Инфоурок Начальные классы КонспектыПорядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом.

Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом.

Скачать материал

Тема: Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом.

Тип урока: урок изучения нового.

Цель: научиться разбирать глагол по составу.

Задачи:

Образовательные:

ü формировать умения правильно  выделять основы глаголов, «читать» графические схемы форм;

ü формировать умение устанавливать порядок разбора глагола по составу и мотивировать его логикой глагольных признаков.

Развивающие:

ü развивать умения видеть в слове его части;

ü учить объяснять условия выбора орфограмм;

ü развивать чувство языка на основе познания знаков строения слов (форм глаголов) и понимания их внутреннего (структурного содержания);

ü обогащать словарный запас обучающихся.

Воспитательные:

ü прививать интерес к родному языку;

ü воспитывать способность преодолевания возникающих трудностей;

ü воспитывать умение слушать и понимать других;

ü воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

ü воспитание трудолюбия, способности к познанию.

Технология: деятельностного метода, информационно-коммуникационная

УУД

Познавательные:   анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, извлекать   и преобразовывать информацию из одной формы в другую; поиск информации; адекватно понимать содержание прочитанного текста, выделять главную информацию, основную мысль.

 

Личностные: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания.

 

Коммуникативные:

1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться о совместной деятельности, работать в парах, группах, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, аргументировать свою точку зрения,  формулировать вопрос (проблему) урока и его цель, искать пути решения проблемы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Единица содержания образования: знакомство понятием алгоритм разбора глагола по составу.

 

Граница знания-незнания: дети знают, алгоритм разбора  по составу  других  частей  речи .

Оборудование урока: Бунеев Р.Н.Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы, в 2 частях. Часть 2, рабочие тетради, мел, ватманы, канцелярские принадлежности.

 

 


 

Паспорт урока:

 

1.Организационный момент.

1.1 Приветствие

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

2.1 . Индивидуальная работа на карточках.

3. Работа в группах по формулировке правила по заданию на карточке.

4. Постановка проблемы.

5.  Открытие новых знаний

6. Углубление и обобщение изученного

7. Итог урока

8.Домашнее задание

9.Рефлексия

10.Организованное завершение урока

                                                                                                            


 

Ход урока

 

1.Организационный момент.

1.1 Приветствие

У: Доброе утро, ребята! На улице сегодня светит солнышко и у нас  в классе оно приветствует вас и поможет создать комфортную обстановку в классе для плодотворной работы на уроке.

У:  Начинаем урок. Проверьте свою готовность. У вас на партах должны лежать учебник, тетрадь, пенал.  Откройте тетрадь, запишите число, сегодня 21 апреля, классная работа.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

2.1 . Индивидуальная работа на карточках.

У: Перед вами  на доске и на листочках буквы.   Зачеркните  на листочках те буквы, которые обозначают глухие согласные звуки и выпишите в тетрадь оставшиеся буквы.

 

Х Г Т Л П Ч А С Г Ф О К Л  (индивидуальное задание)

 

У: Прочитайте слово. (Глагол)

 

3. Работа в группах по формулировке правила по заданию на карточке. (работа в группах).

У: Ребята, а что мы уже знаем о глаголе? (Самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы что делать? что сделать? что будет делать? и т д. и обозначает действие предмета, роль в предложении – сказуемое, может изменяться по числам, по временам (пр.в, н.в., б.в) по лицам (1л, 2л, 3л) и т.д.

У: Чтобы вспомнить всё, что мы уже знаем, я предлагаю вам поработать в команде по 4 человека и составить «карту ума».

(Коллективная проверка, одна группа зачитывает, что у них получилось, на доске все слова фиксируются, то, что не было сказано одной группой, дополняют другие.)

 

Глагол
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


У: Кто из команд желает выти к доске и рассказать, что  у вас получилось? (дополнение других команд)

4. Постановка проблемы.

У:  Ребята, посмотрите внимательно на нашу «карту ума», как выдумаете, почему я нарисовала ещё одну стрелочку? почему там стоит знак вопроса?  (что-то не хватает, мы еще не всё знаем о глаголах, чему – то должны научиться).

 

У: Действительно ребята, сегодня мы должны с вами научиться ещё одному немаловажному делу, а какому - мы сейчас и узнаем.

У: Итак,  к доске выходит Юля. Записываем на доске и в тетради слово:

 

ПРИБЕЖАЛ

 

 У: Разберите это слово по составу. (Самостоятельное выполнение)

У: Итак, ребята, посмотрите на доску, поднимите руку те, кто согласен с решением Юли. А как правильно? (высказывание своей точки зрения)

У: А почему у вас много разных мнений? (мы не знаем,  как разбирать глагол по составу)

У: Так значит,  чему мы должны сегодня научиться? (разбирать глаголы по составу)

У: (Учитель рисует схему слова вместо знака ?)

 - Итак, давайте подумаем, какова тема сегодняшнего урока? (Разбор глаголов по составу) (тема вывешивается на доску).

 - Давайте составим примерный план урока: (учитель пишет на доске)

ПЛАН:

1). ? ПРАВИЛО/АЛГОРИТМ

2).познакомиться-? ( с чем?)

3).тренировочные упражнения

 - А почему в первом пункте плана я поставила знак вопроса?, что туда необходимо дописать? (ПРАВИЛО)

4.1 Игра «Форма глагола»

 У: А сейчас, ребята. Мы с вами немножко поиграем.

Итак, 1ряд – неопределённая форма

2 ряд – форма прошедшего времени

3 ряд – возвратная форма

У: Правила игры таковы, когда я буду называть глагол в неопределённой форме, тогда встаёт 1 ряд, когда вы услышите глагол в форме прошедшего времени – встаёт 2 ряд, а если слово стоит в возвратной форме, то встаёт 3 ряд. Понятны правила игры? Итак, начинаем, будьте очень  внимательны!

Слова: писать( 1ряд), почему вы встали? докажите, что это слово стоит в неопределённой форме: у него есть суффикс – ТЬ- и т.д.)

 ПИСАТЬ (1), ПРОЧИТАЛ (2), ДУМАЕТ, УЗНАЛА (2), КУПАЕТСЯ (3), ПРИНЕСТИ (1), ПЛЫВЁТ, ИГРАЮТ, ПРИЕЛЕТЕЛ (2), ВЕСЕЛЯТСЯ (3), ПИШЕТ, РАССКАЗАЛА (2), ДУМАТЬ (1), СПАСТИ (1), МОЕТСЯ (3), РАССЫПАЛАСЬ (3).

У: Молодцы, ребята!

У: Ребята, как вы думаете, чтобы правильно разобрать глагол ПО СОСТАВУ, что необходимо знать? (алгоритм)

У: Итак, действительно, необходимо знать алгоритм. Откройте, пожалуйста, учебник на с.111 и самостоятельно ознакомьтесь с памяткой, что нужно помнить и порядком разбора глагола по составу. (самостоятельное чтение)

У: Ребята, давайте теперь проверим, правильно ли мы разобрали слово, возвращаемся к нему. Юля, выйди к доске, теперь пользуясь алгоритмом из учебника, попробуй объяснить нам, как правильно разобрать это слово.

(разбор того же слова)

 

ПРИБЕЖАЛ

1)    определяю, в какой форме стоит глагол: прибежал – форма прошедшего времени

2)    нахожу и выделяю окончание и суффиксы, которые не входят в основу:

 

3)    выделяю основу слова:

4)    в составе основы нахожу и выделяю корень, для этого подбираю однокоренные слова:

5)    нахожу и выделяю приставку, суффикс:

 

 

5.  Открытие новых знаний (индивидуальное задание, взаимопроверка)

У: У вас на столах лежат листочки с произведением Алексея Плещеева. Прочитайте, о чём оно? ( о весне)

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

У: Правильно о весне, найдите и выпишите все глаголы, определите время, спряжение (взаимопроверка). А теперь меняемся с соседом тетрадками, возьмите простой карандаш и оцените работу своего одноклассника.   Меняемся обратно. (общая проверка).

У: Молодцы! А теперь давайте разберём слова, выписанные в тетради, по составу.

ТАЕТ, БЕГУТ, ПОВЕЯЛО, ЗАСВИЩУТ, ОДЕНЕТСЯ. (у доски с проговариванием алгоритма)

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

 

6. Углубление и обобщение изученного

 У: А сейчас найдите в учебнике упражнение  293 на с. 112. Выполним упражнение на доске и в тетради. Рома, прочитай задание.

7.     Итог урока

У:  Сегодня отметки получают:

 - Какое задание вам показалось лёгким? Трудным? Почему?

 - Как вы оцениваете  свою работу в группе? Группу в целом?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

8.     Домашнее задание

У: Откроем дневник, запишем домашнее задание:

С.111 выучить алгоритм разбора глаголов по составу

И для тех, кто желает составить 3-4 предложения с использованными  глаголами на уроке по теме весна.

9.     Рефлексия

У: Ребята, а сейчас я предлагаю вам заполнить вот такую анкету.

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/56564554.jpg

У: Вижу, вам сегодня очень понравился урок и вы очень активно в нём поработали.

10. Организованное завершение урока

У: На этом наш урок закончен. Всем спасибо, всем молодцы!

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-психолог

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом.Тип урока: урок изучения нового.Цель: научиться разбирать глагол по составу.Задачи: Образовательные: ü формировать умения правильно выделять основы глаголов, «читать» графические схемы форм; ü формировать умение устанавливать порядок разбора глагола по составу и мотивировать его логикой глагольных признаков.Развивающие: ü развивать умения видеть в слове его части; ü учить объяснять условия выбора орфограмм; ü развивать чувство языка на основе познания знаков строения слов (форм глаголов) и понимания их внутреннего (структурного содержания); ü обогащать словарный запас обучающихся.Воспитательные: ü прививать интерес к родному языку; ü воспитывать способность преодолевания возникающих трудностей; ü воспитывать умение слушать и понимать других; ü воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; ü воспитание трудолюбия, способности к познанию.Технология: деятельностного метода, информационно-коммуникационная

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 624 521 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.12.2020 555
    • DOCX 102.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кривуля Елена Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кривуля Елена Юрьевна
    Кривуля Елена Юрьевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 70707
    • Всего материалов: 226

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 392 человека из 66 регионов

Курс повышения квалификации

Организация системы внутришкольного контроля качества образования на уровне начального общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 25 регионов

Мини-курс

Психология взаимоотношений, прощения и самопонимания

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 26 регионов

Мини-курс

Стратегии B2B маркетинга: от анализа до продаж

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Путь к осознанным решениям и здоровым отношениям

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 24 регионов