ПОЛОЖЕНИЕ О
ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ
I.
Общие положения
1. Библиотека является
структурным подразделением Средней образовательной школы (далее – школа),
участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права
участников образовательного процесса на бесплатное пользование
библиотечно-информационными ресурсами.
2. Деятельность
библиотеки (далее – школьная библиотека) отражается в уставе школы.
3. Цели школьной
библиотеки соотносятся с целями школы: формирование общей культуры личности
обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания
общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы
для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных
программ.
4. Школьная
библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами,
указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Министерства
образования Российской Федерации, инструкциями Министерства иностранных дел
Российской Федерации, уставом школы, положением о библиотеке, утвержденным
директором школы.
5. Порядок пользования
источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления
определяются Положением о школьной библиотеке и Правилами пользования школьной
библиотекой, утвержденными директором школы.
6. Школа несет
ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного
обслуживания библиотеки.
7. Организация
обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с
правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими
требованиями.
II.
Основные задачи
9. Основными задачами
школьной библиотеки являются:
а) обеспечение
участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам,
родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее - пользователям) -
доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством
использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях:
бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); коммуникативном
(компьютерные сети) и иных носителях;
б) воспитание
культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося,
развитии его творческого потенциала;
в) формирование
навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и
критической оценке информации;
г)
совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных
процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
III.
Основные функции
10. Для реализации
основных задач библиотека:
а) формирует фонд
библиотечно-информационных ресурсов школы:
• комплектует
универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными,
педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и
нетрадиционных носителях информации;
• пополняет фонд
информационными ресурсами сети Интернет;
б) создает
информационную продукцию:
• осуществляет
аналитико-синтетическую переработку информации;
• организует и ведет
справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический),
картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки),
электронный каталог;
• разрабатывает
рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.);
• обеспечивает
информирование пользователей об информационной продукции;
в) осуществляет
дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:
• организует обучение
навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации,
содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и
информацией;
• оказывает
информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной,
самообразовательной и досуговой деятельности;
г) осуществляет
дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических
работников:
• выявляет
информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением,
воспитанием и здоровьем детей;
• выявляет
информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических
инноваций и новых технологий;
• содействует
профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;
• создает банк
педагогической информации как основы единой информационной службы
общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию
информации по предметам, разделам и темам;
• организует доступ к
банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий
педагогических изданий;
• осуществляет текущее
информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций),
информирование руководства школы по вопросам управления образовательным процессом;
• способствует
проведению занятий по формированию информационной культуры;
д) осуществляет
дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных
законных представителей) обучающихся:
• удовлетворяет запросы
пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
• консультирует по
вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию
детей;
• консультирует по
вопросам учебных изданий для обучающихся.
IV.
Организация деятельности библиотеки
11. Школьная библиотека
по своей структуре делится на абонемент, читальный зал, отдел учебников и отдел
методической литературы по предметам.
12.
Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным
планами школы, программами, проектами и планом работы школьной библиотеки.
14. В целях обеспечения
модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах
средств, выделяемых учредителями, школа обеспечивает библиотеку:
• гарантированным
финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (в смете
учреждения выводится отдельно);
• необходимыми
служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой
библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров
(отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных
примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
• телекоммуникационной
и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами;
• ремонтом и сервисным
обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
• библиотечной техникой
и канцелярскими принадлежностями.
15. Школа создает
условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.
16. Ответственность за
систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки,
комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников
и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности
библиотеки несет директор школы в соответствии с уставом школы.
17. Режим работы
школьной библиотеки определяется заведующим библиотекой (библиотекарем) в
соответствии с правилами внутреннего распорядка школы.
V.
Управление. Штаты
18. Управление школьной
библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации и уставом школы.
19. Общее руководство
деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор школы.
20. Руководство
школьной библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (библиотекарь),
который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и
директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями)
за организацию и результаты деятельности школьной библиотеки в соответствии с
функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями,
трудовым договором и уставом школы.
21. Заведующий
библиотекой (библиотекарь) назначается директором школы, может являться
членом педагогического коллектива и входить в состав
педагогического совета общеобразовательного учреждения.
22. Заведующий
библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и представляет директору школы на
утверждение следующие документы:
а) положение о
библиотеке, правила пользования библиотекой;
б) структуру и
штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются на основе объемов работ,
определенных положением о школьной библиотеке с использованием «Межотраслевых
норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках» (Постановление
Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 3 февраля
1997 г. № 6);
г)
планово-отчетную документацию;
д)
технологическую документацию.
23. Порядок
комплектования штата школьной библиотеки регламентируется уставом школы.
24. В целях обеспечения
дифференцированной работы школьной библиотеки могут вводиться должности:
заведующий библиотекой, библиотекарь.
25. Трудовые отношения
работников школьной библиотеки и средней школы регулируются трудовым
договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской
Федерации о труде.
VI.
Права и обязанности библиотеки
26. Работники школьной
библиотеки имеют право:
а) самостоятельно
выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания
образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и
задачами, указанными в уставе школы и положении о школьной библиотеке;
б) проводить в
установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических
знаний и информационной культуры;
в) рекомендовать
источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и
реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда;
д) определять в
соответствии с правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными
директором школы, и по согласованию с родительским комитетом или попечительским
советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями
библиотеки;
е) иметь
ежегодный отпуск в соответствии с локальными нормативными актами;
ж) быть
представленными к различным формам поощрения;
з) участвовать в
соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных
ассоциаций или союзов.
27. Работники библиотек
обязаны:
а) обеспечить
пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;
б) информировать
пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
в) обеспечить
научную организацию фондов и каталогов;
г) формировать
фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных
изданий, образовательными программами школы, интересами, потребностями и
запросами всех перечисленных выше категорий пользователей;
д)
совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание
пользователей;
е) обеспечивать
сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и
хранение;
ж) обеспечивать
режим работы школьной библиотеки;
з)
отчитываться в установленном порядке перед директором школы;
и) повышать
квалификацию.
VII.
Права и обязанности пользователей библиотеки
28. Пользователи
библиотеки имеют право:
а) получать
полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и
предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться
справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в) получать
консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
г) получать во
временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания и
другие источники информации;
д ) продлевать
срок пользования документами;
е) получать
тематические, фактографические, уточняющие и
библиографические справки на основе фонда библиотеки;
ж) участвовать в
мероприятиях, проводимых библиотекой;
з) обращаться для
разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
29. Пользователи
школьной библиотеки обязаны:
а) соблюдать
правила пользования школьной библиотекой;
б) бережно относиться к
произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах
подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях, оборудованию,
инвентарю;
в) поддерживать
порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения
карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться
ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
д) убедиться при
получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные
дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
е) расписываться
в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся
1-4 классов);
ж) возвращать документы
в школьную библиотеку в установленные сроки;
з) заменять
документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными,
либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования
школьной библиотекой;
и) полностью
рассчитаться с школьной библиотекой по истечении срока обучения или работы в
школе.
30. Порядок пользования
школьной библиотекой:
а) запись в
школьную библиотеку обучающихся производится по списочному составу класса,
педагогических и иных работников школы - в индивидуальном порядке,
родителей (иных законных представителей) обучающихся - по паспорту;
б)
перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится ежегодно;
в) документом,
подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;
г) читательский
формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их
возвращения в библиотеку.
31. Порядок пользования
абонементом:
а) пользователи
имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов
одновременно;
б) максимальные
сроки пользования документами:
- учебники, учебные
пособия - учебный год;
- научно-популярная,
познавательная, художественная литература - 14 дней;
- периодические
издания, издания повышенного спроса - 7 дней;
в) пользователи
могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со
стороны других пользователей.
32. Порядок пользования
читальным залом:
а) документы,
предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
б) энциклопедии,
справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы
выдаются только для работы в читальном зале;
33. Порядок работы с
компьютером, расположенным в библиотеке:
а) работа с
компьютером участников образовательного процесса производится по графику,
утвержденному директором школы и в присутствии сотрудника библиотеки;
б) разрешается
работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно;
в) работа с
компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требован
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.