ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Ассимиляция и диссимиляция.
Метаболизм.
1.
ФИО Муратова
Гульназ Раушановна
2. Место работы МБОУ
«Нижнебишевская СОШ»
3. Должность учитель
биологии
4. Предмет биология
5.
Класс 9
6. Базовый учебник Биология.
Введение в общую биологию и экологию.
9 класс: учеб. для общеобразовательных
учреждений / А.А.
Каменский,Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.- 11-е
изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010
Цель урока:
Познакомить учащихся с понятием
«обмен веществ в организме», ассимиляция, диссимиляция, метаболизм.
Задачи урока:
Образовательные: конкретизировать
знания об обмене веществ (метаболизме) как свойстве живых организмов,
познакомить с двумя сторонами обмена, выявить общие закономерности метаболизма;
установить связь пластического и энергетического обмена на разных уровнях
организации живого и их связь с окружающей средой.
Развивающие:формировать умение
выделять сущность процесса в изучаемом материале; обобщать и сравнивать,
делать выводы; работать с текстом, схемами, другими источниками;
реализация творческого потенциала
учащихся, развитие самостоятельности.
Воспитательные: используя
приобретенные знания, понимать перспективы практического использования
фотосинтез; понимать влияние обмена веществ на сохранение и укрепление
здоровья.
Оборудование: компьютер, проектор,
презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: самостоятельная работа с
учебником, индивидуальная работа у доски, фронтальная работа.
Ход урока
I.
Организационный
момент.
II. Повторение материала
1.
Проверка правильности заполнения таблицы «Сравнение строения
клеток эукариот и прокариот». (Ответ учащегося у доски.)
2.
Фронтальная беседа по вопросам:
1)Какую роль выполняет
спора у прокариот? Чем она отличается от спор эукариот?
2)Сравнивая строение и
процессы жизнедеятельности эукариот и прокариот, выделите признаки, позволяющие
предположить, какие клетки исторически более древние, а какие — более молодые.
3)Что такое ферменты?
Какова их роль в организме?
4)Что такое обмен веществ?
Приведите примеры обмена веществ в организме.
III. Изучение нового
материала.
Задание: сравните два определения,
найдите, есть ли в них отличие или они сходны. Чем вы это можете объяснить?
Метаболизм – ряд стадий, на каждой из
которых молекула под действием ферментов слегка видоизменяется до тех пор,
пока не образуется необходимое организму соединение.
|
Обмен веществ – последовательное
потребление, превращение, использование, накопление и потеря веществ
и энергии в живых организмах в процессе их жизни.
|
Обмен веществ складывается из двух
взаимосвязанных процессов – анаболизма и катаболизма.
Ассимиляция, или анаболизм
(пластический обмен), – совокупность химических процессов, направленных на
образование и обновление структурных частей клеток
|
1. В ходе ассимиляции происходит
биосинтез сложных молекул из простых молекул-предшественников или из молекул
веществ, поступивших из внешней среды.
2. Важнейшими процессами
ассимиляции являются синтез белков и нуклеиновых кислот (свойственный всем
организмам) и синтез углеводов (только у растений, некоторых бактерий и
цианобактерий).
3. В процессе ассимиляции при
образовании сложных молекул идет накопление энергии, главным образом в виде
химических связей.
Диссимиляция, или
катаболизм (энергетический обмен), – совокупность реакций, в
которых происходит распад органических веществ с высвобождением энергии
|
1. При разрыве химических связей в
молекулах органических соединений энергия высвобождается и запасается в виде АТФ.
2. Синтез АТФ у эукариот происходит в
митохондриях и хлоропластах, а у прокариот – в цитоплазме, на мембранных структурах.
3. Диссимиляция обеспечивает все
биохимические процессы в клетке энергией.
Всем живым
клеткам постоянно нужна энергия, необходимая для протекания в них различных
биологических и химических реакций. Одни организмы для этих реакций используют
энергию солнечного света (при фотосинтезе), другие – энергию химических связей
органических веществ, поступающих с пищей. Извлечение энергии из пищевых
веществ осуществляется в клетке путем их расщепления и окисления кислородом,
поступающим в процессе дыхания. Поэтому этот процесс называют биологическим
окислением, или клеточным дыханием.
Биологическое
окисление с участием кислорода называют аэробным, без кислорода –
анаэробным. Процесс биологического окисления идет
многоступенчато. При этом в клетке происходит накопление энергии в виде молекул
АТФ и других органических соединений.
IV. Закрепление изученного
материала.
1)Что такое ассимиляция?
Приведите примеры реакций синтеза в клетке.
2)Что такое диссимиляция?
Приведите примеры реакций распада в клетке.
3) Докажите, что
ассимиляция и диссимиляция — две стороны единого процесса обмена веществ и
энергии — метаболизма.
Задание. Установите соответствие
между процессами, протекающими в клетках организмов, и их принадлежностью к
ассимиляции или диссимиляции:
Процессы, протекающие в клетках
|
Обмен веществ
|
1. Испарение воды
2. Дыхание
3. Расщепление жиров
4. Биосинтез белков
5. Фотосинтез
6. Расщепление белков
|
7.Расщепление
полисахаридов
8. Биосинтез жиров
9.Синтез
нуклеиновых кислот
10. Хемосинтез
|
А – ассимиляция
Б – диссимиляция
|
|
|
|
Ответ: 1 – Б, 2 – Б, 3 – Б, 4 –
А, 5 – А, 6 – Б, 7 – Б, 8 – А, 9 – А, 10 – А.
Домашнее задание: Изучить § 2.8 «Ассимиляция и диссимиляция.
Метаболизм», ответить на вопросы в конце параграфа, повторить § 1.7.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.