Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях.
Типичные речевые сферы применения СПП.
(Урок 2)
Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 12» Фиалковская Вероника Петровна
2 слайд
Цели:
- уметь, зная отличительные признаки СПП, определять вид придаточного;
- уметь определять типы подчинения (однородное, неоднородное (параллельное), последовательное;
- уметь правильно расставлять знаки препинания в СПП;
- уметь строить графические схемы СПП;
- разбираться в сферах применения СПП;
- .
3 слайд
План
1. Повторение способов связи слов в словосочетании (с основой на Д/З).
2. Опрос + самостоятельная работа (согласование, управление, примыкание) – ОГЭ: задание 7.
3. Работа в группах.
4. Афиширование знаний
3. Выводы (Типичные речевые сферы применения СПП)
4. Самостоятельная работа
4 слайд
Проверка Д/З
Выделите из сочетания слов Словосочетания. Определите способы связи слов в словосочетаниях (Подготовка к ОГЭ: вопрос 7).
Хранить семейные традиции,
ветеран войны,
подробно комментировать шахматную партию.
5 слайд
Словосочетания.
Хранить семейные традиции: хранить традиции, семейные традиции;
ветеран войны,
подробно комментировать шахматную партию: подробно комментировать, шахматную партию, комментировать подробно.
Определите способы связи слов в словосочетаниях (Подготовка к ОГЭ: вопрос 7).
6 слайд
Обратимся к теории!!!
Согласование- это вид подчинительной связи, когда зависимое слово принимает грамматические формы главного слова, например: красивая картина.
Главным словом при согласовании являются имя существительное, субстантивированное прилагательное или причастие (т.е. перешло в разряд существительных), а также местоимение, существительное, например: приподнятое настроение, студенческая столовая.
7 слайд
Подсказка.
При согласовании надо изменить главное слов и посмотреть, что происходит с зависимым. Если зависимое слово изменяется вслед за главным. это согласование .
Задание.
Отвечать фронтально на вопросы.
1. Найдите среди предложенных словосочетаний словосочетание со способом связи согласование:
Пиратский флаг, захватить судно, очень быстро.
8 слайд
2. Укажите в предложении (1) словосочетание с синтаксической связью согласование.
Двадцать миллионов жителей России ежегодно заходят в социальные сети.(1) Наша страна занимает первое место в мире по этому показателю среди стран Европы.(2) В среднем каждый из этих россиян проводит в интернет-сообществах 51 минуту в день.(3)
9 слайд
Управление - вид подчинительной связи, когда зависимое слово употребляется в косвенном падеже: писать книгу, щелкать зубами, советовать другу (кому? - дательный падеж).
Главное слово при управлении может выступать в качестве глагола (радоваться встрече), существительного (любовь к людям), прилагательного (достойный сожаления), наречия (недалеко от города), порядковым числительного (первый в классе).
10 слайд
Подсказка.
При управлении главное слово меняется, а зависимое меняться может, но не меняется при изменении главного.
3. Найдите среди предложенных словосочетаний словосочетание со способом связи управление:
Уйти в море, печальная судьба, петь грустно, встретить враждебно.
11 слайд
4. Найдите среди предложенных словосочетаний словосочетание со способом связи управление:
1. младшие дети
2. рассказать сказку
3. упрашивали рассказать
4. рассказывать им
5. рассказывать на ночь
6. долго упрашивали
7. разнообразят жизнь
8. значительно разнообразят
12 слайд
Примыкание - это такой вид синтаксической связи, когда неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному по смыслу. Например: Очень мило (как мило? ).
Примыкают неизменяемые слова: инфинитив, наречие, форма простой сравнительной степени, деепричастие, некоторые неизменяемые прилагательные (приказ наступать, дверь налево, чуть южнее).
13 слайд
Подсказка
При примыкании зависимое слово - это всегда неизменяемая часть речи.
5. Найдите среди предложенных словосочетаний словосочетание со способом связи управление:
Наш корабль, посвятив дому, стало лучше, высадиться на берег.
14 слайд
6. Укажи в предложении (1) словосочетание с синтаксической связью примыкание.
