Инфоурок Физика Другие методич. материалыПоле чудес "Отчизны славные сыны" (внеклассное мероприятие по физике)

Поле чудес "Отчизны славные сыны" (внеклассное мероприятие по физике)

Скачать материал

Поле чудес "Отчизны славные сыны"

(внеклассное мероприятие по физике)

     

     Цели мероприятия:

     познакомить учащихся с открытиями и изобретениями русских и советских ученых;

     патриотическое воспитание;

     развивать познавательный интерес.

      Оборудование:

     барабан Поле чудес, физическая валюта, две шкатулки

      Ход мероприятия.

     История состоит не только из дат, событий и фактов. Время делают люди. Эпоха, как мозаика, слагается из человеческих дел.

     Также обстоит дело и с наукой. Наука существует и развивается благодаря усилиям учёных и изобретателей.

     Тема сегодняшнего мероприятия: «Отчизны славные сыны». Мы поговорим о выдающихся русских учёных и изобретателях, их вкладе в науку и технику.

     Мероприятие мы проведём в виде игры «Поле чудес».

     Внимательно послушайте правила игры

     В каждом туре побеждает тот, кто правильно назовёт слово. Слово можно назвать сразу или угадывать по буквам. За три последовательно угаданные буквы две шкатулки одна с призом , другая пустая .

     Неправильно называете букву -  право игры переходит к следующему игроку .Если вы рискнёте назвать слово, но ошибётесь хоть в одной букве, покидаете игру .

     Обратите внимание на секторы

     + - право открыть любую букву ,

     0  - переход хода ,

     Б - банкрот , все ваши очки сгорают ,

     П - приз , если берёте приз , то покидаете игру .

     В финале победитель выбирает призы на набранную сумму очков . Победитель финала может принять участие в суперигре.

     За подсказки и прочие нарушения правил игры ученик удаляется из класса .  

     Первый тур.

     На доске фамилия известного советского инженера, изобретателя, учёного, почётного академика, Героя Труда. Вехи его долгой жизни открытия, сооружения, в них живёт память об этом замечательном человеке. Этот учёный разработал конструкции нефтепродуктов, нефтехранилищ, паровых котлов.

     Главным делом своей жизни он считал строительство различных сооружений с использованием металлоконструкций. Под его руководством спроектировано и построено около 500 мостов, в том числе через реки Волга, Ока, Енисей.

     Позывные первой советской радиостанции, а позднее первые телевизионные программы передавались с антенн, установленных на Шаболовской радио башне в Москве высотой 148 метров. Эта башня была построена по проекту этого ученого.

     В двадцатые годы, в период разрухи после гражданской войны, когда в стране не хватало металла, он разрабатывал конструкции деревянных перекрытий, трубопроводов и даже подъемных кранов. В этой работе он шагнул на десятилетия вперед. В наши дни дерево, усиленное полимерами, все смелее спорит с металлом.

     Инженерный гений этого ученого оставил след и в истории искусства. Он дал вторую жизнь прекрасному памятнику средневековой архитектуры – минарету медресе Улугбека в Самарканде, который после землетрясения восстановили под руководством этого ученого.

     Ученый отличался необычайно разносторонними дарованиями, колоссальной энергией и работоспособностью. За свою жизнь он сделал свыше ста изобретений.

      

     Владимир   Григорьевич   Ш     У     Х     О     В          

     Второй тур.

     На доске фамилия известного русского электротехника, изобретателя лампы накаливания.

     В 1874 году он получает патент на свое изобретение, а Петербургская Академия наук присуждает ему Ломоносовскую премию.

     Ученый изобрел несколько типов ламп накаливания с металлическими нитями и первым предложил применять в лампах вольфрамовые нити.

     Кроме того, он конструировал приборы электрического отопления, электрические печи для плавки металлов.

     Он – один из основателей электротехнического  отдела Русского технического общества, принимал участие в издании журнала «Электричество».

      

     Александр  Николаевич     Л     О     Д     Ы     Г     И     Н

    

      Третий тур.

     На доске фамилия одного из конструкторов первых советских ракет.

     В 1930-1931 годах он построил и испытал  реактивный двигатель, работающий на сжатом воздухе с бензином, а в 1931-1932 годах спроектировал установку с жидкостным ракетным двигателем.

