Инфоурок Физика Другие методич. материалыПособие по физике на тему: "Использование ИКТ на уроках физики"

Пособие по физике на тему: "Использование ИКТ на уроках физики"

Скачать материал

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Не секрет, что дети легко учатся тому, что им интересно. Так вот необходимо создать обучающую среду, состоящую из отдельных компонентов, обеспечивающую в целом обучающий эффект. Обучающая среда, разработанная с применением образовательных информационных технологий позволит создать систему обучения физике, которая не только обобщит, конкретизирует, систематизирует знания по физике, но и повысит мотивацию учащихся к изучению этой дисциплины.

Использование информационных технологий на уроках физики смогут обеспечить следующие возможности:

·        вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности;

·        совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;

·        свободного доступа к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности её всестороннего исследования;

·        постоянного испытания своих интеллектуальных способностей.

Существует еще одна острая проблема – проблема обеспечения курса физики оборудованием для лабораторного и демонстрационного эксперимента. В сложившейся ситуации необходимо искать пути выхода из этого тяжелого положения. И вот один из них – это использование компьютера на уроках.

Использование компьютера на уроке интенсифицирует учебный процесс, повышает уровень наглядности подачи материала, создает условия для активного применения и углубления знаний, полученных учащимися при изучении смежных дисциплин, позволяет с легкостью вернуться к пройденному материалу.

Компьютер на уроке играет роль мощного аудиовизуального концентратора внимания, используемого для иллюстрации основных идей курса, проверки качества знаний, решения задач, ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

Существенно расширяются возможности самореализации ученика, резко возрастает мотивация учеников при подготовке докладов и создании презентаций. Эта форма работы оказалась пригодной для отстающих по физике, но хорошо владеющих навыками работы на компьютере обучающихся, так как позволяет им стать более успешными в освоении материала. Создает условия для ситуации успеха и защита проекта по предмету с использованием программы Power Point, а также создание электронных досок, которые при минимальных затратах времени помогают представить рисунки, схемы, графики с изменяющимися параметрами.

Использование мультимедийных технологий обеспечивает ускорение темпа урока, наглядность подачи материала за счет звука и движения, исследовательский характер обучения посредством планомерного накапливания экстренных наглядных пособий, позволяющих с легкостью вернуться к пройденному материалу.

Все это способствует систематизации знаний учащихся. Учитель, разумеется, поначалу вынужден тратить довольно много времени на подготовку электронных досок, зато работа на уроке не только ускоряется, но и значительно облегчается. Материал усваивается обучающимися значительно лучше. Я думаю, Вы согласитесь со мной, что лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Физика – это тот предмет, где наглядность играет важную роль в становлении научного мировозрения учеников, формированию в их сознании единой картины мира.. Из экзотики ПК превращается в весьма эффективное техническое средство для организации и проведения урока. Компьютер дает возможность продемонстрировать те явления природы, которые мы увидеть не можем, например явления микромира или быстро протекающие процессы.

Можно выделить несколько аспектов использования компьютера на уроках физики.

·        Прежде всего, учитель может с помощью компьютера набрать и распечатать контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы. На компьютере это сделать значительно быстрее и удобнее чем выполнить эту работу вручную. Один раз введенные в память компьютера, они могут быть распечатаны снова, при этом в текст можно вносить изменения. Компьютер позволяет создавать наглядные пособия. Так благодаря домашнему ПК у меня есть возможность, к каждому уроку составлять и набирать разноуровневые карточки, опорные листы, мини самостоятельные работы для урока. Наличие компьютера на рабочем месте и дома позволило мне постепенно разработать рабочие тетради по физике для студентов 1 курса.

·        Компьютер универсален, он может выступать в роле телевизора, кинопроектора, кодоскопа. Компьютер в целом заменяет целый набор ТСО, превосходя их по качеству.

·        Сейчас выпускаются специальные учебные программы по физике, которые можно использовать на уроках. Есть программы, предназначенные для тестирования знаний обучающихся, программы – тренажеры, программы, предоставляющие возможность продемонстрировать различные модели. На своих уроках я использую диски компании “Физикон” из серии “Открытая физика” и компьютерные учебники от компании “Кирилл и Мефодий”.Наибольшую наглядность для обучающихся представляют интерактивные модели по всему курсу физики, параметры такой модели можно изменять, что позволяет перейти от компьютерного наблюдения, к компьютерному эксперименту. Эксперимент важен в понимании многих физических явлений, так как физика наука – экспериментальная.

Все модели в зависимости от использования на уроке я разделил на несколько групп:

1. Модели – конструкторы.

Например, модель электрической цепи. Модель представляет собой набор элементов цепи, с помощью которых на экране можно моделировать электрическую цепь. С использованием данной модели я предлагаю ученикам следующие задания: найти ошибки в изображенной цепи, собрать цепь по образцу, используя приборы. Без мела и тряпки можно по щелчку мыши внести изменения в схему электрической цепи, кроме того, модель позволяет рассчитать значение силы тока и напряжения.

