Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Портфолио – как средство оценки сформированности универсальных учебных действий обучающихся начальной школы. (Методический семинар с презентацией)

Портфолио – как средство оценки сформированности универсальных учебных действий обучающихся начальной школы. (Методический семинар с презентацией)

«Методический семинар»

Кульпина Ирина Михайловна, учитель начальных классов МКОУ СОШ с. Ныр Тужинского района

Портфолио – как средство оценки сформированности универсальных учебных действий обучающихся начальной школы

ФГОС предъявляет новые требования к образовательным результатам и, соответственно,

изменяется система оценивания достижений учащихся. Формирование функционально грамотных

людей – одна из важнейших задач современной щколы. Основы функциональной грамотности

закладываются в начальных классах. (Слайд № 2)

Одним из основных положений нового Стандарта является формирование универсальных

учебных действий младших школьников. Теоретико-методологической основой программы УУД

является системно - деятельностный подход, разработанный в трудах отечественных психологов

Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина. Системно –

деятельностный подход раскрывает основные психологические условия и механизмы процесса

усвоения знаний, ведущие к развитию гармоничной творческой личности  на основе освоения

универсальных способов познания и освоения мира. (Слайд № 3)

Стандарт общего образования в качестве ключевой задачи определяет личностное развитие

обучающихся. При определении состава и содержания личностных результатов на каждой из

ступеней обучения берётся во внимание типология универсальных учебных действий,

разработанная Александром Георгиевичем Асмоловым профессором, академиком Российской

академии образования, руководителем группы авторов программы универсальных учебных

действий.

Одним из методов оценки личностных результатов учащихся является оценка личностного

прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся

культуры мышления, логики, умения анализировать, обобщать, систематизировать,

классифицировать. В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию

обобщенный опыт моей педагогической деятельности по теме «Портфолио – как средство оценки

сформированности универсальных учебных действий обучающихся начальной школы».

Актуальность выбранной темы объясняется переходом к новым Федеральным

государственным образовательным стандартам, одним из базовых положений которых является

формирование мотивации к обучению, познанию творчества в течение всей жизни. В

соответствии с новыми стандартами Портфолио является современным педагогическим

инструментом сопровождения, развития  и оценки достижений обучающихся, ориентированным

на обновление и совершенствование качества образования. (Слайд № 4)

Переходя на стандарты 2 поколения я столкнулась со следующими проблемами:

  • низким уровнем самостоятельности детей, их образовательной активности, неумением

работать с информацией, с трудностью формирования самооценки уч-ся, осознания ими

своих целей и возможностей.

  • неумением детей контактировать друг с другом, слушать и вступать в диалог, строить

продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Эти проблемы можно и нужно разрешить с помощью применения портфолио, которое

является одним из трёх показателей, на основании которых создается итоговая оценка выпускника

начальной школы. Портфолио позволяет учитывать возрастные особенности развития

универсальных учебных действий обучающихся младших классов, предполагает активное

вовлечение обучающихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного

анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования. (Слайд № 5)

Портфолио – это комплект документов, которые являются основой для определения

образовательного рейтинга выпускника начальной школы, это индивидуальная «папка», в

которой зафиксирована динамика личных достижений в деятельности на уровне качества

результата, это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений

обучающегося за определенный период времени. (Слайд № 6)


Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании,

особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение

школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную

деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную

самооценку собственной деятельности.

Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное

средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и

самообучения;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

- формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную

учебную деятельность.

Портфолио ученика начальных классов как способ накопления и оценки динамики его

индивидуальных образовательных достижений в рамках новой системы оценивания выполняет

следующие функции: (Слайд № 7)

- оценочная – обеспечивает системную оценку личностных, метапредметных и предметных

результатов обучения;

- диагностическая  – фиксирует изменения и рост за определённый период времени и позволяет

сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад,

планировать дальнейшую образовательную деятельность;

- функция целеполагания – портфолио поддерживает учебные цели;

- мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей;

- содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ;

- развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году;

- рейтинговая функция – показывает диапазон навыков и умений.

Портфолио учащегося является не только отражением достижений личности в той или иной

сфере деятельности, но и способом улучшить эти достижения за счет механизма рефлексии,

заложенного в процесс создания портфолио.