     Он принял активнейшее участие в организации и работе Группы изучения реактивного движения (ГИРД), которая создала и запустила в 1933 году первую советскую ракету конструкции Тихонравова, а затем вторую – по его проекту.

     В современных успехах космонавтики заложена большая доля творческого труда и блестящих инженерных решений этого конструктора.

     Его именем назван кратер на обратной стороне Луны. 

     Фридрих  Артурович  Ц     А     Н     Д     Е     Р

    

      Финал.

     На доске фамилия известного советского кораблестроителя, механика, математика, академика, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственных премий, кавалера трех орденов Ленина.

     Ученый создал первую научную теорию корабля. Ему принадлежат выдающиеся работы в области строительной механики корабля.

     Он много лет стоял во главе отечественного кораблестроения и корабельной науки.

     Он был человеком необычайно широкого кругозора. Его увлекали буквально все науки, где находят применение математика и физика.

      

     Алексей  Николаевич     К     Р     Ы     Л     О     В

    

     Суперигра.

     Ваш выигрыш может быть удвоен (утроен), если Вы победите в суперигре.

     Я задаю вопрос, вы можете назвать три буквы, если они есть, я их открою. Затем через минуту вы должны назвать фамилию очень известного изобретателя.

     Если вы называете неверный ответ (или нет варианта ответа), у вас остается только один «физический закон». 

     Этот русский ученый, фамилия которого закрыта на доске, изобрел телевидение – способ передачи изображения на расстояние. 

     Борис  Львович   Р     О     З     И     Н     Г

    

      Давайте повторим фамилии выдающихся русских ученых и изобретателей и вспомним их вклад в развитие науки и техники.

      Литература:

     1. Энциклопедический словарь юного техника. М., «Педагогика», 1988.   

 

 

Занимательные опыты

     

     Цели мероприятия: развивать познавательный интерес, интерес к физике;

     развивать грамотную монологическую речь с использованием физических терминов, развивать внимание, наблюдательность, умение применять знания  в новой ситуации;

     приучать детей к доброжелательному общению

      Сегодня мы Вам покажем занимательные опыты. Внимательно смотрите и попытайтесь их объяснить. Наиболее отличившиеся в объяснении получат призы – хорошие и отличные оценки  по физике.

     (учащиеся 9 класса показывают опыты, а учащиеся 7-8 классов объясняют)

      Опыт 1 «Не замочив рук»

     Оборудование: тарелка или блюдце, монета, стакан, бумага, спички.

     Проведение: Положим на дно тарелки или блюдца монету и нальем немного воды. Как достать монету, не замочив даже кончиков пальцев?

     Решение: Зажечь бумагу, внести ее на некоторое время в стакан. Нагретый стакан перевернуть вверх дном и  поставить на блюдце рядом с монетой.

     Так как воздух в стакане нагрелся, то его давление увеличится,  и часть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая монету.

     [ 2, стр. 8 ] 

     Опыт 2 «Подъем тарелки с мылом»

     Оборудование: тарелка, кусок хозяйственного мыла.

     Проведение: Налить  в тарелку воды и сразу слить. Поверхность тарелки будет влажной. Затем кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, повернуть несколько раз и поднять вверх. При этом с мылом поднимется и тарелка. Почему?

     Объяснение: Подъем тарелки с мылом объясняется притяжением молекул тарелки и мыла.

     [ 2, стр. 15 ] 

     Опыт 3 «Волшебная вода»

     Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги.

     Проведение: Этот опыт называется «Волшебная вода». Наполним до краев стакан с водой и прикроем листом бумаги. Перевернем стакан. Почему вода не выливается из перевернутого стакана?

     Объяснение: Вода удерживается атмосферным давлением, т. е. атмосферное давление больше давления, производимого водой.

     Замечания: Опыт лучше получается с толстостенным сосудом.

     При переворачивании стакана лист бумаги нужно придерживать рукой.

     [ 2, стр. 21 ] 

     Опыт 4 «Тяжелая газета»

     Оборудование: рейка длиной 50-70 см, газета, метр.

