Русский
язык. 7 класс
«Когда
мы вместе – мы сила!»
Повторение
и обобщение изученного по теме «Глагол»
Цель урока:
Ход
урока
Глагол
– самостоятельная часть речи,
Она
заставит действовать всех нас:
Читать,
писать, спрягать – и обеспечит
В
конце урока непременный нам успех!
I. Мотивация
1. Беседа
- Есть ли у вас настоящие друзья?
-Какими качествами должен обладать
настоящий друг?
-Составьте кластер к слову «дружба»(умение
хранить секреты, умение признавать свои ошибки, готовность прощать, сочувствие,
открытость, искренность, привязанность, любовь, доверие, уважение, интерес к
делам и переживаниям другого, готовности прийти на помощь)
2. Просмотр мультфильма. https://www.youtube.com/watch?v=dOplqsO2u4w
3. Беседа
- О чём этот мультфильм?
-Почему не у всех есть настоящий друг?
- В чём мораль? (в силе единства)
Вывод: Давайте
учиться у зверей и насекомых!
4. Рефлексия. Ответьте письменно на
вопрос: «Умеем ли мы так дружить?»
II. Объявление
темы и цели урока.
- Как вы думаете, почему я сегодня начала
урок с этого мультика? Какова основная тема нашего урока? Что мы должны сегодня
сделать на уроке? Как мы обычно работаем на таких уроках?
- Так может ли нам сегодня помочь ваша
дружба?
III. Работа по теме урока.
1. Игра «Не прерви цепочку» (фронтальная
беседа)
-Что такое глагол?
-Вид, переходность, возвратность,
спряжение, наклонение, безличные глаголы.
2. Работа в парах (кто быстрее)
«Орфоэпический диктант»(на доске)
- Расставить ударения, если затрудняетесь,
обратитесь к словарю
Звонит, звонишь, баловать, создала, поняла,
клала, каталог, жалюзи.
3. Игра «Составь слово». Разбор по
составу (на доске)
От глагола размешать взять приставку, от
глагола побежать – корень, от глагола летать –
суффикс, от глагола краснеть – окончание, от глагола поскользнуться– второй суффикс. Какое получилось слово? (Разбежаться.)
4. Слово учителя.
Глагол – необыкновенная часть речи. По
частоте употребления глагол занимает 2 место после существительных. Среди 9000
наиболее употребляемых слов глаголов около 2500. Писатель А. Югов дал очень
яркую характеристику этой части речи. «Глагол – самая огнепышущая, самая живая
часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь
языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!» (Обращение к
эпиграфу)
5. Поэтому, проведём с вами
«Стилистический эксперимент»(индивидуальная работа)на доске
Из-под камня ___________ родник. Он
превращается в ручеек, который весело __________ на восток. Ручей радуется,
звенит, журчит и потом____________ вниз. Несколько таких ручейков
_______________ в один большой ручей, и он спокойно ___________ по равнине.(
Синтаксический разбор, анализ.)
Вариант К.Г. Паустовского: бежит, течет,
скатывается, сливаются, льется.
- В чем необычность употребления глаголов
«звенит, радуется (ручеек)»?
Они употреблены в переносном значении, в
литературе этот прием называется олицетворением. Литературный прием, заключающийся в том, что неодушевленным предметам
приписываются свойства одушевленных.
6. Работа в группах (по цвету. )
Задание.
Нужно закончить пословицы, а также у данных глаголов определить спряжение.
Ложь
человека не крас…т.
Мир
стро…т, а война разруша…т.
Труд
корм…т и одева…т.
Глупый
осуд…т, а умный рассуд…т.
Дружба,
как стекло, разобьёшь – не слож…шь.
Задание: «Исправь ошибки в образовании форм
глаголов».
1)
Он всегда ложит локти на стол.
2) Серёжа хотит помочь нам в решении задачи повышенной трудности.
3) Я много тренировался, думаю, что побежу в соревнованиях.