2. Модели установок.

Например, модель ядерного реактора, она не только заменяет старую таблицу, где указаны рабочие элементы установки, но и позволяет продемонстрировать принцип действия ядерного реактора.

3. Модели различных физических явлений.

Например, видеофрагмент – ядерные превращения. Мои студенты при изучении темы “Атомное ядро” научились правильно находить неизвестный продукт ядерной реакции, но не всегда верно определяли реакция синтеза или деления произошла в данном случае. Эту проблему мы разрешили с помощью данного видеофрагмента.

Приведу еще один пример, изучая явление дифракции, мы говорим, что согласно теории Френеля при определенных размерах и расстоянии от отверстия до источника света и экрана в центре светлого пятна находится темное пятно. Обучающемуся представить это сложно, модель не только это наглядно демонстрирует, но и позволяет изменять размеры отверстия и наблюдать, как при этом изменяется дифракционная картина.

4. Модели опытов.

Например, опыты Фарадея по электромагнитной индукции.

диски содержат большое количество дополнительного материала для подготовки к уроку, справочные таблицы, формулы. Формулы, таблицы можно распечатать и использовать как пособие на уроке, можно вывести на уроке на монитор компьютера для лучшего восприятия учебного материала. Хорошей наглядностью для урока обладает комплект дисков из серии “Демонстрационный эксперимент по физике”. Комплект содержит видеофильмы и демонстрации по всем разделам физики.

Использование компьютера на уроках физики позволяет сделать урок более динамичным и интересным.

Еще одно направление использования компьютера – это создание презентаций учителем к своим урокам. Создавая презентацию, учитель на экран ПК выносит основные физические понятия, формулы, выводы по данному уроку, рисунки, таблицы, схемы, различные видеофрагменты физических явлений и демонстраций, необходимых для восприятия темы урока. В презентацию можно включить вопросы и задания на повторение и закрепление учебного материала, а так же осуществить быстрый контроль за уровнем усвоения учебного материала. Учитель создает презентацию в соответствии с собственным видением темы урока.

К отдельным урокам мной созданы презентации.

Опыт показывает, что использование презентаций на уроках способствует лучшему усвоению учебного материала, повышается активность студентов на уроке. Они имеют возможность не только услышать формулировку нового понятия, но и прочитать ее на экране, то есть мы задействуем для восприятия нового не только слух, но и зрение. И как было сказано выше: “Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать!” Правда использование презентаций требует не только наличие ПК в кабинете физики, но и мультимедийного проектора.

Наличие компьютера в кабинете физики позволяет разнообразить урок, продемонстрировать те явления и процессы, которые представить ребятам сложно, компьютерные демонстрации могут заменить недостающие опыты для правильного восприятия учениками темы. Компьютер позволяет не только моделировать явления, но и изменять условия протекания процессов, что позволяет детально понять и изучить явления.

Кроме того, можно привлечь учащихся к выполнению творческих, исследовательских работ, проектов с использованием ПК. Мои ученики с удовольствием создают презентации, веб-сайты, моделируют различные физические процессы с помощью компьютера. Работая над проектом, создавая презентацию по заданной теме, студенты подбирают дополнительный материал, систематизируют его, выбирают форму для лучшего представления на ПК, защищают свои работы перед однокурсниками. Результат – растет интерес к физике, ребята учатся работать в группе, развиваются ораторские способности, навыки работы с дополнительной литературой. Все что создают ребята, я могу использовать на своих уроках.

В заключении я хочу сказать, что компьютер стал для меня верным помощником в подготовке и проведении уроков физики, отрыл для меня новые возможности в преподавании, сделал мои уроки более современными и увлекательными.

 

 

Литература:

1. Ахметшина Г.Х. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

2. Лямзин Д.В. Использование ИКТ в учебном процессе // Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой».

3. Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003. – С. 68-70.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Пособие по физике на тему: "Использование ИКТ на уроках физики""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор музея

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Обучающая среда, разработанная с применением образовательных информационных технологий позволит создать систему обучения физике, которая не только обобщит, конкретизирует, систематизирует знания по физике, но и повысит мотивацию учащихся к изучению этой дисциплины.Использование информационных технологий на уроках физики смогут обеспечить следующие возможности:вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности; совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения; свободного доступа к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности её всестороннего исследования; постоянного испытания своих интеллектуальных способностей.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 828 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.12.2020 289
    • DOCX 43 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Титова Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Титова Елена Александровна
    Титова Елена Александровна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 88747
    • Всего материалов: 194

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Физика")

Учитель физики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по физике в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 79 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 569 человек

Курс повышения квалификации

Информационные технологии в деятельности учителя физики

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 116 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 866 человек

Мини-курс

Методики воспитания и развитие в СПО

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Социальные и правовые аспекты эпохи Просвещения: влияние на образование сегодня

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 23 регионов
Сейчас в эфире

Арт-педагогика как метод профилактики детских неврозов

Перейти к трансляции