     Проведение: Положим на стол рейку, на нее полностью развернутую газету. Если медленно оказывать давление на свешивающийся конец линейки, то он опускается, а противоположный поднимается вместе с газетой. Если же резко ударить по концу рейки метром или молотком, то она ломается, причем противоположный конец с газетой даже не поднимается. Как это объяснить?

     Объяснение: Сверху на газету оказывает давление атмосферный воздух. При медленном нажатии на конец линейки воздух проникает под газету и частично уравновешивает давление на нее. При резком ударе воздух вследствие инерции не успевает мгновенно проникнуть под газету. Давление воздуха на газету сверху оказывается больше, чем внизу, и рейка ломается.

     Замечания: Рейку нужно класть так, чтобы ее конец 10 см свешивался. Газета должна плотно прилегать  к рейке и столу.

     [ 2, стр. 24 ]

      Опыт 5 «Нервущаяся бумага»

     Оборудование: два штативами с муфтами и лапками, два бумажных кольца, рейка, метр.

     Проведение: Бумажные кольца подвесим на штативах на одном уровне. На них положим рейку. При резком ударе метром или металлическим стержнем посередине рейки она ломается, а кольца остаются целыми. Почему?

     Объяснение: Время взаимодействия очень мало. Поэтому рейка не успевает передать полученный импульс бумажным кольцам.

     Замечания: Ширина колец – 3 – см. Рейка длиной 1 метр, шириной 15-20 см и толщиной 0,5 см [ 2, стр. 11 ]

     Опыт 6

     Оборудование: штатив с двумя муфтами и лапками, два демонстрационных динамометра

     Проведение: Укрепим на штативе два динамометра – прибора для измерения силы. Почему их показания одинаковы? Что это означает?

     Объяснение: тела действуют друг на друга с силами равными по модулю и противоположными по направлению. (третий закон Ньютона)

     [ 2, стр. 8  ] 

     Опыт 7

     Оборудование: два одинаковых по размеру и массе листа бумаги (один из них скомканный)

     Проведение: Одновременно отпустим оба листа с одной и той же высоты. Почему скомканный лист бумаги падает быстрее?

     Объяснение: скомканный лист бумаги падает быстрее, так как на него действует меньшая сила сопротивления воздуха.

     А вот в вакууме они падали бы одновременно.

     [ 2. стр. 12 ]

     Опыт 8 « Как быстро погаснет свеча»

     Оборудование: стеклянный сосуд с водой, стеариновая свеча, гвоздь, спички.

     Проведение: Зажжем свечу и опустим в сосуд  с водой. Как быстро погаснет свеча?

     Объяснение: Кажется, что пламя зальется водой, как только сгорит отрезок свечи, выступающий над водой, и свеча погаснет.

     Но, сгорая, свеча уменьшается в весе и под действием архимедовой силы всплывает.

     Замечание: К концу свечи прикрепить снизу небольшой груз (гвоздь) так, чтобы она плавала в воде.

     [ 1, стр. 40 ] 

     Опыт 9 «Несгораемая бумага»

     Оборудование: металлический стержень, полоска бумаги, спички, свеча (спиртовка)

     Проведение: Стержень плотно обернем полоской бумаги и внесем в пламя свечи или спиртовки. Почему бумага не горит?

     Объяснение: Железо, обладая хорошей теплопроводностью, отводит тепло от бумаги, поэтому она не загорается.

     [ 1, стр. 64 ]

     Опыт 10 «Несгораемый платок»

     Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, спирт, носовой платок, спички

     Проведение: Зажать в лапке штатива носовой платок (предварительно смоченный водой и отжатый), облить его спиртом и поджечь. Несмотря на пламя, охватывающее платок, он не сгорит. Почему?

     Объяснение: Выделившаяся при горении спирта теплота полностью пошла на испарение воды, поэтому она не может зажечь ткань.

     [ 1, стр. 69 ] 

     Опыт 11 «Несгораемая нитка»

     Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, перышко, обычная нить и нить вымоченная в насыщенном растворе поваренной соли.

     Проведение: На нити подвесим перышко и подожжем ее. Нить сгорает, а перышко падает. А теперь подвесим перышко на волшебной нити и подожжем ее. Как видите, волшебная нить сгорает, но перышко остается висеть. Объясните секрет волшебной нити.

