Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Директору-завучу / «Портфолио» как интегральная накопительная система оценивания в школе (из опыта работы).

«Портфолио» как интегральная накопительная система оценивания в школе (из опыта работы).

«Портфолио» как интегральная накопительная система оценивания в школе (из опыта работы).


Введение Федеральных образовательных стандартов нового поколения поставило на новый уровень систему оценивания обучающихся: она стала комплексной, и, кроме привычного предметного оценивания, появилось оценивание личностное. Так как система образования – прозрачная система и находится в сфере обслуживания общества , выпоняя очень важный социальный заказ, особую нишу заняла внешняя оценка достижений как учреждения , так и самих учащихся. Появилась системная оценка личных достижений или как ее часто называют «Портфель личных достижений».

Это, прежде всего, позволило скорректировать проблемное поле привычного пятибалльного оценивания:

1. Новые образовательные цели не проверяются старыми контрольно -измерительными материалами

2. Традиционная фиксация в журнале не позволяет увидеть соответствие требованиям

3. Пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок

4.Традиции оценивания не позволяют развивать самооценку школьников

5.Традиции оценивания дискомфортны для учеников, отрицательно влияют на их мотивацию

Мы понимаем, что ребенок не может быть неинтересен и неуспешен во всем, именно ситуация успеха может стать мотивом и обеспечить интерес к учебе. Появилась конечная цель, сформулированная так: «необходимо построение объективной системы оценки качества образования, согласованной с интегральным потребителем образовательных услуг (личность, общество, государство)»

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио или портфеля личных достижений.

Портфолио ученика:

· является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;

· реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;

· позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;

· предполагает активное вовлечение учащихся в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.


Портфолио – портфель, который представляет собой комплект материалов, в который входят материалы, представляющие достижения учащегося.


Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе школы он используется как:

  • процессуальный способ фиксирования достижений учащихся;

  • копилка полезной информации;

  • наглядные доказательства образовательной деятельности ученика.


Основные цели и задачи портфолио:

- Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях.

- Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни.

- Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию.

- Формирование установки на творческую деятельность , развитие мотивации дальнейшего творческого роста.

- Приобретение навыков саморефлексии,

формирование умения анализировать собственные интересы,

склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями.


Преимущества Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:

- направлено на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);

- учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;

- позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.

Работая с портфолио, школьник:

- формирует навык самоконтроля и самооценки;

- видеть своё продвижение.

Учитель:

- наглядно видит процесс формирования предметного знания у детей, обеспечивает своевременную и целенаправленную коррекцию;

- делает отметку содержательной и для ученика и для родителей;

- делать оценку работы оптимистичной.


Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения.

Постараюсь ответить на ряд вопросов, наиболее распространённых в педагогическом сообществе и среди родительской общественности о необходимости введения такой системы накопительной оценки, как портфолио:

  1. Обязательно ли использовать «Портфель достижений» в

официальной оценке результатов образования ученика школы?

«Портфель достижений» включѐн как обязательный компонент

определения итоговой оценки в Примерную основную образовательную программу, дополняющую Федеральный государственный образовательный стандарт. Таким образом, всем педагогам необходимо научить своих учеников вести портфель своих достижений.

  1. Зачем нужен «Портфель достижений»?

«Портфель достижений» позволяет решить целый ряд задач:

  • охранять результаты ВСЕХ достижений ученика − учебных и внеучебных − за все за все годы обучения на ступени образования школы. В течение года схожую задачу решают Таблицы результатов и Дневник школьника, а «Портфель достижений» может собирать и накапливать еѐ;

  • сохранить информацию о процессе решения задач учеником, о динамике его достижений и ошибок, которые не в состоянии отобразить таблицы результатов и тем более официальный журнал, где отметки сохраняют информацию только о конечном результате решения;

  • развивать у ученика умение учиться: самостоятельно обдумывать мотивы своих действий, ставить цель, планировать и организовывать еѐ достижение,

  • самостоятельно оценивать результат;

  • подтверждать эффективность труда учителя при его аттестации, когда

  • материалы «Портфеля достижений» могут пройти внешнюю оценку, фиксирующую прогресс ученика через сравнение исходных и конечных результатов.

Оценочная деятельность педагога:

  • Оценивание в течение выполнения задания, предусматривающее обратную связь с целью совершенствования деятельности ученика;

  • Оценивание результата деятельности ученика;

  • Оценивание презентации результатов деятельности ученика.

3. В каком виде может существовать «Портфель достижений»?

Поскольку материалы «Портфеля достижений» официально признаются значимыми для итоговой оценки ученика, то до перехода на электронный документооборот основным видом «Портфеля достижений» должна быть папка с файлами, хранящая материалы на бумаге и на электронных носителях (диски, флешки). В нашей школе разработана зачетная книжка «портфель личных достижений», ведется работа по заполнению электронного модуля в программе «Сетевой город. Образование».

Одновременно «Портфель достижений» может существовать и в

электронном виде. В него автоматически могут поступать данные из электронных Таблиц результатов и из Электронного дневника. Его свободно может пополнять ученик и время от времени (не реже раза в год) его материалы могут копироваться и переноситься в папку – «официальный» «Портфель достижений».

4. Кто и когда пополняет «Портфель достижений»?

Ученик в любой момент может поместить в любой раздел любой материал о своих успехах: рисунки, грамоты, фото выступлений, листы выполненных заданий, награды и т.п.

Начиная со 2-го класса ученик (обученный учителем) проводит самооценку материалов портфеля своих достижений по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «отлично», «превосходно».

Самооценка материалов может проводиться по выбору ученика в разное время: одновременно с размещением материала (например, рисунка) в портфеле; в конце четверти или учебного года – сразу все материалы или некоторые. Если какой-то материал ученик перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части.