Каждый,
кто пользовался когда-нибудь глаголом победить, помнит своё недоумение: он
победит, ты победишь, я... победю? Побежу? Побежду? Приходится употреблять
заменяющую словесную конструкцию: я одержу победу или я стану победителем. У
этого глагола отсутствует форма первого лица единственного числа, поэтому
глагол является недостаточным. А недостаточным глагол победить стал по закону
благозвучия.
Однажды
Кот и Пёс решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и, наконец,
отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как заблудились. Сначала
они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там
видно будет», - сказывал Пёс. И, правда, после еды звери повеселели и быстро
находили дорогу домой.
Слитно
или раздельно? Спишите, раскрыв скобки.
(НЕ)
посещал стадион, (не) был на матче, (не) играл в баскетбол, (не) участвовал в
спартакиаде, (не) спросил на уроке, (не) говорили о повести, (не) смотрел
второй серии фильма.
Вставьте,
где необходимо, Ь.
Носят…ся по берегу, вертит…ся колесо, шепчут…ся друг с другом, нужно
настроит…ся на работу, радуеш..ся празднику, выражаеш.. сочувствие, отреж..,
нач..ни, стрич..ся, береч..
6.
Сменные «четвёрки»(по фигуркам), работа в новой группе
IV. Подведение итогов . Разгадайте кроссворд.
По горизонтали:
2. Глаголы с
постфиксом СЯ (СЬ)
3. Непостоянный признак глагола
5. Роль глагола в предложении
8. Изобразительное средство, в составе которого чаще всего встречается глагол
9. То, что обозначает глагол
По вертикали:
1.
Наклонение, при котором глагол обозначает желаемое
или возможное действие
4. Постоянный признак глагола
5. Часть слова, при помощи которой образуется глагол в повелительном наклонении
6. Глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без
действующего лица или предмета
7. Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с сущ., мест., числит. в
Вин. падеже без предлога
V. Рефлексия.
Тест
по теме «Правописание глаголов»
1.
В каком варианте пишется Ь?
1)
делает...ся
2)
мне не нравит...ся
3)
будет строит...ся
4)
крапива жалит...ся
2.
В каком варианте не пишется Ь?
1)
не могу взят...ся
2)
будет старат...ся
3)
не хочу злит...ся
4)
прут гнет...ся
3.
В каком слове пишется буква И?
1)
ты бор...шься
2)
мы накол...м дров
3)
лицо пыш...т здоровьем
4)
мы высп...мся
4.
В каком слове пишется буква Е?
1)
белье полощ...тся
2)
терп...шь боль
3)
никого не обид...т
4)
вы все предвид...те
5.
В каком слове пишется буква Ю?
1)
они мел...т кофе
2)
крупы порт...тся
3)
они справ...тся
4)
занятия оконч...тся
6.
B каком слове пишется буква Я?
1)
они распор...т швы
2)
родители хлопоч...т
3)
они ма...тся без дела
4)
дети стро...т дом из песка
7.
В каком варианте пишется А?
1)
они ни на что не наде...тся
2)
они услыш...т твой голос
3)
всей правды тебе не скаж...т
4)
колыш...тся травы
8.
В каком варианте глагол имеет суффикс -ЫВА-?
1)
завед...вать отделом
2)
оправд...вать друга
3)
исповед...вать христианство
4)
завид...вать согласию
9.
В каком варианте глагол имеет суффикс -ОВА-?
1)
испыт...вать печаль
2)
приз...вать к примирению
3)
задум...ваться над своей судьбой
4) попроб...вать заглянуть в будущее
10.Определите
слитное написание - не- с глаголом
1)
(не)говори громко
2) солнце (не)взошло
3) (не)сверкает молния
4) ребёнку (не)здоровится
5) гром (не)гремит
1-3,2-4,3-4,4-1,5-1,6-4,7-2,8-2,9-4,10-4.
