстоит сделать копии деталей, переместить и собрать.
Давайте вместе разберём алгоритм создания рисунка, на сначала немного
расслабимся и проведем физкультурную паузу.
4.Физминутка.
5. Объяснение
нового материала. Алгоритм создания.
Учитель
информатики:
Это модель
объекта, которую нам предстоит собрать. Следующий этап работы: создание меню
готовых форм. Какие действия надо выполнить, чтобы создать такие рисунки. Что
надо выполнить, чтобы рассмотреть объект в пикселях? (Масштаб> Крупный;
показать сетку Масштаб > Показать сетку)
Учитель изо: Из каких элементов состоят цветы ? Теперь рассмотрим алгоритм
создания.
Учитель
информатики: Ребята, назовите свои действия в
графическом редакторе.
Шаг 1. Создадим
меню готовых форм.
Шаг 2. Используя
клавишу Ctrl и прозрачное выделение, начинаем собирать
модель в единое целое.
Выполнение
алгоритма на компьютере:
1.
Создать объект
2.
Сделать копию объекта
3.
Выполнить команду: отразить-повернуть.
6.
Закрепление изученного материала. Работа за компьютером и за столом (создание
аппликации).
Учитель изо: – С каким народным промыслом мы познакомились на уроке? ( Городецкий)
- Какие элементы
росписи можно встретить в произведениях городецких мастеров?
(купавка, бутон,
листья, точки, кони, барышни и кавалеры)
– Какую краску
используют художники в городецкой росписи? ( масляные)
Выполняется
практическое задание. Ориентировочное время выполнения 15-18 минут.
7. Подведение
итогов.
1. Просмотр
рисунков и аппликаций.
2. Выставление
оценок.
Учитель изо: разделочные доски получились у вас очень самые красивыми, их украшают
изображения цветов, птиц и коней. И поэтому хочется
закончить урок такими словами:
Ваши доски расписные,
Посмотрите, вот какие.
Мы хотим вам показать
И подробно описать.
По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь
И в цветах весь утопает,
До чего ж красивый он.
8. Домашнее
задание.
Учитель
информатики: Выполнить в тетради рисунок – образец и детали, из которых его
можно собрать.
Повторить параграф
«Меню готовых форм» и «Повторяющиеся элементы вокруг нас»
Используемая литература
1.
ИНФОРМАТИКА и ИКТ. Начальный уровень. Под редакцией
профессора Н.В. Макаровой. Допущено Министерством образования Российской
Федерации в качестве учебника. СПб.: ПИТЕР, 2008.
2.
Изобразительное искусство. 5 класс Поурочные планы
по программе Неменского.
3.
Добрых рук мастерство. Ленинград «Искусство»
Ленинградское отделение.1981 г
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.