Тема:
Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом.
Тип
урока:
урок изучения нового.
Цель:
научиться разбирать глагол по составу.
Задачи:
Образовательные:
ü формировать
умения правильно выделять основы глаголов, «читать» графические схемы форм;
ü формировать
умение устанавливать порядок разбора глагола по составу и мотивировать его
логикой глагольных признаков.
Развивающие:
ü развивать
умения видеть в слове его части;
ü учить
объяснять условия выбора орфограмм;
ü развивать
чувство языка на основе познания знаков строения слов (форм глаголов) и
понимания их внутреннего (структурного содержания);
ü обогащать
словарный запас обучающихся.
Воспитательные:
ü прививать
интерес к родному языку;
ü
воспитывать способность преодолевания возникающих трудностей;
ü воспитывать
умение слушать и понимать других;
ü воспитание
нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные
поступки, в том числе речевые;
ü воспитание
трудолюбия, способности к познанию.
Технология:
деятельностного метода, информационно-коммуникационная
УУД
Познавательные:
анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, извлекать и
преобразовывать информацию из одной формы в другую; поиск информации; адекватно
понимать содержание прочитанного текста, выделять главную информацию, основную
мысль.
Личностные: воспринимать
речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания.
Коммуникативные:
1.
Высказывать и аргументировать свою точку зрения.
2.
Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3.
Договариваться о совместной деятельности, работать в парах, группах, оказывать
в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные:
высказывать предположения на основе наблюдений, аргументировать свою точку
зрения, формулировать вопрос (проблему) урока и его цель, искать пути решения
проблемы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Единица
содержания образования: знакомство понятием алгоритм разбора
глагола по составу.
Граница
знания-незнания: дети знают, алгоритм разбора по составу других
частей речи .
Оборудование
урока: Бунеев Р.Н.Русский язык. Учебник для 4
класса начальной школы, в 2 частях. Часть 2, рабочие тетради, мел, ватманы, канцелярские
принадлежности.
Паспорт урока:
1.Организационный
момент.
1.1
Приветствие
2. Актуализация
знаний и фиксация затруднений в деятельности.
2.1 . Индивидуальная работа на карточках.
3. Работа в
группах по формулировке правила по заданию на карточке.
4. Постановка
проблемы.
5. Открытие новых
знаний
6. Углубление и обобщение изученного
7. Итог
урока
8.Домашнее задание
9.Рефлексия
10.Организованное
завершение урока
Ход урока
1.Организационный
момент.
1.1
Приветствие
У: Доброе утро, ребята! На улице сегодня светит солнышко и у нас
в классе оно приветствует вас и поможет создать комфортную обстановку в
классе для плодотворной работы на уроке.
У:
Начинаем урок. Проверьте свою готовность. У вас на партах должны лежать
учебник, тетрадь, пенал. Откройте тетрадь, запишите число, сегодня 21 апреля, классная
работа.
2. Актуализация знаний и фиксация
затруднений в деятельности.
2.1 . Индивидуальная работа на карточках.
У: Перед вами на доске и на
листочках буквы. Зачеркните на листочках те буквы, которые обозначают глухие
согласные звуки и выпишите в тетрадь оставшиеся
буквы.
Х Г Т Л П Ч А С
Г Ф О К Л (индивидуальное задание)
У: Прочитайте слово. (Глагол)
3. Работа в группах по формулировке
правила по заданию на карточке. (работа в группах).
У: Ребята,
а что мы уже знаем о глаголе? (Самостоятельная
часть речи, отвечает на вопросы что делать? что сделать? что будет делать? и т
д. и обозначает действие предмета, роль в предложении – сказуемое, может
изменяться по числам, по временам (пр.в, н.в., б.в) по лицам (1л, 2л, 3л) и
т.д.
У: Чтобы
вспомнить всё, что мы уже знаем, я предлагаю вам поработать в команде по 4
человека и составить «карту ума».
(Коллективная проверка, одна группа зачитывает, что у
них получилось, на доске все слова фиксируются, то, что не было сказано одной
группой, дополняют другие.)
У: Кто из команд желает выти к доске и рассказать,
что у вас получилось? (дополнение других команд)
4. Постановка проблемы.
У: Ребята,
посмотрите внимательно на нашу «карту ума», как выдумаете, почему я нарисовала
ещё одну стрелочку? почему там стоит знак вопроса? (что-то не хватает, мы
еще не всё знаем о глаголах, чему – то должны научиться).
У: Действительно ребята, сегодня
мы должны с вами научиться ещё одному немаловажному делу, а какому - мы сейчас
и узнаем.
У: Итак, к доске выходит Юля.
Записываем на доске и в тетради слово:
ПРИБЕЖАЛ
У: Разберите это слово по
составу. (Самостоятельное выполнение)
У: Итак, ребята, посмотрите на
доску, поднимите руку те, кто согласен с решением Юли. А как правильно? (высказывание
своей точки зрения)
У: А почему у вас много разных
мнений? (мы не знаем, как разбирать глагол по составу)
У: Так значит, чему мы должны
сегодня научиться? (разбирать глаголы по составу)
У: (Учитель рисует схему слова
вместо знака ?)
