Выбранный для просмотра документ глагол .ppt
Скачать материал "Повторение изученного по теме «Глагол». Конспект и презентация."
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Повторение изученного по теме «Глагол»
Гузанова Татьяна Ивановна,
учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа в п. Усть-Омчуг»
Магаданской области
2 слайд
В процесс работы над учебными элементами вы должны:
ЗНАТЬ:
- отличительные признаки глагола как части речи, его морфологические и синтаксические признаки;
- наклонение глаголов, их грамматические значения, употребление;
- безличные глаголы, их значения.
УМЕТЬ:
-определять вид глагола;
-образовывать и употреблять формы трёх наклонений;
- правильно писать окончания и суффиксы глаголов;
-находить безличные глаголы, определять их значение.
Увидеть значимость изучения данной части речи для повышения грамотности и культуры речи;
Систематизировать полученные знания, усовершенствовать навыки, развивать навык самоконтроля и взаимоконтроля.
УЭ-0 Цели и задачи урока:
3 слайд
УЭ-1
Повторить признаки глагола как
самостоятельной части речи.
Составьте алгоритм, по которому можно отличить глагол от других частей речи.
4 слайд
Алгоритм.
1.Каково лексическое значение слова и на какой вопрос оно отвечает?
2.Каковы морфологические признаки этого слова?
3.Синтаксическая роль.
5 слайд
Работа с текстом.
Используйте алгоритм при выявлении глагола в
тексте.
Белки.
В тёмном еловом лесу с утра до позднего вечера хлопочут проворные белки. Поднимутся белки на вершину высокой ели, перемахнут с ветки на ветку, а потом спускаются на землю за орехами. В развилке елового сучка развесила белка сушить грибы. В лесных кладовых прячет отборные орехи.
Поздней осенью переменит белка своё красное платье на серую зимнюю шубку. В вершине ёлки устроила белка гнездо. Там она воспитывает бельчат, а зимой спасается от морозов. Самый весёлый зверёк в наших лесах – это белка.
6 слайд
Задание:
1. Из первого предложения выпишите глагол и произведите его морфологический разбор.
2.Выпишите остальные глаголы и объясните их правописание.
3.Назовите виды орфограмм, не встреченных в данном тексте
( относящиеся к правописанию глаголов), приведите примеры слов на эти орфограммы.
7 слайд
Ключ №1
Хлопочут (белки)-глагол, т.к. обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делают?
Инфинитив – хлопотать,
Это слово имеет следующие морфологические признаки: несов.в, I спр., изъяв. накл., наст. вр., мн.ч.
В предложении является сказуемым, следовательно, это слово относится к самостоятельной части речи - глаголу
8 слайд
Ключ №2
2.Поднимутся, перемахнут, спускаются, развесила сушить, прячет, переменит, устроила, воспитывает, спасается.
9 слайд
Ключ №3
Не пришёл,
нездоровилось,
купаешь
купаешься,
ходишь,
преодолевать
видел
10 слайд
Определите синтаксическую роль глагола в предложениях:
Мы пришли посмотреть на котят.
Мы хотели купить конфет.
Читать новые книги – великое удовольствие.
Раздалась команда поднять паруса.
11 слайд
КЛЮЧ №4
Мы пришли посмотреть на котят.
Мы хотели купить конфет.
Читать новые книги – великое удовольствие.
Раздалась команда поднять паруса.
12 слайд
УЭ-2.
Уметь определять вид глаголов
Подсказка
Вид глагола
Несовершенный вид:
что делать? Что делал? Что делаю?
Совершенный вид:
Что сделать? Что сделал? Что сделаю?
13 слайд
ПОДСКАЗКА:
Показателем вида являются приставки и суффиксы.
несов. вид соверш. вид
Переписывать (работу) – переписать(работу)
несов.вид соверш. вид
Белить - побелить
14 слайд
Вставьте пропущенные буквы и запятые. Подчеркните глаголы, обозначьте их вид.
Дом царевна об…шла Зат…пила жарко печку
Всё п…рядком убрала На полати вз…бралась
Засв…тила Богу свечку И тихонько ул…глась
15 слайд
Ключ №5
сов. сов.
Дом царевна обошла, Затопила жарко печку,
сов. сов.
Всё порядком убрала, На полати взобралась
сов. сов.
Засветила Богу свечку, И тихонько улеглась.
16 слайд
УЭ-3
Цель: Знать наклонения глагола и их грамматические значения, употребление.
17 слайд
Опираясь на таблицу, расскажите о наклонениях глагола.
18 слайд
Задания:
1. Глагол РИСОВАТЬ используйте в предложениях, употребив его в разных наклонениях.
2. Глаголы из данных словосочетаний внесите в таблицу наклонений глагола:
Поставьте стул, отправился бы в путешествие, прощу ошибку, посмотрите по сторонам, признался в ошибке, протрите окно, гуляете по тропинке.
19 слайд
Ключ №6
1.Рисовать: рисую, рисовал, буду рисовать, рисовал бы, рисовали бы, рисуй, рисуйте.
2.
20 слайд
Произведите морфемный разбор глаголов:
Говорите тихо - когда вы говорите,
Выберите слова - когда выберете книгу,
Пишите красиво - когда вы пишете.
