24.04.14.
Тема:
Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном.
Цели
урока:
ü
Установить сходства и
различия между данными частями речи.
ü
Развивать умение правильно и
точно использовать в речи существительные и прилагательные.
ü
Совершенствовать навыки
грамотного письма.
ü
Воспитывать интерес к
предмету через использование на уроке различных видов деятельности.
Тип урока: обобщающий урок (систематизация изученного
материала).
Методы: проблемный
, частично – поисковый , наглядный , игровой
Формы работы: фронтальная , индивидуальная , групповая
I.
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности.
- С каким настроением начинаем урок? (Определить с
помощью солнышка и закрепить солнышко на доску. Солнышко может быть и весёлым,
и грустным, поворот солнышка на 180 градусов меняет его настроение.
- Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?
(Интересным, познавательным, весёлым).
- Чтобы получился урок таким, мне необходима ваша
помощь.
- Какими должны быть на уроке ученики? (Активными,
внимательными, любознательными, старательными)
- Сможете стать такими?
- В конце урока мы проанализируем, получился ли наш урок
таким, каким мы его запланировали.
II. Сообщение темы урока.Разгадайте ребус и вы узнаете о чём мы будем с вами
говорить на уроке:
СПУРЩИЕЛСАТГВАИТТЕЕЛЛЬЬННООЕЕ
- Сформулируйте тему урока. (на уроке будем говорить об
именах сущ. и прилагательных)
Сформулируйте цель нашего урока.
Сегодня мы с вами выясним сходства и различия этих двух
частей речи.
Девизом нашего урока я взяла такие слова: «Вместе
– служба, вместе – дружба»
III.
Мин.чистописания:
СА А сейчас мы вспомним изученное об им. сущ., при
этом если утверждение является правильным, записываем строчную букву /п/, если
неправильным – строчную /н/.
Итак,
v Склонение – это изменение имен существительных по
падежам. /п/.
v В русском языке шесть падежей. /п/.
v В русском языке три склонения: мужское, женское и
среднее. /н/.
v Имя существительное имеет три склонения, изменяется по
числам и падежам. /п/.
v Одно и то же имя существительное может относиться к
разным типам склонения. /н/.
v Имя существительное «яблоко» относится ко 2 склонению. /п/.
v Является ли существительное «ножницы» ж. р. ? /н.
ппнпнп
- Допишите до конца строки, сохраняя закономерность.
v
Сравните звуки, которые
обозначают эти буквы. Что у них общего? \согласные\
v
Чем отличаются звуки данных
букв? /По звонкости и парности/.
v
С какой частью речи были
связаны вопросы на данном этапе урока? / с сущ./
IY. Словарная работа
Иллюстрации со
словарными словами.
Корона, акварель,
завод, автобус, хоккей, сирень, творог, авария,
народ.
v
Какая это часть речи?
v
Укажите склонение
существительных.(устно).Образуйте прилагательные от этих существительных.
(коронный,акварельная,заводская,автобусная,хоккейная,сиреневый,творожный,аварийный
народный.)
-Сложите первые буквы
словарных слов, какое слово получилось? (Казахстан) слайд
-Что для вас значит это
слово? Расскажите о Казахстане.
Ответы детей:
-Составьте красивое
предложение со словом «Казахстан»,используя существительные и прилагательные.(Ответы детей)
-Запись и разбор одного
предложения по членам предложения. ( фронтально: повторение о членах
предложения).
Для Казахстана
природа нашла самые лучшие краски.
v
Что такое подлежащее? Что
такое сказуемое?
v
Какие еще члены предложения
вам знакомы?
v
Какими членами предложения
являются имя существительное и имя прилагательное?)
-Давайте
сравним имя существительное с именем прилагательным.(работа в группах)
Имя
существительное
|
Сходства
|
Имя прилагательное
|
1. часть речи 1.
часть речи
2. кто? что? 2.
какой? какая? какое? какие?
3.
предмет
3. признак предмета
4. Имеет 3 склонения
4.-------------
5. Имеет род 5.
Изменяется по родам в ед. ч.,
6. Подлежащее, дополнение 6. Определение
5. изменяется по числам, 5.
изменяется по числам,
по падежам. по
падежам.
|
- От чего зависит род,
число ,падеж имени прилагательного?
По вариантам
Поставь прилагательное в
правильной форме.
1
вариант.
|
Прилагательное в ед. числе
|
Прилагательное во мн. числе
|
Город
|
|
|
Река
|
|
|
Шерсть
|
|
|
Солнце
|
|
|
Дорога
|
|
|
Тополь
|
|
|
2
вариант
Поставь
прилагательное в правильной форме.
(зимний)
дорога (весёлый) песенка
(зимний)
солнце (весёлый) настроение
(зимний)сугробы
(весёлый) девочки
(зимний)
день (весёлый) праздник
Почему в третьем
словосочетании вы не определили род?
3 вариант. Вставь
окончания и определи падеж.
Работа по карточкам
V. Обощение.
Игра « Верю - не верю»
Если мое утверждение
верно «да» , если нет-«нет»
1.Имена прилагательные
обозначают признак предмета (да)
2. Они отвечают на
вопросы кто? что? (нет)
3. Имена прилагательные
согласуются в числе, роде, падеже с именем существительным
(да)
4. Имена прилагательные
мн. Числа отвечают на вопрос Какие? (да)
5. На голубом небе –
прилагательное голубом- ж.р. Т.п. (нет)
6. весёлый-
прилагательное антоним к слову грустный.(да)
7. Имена прилагательное
в предложении является второстепенным членом предложения-
определением.(да)
Ключ.
1 Да
2 Нет
3 Да
4 Да
5 Нет
6 Да
7 да
«5»-0
«4»-1
«3»-2-3
«2»-4
Рефлексия. Что для вас
было трудным? За каждый правильный ответ ставьте –
V. Подведение итогов
занятия.
1. Учитель: Ответим на
контрольный вопрос. В чем же различие и сходство между именем существительным и
именем прилагательным?
Назовите сходства: Имя
существительное и имя прилагательное – это часть речи, изменяются по числам, по
родам в единственном числе и по падежам.
Назовите различия:
Домашнее задание:
Написать эссе о
любимом времени года, используя в речи прилагательные.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.