ПОИСК КОНСТРУКТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭТНИЧЕСКОГО
ФАКТОРА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Сегодня мы очень часто бываем вовлечены в процесс
переосмысления традиций и освоения новаций в области этносферы. Активизировался
этот процесс как в России, так и в мире с конца XX века. Этот фактор
существенно влияет на характер и развитие многих процессов, которые
сопровождаются социальными потрясениями и драматическими событиями. Сегодня как
никогда важно выявлять конструктивный потенциал этнического фактора, связанного
с разными культурными и цивилизационными ценностями в нашей стране.
Это проблема?! Но она должна быть основана по утверждению
доктора социологических наук, профессора Р.Д.Хуганова «не на конфликте, а на
сосуществовании, совместимости и диалоге разных цивилазационных и культурных
ценностей».[1]
Современная Россия активно формирует новые ценности,
где прослеживается опасная, на мой взгляд, тенденция – нигилистическое
отношение к культурному опыту народов. А сегодня, как нельзя важно уметь видеть
современное развитие этнокультурного разнообразия через этнокультурные
ценности.
В нашей стране этнические ценности приобретают
политический интерес, они становятся общественно-политическими проблемами.
«Этнический фактор интенсивно входит в политическую сферу, начинает влиять на
базовые социально-политические институты глобального, регионального и
локального уровней, воздействовать на национальную безопасность».[2] Зачастую
он становится катализатором социально-политической активности людей, что
проявляется в стремлении общества найти выход из складывающейся ситуации,
пересмотреть режим обеспечения национальной безопасности, находить механизмы
предотвращения, разрешения этнических конфликтов.
Я уверена в глобализационном характере поднимаемой
проблемы, поэтому в своей педагогической деятельности учитываю то, что
глобализацию как сложный и противоречивый процесс, влияющий на все сферы и
стороны жизни, образование в том числе, необходимо исследовать и совершенно
по-новому осмысливать проблемы этнических ценностей, идентичности, языка,
безопасности и т.д.
Воспитательная работа в нашей гимназии нацелена на
формирование познавательных и ценностных ориентаций в молодежном полиэтничном
социуме; она дает возможность осмысливать и объяснять этнические ценности в
историческом развитии, понимать их ценностный смысл в современной жизни.
Реализуемые в гимназии программы (Патриотическое воспитание; Гимназия
духовно-нравственных традиций» Развитие; Семья; Профилактика правонарушений)
помогают учащимся ориентироваться в современной жизни как России, так и
остального мира, что несомненно повышает культуру учащихся. Эти программы и
подобные им, как замечает кандидат педагогических наук С.Н.Лукаш, ориентированы
на социально-политическую адаптацию молодежи, приобретение углубленных знаний
об этнических ценностях и общественных процессах вообще, воспитание навыков
анализа социальных и политических явлений, терпимости к противоположной точке
зрения.[3]
В гимназии активно реализуется
научно-исследовательская программа, одним из направлений которой явилось
направление – «Моя страна – моя Россия!», имеющая две характерные особенности:
первая – определение базовых понятий «ценность», «этнос», «нация», «этнические
ценности» ( и производные от них понятия, в т.ч. и патриотической
направленности) под углом зрения разных теоретико-методологических подходов;[4]
вторая – поиск реальной (адекватной) связи между «высокой теорией» и
повседневной социальной практикой.
Положительным аспектом этого направления является то,
что мы стараемся больше внимания уделять анализу и сравнению различных точек
зрения, научных концепций. Это позволяет нам показывать учащимся состояние рассматриваемой
проблемы, глубже вникать в проблемы этносферы, увидеть направления ее развития
и связь с общественно-политическими явлениями в стране и в мире. Все это
реализуется в ежегодных массовых мероприятиях, таких как «Народы Кавказа за
мир на Кавказе», «Дом добра», «День толерантности, а также в системной
деятельности отрядов «Милосердие» и «Миротворцы».
Данную программу можно условно разделить на три части:
1. Теоретическая основа для понимания и анализа
этнических ценностей в России и в российских регионах;
2. Выделение проблемы о ценностном отношении к
проблемам сосуществования и развития сложных систем: «природа», «человек»,
«глобальный мир», «регион» по принципу «думай глобально, действуй локально».
Этот подход требует иного мышления – нелиненйного.
3. Анализ процессов в северокавказском обществе,
где явно прослеживается негативное влияние «насильственной» глобализации, т.е.
американизации в формировании личности.
Сегодня вновь
актуализируются вопросы традиций и новаций. В новой России , как отмечает
кандидат философских наук С.И.Худяков, не следует смотреть на этнокультурные
ценности как на реликт. В формирующейся российской нации они могут и должны
стать системообразующими элементами, сосуществуя с национальными ценностями.[5]
Литература:
1.Хунагов Р.Д.Конструктивный потенциал этнического
фактора//Социально-гуманитарные знания.2007,№1,с.348.
2.Там же,с.349.
3.См.:Лукаш С.Н.Социально-педагогические ценности
культуры казачества Юга России//Социально-гуманитарные знания.2007,№6.
4.См.:Хаустов В.М.Патриотизм и патриотическое
воспитание//Социально-гуманитарные знания.2007,№4.
5.См.:Худяков С.И.Культура как фактор консолидации
народов России//Социально-гуманитарные знания.2008,№6.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.