Учитель пополняет только обязательную часть: один раз в четверть

помещает в папку ученика предметные контрольные работы и напоминает ему поместить туда копию страницы Дневника с Таблицей результатов.

В конце учебного года учитель помещает в папку диагностические

метапредметные работы (кроме личностных результатов) и их

систематизированные данные – копию из Таблицы результатов.

5. Какие разделы могут быть в «Портфеле достижений»?

I раздел: «Мой портрет».  Здесь содержатся сведения об учащемся, который может  представить его  любым способом. Здесь  могут быть личные данные учащегося, ведущего портфолио, его автобиография, личные  фотографии. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и итогов года, ставит цели и анализирует достижения.

II раздел: «Портфолио документов». В  этом разделе должны быть представлены сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения. Здесь учащийся представляет  дипломы олимпиад, конкурсов, соревнований, сертификаты учреждений дополнительного образования, табели успеваемости, результаты тестирования.

III раздел: «Портфолио работ». Учащийся представляет комплект своих творческих и проектных работ, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности, участие в школьных и внешкольных мероприятиях, конкурсах,  конференциях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений. Ведомости участия в различных видах деятельности представлены в Приложении 2 Положения о портфеле личных достижений

IV раздел: «Портфолио отзывов». Он включает в себя отзывы, рецензии работ, характеристики классного руководителя, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования на различные виды деятельности учащегося.

В положении оговорено и подведение итогов работы:

Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем.

Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио представлена в таблице:

Оценка достижений учащихся по материалам портфолио

Показатели

Измерители

Результат - балл

Учебная деятельность

1 - 8 класс – средний балл годовых оценок

До 5

9 класс – средний балл аттестата

До 5

9 класс - результаты ГИА (средний балл)

-русский язык

-математика

-

(экзамен по выбору)

До 5

10 класс - средний балл годовых оценок

До 5

11 класс – средний балл аттестата

До 5

Максимальный

25

Олимпиады, конкурсы

(включая дистанционные)

Школьная:

Победитель

Призер

Участник


3

2

1

Муниципальная:

Победитель

Призер

Участник


6

5

4

Городская:

Победитель

Призер

Участник


9

8

7

Всероссийская:

Победитель

Призёр

Участник


12

11

10

Международная:

Призёр

Победитель


15

13

Максимальный

15

Спортивные достижения

Школьные соревнования:

Победитель

Призёр

Участник


3

2

1

Муниципальные соревнования, спартакиады:

Победитель

Призёр

Участник


6

5

4

Городские соревнования, спартакиады:

Победитель

Призер

Участник


9

8

7

Всероссийские соревнования, спартакиады:

Победитель

Призёр

Участник


12

11

10

Международные соревнования:

Призёр

Победитель


15

13

Максимальный

15


Дополнительное образование

Участие в кружках, секциях

2

Школьные конкурсы, фестивали, выставки, конференции:

Победитель

Призёр

Участник



3

2

1

Муниципальные конкурсы, фестивали, выставки, конференции:

Победитель

Призёр

Участник



5

4

3

Всероссийские конкурсы, фестивали, выставки, конференции:

Победитель

Призёр

Участник



7

6

5

Международные конкурсы, фестивали, выставки, конференции:

Победитель

Призёр

Участник



10

9

8

Максимальный

12

Творческие мероприятия, социальные, педагогические, трудовые практики

Школьный уровень

Участие

Призёр

Победитель



1

2

3

Муниципальный уровень

Участие

Призёр

Победитель



4

5

6

Региональный уровень

Участие

Призёр

Победитель


6

7

8


Всероссийский уровень

Участие

Призёр

Победитель



8

9

10

Максимальный


10

ИТОГО

77 баллов


Оценка по каждому виду деятельности суммируется,  вносится в итоговый документ «Сводную итоговую ведомость», утверждается директором и заверяется печатью школы. Образец «Сводной итоговой ведомости»:

Публичная защита Портфолио проходит в рамках итогового классного часа.

По результатам оценки портфолио учащихся проводится годовой образовательный рейтинг, выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются.

Если учащиеся школы участвуют в конкурсе на звание «Ученик года», то они предоставляют свои портфолио в жюри конкурса в сроки, согласно «Положению о конкурсе».

Сводная итоговая ведомость

_____________________________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

_____________________________________________________________________________

(полное название образовательного учреждения)

Класс_________

Показатели

Балл

1

Учебная деятельность


2

Достижения в олимпиадах, конкурсах


3

Спортивные достижения


4

Дополнительное образование


5

Участие в мероприятиях и практиках



ИТОГО:


Системная работа по адаптации всех участников образовательного процесса к такому виду накопительной оценки даст нам всем возможность привыкнуть к формуле: аттестат + портфель достижений = образовательный рейтинг выпускника школы


  • Директору-завучу
Описание:

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио или портфеля личных достижений.

В статье обозначены основные цели и задачи портфолио ученика, его преимущества. В статье имеет место ряд вопросов, наиболее распространённых в педагогическом сообществе и среди родительской общественности о необходимости введения такой системы накопительной оценки, как портфолио, и ответы на них. Представлена в таблице система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио.

Системная работа по адаптации всех участников образовательного процесса к такому виду накопительной оценки даст нам всем возможность привыкнуть к формуле: аттестат + портфель достижений = образовательный рейтинг выпускника школы

Автор Коломиец Светлана Александровна
Дата добавления 22.02.2017
Раздел Директору-завучу
Подраздел Другое
Просмотров 991
Номер материала MA-070331
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Инновационные технологии управления профессионально-педагогической деятельностью учителей начальной и средней школы в условиях реализации ФГОС»