21 слайд
Ключ №7
Говорите тихо - когда вы говорите
Выберите слова - когда выберете книгу
Пишите красиво - когда вы пишете.
22 слайд
Словарный диктант.
Не просмотришь, докажешь, смажьте, собираешься, гонишь, простишься, рассмотрел, легко дышится, ненавидеть, не хватает, не был, недостаёт времени, не достаёт до потолка.
23 слайд
Замените одним словом:
Наведите справку –
Сделайте приготовления –
Не заводите споров –
Дайте заглавие пьесе -
24 слайд
Ключ №8
Справьтесь
Приготовьте
Не спорьте
Озаглавьте
25 слайд
УЭ-4
Цель : знать особенности безличных глаголов, уметь употреблять их в речи. Особенности предложений с безличными глаголами.
Составьте алгоритм, ответив на вопросы:
1.Каково значение безличных вопросов?
2. В какой форме употребляются?
26 слайд
Безличный глагол
Действие без лица
нет подлежащего
изъявительное условное инфинитив
наклонение наклонение
наст. и буд. вр.,
3-е л., ед.ч. Прош.вр.,
ср.р, ед.ч
рр
27 слайд
Сравните предложения, подчеркните глаголы-сказуемые.
Светит месяц. День меркнет. Светает. Смеркается.
28 слайд
КЛЮЧ №9
Светит месяц.
День меркнет.
Светает.
Смеркается.
29 слайд
Прочитайте текст. Подчеркните грамматические основы.
С каждым годом рассветает всё раньше. От земли ещё веет свежестью. Ночами подмораживает. Лужицы затягивает тонким ледком. Весенней порой легко дышится. Хочется больше бывать на природе.
30 слайд
КЛЮЧ №10
С каждым годом рассветает всё раньше. От земли ещё веет свежестью. Ночами подмораживает. Лужицы затягивает тонким ледком. Весенней порой легко дышится. Хочется больше бывать на природе.
31 слайд
Запомните!
Глаголы, называющие действие, которое протекает само по себе, без действующего лица, называются безличными.
Обычно они обозначают состояние природы или живого человека.
Морозит. Темнеет. Вьюжит. Знобит. Лихорадит.
Не спится.
32 слайд
Замени личные глаголы безличными.
1.Ветер гнал листву.
2.Дождь смыл грязь.
3.Мокрый снег залепил окна.
4.Молния слепит глаза.
5.Ветер намёл сугробы.
6.Гром оглушил всех.
33 слайд
Ключ №11
1.Ветром гонит листву.
2.Дождём смыло грязь.
3.Мокрым снегом залепило окна.
4.Молнией слепило глаза.
5.Ветром намело сугробы.
6.Громом оглушило всех.
34 слайд
УЭ-5
Цель: знать глагольные суффиксы, уметь делать словообразовательный и морфемный разбор глагола.
35 слайд
Заполните таблицу:
36 слайд
Составьте слова, используя данные схемы и корни слов:
а ть Корни:
е ть блист-, дрог-,
ну ть -зир-, -един-, блест-
пре а ть
Раз я ть
37 слайд
КЛЮЧ 12
Блистать
Блестеть
Дрогнуть
Презирать
Разъединять
38 слайд
УЭ-6
Подведение итогов урока. Самооценка.
1.Прочитайте цели урока. УЭ – 0
2.Как вы считаете, достигнуты ли цели урока Вами?
3.Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке? Почему?
39 слайд
УЭ-7
Домашнее задание:
Написать сочинение – миниатюру
«Осень в Усть-Омчуге».
40 слайд
Литература:
1.С. Невская, Л.Тростенцова, П.Гаев. Морфология.Часть 2. Глагол.Причастие.Деепричастие. Рабочая тетрадь для 5-7 класса.
2.Виноградова Л.А., Белицкая С.П., Горчак А.Н. Сборник диктантов по русскому языку. 4-6 кл. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1973.
41 слайд
Источники изображений:
http://www.istina.org/Video/Glbs.JPG
http://www.ufps.kamchatka.ru/uploads/news/school_/Colorful%20notebooks%20and%20pen.jpg
http://88.198.21.149/images/photoframes/2010/6/02/17/55/ZkYjfVBHuYRh97SNf65.jpg
http://psychology.careeredublogs.com/files/2010/02/school.jpg
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ Повторение изученного по теме.doc
Скачать материал "Повторение изученного по теме «Глагол». Конспект и презентация."
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
В процесс работы над учебными элементами дети будут ЗНАТЬ:
- отличительные признаки глагола как части речи, его морфологические и синтаксические признаки;
- наклонение глаголов, их грамматические значения, употребление,
- безличные глаголы, их значения.
УМЕТЬ:
-определять вид глагола;
-образовывать и употреблять формы трёх наклонений;
- правильно писать окончания и суффиксы глаголов;
-находить безличные глаголы, определять их значение.
Увидят значимость изучения данной части речи для повышения грамотности и культуры речи;
Систематизируют полученные знания, усовершенствуют навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
6 664 711 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Гузанова Татьяна Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.