«Утверждаю»
Директор
школы____________Панасенко Т.В.
_____августа 20____
Положение
об организации единого режима работы МБОУ «Ягодинская
СОШ»
с текстовой информацией
1.
Общие положения
1.1. Положение о едином режиме работы школы с текстовой
информацией разработано методическим советом образовательного учреждения.
1.2. Положение о едином режиме работы школы с текстовой
информацией утверждено решением педагогического совета школы от 30.08.2012,
протокол № 2.
2.
Цели и задачи
введения единого режима работы школы с текстовой информацией
2.1.
Основной целью введения
единого режима работы школы с текстовой информацией является создание единого
читательского пространства, построенного на интеграции деятельности школы и
различных культурно-воспитательных институтов.
2.2.
Достижению цели должно
способствовать решение следующих задач:
-
формирование посредством
учебной, внеклассной и внешкольной деятельности ученика-читателя, обладающего
читательской активностью и компетентностью, информационной культурой,
владеющего механизмами адаптации к быстро меняющейся информационной среде,
способного применить полученные навыки работы с текстовой информацией в
практической жизни;
-
создание условий для
формирования в школе единого читательского пространства и читательской активности;
-
активное вовлечение
родительской общественности в формирование единого читательского пространства
школы.
3.
Принципы работы с
текстовой информацией в ходе учебной деятельности
3.1. Основными принципами
работы с текстовой информацией, которых необходимо придерживаться в ходе
учебной деятельности, являются следующие принципы:
-
принцип системности и
последовательности обучения чтению и работе с письменными источниками;
-
принцип межпредметной
интеграции;
-
принцип диалогичности при
работе с текстом;
-
принцип активного взаимодействия
обучающихся и учащихся в процессе обучения чтению;
-
принцип непрерывности
обучения чтению;
-
принцип дифференциации при
обучении чтению разных категорий читателей.
4.
Перечень основных
умений учащихся при работе с текстовой информацией
4.1. В перечень основных умений учащихся при
работе с текстовой информацией входят следующие компоненты:
- иметь понятие о распределении и
функционировании письменных текстов в современном обществе; их классификации по
культурному содержанию, стилям и жанрам;
– владеть приемами эффективного поиска
письменных источников информации разных классов;
- владеть разными техниками чтения;
– владеть основными способами работы с
письменными источниками разных классов; умениями воспринимать структуру
текста, вычленять структурные элементы текста, понимать и интерпретировать его
содержание, выделять и извлекать из него необходимые для читателя аспекты;
– иметь навыки понимания, интерпретации и
оценивания письменных текстов, представленных в разных культурных
(терминологических) языках;
– уметь создавать вторичные тексты разных
стилей и жанров; владеть такими навыками, как конспектирование, реферирование,
аннотирование, рецензирование текста;
- владеть навыками самоконтроля и саморегуляции,
обеспечивающими выбор стратегии работы с текстом, выбор вида чтения и способа
репрезентации текстов разных стилей и жанров.
4.2. Основными показателями
уровня освоенности учащимися библиотечно-библиографических и читательских
навыков можно считать следующие:
-
знание о наборах услуг,
которые можно получить в библиотеках и информационных центрах различных
уровней;
-
навыки пользования
справочно-библиографическим аппаратом библиотек, справочно-поисковым аппаратом
информационных изданий и т.п.
5.
Работа
методических объединений учителей-предметников школы по реализации единого
режима работы школы с текстовой информацией
5.1. Работа методических объединений
учителей-предметников по введению единого режима работы с текстовой информацией
содержит:
-
изучение основных
технологий и приемов работы с текстовой информацией;
-
выявление наиболее
эффективных методик и технологий обучения чтению;
-
разработка единых
требований к уровню читательской компетентности в зависимости от возраста
учащихся;
-
разработка и утверждение
дидактического материала, содержащего тексты различных стилей и типов для
работы на уроке с обязательным указанием темы и типа урока, на котором они
могут быть использованы;
-
разработка памяток и
советов по работе с учебными текстами по каждой предметной области;
-
планирование и подготовка
проектной деятельности в рамках каждой предметной области, обеспечивающей
работу учащихся с текстовой информацией.
