Инфоурок Информатика Другие методич. материалыПоурочное планирование по ОП.04 Информационные технологии на тему "Виды обеспечений и основные свойства информационных технологий."

Поурочное планирование по ОП.04 Информационные технологии на тему "Виды обеспечений и основные свойства информационных технологий."

Скачать материал


Специальность: 09.02.03 Программирование в компьютерных системах


                             09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

Преподаватель: Машенцева Г.В.

Дисциплина: ОП.04 Информационные технологии

                      ОП.01. Основы информационных технологий

Тема раздела: Раздел I. Назначение и виды информационных технологий

Тема занятия: Тема 1.3. Виды обеспечений и основные свойства информационных технологий.

Вид занятия: изучение нового материала

Цель курса:

Формируемые общие компетенции:

      ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 

Цель занятия:  формирование ПК через освоение студентами  её компонентов    

 

Задачи занятия:

1)      Образовательная: помочь усвоить виды обеспечений и основные свойства информационных технологий,  Инструментальные средства информационных технологий, техническое, математическое, программное, организационное, правовое обеспечение.

2) Воспитательная: формировать  самостоятельность и ответственность при изучении нового материала. Активизировать у студентов формирование познавательной потребности, интереса к предмету.   

3) Развивающая: развивать познавательный интерес, речь, внимание, аналитическое мышление, формировать информационную культуру и потребность в приобретении знаний и навыков использования информационных технологий в учебно - познавательной деятельности, развивать навыки индивидуальной и групповой практической работы.

Междисциплинарные  связи: информатика, архитектура, операционные системы.

Технологии обучения: Технология информационно-коммуникационного обучения

Методы и приемы: наглядное представление учебного материала, аудиосредства, презентации.

 

 

1.      ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ:

 

1. Организационный момент

 

2.      Объяснение нового материала

3.      Первичное закрепление материала

4.      Домашнее задание

5.      Подведение итогов проведённого урока, оценки

6.       Рефлексивный блок

Ход занятия.

1.Организационный момент :  взаимные приветствия преподавателя и студентов; фиксация отсутствующих в учебном журнале; проверка внешнего состояния кабинета; проверка подготовленности студентов к  занятию,  их настроя на работу; организация внимания и внутренней готовности.

2. Проверка выполнения, оценка и коррекция домашнего задания  Взаимоопрос в парах.

.Вопросы

Что такое Информационные технологии?

Инструментарий ИТ?

Как развивается тенденция Информационных технологий ?

Охарактеризуйте информационные технологии по степени централизации.

Охарактеризуйте информационные технологии по типу предметной области.

Охарактеризуйте информационные технологии по классу реализуемых технологических операций.

Охарактеризуйте информационные технологии по типу пользовательского интерфейса.

Охарактеризуйте информационные технологии по способу построения сети.

 

2. Объяснение нового материала

 

Виды обеспечения информационных технологий. Свойства информационных технологий

Виды обеспечения информационных технологий

Математическое обеспечение состоит из алгоритмического и программного.

Алгоритмическое обеспечение - это совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, используемых в системе для решения задач и обработки информации.

Программное обеспечение (ПО) подразделяется на системное и прикладное ПО. Системное ПО - это машинно-ориентированное ПО. Оно реализовано в виде операционной системы, сетевого ПО, сервисных программ и систем программирования. Прикладное ПО является проблемно-ориентированным и реализуются в виде комплексов программ решения конкретных задач.

Информационное обеспечение - это совокупность средств и методов построения информационной базы. Оно определяет способы и формы хранения и отображения информации в организации в виде данных, документов, графиков и сигналов.

Аппаратное обеспечение информационных систем состоит из средств: получения, преобразования, передачи и отображения информации, вычислительной техники, локального управления и регулирования.

Организационное и методическое обеспечение - это совокупность средств и методов организации производства и управления им в условиях внедрения информационной системы. Оно включает в себя методики проведения работ, требования к оформлению документов, должностные инструкции и т.д.