Девизом работы с портфолио у учеников начальной школы является следующая фраза:

"Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".

Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Жестких

требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь

работа над портфолио – хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче,

придумать что-то свое, оригинальное. Примерная структура портфолио может быть

представлена следующей таблицей. (Таблица) (Слайд № 8)

Я начинала работу над портфолио с мотивации (рассказала, что такое портфолио, какова

цель его создания и какие виды портфолио существуют). Далее познакомила с примерной

структурой портфолио и вместе с детьми, в режиме сотрудничества мы определили вид и

структуру нашего портфолио.

Затем мы определились со сроком сдачи и временем работы над портфолио: на уроках в классе,

во время проектной деятельности, творческой и исследовательской работы дома или на уроке;

проверка – 2 раза в год, обязательное задание на каникулы – пополнить разделы портфолио.

Следующим шагом были обговорены критерии оценивания: грамотность, эстетическое

оформление, наличие шкалы достижения цели, содержательность, соответствие материалов

портфолио заявленной цели, творческий подход, наличие системы оценивания.

И последним шагом было создание системы оценивания и определение объектов проверки:

какие разделы и рубрики будут оцениваться часто, а какие однократно.

Содержание и оформление Портфолио. (Слайд № 9 - 15)

Портфолио состоит из титульного листа, – который содержит основную информацию

(фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс, контактную информацию и фото ученика),

а также из разделов, которые представляют собой крупные блоки материалов:

Раздел «Мой мир» – в котором есть следующие рубрики:

«Моё имя» – информация о том, что означает имя, о знаменитых людях, носивших это имя.

«Моя семья» - фотографии семьи и небольшой рассказ о своей семье.

«Мой город, село» – рассказ о родном городе, селе, о его интересных местах. Здесь же можно

разместить и схему безопасного маршрута от дома до школы.

«Мои друзья» - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

«Мир мох увлечения» - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок.

«Моя школа» – рассказ о школе, одноклассниках и педагогах.

«Мои любимые школьные предметы» – небольшие заметки о любимых школьных

предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...".

Раздел «Моя учёба» ученик наполняет удачно написанными контрольными работами,

интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, творческими работами и т.д.

Раздел «Моя общественная работа» наполняется материалами о мероприятиях, которые

проводятся вне рамок учебной деятельности. Может быть, ученик играл роль в школьном

спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику.

Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

В раздел «Моё творчество» ученик помещает свои творческие работы: рисунки,

сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию.

Необходимо предоставить полную свободу ученику при наполнении этого раздела. Важно! Если

работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, необходимо дать

информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. Если событие

освещалось в СМИ или Интернете – надо найти эту информацию.

Раздел «Коллектор» содержит информацию извне, т.е. материалы, автором которых не

является ученик. Это памятки, схемы, списки литературы, иллюстрации. Иными словами,

«Коллектор» – это копилка информационных материалов, которые будут использованы в работе.

Самым приятным разделом для учащихся и для учителя является раздел «Мои достижения»,

где помещаются материалы, которые отражают лучшие результаты учеников и демонстрируют их

успехи. Это грамоты, дипломы, благодарственные письма, фото лучших выступлений,

сертификаты, удачные проекты.

В разделе «Отзывы и пожелания» размещаются положительные оценки педагогом

стараний ученика, советы и рекомендации.

Структура портфолио не является жесткой и определенной раз и навсегда. Количество разделов

и рубрик, их предполагаемое содержание я согласовываю с детьми. Рубрики могут меняться в

зависимости от цели создания портфолио. Но нужно отметить, что некоторые составляющие

портфолио являются обязательными.

Так, например, материалы, по которым можно отследить и оценить: (Слайд № 16)

1. Метапредметные результаты: Таблица 1

Обязательная часть (пополняется педагогами):

а) данные входной и выходной диагностики УУД в каждом классе.

б) возможные (но необязательные) материалы наблюдений педагогов за овладением УУД.

