РЕКОМЕНДУЕМЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МИНУТОК (ФМ)
Учебные занятия, сочетающие в себе
психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и
на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток
(далее - ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.
ФМ для улучшения мозгового
кровообращения:
1. Исходное положение (далее - и.п.) -
сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 -
голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп
медленный.
2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 -
поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить
6 - 8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1
- махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 -
и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого
пояса и рук:
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1
- правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 -
4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить
вперед. Темп средний.
2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной
стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4
- локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти
расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать
кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно
опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища:
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за
голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во
время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп
средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за
голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую
сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6
раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 -
наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль
тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз.
Темп средний.
ФМ
общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом
их напряжения в процессе деятельности.
Комплекс упражнений ФМ для
обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма:
1. Упражнения для улучшения мозгового
кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 -
и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6
- и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. Упражнения для снятия утомления с
мелких мышц кисти. И.п. -сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 -
разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и
потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнение для снятия утомления с мышц
туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз
направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс
оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
4. Упражнение для мобилизации внимания.
И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на
пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх,
6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую
руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую
руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1
раз медленный, 2 - 3 раза -средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
ГИМНАСТИКИ ГЛАЗ
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и
посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3,
открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить
глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца
вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец
вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6.
Повторять 4 - 5 раз
5. В среднем темпе проделать 3 - 4
круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону.
Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.
-1-
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю, и смекалку.
-2-
Дружно с вами мы считали и про числа
рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки
размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в
локтях сожмем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к
небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы
будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная
7-я.
-3-
(Ученики за учителем повторяют движения)
Из - за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки.
И потопаем немножко.
-4-
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
-5-
(Ученики повторяют движения за учителем)
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парты сесть опять.
-6-
На поляне стоит сосна,
к небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
быть он хочет подлинней.
(Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки
вверх,
потом то же, стоя на другой ноге)
Ветер сильный налетал,
все деревья раскачал.
(Наклоны корпуса влево-вправо)
Ветки гнутся взад-вперёд,
ветер их качает, гнет.
(Рывки руками перед грудью)
Будем вместе приседать –
раз, два, три, четыре, пять.
(Приседания)
А теперь на месте шаг,
выше ноги! Стой, раз, два!
-7-
«Под дождем». (ученики стоя повторяют
движения за учителем)
Капля первая упала – кап! (поднимают руки
вверх)
И вторая пробежала – кап! (руки в стороны)
Мы на небо посмотрели, (голову поднять
вверх)
Капельки кап-кап запели, (наклоны головы
вправо-влево)
Намочились лица, (наклоны головы
вперёд-назад)
Мы их вытирали. (поднять руки вверх и
встряхнуть кистями рук)
Туфли – посмотрите –
Мокрыми стали. (наклоны вперёд)
Плечами дружно поведем (плечи вверх-вниз)
И все капельки стряхнем.(кисти рук
встряхнули)
От дождя убежим, (бег на месте)
Под кусточком посидим (сесть за парты).
-8-
Рисуй глазами треугольник
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась.
Ты – молодец!
-9-
(Ученики повторяют движения за учителем)
Мы все вместе улыбнемся,
Подмигнем слегка друг другу,
Вправо, влево повернемся ( повороты влево-
вправо)
И кивнем затем по кругу. (наклоны
влево-вправо)
Все идеи победили,
Вверх взметнулись наши руки. ( поднимают
руки вверх- вниз)
Груз забот с себя стряхнули
И продолжим путь науки. ( встряхнули
кистями рук)
-10-
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
-11-
Ветер дует нам в лицо (махи руками)
Закачалось деревцо (наклоны в стороны)
Ветерок всё тише, тише (приседания)
Деревцо всё выше, выше (потягивание вверх
с прыжком)
-12-
“Гуси серые”
Гуси серые летели (бег на месте или
врассыпную,
движения руками, как крыльями).
Да, летели. Да, летели (продолжение бега).
И присели, посидели (два приседа).
Да и снова полетели (снова бег).
А потом опять присели (присед).
Игровое упражнение повторить 2–3 раза.
-13-
“Мы топаем ногами”
Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на
месте).
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп
(хлопки в ладоши).
Качаем головой (наклоны головы вправо,
влево).
Мы руки поднимаем (руки вверх).
Мы руки опускаем (руки вниз).
Мы руки разведем (руки в стороны).
И побежим кругом (бег).
-14-
“Вышла мышка”
Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте
или
продвигаясь вперед в колонне).
Поглядеть, который час (повороты влево,
вправо,
пальцы “трубочкой” перед глазами).
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой
в ладони).
Мышки дернули за гири (руки вверх и
приседание с
опусканием рук – “дернули за гири”).
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед
собой).
Убежали мышки вон (бег на месте или к
своему месту).
Игровое упражнение повторить 2–3 раза.
-15-
“Печка горяча”
Ча-ча-ча (три хлопка в ладоши).
Печка очень горяча (четыре полуприседа).
Чи-чи-чи (три хлопка над головой).
Печет печка калачи (четыре прыжка на
месте).
-16-
“Ровным кругом”
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте,
Дружно вместе
Сделаем вот так...
-17-
“У реки росла рябина”
У реки росла рябина (из положения упор
присев
постепенное выпрямление туловища, руки
вперед вверх).
А река текла, рябила (повороты вправо и
влево
с плавными движениями рук).
Посредине глубина (наклоны вперед, руки
прямые).
Там гуляла ры-би-на (приседы).
Эта рыба – рыбий царь (прыжки).
Называется – пескарь (ходьба на месте)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.