     Объяснение: Волшебная нить была вымочена в растворе поваренной соли. Когда нить сгорела, перышко держится на сплавленных кристаллах поваренной соли.

     Замечание: Нить должна быть вымочена 3-4 раза в насыщенном растворе соли.

     [ 3, стр. 13 ]  

     Опыт 12 «Вода кипит в бумажной кастрюле»

     Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, бумажная кастрюля на нитках, спиртовка, спички.

     Проведение: Подвесим бумажную кастрюлю на штативе.

     Можно ли закипятить воду в этой кастрюле?

     Объяснение: Вся теплота, выделяющаяся при горении, идет на нагревание воды. Кроме того, температура бумажной кастрюли не достигает температуры воспламенения.

     [ 2, стр. 37; 3, стр. 12 ]

      Пока закипит вода, можно предложить залу вопросы:

 

     1.    Что растет вниз вершиной? (сосулька)

     2.    В воде купался, а сух остался. (Гусь, утка)

     3.   Почему водоплавающие птицы не намокают в воде? (Поверхность перьев у них покрыта тонким слоем жира, а вода не смачивает жирную поверхность.)

     4.    С земли и ребенок поднимет, а через забор и силач не перекинет.(Пушинка)

     5.    Днем окно разбито, на ночь вставлено. (Прорубь)

      Опыт 13 «Картофельные весы»

     Оборудование:  штатив с муфтой и лапкой, металлический стержень, нить, две картофелины одинаковой массы, спички, спиртовка.

     Проведение: Укрепим картофелины на концах стержня. Подвесим стержень на нити на штативе. Уравновесим рычаг, передвигая картофелины.

     Нагреем один конец стержня в пламени спиртовки. Почему нарушилось равновесие?

     Объяснение: При нагревании длина стержня увеличивается. А значит, и плечо этой силы стало больше. По правилу Архимеда рычаг не может находиться в равновесии, если силы равны, а плечи не равны.

      Опыт 14 «Загадочная картофелина»

     Оборудование: два стеклянных сосуда с водой, картофелина.

     Проведение: Поместим одну и ту же картофелину в сосуды с равным количеством воды. В одном сосуде картофелина тонет, а в другом плавает. Объясните загадку картофелины.

     Объяснение. В одном из сосудов находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотность соленой воды больше, чем чистой. Плотности соленой воды и картофелины примерно одинаковы, поэтому она плавает в растворе соли. Плотность чистой воды меньше плотности картофелины, поэтому она тонет в воде.

     [ 3, стр. 10 ]

      Литература:

     1.  Билимович Б. Ф. Физические викторины. М., «Просвещение», 1977

     2.  Горев Л. А. Занимательные опыты по физике. М., «Просвещение», 1985

     3.  Ченцов А. А. Вечера занимательной физики. Белгород, 1964      

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Поле чудес "Отчизны славные сыны" (внеклассное мероприятие по физике)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Заведующий доп. образованием

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели мероприятия:

     познакомить учащихся с открытиями и изобретениями русских и советских ученых;

     патриотическое воспитание;

     развивать познавательный интерес.

      Оборудование:

     барабан Поле чудес, физическая валюта, две шкатулки

      Ход мероприятия.

     История состоит не только из дат, событий и фактов. Время делают люди. Эпоха, как мозаика, слагается из человеческих дел.

     Также обстоит дело и с наукой. Наука существует и развивается благодаря усилиям учёных и изобретателей.

     Тема сегодняшнего мероприятия: «Отчизны славные сыны». Мы поговорим о выдающихся русских учёных и изобретателях, их вкладе в науку и технику.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 624 810 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 357
    • DOCX 25.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тарасова Лариса Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тарасова Лариса Васильевна
    Тарасова Лариса Васильевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 151029
    • Всего материалов: 46

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Информационные технологии в деятельности учителя физики

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 119 человек из 46 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Физика")

Учитель физики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 21 региона

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель физики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 548 человек из 71 региона

Мини-курс

Педагогические и психологические основы образования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Творческие возможности в мире фотографии и медиа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 115 человек из 41 региона

Мини-курс

Искусство в контексте современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе