Положение об
ученическом исследовательском проекте
(из опыта
работы Тихоновой Л.Я., учителя географии высшей категории, МКОУ «СОШ
с.Прималкинского», КБР)
Настоящее положение определяет основные
этапы работы над ученическим проектом, требования к его структуре оформлению,
критерии оценивания качества выполненной работы, культуру представления
полученных результатов.
I. Общее положение.
Проектная работа является одной из форм самообразования.
Цель
ученического проекта:
•
привлечение учащихся к работе над конкретной, социально-значимой
проблемой;
• развитие творческих
способностей и познавательных интересов, углубление общеобразовательной
подготовки; • развитие
личностных качеств учащихся.
Основные
задачи:
•
активизация познавательной деятельности учащихся;
•
повышение образовательного уровня учащихся;
•
развитие индивидуальных способностей и склонностей учащихся; • использование
продукта ученического проекта на практике.
Выбор темы проекта производится самими
учащимися с учетом их склонностей и интересов, рекомендаций
учителей-предметников и классных руководителей.
Тема работы должна быть сформулирована
грамотно, с литературной точки зрения, и отражать содержание проекта.
Проекты, содержащие фрагменты
заимствованного текста без соответствующих ссылок, к участию в конференции и
конкурсах не допускаются.
II.
Структура и содержание ученического проекта.
2.1. Обязательными структурными элементами проекта
являются:
•
титульный лист;
•
введение;
•
основная часть;
•
заключение;
•
источники информации;
•
приложения.
2.2. Титульный лист.
В титульном листе указываются:
•
полное наименование образовательного учреждения (в соответствии с
Уставом);
•
фамилия, имя участника, выполнявшего работу;
•
класс;
•
тема проекта;
•
Ф.И.О. научного руководителя;
•
год выполнения проекта.
2.3.
Содержание введения ученического проекта:
•
обоснование актуальности той проблемы, которой
посвящено описание
ученического проекта;
•
определение степени новизны ведущей идеи проекта;
•
описание теоретического аспекта проекта (с
опорой на научные труды);
•
представление понятийного аппарата, который использует автор;
•
постановку цели и задач, которые автор собирается
достигнуть при решении выявленной проблемы;
•
планируемые конечные результаты;
•
объём введения не должен превышать трех страниц машинописного
текста.
2.4. Содержание
основной части ученического проекта:
•
определение объекта и предмета исследования;
•
подробное описание каждого этапа:
- задача этапа,
- временные
рамки,
- ожидаемый
результат,
- способы
достижения поставленной задачи;
•
объём данного раздела не должен превышать 10 страниц
машинописного текста.
2.5. Содержание
заключения:
•
описание полученных результатов, их соотнесение с поставленными
во введении целями, которые автор хотел достигнуть при решении
обозначенной проблемы;
•
описание показателей достижения результатов;
•
анализ результативности проекта;
•
описание практической ценности результата проекта;
•
выводы по решению заявленной проблемы;
•
описание планов дальнейшей работы по выбранной проблематике.
2.6. В разделе «Источники информации»
необходимо указать источники в соответствии с общепринятыми требованиями и
полные библиографические сведения об использованной литературе (в целом, не
менее 5 наименований).
III.
Оценка ученического проекта
№
п/п
|
Критерии оценки ученического проекта
|
Оценка экспертов
(в баллах)
|
1.
|
Значимость и актуальность выдвинутой проблемы
|
|
|
|
2.
|
Оригинальность решения проблемы
|
|
|
|
3.
|
Соответствие содержания цели проекта
|
|
|
|
4.
|
Необходимая и достаточная глубина раскрытия темы
|
|
|
|
5.
|
Привлечение знаний из разных областей науки и
практики
|
|
|
|
6.
|
Полнота, достоверность и научность
содержания представленного проекта
|
|
|
|
7.
|
Практическая ценность проекта
|
|
|
|
8.
|
Наличие собственного мнения учащегося, сформированного
на основе работы с источниками и литературой, по теме проекта
|
|
|
|
9.
|
Оформление проекта
|
|
|
|
|
Общая сумма баллов (27б)
Критерии оценивания 24-27 – «5»
18-23 – «4»
12-17 – «3»
|
|
|
|
Соответствие оценки каждому критерию:
1. Наиболее
полно соответствует данному критерию - 3 балла.
2. Достаточно
полно соответствует данному критерию – 2 балла.
3. Частично
соответствует данному критерию –1 балл. 4.
Не соответствует данному критерию – 0 баллов.
IV.
Общие требования к оформлению и защите ученического проекта
4.1. Требования к оформлению проекта:
•
Текст работы набирается в редакторе MSWord шрифтом Times New
Roman, размер шрифта – 12, межстрочный интервал – полуторный, переносы в тексте
не допускаются, выравнивание текста – по ширине, поля стандартные (верхнее – 2
см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см), листы формата А4 книжной
ориентации, в приложениях допускается альбомная ориентация.
•
Заголовки частей работы выполняются жирным шрифтом, размер шрифта
– 14.
•
Двухсторонняя печать страниц не допускается.
