ПОСТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ПРИ
ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ.
Букреева Т.М
МБОУ «Рыбаловская СОШ» Томского района, г.Томска.
Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали
только хорошие и отличные оценки? Этой мечте не всегда суждено сбыться, так как
у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный
уровень мотивации обучения, коммуникативные трудности и в том числе
неумение и устойчивое нежелание вписываться в обычную школьную жизнь.
По моему
мнению, продуктивное обучение в рамках современной средней школы может быть
осуществлено только с помощью индивидуальных образовательных траекторий, то
есть индивидуальных маршрутов обучения.[1]
В
документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена
мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и
реализации абстрактных воспитательных задач - к формированию
универсальных способностей личности.
Достижение
этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что
вполне осуществимо при обучении школьников по индивидуальным образовательным
маршрутам.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется
образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями
учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими
стандартами содержания образования.[7]
Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует
понятие «индивидуальная образовательная траектория» [9], обладающее
более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации:
содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы,
определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный
(специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный
аспект).[4]
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория
предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута
(содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации
(технологии организации образовательного процесса).[8]
Необходимость
построения индивидуальных образовательных траекторий продиктовано следующими
соображениями:
- растет число
учащихся, которые не могут обучаться по обычной системе в связи с особенностями
поведения или в связи с отклонениями в своем развитии;
- определенное
число учащихся не может обучаться в классно-урочной системе из-за возникших
коммуникативных трудностей и в том числе неумения и устойчивого нежелания
вписываться в обычную школьную жизнь.
Индивидуальная
образовательная траектория – это способ освоения базовой или реабилитационной
государственной образовательной программы и поэтому составляется :
-на основе
базового учебного плана;
- определяет
ориентацию одного отрезка обучения и позволяет учащемуся перейти на базовый
уровень;
- расширяет
возможные пути достижения учебных целей, за счет использования новых форм
учебной работы, включаемых в программы
Индивидуальный маршрут – это четкая программа действий ученика и учителя на
некотором этапе обучения.
Индивидуальная
образовательная программа , или маршрут, составляется на одно полугодие, с тем
чтобы после ее реализации дать обоснованные рекомендации для перехода учащегося
в классно – урочную систему.
Структура
образовательного маршрута:
- указывает четкий
отрезок школьного времени, который должен составлять ,как правило целое
полугодие;
- должен учитывать
ускоренный или замедленный темп развития ученика
- должен содержать
временной график выполнения учебных модулей с указанием контрольных точек,
контрольных работ, зачетов.[3]
Содержательную
основу образовательного маршрута составляет учебная программа, разбитая на
учебные модули. Каждый модуль оформляется в виде организационно –
педагогического документа, доступного всем участникам педагогического процесса.[2]
То есть содержит:
1. Учебный
предмет
2. Тип
программы
3. Название
модуля
4. Число
часов учебной программы, покрываемое модулем
5. Способ
выполнения (самостоятельное изучение, обучение в малой группе или индивидуально
с учителем)
6. Форма
отчетности (зачет, контрольная работа, реферат)
Использование
нашей школой индивидуальных образовательных траекторий обеспечивает высокое
качество образовательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бессолицына, Р.
Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения/ Р.
Бессолицына, А.Ходырев //Директор школы. - 2009. - №4. - С.58-63.
2. Гормин, А. Модели индивидуальных
траекторий обучения / А. Гормин //Директор школы. - 2007. - №1. - С.69-74.
3.Декина, Н.П. Карта выбора
индивидуального маршрута обучения / Н.П. Декина // Завуч. - 2004. - №6. -
С.46-47.
4. Журавлева, К.
Обучение по индивидуальным учебным планам: повышение мотивации и возможность
учащегося выбирать желаемую нагрузку/ К. Журавлева, Е.Зубарева, И. Нистратова,
Е. Секачева // Директор школы. - 2008. - №3. - С.53-58.
5. Зубарева, Е.
Обучение по индивидуальным учебным планам / Е.Зубарева, Т. Кузнецова, О.
Аникеева// Народное образование. - 2006. - №5. - С.91-98.
6. Макотрова, Г.В.
Индивидуальные образовательные программы при углубленном изучении химии / Г.В.
Макотрова // Химия в школе. - 2008. - №1. - С.13-18.
7. Рейндольф, Т.А.
Построение предметного образовательного маршрута ученика на основе
индивидуально-ориентированных средств обучения/ Т.А. Рейндольф //Директор
сельской школы. - 2007. - №3. - С.35-39.
8. Целищева, Н.
Инновация без кавычек: обучение по индивидуальному плану: Творческое
пространство московской сетевой экспериментальной площадки по этой теме – 150
школ / Н.Целищева // Народное образование. - 2009. - №4. - С.199-204.
9. Ярулов, А.А.
Организация выполнения индивидуально-ориентированных учебных планов /
А.А. Ярулов // Школьные технологии. - 2004. - №3. - С.86-108.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.