Свойства информационных технологий

 

Роль и значение ИТ для современного этапа развития общества являются стратегически важными, и их значение для экономики стран в целом будет быстро возрастать. Подтверждением этого является ряд уникальных свойств ИТ:

1. они позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы как предприятия, так и общества в целом. Активизация, распространение и эффективное использование ИР предприятий позволяют получить существенную экономию других видов ресурсов-сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов;

2. способствуют оптимизации и автоматизации деятельности сотрудников предприятий и членов общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся уже не материальные ценности, а информация и научные знания;

3. выступают важными элементами других более сложных производственных или социальных явлений, поэтому являются очень важными компонентами соответствующих производственных или социальных технологий.

Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль и в обеспечении информационного взаимодействия между людьми. Они быстро ассимилируются с культурой общества, так как создают большие удобства, снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы, которые вызываются процессами глобализации и интеграции мирового сообщества, расширением внутренних и международных экономических и культурных связей, миграцией населения.

В качестве основных свойств ИТ, которые делают ее способной к включению в систему управления каким-либо объектом, можно выделить:

документируемость - возможность ее представления на материальных носителях в соответствии с действующими правилами оформления документации;

надежность - характеризует реализации в процессе эксплуатации всех ее функций в соответствии с заданными требованиями;

завершенность - вероятность выявления ошибок, допущенных при ее разработке;

понятность и ясность - известная простота в освоении пользователем;

открытость и расширяемость-свойство ИТ, характеризующееся возможностью введения в нее новых элементов и связей;

ресурсоемкость - свойство, характеризующееся объемом ресурсов, необходимых для ее реализации;

формализованность - возможность приведения ИТ к абстрактному виду;

защищенность - способность фиксировать или блокировать действия по несанкционированному доступу к информации или попытки ее разрушения;

эффективность - свойство, характеризующееся совокупностью эффективностей технического, экономического и социального характера при ее использовании.

 

Виды информационных технологий

 

Так как средства и методы обработки данных могут иметь разное значение, то различают глобальную, базовую и конкретную информационные технологии.

Глобальная информационная технология включает модели, методы и средства формирования и использования информационных ресурсов в обществе. 

Базовая информационная технология ориентируется на определенную область применения (производство, научные исследования, проектирование, обучение и т.д.). Базовая технология должна задавать модели, методы и средства решения информационных задач в своей предметной области.

Конкретные информационные технологии задают обработку данных в задачах пользователей.

Во всем многообразии глобальных информационных технологий выделяют информационные технологии обработки данных, управления, автоматизированного офиса, поддержки принятия решений, экспертных систем.

Информационная технология обработки данных

Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Эта технология применяется на уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся операций управленческого труда. Поэтому внедрение информационных технологий и систем на этом уровне существенно повысит производительность труда персонала, освободит его от рутинных операций, возможно, даже приведет к необходимости сокращения численности работников.

На уровне операционной деятельности решаются следующие задачи:

   обработка данных об операциях, производимых фирмой;

   создание периодических контрольных отчетов о состоянии дел в фирме;

   получение ответов на всевозможные текущие запросы и оформление их в виде бумажных документов или отчетов.

Существует несколько особенностей, связанных с обработкой данных, отличающих данную технологию от всех прочих:

   выполнение необходимых фирме задач по обработке данных. Каждой фирме предписано законом иметь и хранить данные о своей деятельности, которые можно использовать как средство обеспечения и поддержания контроля на фирме. Поэтому в любой фирме обязательно должна быть информационная система обработки данных и разработана соответствующая информационная технология;

   решение только хорошо структурированных задач, для которых можно разработать алгоритм;

   выполнение стандартных процедур обработки. Существующие стандарты определяют типовые процедуры обработки данных и предписывают их соблюдение организациями всех видов;

   выполнение основного объема работ в автоматическом режиме с минимальным участием человека;

   использование детализированных данных. Записи о деятельности фирмы имеют детальный (подробный) характер, допускающий проведение ревизий. В процессе ревизии деятельность фирмы проверяется хронологически от начала периода к его концу и от конца к началу;

   акцент на хронологию событий;

   требование минимальной помощи в решении проблем со стороны специалистов других уровней.

Информационная технология управления. 

Целью информационной технологии управления является удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений. Она может быть полезна на любом уровне управления.

