Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Абсаламова Райхан Раушанбекқызы
Педагог-психолог ГКУ СШ№2
Комплекс – это очень устойчивая психологическая конструкция, психофизиологически обусловленная и устойчивая. Причина формирования, как правило, возникает еще в раннем детстве, в тот период, когда ребёнок еще не способен мыслить критически и отфильтровывать поступающую информацию. Именно тогда любое негативное мнение на наш счет может укорениться в психике беспрепятственно и уже остаться там навсегда. В структуре личности большинство комплексов взаимосвязаны между собой настолько, что избавиться только от какого-то одного по желанию просто не возможно. Тяжело распрощаться со своими комплексами еще и потому, что они сочетаются с защитными механизмами личности, которые в целом в жизни человека играют не только отрицательную, но и положительную роль, сохраняя в «опасный» момент его психическое здоровье.
В психоанализе «комплекс» означает совокупность различных мотивов, представлений и установок, формирующуюся в эмоционально окрашенную и существенно влияющую на развитие и функционирование личности, поведение и психику человека. Комплексы- это своеобразные психологические метки болезненного опыта негативного характера, полученного скорее всего ещё в далеком детстве, когда еще не осознается реальность, а сам ребенок слаб и беззащитен. Впоследствии психологические раны забываются вследствие рационализации и жизненного опыта, но остаются следы, сигнализирующие сознанию об опасности в похожих ситуациях. В этой связи комплекс представляет собой подобие психологического блока внутри психики человека, который ему развиваться, двигаться вперед, тормозят стремления, подавляет общительность.
У каждого человека формируется индивидуальный набор комплексов, абсолютно уникальный. Один из комплексов может быть выражен ярче, чем другой. Комплексами можно считать чувство вины, которое человек может испытывать за то, что он в чем-то неправ, или наоборот чувство глубокой обиды от того, что виноваты другие, сотворившие какую-то несправедливость, по его мнению, в отношении него. Комплексы могут возникать, если человек обвиняет в своих неудачах кого-то – например, родителей, которые не помогли воспитать нужные качества, чтобы помочь добиться цели.
Большинство комплексов появляется вследствие неправильного воспитания. Например, постоянно обучая ребенка вести себя «как положено» и прилежно учиться, можно способствовать развитию у него множества комплексов. Так что, можно сказать, что комплекс – плод умственной организации и воспитания.
Комплексы представляют собой неверное представление человека относительно своих недостатков, как физического характера, так и психологического. Это порождает глубокие переживания личности, в большинстве скрываемые от окружающих. Например, комплексы относительно внешнего вида распространены как у девушек. Комплекс может возникнуть и построиться на любом аффекте, даже на положительном, и реакции на него будут положительные. Например, реакции влюбленного человека на все, что связано с любимым человеком тоже являются комплексом.
Одним из самых распространенных комплексов является комплекс неполноценности, который ввел в психологию А.Адлер. Он формируется тогда, когда подросток искренне считает себя хуже других. Особенно это проявляется в отношении собственной внешности. На формирование этого комплекса сильно влияет навязанный масс-медиа стереотип красоты и бесконечное множество рекламной продукции. Сравнивая себя с красивыми девушками топ-моделями на экране, подросток-девушка довольно часто переживает из-за этого. Комплекс неполноценности опасен, т.к. он не позволяет людям совершенствоваться. Поэтому если комплекс мешает свободе – надо от него избавляться. Необходимо поверить в свои силы и запастись терпением. После этого следуют практические действия, например, если это комплекс лишнего веса – изменение питания и образа жизни и др. В эту же группу комплексов относится боязнь выглядеть нелепо или смешно с постоянной мыслью, что подумают и скажут сверстники, юноши, друзья, и в этой связи все свои действия совершают с оглядкой на это. В результате приходится отказываться от многих своих убеждений и жалеть об упущенных возможностях.
Комплексы взаимоотношений с противоположным полом. Они возникают как правило в тех случаях, когда в детстве не было родителя противоположного пола, либо ребёнок был с ним в плохих отношениях. Однако слишком хорошие отношения с родителями делает подростка зависимым от них. Захваливание своего ребёнка формирует комплекс превосходства, представляющий собой не вполне обоснованную, субъективную установку на то, что подросток превосходит окружающих в чем-то и лучше их. Например, обладание особыми знаниями, способностями, принадлежность к более высокому социальному статусу. Сам комплекс заключается не в факте «превосходства», а в том, что этот факт (не всегда действительный) дает человеку право «учить» других как жить, что делать, что правильно, а что нет. К комплексу неполноценности можно также отнести страх ответственности за события, происходящие в жизни. Такой подросток постоянно критикует всех, считая себя во всем правым и замечательным. Комплекс держит его в режиме защиты. Бездействие для него очень комфортно, а во всех неудачах легко обвинить окружающих.
