Повышение орфографической грамотности
у младших школьников с речевыми нарушениями.
Автор:
Полишкина Лидия Юрьевна, учитель-логопед
Стаж
работы 20 лет.
Карагандинская
область, г. Темиртау.
Как известно,
орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Однако во
время обучения в 1-4 классах у большей части детей она не формируется.
Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения
орфографии от его первоначального этапа, от того, насколько развита у учащихся
способность, обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам.
Значит задача учителя - формировать орфографическую зоркость учащихся.
Главным в обучении
правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение
орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при
условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Значит,
умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением,
залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одно из
главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.
Чтобы найти
орфограмму, написание, требующее проверки, необходимо воспринять слово и
осознать в нем опасное место. Значит, слово и орфограмма в нем, воспринимаемые
зрительно или на слух, являются раздражителями. Так как непосредственно
воспринимаемые раздражители в орфографии действуют через зрительный и слуховой
анализаторы, целесообразно рассмотреть процессы зрительного и слухового
восприятия.
При зрительном восприятии
необходимо привлекать внимание детей к отличительным чертам орфограмм упражнять
их в сравнении, проводить анализ.
Слуховое
восприятие , умение определять последовательность звуков составляют основу
развития не только устной, но и письменной речи. Развитие фонематического слуха
оказывается решающим условием при постановке орфографической задачи –
нахождения орфограммы и определения ее типа.
Как показали
исследования наряду со слуховым и зрительным анализаторами большое значение
имеют речевые кинестезии ( проговаривание ) , они позволяют более тонко и точно
воспринимать речь.
Воспоминания
движений руки также выступают необходимым условием грамотного письма.
Зрительное,
слуховое, кинестетическое и рукодвигательное восприятие младших школьников
составляет чувственную базу орфографического навыка. Чем больше органов наших
чувств, по К.Д.Ушинскому, принимает участие в восприятии какого-либо
впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления на нашу память.
Современный подход
к проблеме памяти позволяет подчеркнуть, что без опоры на понимание никакое
усвоение знаний вообще невозможно. Если понимание поверхностно, неполно, не
складывается в систему, то запоминание слабо и нестойко и требуются
многократные повторения для его улучшения. Если же в процессе усвоения ученик
выделяет в материале главное смысловое содержание, то у него образуются сильные
и стойкие следы памяти.
Первым этапом
решения орфографической задачи выступает умение увидеть орфограмму при письме,
т. е. изначальное умение, обеспечивающее сознательное отношение к письму,
мотивирующее обращение к правилу, к словарю.
Орфографическая
зоркость предполагает обнаружение орфограмм и определения их типа.
Восприятие
включает в свой состав зрительные или слуховые, артикуляционные или моторные
компоненты, процессы переработки полученной информации с выделением
существенных признаков, их сопоставлением и создание образа-представления на
основе прежнего опыта.
Анализ
психологической литературы позволяет нам определить орфографическую зоркость
как способность учащихся в опознавательном процессе обнаруживать и
квалифицировать орфограммы в результате оценки их признаков на начальном этапе
обучения на основе последовательной фиксации отдельных признаков, а на
последующем – на основе одновременного нахождения интегрального
образа-ориентира.
В таком понимании
орфографической зоркости содержится важный для методики обучения вывод о
необходимости на первоначальном этапе знакомить детей со всеми опознавательными
признаками орфограмм и добиваться их прочного усвоения в деятельности. 1-4
классы следует рассматривать в качестве начального этапа развития
орфографической зоркости, на котором основное внимание уделяется определению
всех необходимых и достаточных признаков для нахождения орфограммы.
В своей работе для
повышения орфографической зоркости у детей с речевыми нарушениями я использую
следующие способы и приемы. Провожу диагностику проверочных работ для
определения типов орфографических ошибок. Затем подбираются дидактические
задания, формирующие словообразовательные и грамматические понятия, развивающие
орфографические навыки, сочетающиеся с заданиями развлекательного характера,
имеющие цель развивать внимание, логическое мышление, любознательность,
воображение и снятие усталости.
Эти виды занятий
проводятся с целью более глубокого обобщения и систематизации знаний учащихся,
выполнения дифференцированных практических заданий с постепенным наращиванием
трудностей.
Во всех рассмотренных темах, особое
внимание уделяется закреплению на доступном и знакомом материале. В конце
каждой темы дается итоговый тест.
При повторении изученного материала
предлагаю учащимся серии карточек. В каждой карточке представлены три задания.
Например, в третьем классе предлагаю
карточки..
Серия № 1.
Карточка № 1.
1. Разбери по составу слова: Книжка нагрузка
побег
2. Вставь пропущенные буквы. Докажи
правописание орфограмм
п__щат бли__кий
к__вер кни__ка
сн__гири холо__
с__довник заря__ка
3. Разбери предложение, подчеркни подлежащее и
сказуемое. Выпиши словосочетания.
Серия № 2.
Карточка № 1.
1. Выпиши слова в три столбика к данным схемам
.Ветер, гора, полет, земля, холод, переход, море, дождь, подъезд.
2. Выпиши слова в три столбика и подчеркни
орфограмму . в 1 – столбик – слова с безударной гласной , во 2 – столбик –
слова со звонкой или глухой согласной, в 3 – столбик – слова с непроизносимой
согласной.
Конец, овраг, участник, репка, прелестный,
сидят, утащили, ненастный, немножко.
3. Разбери предложение. Подчеркни главные
члены предложения. Надпиши над каждым словом часть речи. Развесила желтая осень
золотые флажки.
Серия № 3.
Карточка № 1.
1. Подбери и запиши по 2 слова к схемам
2. Подбери и запиши слова в два столбика ( по
3-4 слова в каждый столбик) . в 1- столбик – слова с безударной гласной, проверяемой
ударением, во 2- столбик - слова с парной звонкой или глухой согласной на
конце, которую нужно проверять.
3. Составь предложение по вопросам. Запиши
его. Подчеркни главные члены предложения. (Какой?) (кто?) (как?) (что делал ?)
Все эти карточки в предложенной
последовательности будут использоваться не только в 3 классе в конце года, но и
в 4 классе. Внимательное и точное выполнение предложенных грамматических
заданий поможет осознанно овладеть орфографическим навыком грамотного письма.
В основе грамотного
письма лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитие
фонематического слуха и умения заменить фонемы соответствующими буквами.
Упражнения по
выработке орфографической зоркости можно расположить в определенной последовательности:
·
Письмо с проговариванием (в основе этого письма -
проговаривание по слогам).
·
Списывание. Списывание основывается на
проговаривании по слогам. Этот вид списывания предполагает большую
самостоятельность.
·
Комментированное письмо. Учащиеся не просто
проговаривают слова и предложения, но обосновывают правописание правилами,
подбором проверочных слов.
·
Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.
Письмо развивает зрительную память, речь, мышление, фонематический слух.
·
Письмо под диктовку.
·
Творческие работы.
Диагностика
контрольных работ показывает результаты проделанной работы. Количество
орфографических ошибок постепенно снижается.
Литература: М.С. Грушевская. Недоразвитие речи
у младших школьников и его преодоление.- Алма-Ата: Мектеп, 1989.
И.Н. Садовникова. Нарушения письменной речи и
их преодоление у младших школьников.- Москва: Владос, 1997.
И.В.Прищепова. Коррекция дизорфографии у
младших школьников.- СПб:Каро, 2006
М.Е. Золотюк. Педагогическая коррекция
учащихся начальных классов с дизорфографией.- Караганда: Издательство КарГУ,
2008
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.