Эта технология ориентирована на работу в среде информационной системы управления и используется при худшей структурированности решаемых задач, если их сравнивать с задачами, решаемыми с помощью информационной технологии обработки данных.

Информационная технология управления идеально подходят для удовлетворения сходных информационных потребностей работников различных функциональных подсистем (подразделений) или уровней управления фирмой. Поставляемая ими информация содержит сведения о прошлом, настоящем и вероятном будущем фирмы. Эта информация имеет вид регулярных или специальных управленческих отчетов.

Для принятия решений на уровне управленческого контроля информация должна быть представлена в агрегированном виде так, чтобы просматривались тенденции изменения данных, причины возникших отклонений и возможные решения. На этом этапе решаются следующие задачи обработки данных:

   оценка планируемого состояния объекта управления;

   оценка отклонений от планируемого состояния;

   выявление причин отклонений;

   анализ возможных решений и действий.

Информационная технология управления направлена на создание различных видов отчетов.

Регулярные отчеты создаются в соответствии с установленным графиком, определяющим время их создания, например месячный анализ продаж компании.

Специальные отчеты создаются по запросам управленцев или когда в компании произошло что-то незапланированное.

И те, и другие виды отчетов могут иметь форму суммирующих, сравнительных и чрезвычайных отчетов.

В суммирующих отчетах данные объединены в отдельные группы, отсортированы и представлены в виде промежуточных и окончательных итогов по отдельным полям.

Сравнительные отчеты содержат данные, полученные из различных источников или классифицированные по различным признакам и используемые для целей сравнения.

Чрезвычайные отчеты содержат данные исключительного (чрезвычайного) характера.

Использование отчетов для поддержки управления оказывается особенно эффективным при реализации так называемого управления по отклонениям.

Управление по отклонениям предполагает, что главным содержанием получаемых менеджером данных должны являться отклонения состояния хозяйственной деятельности фирмы от некоторых установленных стандартов (например, от ее запланированного состояния). При использовании на фирме принципов управления по отклонениям к создаваемым отчетам предъявляются следующие требования:

   отчет должен создаваться только тогда, когда отклонение произошло;

   сведения в отчете должны быть отсортированы по значению критического для данного отклонения показателя;

   все отклонения желательно показать вместе, чтобы менеджер мог уловить существующую между ними связь;

   в отчете необходимо показать количественное отклонение от нормы.

Информационная технология автоматизированного офиса

Информационная технология автоматизированного офиса - организация и поддержка коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией.

Офисные автоматизированные технологии используются управленцами, специалистами, секретарями и конторскими служащими, особенно они привлекательны для группового решения проблем. Они позволяют повысить производительность труда секретарей и конторских работников и дают им возможность справляться с возрастающим объемом работ. Однако это преимущество является второстепенным по сравнению с возможностью использования автоматизации офиса в качестве инструмента для решения проблем. Улучшение принимаемых менеджерами решений в результате их более совершенной коммуникации способно обеспечить экономический рост фирмы.

В настоящее время известно несколько десятков программных продуктов для компьютеров и некомпьютерных технических средств, обеспечивающих технологию автоматизации офиса: текстовый процессор, табличный процессор, электронная почта, электронный календарь, аудиопочта, компьютерные и телеконференции, видеотекст, хранение изображений, а также специализированные программы управленческой деятельности: ведения документов, контроля за исполнением приказов и т.д.

Также широко используются некомпьютерные средства: аудио- и видеоконференции, факсимильная связь, ксерокс и другие средства оргтехники.

Информационная технология поддержки принятия решений.

Главной особенностью информационной технологии поддержки принятия решений является качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера. Выработка решения, что является основной целью этой технологии, происходит в результате итерационного процесса, представленного на рисунке 8.2, в котором участвуют:

-          система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и объекта управления;

-          человек как управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат вычислений на компьютере.

Рисунок 8.2. Информационная технология поддержки принятия решений как итерационный процесс

Окончание итерационного процесса происходит по воле человека. В этом случае можно говорить о способности информационной системы совместно с пользователем создавать новую информацию для принятия решений.