Двадцать миллионов жителей России ежегодно заходят в социальные сети.(1) Наша страна занимает первое место в мире по этому показателю среди стран Европы.(2) В среднем каждый из этих россиян проводит в интернет-сообществах 51 минуту в день.(3)
15 слайд
7. Замените словосочетание «стеклянная дверь », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
8. Замените словосочетание «директор школы», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
9. Замените словосочетание «яростно рубить», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
16 слайд
Самостоятельная работа!!!
Способы связи слов в словосочетаниях.
17 слайд
Внимание!!!
Вопросы ОГЭ по данной теме № 13 !!!
!!! Среди предложения …-… найдите СПП с однородным / параллельным (неоднородным) / последовательным подчинением!!!
? ?? Что нужно знать, чтобы ответить на данные вопросы?
18 слайд
Тип подчинения!!!
Последовательное подчинение: первое придаточное относится к главному предложению, второе придаточное – к первому придаточному.
[ ] , ( что ), ( которая ).
2. Однородное подчинение: придаточные относится к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению (однородными).
[ ] , ( что ), ( что ).
3. Неоднородное (параллельное) подчинение: придаточные относится к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению (неоднородными).
( Когда ), [ ] , ( как ).
19 слайд
20 слайд
Группы СПП с придаточными по значению:
- определительные: отвечают на вопрос какой?, относятся к главному члену предложения, выраженному именем существительным;
- изъяснительные: отвечают на падежные вопросы, чаще всего относятся к глаголам.
- обстоятельственные: образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия.
21 слайд
Алгоритм работы с предложением.
1. Прочитать.
2. Найти грамматические основы.
3. Найти средство связи между простыми предложениями.
4. Определить главное и придаточное.
5. Определить границы предложений.
6. Расставить знаки препинания.
7. Задать вопрос от главного к придаточному.
8. Определить вид придаточного.
22 слайд
Запишите предложение, найдите главную и придаточные части, определите виды придаточных и тип подчинения
Когда наступили сумерки путники обратили внимание на небо которое затянули тучи.
23 слайд
Выполненный вариант.
Когда наступили сумерки, путники обратили внимание на небо, которое затянули тучи.
( Когда ), [ ] , ( которое).
Параллельное (неоднородное) подчинение.
??? Как Вы думаете, в тексте какого стиля речи употребительно данное предложение?
24 слайд
Выполненный вариант.
Когда наступили сумерки, путники обратили внимание на небо, которое затянули тучи.
( Когда ), [ ] , ( которое).
Параллельное (неоднородное) подчинение.
??? Как Вы думаете, в тексте какого стиля речи употребительно данное предложение?
??? Какие стили речи Вы знаете?
25 слайд
Стили речи
Книжные: художественный, научный, публицистический, официально-деловой.
Разговорный
??? Назовите основные отличительные признаки текста каждого стиля речи, его функцию.
26 слайд
Стили речи
Книжные.
Художественный: воздействует на воображение и чувства читателя, используется в художественных произведениях.
Научный: стиль научных сообщений, используется в науке, авторы – учёные, специалисты в своей области.
Публицистический: служит для воздействия на людей через средства массовой информации; статьи, очерки, репортажи, интервью.
Официально-деловой: служит для оформления документов, сфера применения – право, юриспруденция, делопроизводство.
27 слайд
28 слайд
ЗАДАНИЯ ГРУППАМ.
В данных
предложениях
расставьте знаки
препинания, объясните их постановку, обозначьте графически. Определите виды придаточных, тип подчинения.
Ответьте на вопрос: В тексте какого стиля речи употребительно данное предложение?
29 слайд
1. Я смотрю на небо и вижу что ярко светит солнце что падают пушистые снежинки что воздух благоухает свежестью.
2. Исследования показали что объект имеет мягкую однородную структуру которая способствует изменению параметров.
3. В деревне Митино местный житель провёл ряд испытаний нового химического препарата на курице которая затем стала нести золотые яйца.
4. Когда мы приехали и расположились я заметил как кто-то громко начал рассказывать о происходящем сторожу.
5. Я, Иванов Иван Иванович, спешу уведомить вас о том что мною установлено нарушение.
30 слайд
1.
Расставьте знаки
препинания, объясните их расстановку, обозначьте графически. Определите вид придаточного.