•
Количество страниц в проектно-исследовательской работе не должно
превышать –
30.
•
Количество страниц в Приложении не ограничивается.
4.2. Требования к защите
ученического проекта 1. Умение раскрыть сущность проекта и представить его
основные результаты.
2. Оценка
достигнутого.
3. Грамотная,
лаконичная речь автора проекта (свободное владение необходимой терминологией).
4. Умение
аргументировано отвечать на вопросы членов жюри.
5. Самостоятельность,
самодостаточность и уверенность в своих силах. 6. Рефлексивный анализ
собственной деятельности.
Оценочный
лист защиты проекта
ФИО
эксперта____________________________________________________________
Критерии
|
|
Выступающие
|
1. Соблюдение временного регламента (не более 10 минут)
|
регламент не превышен
|
2
|
|
|
|
|
|
превышение без замечаний
|
1
|
|
|
|
|
|
превышение с замечанием
|
0
|
|
|
|
|
|
2. Умение раскрыть сущность проекта и представить его основные
результаты.
|
умение ярко выражено
|
2
|
|
|
|
|
|
отмечены недостатки
|
1
|
|
|
|
|
|
отсутствует
|
0
|
|
|
|
|
|
3. Чёткость и полнота
ответов на дополнительные вопросы по существу сообщений
|
умение выражено, но неярко
|
2
|
|
|
|
|
|
умение не выражено
|
1
|
|
|
|
|
|
все ответы НЕ чёткие, НЕ полные
|
0
|
|
|
|
|
|
4. Умение завоевать внимание аудитории и поддерживать
его на протяжении всего выступления
|
умение ярко выражено
|
2
|
|
|
|
|
|
умение выражено, но неярко
|
1
|
|
|
|
|
|
умение не выражено
|
0
|
|
|
|
|
|
5. самодостаточность и уверенность в своих силах
|
соответствует полностью
|
2
|
|
|
|
|
|
чувствуется неуверенность
|
1
|
|
|
|
|
|
неуверенность в своих силах
|
0
|
|
|
|
|
|
6. культура выступления – чтение с листа или рассказ, обращённый к
аудитории
|
рассказ без обращения к тексту
|
2
|
|
|
|
|
|
рассказ с обращением к тексту
|
1
|
|
|
|
|
|
чтение с листа
|
0
|
|
|
|
|
|
7. Грамотная,
лаконичная речь автора проекта (свободное владение необходимой
терминологией).
|
умение ярко выражено
|
2
|
|
|
|
|
|
отмечены недостатки
|
1
|
|
|
|
|
|
отсутствует
|
0
|
|
|
|
|
|
8. Рефлексивный анализ собственной деятельности (умение
отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?):
-оценивание степени
достижения поставленных целей; -оценивание качества результатов;
|
присутствует
|
2
|
|
|
|
|
|
слегка очерчен
|
1
|
|
|
|
|
|
отсутствует
|
0
|
|
|
|
|
|
-приобретенные умения, знания, навыки.
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Общая рефлексивная оценка
|
Проект не вызвал никаких эмоций
|
0
|
|
|
|
|
|
Есть
отдельные элементы, вызывающие оптимизм
|
1
|
|
|
|
|
|
Проект производит неплохое общее впечатление
|
2
|
|
|
|
|
|
Автор представил ряд очень интересных находок
|
3
|
|
|
|
|
|
Представление проекта вызывает бурный эмоциональный
подъем
|
4
|
|
|
|
|
|
Сумма баллов (20б)
Критерии оценивания
18-20 – «5»
13-17– «4»
9-12 – «3»
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение к положению (отличие ученического проекта от
исследовательской работы)
1.
Проект - это работа над конкретной, чаще всего социально-значимой
проблемой, формирующая у школьника навыки самостоятельной работы с
информацией. практико – ориентированный проект нацелен на решение социальных
задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти
проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его
участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона,
города, государства. Ценность проекта заключается в реальности использования
продукта на практике и его способности решать заданную проблему.
2.
Виды ученических проектов:
•
Информационный проект направлен на сбор информации о каком – либо
объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для
широкой аудитории. Выходом проекта часто являются публикации в СМИ, в т.ч. в
Интернет.
•
Творческий проект предполагает максимально свободный и
нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут
быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного
или декоративно- прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
•
Ролевой проект – разработка и реализация такого проекта наиболее
сложна. Участвуя в ней, проектанты берут себе роли литературных или
исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных
социальных или деловых отношений чрез игровые ситуации.
•
Конструктивный проект - создание конкретного,
полезного продукта:
приспособления, наглядного пособия
3. Общие
требования к ученическому проекту (рекомендации):
•
краткое описание ситуации, в которой возникла проблема;
•
постановка проблемы;
•
актуальность темы (проблемы) проекта;
•
цель и задачи (задачи каждого этапа проекта);
•
обоснование способа решения проблемы (гипотеза);
•
план деятельности (этапы проекта);
•
планируемые результаты;
•
описание показателей достижения результатов;
•
описание полученных результатов и анализ результативности
проекта; • описание практической ценности
результата проекта;
•
самостоятельность исследований.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.