Дополнительно к этой особенности информационной технологии поддержки принятия решений можно указать еще ряд ее отличительных характеристик:

   ориентация на решение плохо структурированных (формализованных) задач;

   сочетание традиционных методов доступа и обработки компьютерных данных с возможностями математических моделей и методами решения задач на их основе;

   направленность на непрофессионального пользователя компьютера;

   высокая адаптивность, обеспечивающая возможность приспосабливаться к особенностям имеющегося технического и программного обеспечения, а также требованиям пользователя.

Информационная технология экспертных систем.

Наибольший прогресс среди компьютерных информационных систем отмечен в области разработки экспертных систем, основанных на использовании искусственного интеллекта. Под искусственным интеллектом обычно понимают способности компьютерных систем к таким действиям, которые назывались бы интеллектуальными, если бы исходили от человека. Чаще всего здесь имеются в виду способности, связанные с человеческим мышлением.

Экспертные системы дают возможность менеджеру или специалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания. Главная идея использования технологии экспертных систем заключается в том, чтобы получить от эксперта его знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость. Являясь одним из основных приложений искусственного интеллекта, экспертные системы представляют собой компьютерные программы, трансформирующие опыт экспертов в какой-либо области знаний в форму эвристических правил (эвристик). Эвристики не гарантируют получения оптимального результата с такой же уверенностью, как обычные алгоритмы, используемые для решения задач в рамках технологии поддержки принятия решений. Однако часто они дают в достаточной степени приемлемые решения для их практического использования. Все это делает возможным использовать технологию экспертных систем в качестве советующих систем.

Сходство информационных технологий, используемых в экспертных системах и системах поддержки принятия решений, состоит в том, что обе они обеспечивают высокий уровень поддержки принятия решений. Однако имеются три существенных различия. Первое связано с тем, что технология экспертных систем предлагает пользователю принять решение, превосходящее его возможности. Второе отличие указанных технологий выражается в способности экспертных систем пояснять свои рассуждения в процессе получения решения. Очень часто эти пояснения оказываются более важными для пользователя, чем само решение. Третье отличие связано с использованием нового компонента информационной технологии - знаний.

 

Первичное закрепление материала

 

Составить схему "Виды ИТ"

4. Домашнее задание. стр 9-11 Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие. – 8-e изд., стер. – М.: Академия, 2014.

5. Подведение итогов учебного занятия. Оценки.

6. Рефлексивный блок

Рефлексия: студенты получают листы с заданием: Продолжим фразу:

-Я научился …-

-Я считаю полезным …

-Теперь бы я хотел ещё узнать …

-Самым интересным на занятии для меня было …

-Самым неинтересным на занятии для меня было …

-Самым скучным на занятии было ….

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Поурочное планирование по ОП.04 Информационные технологии на тему "Виды обеспечений и основные свойства информационных технологий.""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Старший рекрутер

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Поурочное планирование по ОП.04 Информационные технологии на тему "Виды обеспечений и основные свойства информационных технологий" разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах базовой подготовки укрупненной группы специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.Занятие содержит вопросы для оценки и коррекции домашнего задания, материал самой лекции, а так же для закрепления изученного материала предлагается составить схему "Виды информационных технологий". В качестве рефлексивного блока предлагается игра- продолжи фразу. Надеюсь, что данная разработка послужит хорошим подспорьем моим коллегам при подготовке к занятиям.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 647 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.10.2020 150
    • DOCX 92.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лукьянова Софья Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лукьянова Софья Викторовна
    Лукьянова Софья Викторовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 75660
    • Всего материалов: 232

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по информатике и ИКТ в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 100 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 806 человек

Курс повышения квалификации

Использование нейросетей в учебной и научной работе: ChatGPT, DALL-E 2, Midjourney

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 619 человек из 77 регионов
  • Этот курс уже прошли 956 человек

Курс профессиональной переподготовки

Разработка и сопровождение требований и технических заданий на разработку и модернизацию систем и подсистем малого и среднего масштаба и сложности

Системный аналитик

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 83 человека

Мини-курс

Основы психологических трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Судебные процессы и взыскание убытков: правовые аспекты и процедуры

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Воспитание будущего поколения: от педагогики до игровых технологий

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 18 человек
Сейчас в эфире

Информационная интоксикация: методы исцеления

Перейти к трансляции