Я смотрю на небо и вижу что ярко светит солнце что падают пушистые снежинки что воздух благоухает свежестью.
31 слайд
Я смотрю на небо и вижу,
что ярко светит солнце, что падают пушистые снежинки, что воздух благоухает свежестью.
[ ] , ( что ), ( что ), ( что ).
(ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ)
Для какого стиля речи характерно данное предложение?
Художественный стиль речи.
32 слайд
2.
Расставьте знаки
препинания, объясните их расстановку, обозначьте графически. Определите вид придаточного.
Исследования показали что объект имеет мягкую однородную структуру которая способствует изменению параметров.
33 слайд
Исследования показали, что объект имеет мягкую однородную структуру, которая способствует изменению параметров.
[ ] , ( что ), ( которая ).
(ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ)
Научный стиль речи.
34 слайд
3. Расставьте знаки
препинания, объясните их расстановку, обозначьте графически. Определите вид придаточного.
В деревне Митино местный житель провёл ряд испытаний нового химического препарата на курице которая затем стала нести золотые яйца.
35 слайд
3. Расставьте знаки
препинания, объясните их расстановку, обозначьте графически. Определите вид придаточного.
В деревне Митино местный житель провёл ряд испытаний нового химического препарата на курице, которая затем стала нести золотые яйца. [ ] , ( которая ).
(придаточное определительное)
Публицистический стиль речи.
36 слайд
4. Расставьте знаки
препинания, объясните их расстановку, обозначьте графически. Определите вид придаточного.
Когда мы приехали и расположились я заметил как кто-то громко начал рассказывать о происходящем сторожу.
37 слайд
4. Расставьте знаки
препинания, объясните их постановку, обозначьте графически. Определите вид придаточного.
Когда мы приехали и расположились, я заметил, как кто-то громко начал рассказывать о происходящем сторожу.
( Когда ), [ ] , ( как ).
(неоднородное (параллельное) подчинение)
Художественный стиль речи.
38 слайд
5. Расставьте знаки
препинания, объясните их расстановку, обозначьте графически. Определите вид придаточного.
Я, Иванов Иван Иванович, спешу уведомить вас о том что мною установлено нарушение.
39 слайд
5. Расставьте знаки
препинания, объясните их расстановку, обозначьте графически. Определите вид придаточного.
Я, Иванов Иван Иванович, спешу уведомить вас о том, что мною установлено нарушение.
[ о том] , ( что ).
(изъяснительное придаточное)
Официально-деловой стиль речи.
40 слайд
Определимся со сферой употребления сложноподчинённых предложений.
В какой речи мы употребляем сложные предложения?
41 слайд
Определимся со сферой употребления сложноподчинённых предложений.
Сложноподчинённые предложения отличаются более книжным характером, высокой частотой употребления в книжной речи, сложностью конструкций.
Средняя величина предложений разговорно-бытовой речи – не более 9 слов.
42 слайд
Д / З !!!!!
1. Учить теорию: стр. 103-113 (учебник
Л.А.Тростенцовой); стр. 53 – 55, упр. 127
(учебник С.Г. Бархударова)
2. Выполнить вариант 23 ТЕСТА
из сборника И.П. Цыбулько.
3. Подготовиться к тесту с С 15.3. Раскрыть значение понятия …
43 слайд
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Представлен материал из раздела «Синтаксис», благодаря изучению которого школьники смогут определять основные признаки сложноподчинённых предложений, правильно расставлять в них знаки препинания.
На данном уроке школьники научатся определять отличительные признаки СПП; определению видов придаточных; умениям правильно расставлять знаки препинания в СПП; строить графические схемы СПП; - разбираться в сферах применения СПП;
- использовать приобретённые знания для правильного выполнения
самостоятельной работы.
1. Повторение способов связи слов в словосочетании (с основой на Д/З).
2. Опрос + самостоятельная работа (согласование, управление, примыкание) – ОГЭ: задание 7.
3. Работа в группах.
4. Афиширование знаний
3. Выводы (Типичные речевые сферы применения СПП)
4. Самостоятельная работа
6 663 776 материалов в базе
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
Основные группы сложноподчинённых предложений
Больше материалов по этой темеНастоящий материал опубликован пользователем Фиалковская Вероника Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72/108/144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
2 ч.
Мини-курс
8 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.