Часть, пополняемая учеником:

а) самооценка учеником развития своих УУД: избранные страницы недельных разворотов: «Мои

успехи на этой неделе». (Например, «научился чистить картошку»; «стало меньше ошибок»)

б) материалы ученических надпредметных проектов: исследований, поделок, мероприятий (вся

совокупность УУД). Материалами могут быть сами исследовательские работы, фото, видео,

презентационные материалы − всё, что ученик САМ посчитает нужным сюда включить.

2. Предметные результаты:

Обязательная часть (пополняется учителем):

- стартовая диагностика по предмету (первые контрольные работы по предмету в начале каждого

года), итоговые стандартизированные работы по предмету (в конце 4-го класса).

Часть, которая пополняется учеником: изложения, сочинения, диктанты, записи решения задач,

результаты мини-исследований, дневники наблюдений, творческие работы и т.п.

3. Личностные результаты: Любые творческие работы ученика, фото, видео его самых

разных выступлений, поделок и т.п.

Каждый материал ученика сопровождает «Лист самооценки». Таблица 2

Важно помнить: в самом начале, когда ребенок только начинает работать над составлением

портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет, эта помощь

сводится к минимуму. Нужно стараться с самого начала построить работу ребенка таким образом,

чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы

происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к

полученным результатам и осознание своих возможностей.

Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в Портфолио, а также всего

Портфолио в целом, либо за определенный период его формирования, может быть как

качественной, так и количественной.

Оценивать материалы Портфолио должен, прежде всего, ученик с помощью взрослых

(родителей, учителя). Начиная со 2-го класса обученные мной дети, проводят самооценку

материалов Портфеля по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «отлично»,

«превосходно». Самооценка материалов может проводиться по выбору ученика в разное время:

одновременно с размещением материала (например, рисунка) в Портфеле, в конце четверти или

учебного года – сразу все материалы оцениваются, или некоторые. Портфолио учащихся я

оцениваю не реже 1 раза в полугодие. Таблица 3

Критерии оценки портфолио.

Количественная оценка материалов Портфолио складывается из следующих обязательных

составляющих: титульный лист, разделы «Мой мир», «Отзывы и пожелания» (красочность

оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, разнообразие и полнота материалов,

наличие листов самооценки) - от 1-го до 5-ти баллов

Раздел «Моя учеба» (разнообразие работ, наличие творческих работ, проектов,

самостоятельных отзывов) и Раздел «Мое творчество» (наличие рисунков, творческих работ,

проектов, сочинений фото изделий, фото выступлений) - от 1-го до 5-ти баллов в зависимости от

полноты сведений и разнообразия материала.

Раздел «Мои достижения» (количество грамот, сертификатов, дипломов) - 1 балл за каждую

грамоту школьного уровня; 2 балла – районного уровня; 3 балла – областного, всероссийского

уровня. Оценка индивидуальных образовательных достижений обучающегося ведётся «методом

сложения» на основании «листов индивидуальных достижений». (В презентации таблица № 4)

Если проанализировать результаты, то у большинства уч-ся фиксируется достижение опорного

уровня и даже его превышение (30 - 40 баллов), что позволяет поощрять продвижения

обучающихся. А если оценивать портфолио по уровням оценки портфолио (по С.Дж.Пейпу и М.

Чошанову, то 3 ученика из 7 имеют самый высокий уровень, 2 ученика высокий уровень и 2

ученика средний уровень. Слабого уровня оценки портфолио нет.

По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов Портфеля

достижений, можно сделать выводы о:

- сформированности у учащегося универсальных и предметных способов действий, а также

опорной системы знаний;

- сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с

целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой,

познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

По результатам оформления Портфолио в конце 4 класса выставляется комплексная оценка –

это вывод по всем материалам «Портфеля достижений». Оценка выставляется педагогами

экспертами (учителем данного класса, несколькими учителями других начальных классов).