Довольно часто встречается комплекс вины, когда подросток практически никогда не может сказать нет. Окружающие этим активно пользуются, часто в корыстных целях.
Благодаря различным воспитательным запретам, вследствие чего у ребенка может вырабатываться комплекс невысказанности, вследствие которого человек боится высказать свое мнение или проявить эмоции. Отмечается также и комплекс враждебности (или самозащиты). Он всегда носит оборонительный характер, готовность отразить атаку и защититься, хотя объективно защищаться не от чего. В реальности получается, что человек просто отвечает на любые действия людей агрессией и считает, что он вынужден так поступать. В итоге вырабатывается «привычка» быть агрессивным «на всякий случай».
Психовегетативное расстройство – явление достаточно распространенное, которое также может порождать различные комплексы.Среди самых распространенных симптомов психовегетативного расстройства имеются нарушения сна, раздражительность, невнимательность и другие. Подростки, особенно девушки, могут быть нетерпеливы, неусидчивы, отвлекаемы, тревожны и склонны к драматизации, либо подолгу концентрируют своё сознание на мелочах и погружение в себя не менее опасно, чем приступы агрессии и паники.
С целью выявления комплексов у подростков, мною было проведено психологическое исследование на базе ГКУ СШ№2 г.Капшагай с учащимися 9 класса.
В исследуемом классе 19 учащихся. После проведения с ними беседы о комплексах, создающих проблемы, учащимся было предложено в анонимной анкете по самоидентификации указать наличие у них комплексов, мешающих им в их жизни и учебной деятельности. Для диагностики комплексов также была использована методика по выявлению уровня самооценки Дембо-Рубинштейн. Из 19 учащихся 13 отметили у себя наличие тех или иных комплексов, что составило 68% учащихся. По своей направленности они могут быть подразделены на следующие типы: 1) комплекс застенчивости, невысказанности и неуверенности в себе – 7; 2) комплекс превосходства – 2; 3) комплекс внешности и фигуры – 2; 4) комплекс влюбчивости – 2.
С учащимися класса был проведён тренинг «Преодолей себя», направленный на развитие волевых качеств, повышение уровня общительности и непринужденного установления межличностных контактов. В тренинге отрабатывались навыки дружеского отношения друг к другу, доверительного отношения и взаимопонимания, активности в предлагаемой игровой деятельности. За пять недель совместного общения они очень сдружились и их проблемы значительно уменьшились. Это помогло понять учащимся психологическую сущность их проблем и доказало значимость тренинговой работы в профилактике и нейтрализации тех или иных комплексов, а также отметить достигнутый психологический эффект в ходе совместного общения и сплочения группы.
Литература
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М.: Мысль,1994.-25 с.
2. Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека. – М., 2005.
3. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Психологический журнал. - 1994. - Т.15. - №1. - С.3-18.
4. Бассин, Ф.В. О «силе Я» и «психологической защите». - М., - 1969.
5. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении самооценки и притязаний. // Вопросы психологии. 1993. №1.
6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия»,1998.-455с.
7. Пергаменщик Л.А., Гончарова С.С., Яковчук М.И. Преодоление психологических травм. - М., 1999.
8. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва - Воронеж, 1999.Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М.: МПСИ: Флинта, 1998.
9. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. М., 1999. - С. 140
10. Фрейд, З. Избранное [Текст] / З. Фрейд - М.: Внешторгиздат, 1990. - С. -448.
11. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. - М., 1923.
12. .Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого "Я" // - М., 1992. С.256 - 324.
13. Хусейн А., Холкомб В. Руководство по лечению психологической травмы у детей и подростков. - Гуманитарно-благотворительный центр «Сострадание», 1997.
14. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. Пособие / Т.И. Шульга - М.: Дрофа, 2005. - 254с.
15. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. - М., 1994.-167с.
16. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени»: Академический проект; М.; 2007
6 661 760 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Айнакеева Улган Абдулхакимовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.