Слово учителя: Наш урок хочется закончить словами К.Г.
Паустовского, современника М.М. Пришвина: «С русским языком можно творить
чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы
передать русским словом. Звучание музыки, шум садов, тяжелое громыхание грозы,
детский шепот и шорох морского гравия». Таким словом можно назвать глагол, о
котором мы во время изучения данной темы узнали много нового и интересного.
Дружба умение хранить секреты,
умение признавать свои ошибки, готовность прощать, сочувствие, открытость,
искренность, привязанность, любовь, доверие, уважение, интерес к делам и
переживаниям другого, готовности прийти на помощь
Программа самореализации
………………………………………………………………………(число)
1 группа.Задание. Нужно закончить пословицы, а также у
данных глаголов определить спряжение.
Ложь
человека не крас…т.
Мир
стро…т, а война разруша…т.
Труд
корм…т и одева…т.
Глупый
осуд…т, а умный рассуд…т.
Дружба,
как стекло, разобьёшь – не слож…шь.
2 группа Задание:
«Исправь ошибки в образовании форм глаголов».
1) Он всегда
ложит( ) локти на стол.
2) Серёжа хотит ( )помочь нам в решении задачи
повышенной трудности.
3) Я много тренировался, думаю, что побежу( ) в
соревнованиях.
Однажды Кот и Пёс решали пойти на прогулку в
лес. Долго собрались и, наконец, отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг
замечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо
садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», - сказывал Пёс. И, правда,
после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.
3 группаСлитно или раздельно? Спишите,
раскрыв скобки.
(НЕ)
посещал стадион, (не) был на матче, (не) играл в баскетбол, (не) участвовал в
спартакиаде, (не) спросил на уроке, (не) говорили о повести, (не) смотрел
второй серии фильма.
4 группа
Вставьте, где необходимо, Ь.
Носят…ся
по берегу, вертит…ся колесо, шепчут…ся друг с другом, нужно настроит…ся на
работу, радуеш..ся празднику, выражаеш.. сочувствие, отреж.., нач..ни,
стрич..ся, береч..
Тест
по теме «Правописание глаголов»
1.
В каком варианте пишется Ь?
1)
делает...ся
2)
мне не нравит...ся
3)
будет строит...ся
4)
крапива жалит...ся
2.
В каком варианте не пишется Ь?
1)
не могу взят...ся
2)
будет старат...ся
3)
не хочу злит...ся
4)
прут гнет...ся
3.
В каком слове пишется буква И?
1)
ты бор...шься
2)
мы накол...м дров
3)
лицо пыш...т здоровьем
4)
мы высп...мся
4.
В каком слове пишется буква Е?
1)
белье полощ...тся
2)
терп...шь боль
3)
никого не обид...т
4)
вы все предвид...те
5.
В каком слове пишется буква Ю?
1)
они мел...т кофе
2)
крупы порт...тся
3)
они справ...тся
4)
занятия оконч...тся
6.
B каком слове пишется буква Я?
1)
они распор...т швы
2)
родители хлопоч...т
3)
они ма...тся без дела
4)
дети стро...т дом из песка
7.
В каком варианте пишется А?
1)
они ни на что не наде...тся
2)
они услыш...т твой голос
3)
всей правды тебе не скаж...т
4)
колыш...тся травы
8.
В каком варианте глагол имеет суффикс -ЫВА-?
1)
завед...вать отделом
2)
оправд...вать друга
3)
исповед...вать христианство
4)
завид...вать согласию
9.
В каком варианте глагол имеет суффикс -ОВА-?
1)
испыт...вать печаль
2)
приз...вать к примирению
3)
задум...ваться над своей судьбой
4) попроб...вать заглянуть в будущее
10.Определите
слитное написание - не- с глаголом
1) (не)говори
громко
2) солнце (не)взошло
3) (не)сверкает молния
4) ребёнку (не)здоровится
5) гром (не)гремит
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.