6.
Функции заместителя
директора образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе
6.1. К основным функциям заведующего по
учебно-воспитательной работе можно отнести:
-
координацию действий всех
подведомственных ему структур образовательного учреждения;
-
контроль исполнения
возложенных данным положением функций и обязанностей;
-
своевременное выявление и
решение проблем, связанных с введением и функционированием единого режима
работы школы с текстовой информацией;
-
обеспечение необходимых
условий для реализации единого режима работы школы с текстовой информацией, в
том числе осуществление кадровой политики в образовательном учреждении.
7.
Функции
учителя-предметника
К функциям учителя-предметника относятся:
-
изучение основных
технологий и приемов работы с текстовой информацией;
-
участие в разработке
единых требований к уровню читательской компетентности в зависимости от
возраста учащихся;
-
участие в разработке
дидактического материала, содержащего тексты различных стилей и типов для
работы на уроке с обязательным указанием темы и типа урока, на котором они
могут быть использованы;
-
участие в разработке
памяток и советов по работе с учебными текстами по своей предметной области;
-
реализация работы с
текстовой информацией на уроках своей предметной области;
-
организация проектной
деятельности в рамках своей предметной области, обеспечивающей работу учащихся
с текстовой информацией.
8.
Функции школьного
библиотекаря
8.1.
Школьная библиотека
является важной составляющей образовательного процесса, источником
информационных ресурсов, местом, где учащиеся и преподаватели совместно
работают с литературой, где можно получить необходимые консультации по работе с
информацией – печатной, электронной, содержащейся в мультимедиа, электронных
базах данных, в Интернет. Именно библиотека призвана эффективно реализовывать
связь информационной теории с практикой поиска, отбора, обработки,
использования письменно зафиксированной информации.
8.2. К основным функциям школьного библиотекаря относится:
-
распространение
библиотечно-библиографических знаний применительно к развитию навыков чтения
через индивидуальные консультации по библиографическому поиску литературы;
групповые консультации, беседы, лекции о правилах работы с имеющимися
информационными сетями; экскурсии по библиотекам; практические занятия по
использованию информационных ресурсов, включая электронные;
-
знакомство учащихся с
материалами, которые издаются в помощь освоению библиотечно-библиографических
знаний: рекомендательными указателями литературы, планами чтения, памятками,
путеводителями по библиотеке и библиотечно-информационным службам,
инструкциями, методическими рекомендациями и т.п.;
-
вовлечение учащихся в
процесс самостоятельного овладения знаниями;
-
оказание необходимой
консультационной помощи учащимся в наиболее полном освоении учебного материала,
дополнительных сведений, эффективных технологий работы с письменными текстами,
включая построение собственных;
-
оказание необходимой
консультационной помощи учащимся и педагогам по коллективным формам повышения
уровня читательской и общекультурной компетентности;
-
предоставление
квалифицированной экспертной оценки специальной, справочной, научно-популярной,
художественной литературы;
-
пропаганда чтения
специальной, справочной, научно-популярной, художественной литературы среди
учащихся, родителей и педагогов через организацию и проведение общешкольных,
внеклассных и внешкольных мероприятий;
-
организация взаимодействия
школы с различными культурно-просветительскими организациями, писательскими
союзами, читательскими ассоциациями и т.д.
9.
Функции классного
руководителя
9.1.
Работа классного
руководителя по введению единого режима работы школы с текстовой информацией
направлена на обеспечение взаимодействия школы и других
культурно-просветительских институтов с родителями, а также на взаимодействие
школьного психолога, учителя чтения и учителей-предметников.
9.2.
Классный руководитель:
-
совместно со школьным
библиотекарем и учителем чтения способствует развитию и популяризации семейного
чтения;
-
планирует и организует
внеклассные и внешкольные мероприятия, а также различные проекты, направленные
на активизацию читательской деятельности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.