- Итак, давайте подумаем, какова
тема сегодняшнего урока? (Разбор глаголов по составу) (тема
вывешивается на доску).
- Давайте составим примерный план
урока: (учитель пишет на доске)
ПЛАН:
1). ? ПРАВИЛО/АЛГОРИТМ
2).познакомиться-? ( с чем?)
3).тренировочные упражнения
- А почему в первом пункте плана
я поставила знак вопроса?, что туда необходимо дописать? (ПРАВИЛО)
4.1 Игра «Форма глагола»
У: А сейчас, ребята. Мы с вами
немножко поиграем.
Итак, 1ряд – неопределённая
форма
2 ряд – форма прошедшего времени
3 ряд – возвратная форма
У: Правила игры таковы, когда я
буду называть глагол в неопределённой форме, тогда встаёт 1 ряд, когда вы
услышите глагол в форме прошедшего времени – встаёт 2 ряд, а если слово стоит в
возвратной форме, то встаёт 3 ряд. Понятны правила игры? Итак, начинаем, будьте
очень внимательны!
Слова: писать( 1ряд), почему вы
встали? докажите, что это слово стоит в неопределённой форме: у него есть
суффикс – ТЬ- и т.д.)
ПИСАТЬ (1), ПРОЧИТАЛ (2), ДУМАЕТ,
УЗНАЛА (2), КУПАЕТСЯ (3), ПРИНЕСТИ (1), ПЛЫВЁТ, ИГРАЮТ, ПРИЕЛЕТЕЛ (2),
ВЕСЕЛЯТСЯ (3), ПИШЕТ, РАССКАЗАЛА (2), ДУМАТЬ (1), СПАСТИ (1), МОЕТСЯ (3),
РАССЫПАЛАСЬ (3).
У: Молодцы, ребята!
У: Ребята, как вы думаете, чтобы
правильно разобрать глагол ПО СОСТАВУ, что необходимо знать? (алгоритм)
У: Итак, действительно, необходимо
знать алгоритм. Откройте, пожалуйста, учебник на с.111 и самостоятельно
ознакомьтесь с памяткой, что нужно помнить и порядком разбора глагола по
составу. (самостоятельное чтение)
У: Ребята, давайте теперь
проверим, правильно ли мы разобрали слово, возвращаемся к нему. Юля, выйди к
доске, теперь пользуясь алгоритмом из учебника, попробуй объяснить нам, как
правильно разобрать это слово.
(разбор того же слова)
ПРИБЕЖАЛ
1)
определяю, в какой форме стоит глагол: прибежал – форма прошедшего
времени
2)
нахожу и выделяю окончание и суффиксы, которые не входят в основу:
3)
выделяю основу слова:
4)
в составе основы нахожу и выделяю корень, для этого подбираю
однокоренные слова:
5)
нахожу и выделяю приставку, суффикс:
5. Открытие новых знаний (индивидуальное задание, взаимопроверка)
У: У
вас на столах лежат листочки с произведением Алексея Плещеева. Прочитайте, о
чём оно? ( о весне)
Уж тает снег,
бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
У: Правильно о
весне, найдите и выпишите все глаголы, определите время, спряжение
(взаимопроверка). А теперь меняемся с соседом тетрадками, возьмите простой
карандаш и оцените работу своего одноклассника. Меняемся обратно. (общая
проверка).
У: Молодцы! А
теперь давайте разберём слова, выписанные в тетради, по составу.
ТАЕТ, БЕГУТ,
ПОВЕЯЛО, ЗАСВИЩУТ, ОДЕНЕТСЯ. (у доски с проговариванием алгоритма)
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало
формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно
было сделать?
– Удалось тебе
выполнить задание?
– Ты сделал всё
правильно или были недочёты?
– Ты составил всё
сам или с чьей-то помощью?
– Какой был
уровень задания?
– Какие умения
формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты
бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе
с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
6. Углубление и обобщение изученного
У: А сейчас найдите в учебнике упражнение 293 на
с. 112. Выполним упражнение на доске и в тетради. Рома, прочитай задание.
7. Итог
урока
У:
Сегодня
отметки получают:
-
Какое задание вам показалось лёгким? Трудным? Почему?
-
Как вы оцениваете свою работу в группе? Группу в целом?
–
Что у вас получалось сегодня лучше всего?
–
В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
–
За что?
8. Домашнее
задание
У: Откроем
дневник, запишем домашнее задание:
С.111 выучить алгоритм
разбора глаголов по составу
И
для тех, кто желает составить 3-4 предложения с
использованными глаголами на уроке по теме весна.
9. Рефлексия
У: Ребята, а сейчас я
предлагаю вам заполнить вот такую анкету.
У:
Вижу, вам сегодня очень понравился урок и вы очень активно в нём поработали.
10. Организованное
завершение урока
У: На этом наш урок
закончен. Всем спасибо, всем молодцы!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.