Эксперты выносят коллективное мнение, на основании анализа каждым экспертом «Портфеля

достижений» каждого ученика. Мнение фиксируется в виде листа-опросника «Экспертная

комплексная накопленная оценка достижений ученика». Таблица 5

Итоговая оценка за ступень начальной школы это словесная характеристика достижений

ученика, которая создаётся на основании трёх показателей:

1) комплексной накопленной оценки (вывода по «Портфелю достижений» – совокупность всех

образовательных результатов);
2) результатов итоговых диагностических работ по русскому языку и математике (освоение

опорной системы знаний – через решение задач);
3) результатов предварительных диагностических работ по УУД за 4-й класс и итоговой

комплексной межпредметной диагностической работы (уровень метапредметных действий с

предметными и надпредметными знаниями). Таблица № 6 и 7

На основе этих трёх показателей педагогами-экспертами формулируется один из трёх

возможных выводов – оценок результатов по предметам и УУД. Результаты были следующие:


Вывод-оценка

Комплексная оценка

(данные «Портфеля

достижений»)

Итоговые работы

(русский язык, математика

и межпредметная работа)

Даша Г.

Даша Ш.

Артём Б.

Оксана А.

Ученик овладел опорной

системой знаний на уровне

осознанного применения

учебных действий, в том

числе при решении

нестандартных задач.

Достижение планируемых

результатов НЕ менее чем по

половине разделов

образовательной программы с

оценкой «хорошо» или

«отлично»

Правильно выполнено не

менее 65% заданий

необходимого (базового)

уровня и не менее 50% от

максимального балла за

выполнение заданий

повышенного уровня

Серёжа К.

Кирилл Т. Максим О.

Ученик овладел опорной

системой знаний и

необходимыми учебными

действиями, способен

использовать их для

решения простых

стандартных задач.

Достижение планируемых

результатов по всем основным

разделам образовательной

программы как минимум с

оценкой

«зачтено»/«нормально»

Правильно выполнено НЕ

менее 50% заданий

необходимого (базового)

уровня

На основании итоговой оценки принимается решение педагогического совета образовательного учреждения о переводе ученика на следующую ступень образования.

Можно сделать вывод, что введение «портфолио» повысило образовательную активность

учащихся, намного повысило уровень самостоятельности детей, уровень самооценки и уровень

осознания ими своих целей и возможностей, т.е. у детей появилось больше уверенности в

собственных возможностях и способности практически применять приобретенные знания и

умения. В ходе работы с портфолио дети научились контактировать друг с другом, слушать и

вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и

взрослыми. Создание портфолио стало общим делом для ученика, его родителей и классного

руководителя, т.е. стало важной точкой взаимодействия «учитель – ученик – родители», а работа

над его составлением – интересным духовным взаимообогащением. И именно портфолио

помогает ученику лучше узнать себя, свои сильные стороны, развивает творческие способности,

учит его достигать цели, доказывать себе и всем, что «я» способный, так как преимущество

портфолио состоит в том, что оно является многофункциональным инструментом, как

оценивания, так и самооценки собственных достижений.

Таким образом, происходит развитие личности ученика, его индивидуальных способностей, у

учащихся формируются личностные качества: уверенность в себе, инициативность, овладение

навыками общения и сотрудничества. Дети с удовольствием принимают участие в конкурсах,

олимпиадах, научно-практических конференциях, фестивалях, имеют достижения конкретных

результатов, а именно – призовые места. Таблица достижений № 8 (Слайд № 17)

Заканчивая своё выступление и подводя итоги работы методического семинара я хочу воспользоваться способом творческой рефлексии – синквейном. Давайте вместе с вами составим синквейн по теме семинара. При его составление существуют определённые правила:

Первая строка - тема выраженная одним словом, обычно существительным, которое обозначает

объект или предмет, о котором пойдет речь. (Слайд № 18-19)

Вторая строка – описание темы в двух словах, чаще всего прилагательными.

Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.

Четвёртая строка - фраза из четырех слов, выражает отношение автора к данной теме.

Пятая строка - содержит одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Первое слово – Портфолио

Эффективное, инновационное

Поощряет, развивает, поддерживает

Средство оценки сформированности УУД

Портфель Спасибо за внимание!

Литература (Слайд № 20)

- Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И.А., Карабанова О. А., Молчанов С. В.,  Салмина Н.Г . «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли» (учебное пособие). – М. – 2010

- Иванов А. В. Портфолио в начальной школе: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А. В. Иванов. – М.: Просвещение, 2011

- «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли»: пособие для учителя /  Под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.

- «Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий». В 3-х частях. Ч. 1; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: «Просвещение», 2010


  • Другое
Автор
Дата добавления 18.12.2017
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 265
Номер материала MA-072728

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы