Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Русский язык и литература / Поэтическая мастерская. А.Фет "Ель рукавом мне тропинку завесила..." 6 кл.

Поэтическая мастерская. А.Фет "Ель рукавом мне тропинку завесила..." 6 кл.

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Документы в архиве:

1.03 МБ 32 - El' rukavom mne tropinku zavesila.... A. A. Fet.rar
44.19 КБ Конспект урока Природа в поэзии Фета. Ель рукавом мне.... 6 кл.docx
5.92 МБ Петр Ильич Чайковский - Времена года, Баркаролла (июнь). исп. В.Вишневский - фортепиано) (www.petamusic.ru).rar
9.47 МБ презентация Фет 6 кл.rar

Название документа Конспект урока Природа в поэзии Фета. Ель рукавом мне.... 6 кл.docx

Урок литературы в 6 классе. Поэтическая мастерская. А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила…»


Цели урока: краткое ознакомление с фактами биографии А.А. Фета, его литературной деятельностью; повторение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; учить понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы; объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Фета, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении

Образовательные:

- познакомить с жизнью и творчеством Фета, пробудить интерес к его лирике, помочь понять настроение, чувства поэта;

- совершенствовать умения выразительного чтения, навыки анализа поэтического текста;

- способствовать взаимосвязи интеллектуального и нравственного развития учеников, разнообразить формы взаимодействия и сотрудничества школьников на уроке (ученик-учитель, ученик-ученик);

Развивающие:

- развивать культуру читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции;

- развивать образное и аналитическое мышление;

- развивать навыки совместной работы, межличностного общения;

Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства;

- воспитывать эстетический вкус;

- формировать познавательную активность учащихся.

Оборудование: презентационный материал о А.А. Фете, мультимедийная установка, высказывание Фета «Поэт тот, кто в предмете видит то, что без его помощи другой не увидит», учебник литературы под редакцией В.Я. Коровиной, 6 класс; фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс» под ред. В.Я. Коровиной.

Тип урока: поэтическая мастерская построения знаний.

Формы работы: фронтальная, групповая (в парах, в четвёрках), индивидуальная

МЕТОДЫ

I. По источнику получения знаний:

1. Словесные (беседа, рассказ);

2. Практические (анализ лирического произведения).

II. По уровню активности познавательной деятельности:

1. Эвристический (творческая работа; поиск учениками решений поставленных образовательных и воспитательных задач);

2. Объяснительно-иллюстративные (беседа, словесные объяснения);

3. Исследовательский (творческий подход к решению задач и применение знаний).

III. По функциям:

1. Методы поисковой и творческой работы учащихся по восприятию и усвоению материала;

2. Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и знаний (умение четко формулировать мысли, применять полученные знания в актах коммуникации, умение

самостоятельно мыслить).

Межпредметные связи:

с историей (информация о биографии писателя);

с русским языком (характеристика отдельных частей речи).





Оргмомент 1 мин.

Учитель: Я рада вновь вас видеть! Сегодня с нами на уроке гости. Мы их приветствуем. Давайте подарим друг другу улыбки и хорошее настроение. Хочу пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями и вы получили удовольствие от работы. Садитесь.


Мотивация

Целеполагание и планирование деятельности. 1 мин.



Демонстрация слайдов - картин художников – экспрессионистов

3 мин.



Кластер со словом природа /вижу, слышу, чувствую/2 мин.















Вызов

















































Формулировка темы урока 1 мин.



Постановка цели 2 мин.

Учитель: Сегодня я приглашаю вас в поэтическую мастерскую. Вам предстоит не только усвоить новый материал, но и выполнить ряд заданий, побывать в роли литературоведов и творцов. Сегодня мы продолжим учиться видеть, слышать и понимать красоту художественного слова. Для работы нам понадобятся учебник и тетрадь по литературе.



Учитель: Тему, над которой мы будем работать в поэтической мастерской, вы сформулируете сами, а для этого мы побываем в виртуальной картинной галерее. Посмотрите на экран. . В нашей мастерской репродукции картины известных художников. /слайды./

Что объединяет эти картины? (Это картины родной природы - пейзажи).



Учитель: Ребята, я попрошу вас составить кластер со словом природа. Запишите ассоциации, которые возникают в вашем воображении, когда вы слышите это слово.

/чтение 1-2 работ/



Учитель: Замечательно, у вас очень разнообразные представления о родной природе. И эти представления сформированы не только нашими собственными наблюдениями, но и различными произведениями искусства, в том числе и поэтическими.



- Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Правильно, сегодня мы поговорим о том, как изображается природа в поэзии.

- Сегодня в центре нашего внимания стихотворение поэта 19 века. Его портрет перед вами. /слайд 15/ Послушайте строки из стихотворений, принадлежащих перу поэта и постарайтесь вспомнить их названия.



  • Ласточки пропали,
    А вчера зарёй
    Всё грачи летали
    Да, как сеть, мелькали
    Вон над той горой.



  • Чудная картина,
    Как ты мне родна:
    Белая равнина,
    Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.


  • Зреет рожь над жаркой нивой,
    И от нивы и до нивы
    Гонит ветер прихотливый
    Золотые переливы.



  • О первый ландыш! Из-под снега
    Ты просишь солнечных лучей…



Вы узнали, кто это? Правильно, А.А. Фет. /слайд 16/



Учитель: Итак, сформулируйте тему урока. Природа в поэзии А.А.Фета. Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила». /слайд 17/



Учитель: Какие же цели мы поставим? Что вы должны узнать и чему научиться в поэтической мастерской? Используйте слова-помощники:

Список на доске: узнать, познакомиться, учиться, уметь, выяснить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, понять. (познакомиться с творчеством поэта. Учиться  выразительно читать, работать с текстом стихотворение. Понять, что хотел сказать автор своим произведением)


Презентация. Очерк жизни и творчества А.Фета 3 мин.

Работа ученицы в качестве домашнего задания

Учитель: Сейчас мы познакомимся с очерком жизни и творчества А.А. Фета, который в качестве домашнего задания приготовила Кузнецова Д.

Прослушивание стихотворение

1.08 мин.





Беседа на выявление восприятия текста. Обмен мнениями 2 мин.




Учитель: Природа – любимая тема А. Фета.



А сейчас сядьте удобнее и настройтесь на восприятие лирического произведения. Послушайте стихотворение Фета в исполнении мастера художественного слова народной артистки Алины Покровской. /слайд 18/

Фонохрестоматия

- Ребята, понравилось ли вам стихотворение?

- Какое впечатление произвело на вас стихотворение в исполнении актрисы?

- Посоветуйтесь друг с другом и назовите одно слово, которое точно опишет ваше чувство, которое вы испытали, слушая стихотворение.


Работа с эпиграфом, записанным на доске 1 мин.

«Поэт тот, кто в предмете видит то, что без его помощи другой не увидит» /А. Фет/

Учитель: Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. /читать с доски/

- Как вы понимаете эти строки?



И сегодняшняя наша задача проанализировать стихотворение поэта, заглянуть в его поэтическую мастерскую, увидеть и почувствовать, что же он скрыл за своими строками.


Работа с текстом стихотворения /самостоятельно по учебнику/ 2 мин.


Учитель: Текст стихотворения откройте в учебнике ( стр.203).

Прочитайте его самостоятельно и вдумчиво. Сопоставьте своё чтение с чтением актрисы.

Анализ стихотворения 10 мин.



1 строфа

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -

Я ничего не пойму.

























2 строфа

Ветер. Кругом всё гудет и колышется,

Листья кружатся у ног,

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.





























































3 строфа

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мёртвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.










































- Сколько строф в стихотворении?



Прочитаем внимательно первую строфу…/слайд 19/ и вопросы на слайдах

Учитель: Что вы представили, когда услышали первую строку стихотворения?

Как вы думаете, о чём или о ком пойдет речь?

Ответы: лес; человек пробирается сквозь чащу деревьев….

Учитель: Случалось ли вам быть в одиночку в осеннем лесу? Что вы чувствовали, переживали?

Ответы: страх, радость, тревогу, спокойствие….

Какие чувства испытывает герой, оставшись один в лесу?

Ответы: ему жутко, грустно, но в то же время весело.

Учитель: Вы правы, в осеннем лесу у одинокого человека возникло смешанное чувство грусти и веселья, может быть, ожидание изменений в природе и в душе. сам герой говорит: «Я ничего не пойму». Он в растерянности. Не потому ли чувство смешанное, что Фет этой строкой создает атмосферу таинственности, сказочности?

А строка «Ель рукавом мне тропинку завесила...» - метафора : ель - женщина-колдунья, ветка - рукав ее платья.

Как вы думаете, что автор этим хотел передать?

Может автор сравнивает ель с женщиной – колдуньей, которая преградила дорогу путнику, манит его

вглубь леса и закрывает от его взора лесные тропинки?

- Прочитайте 2–4 строчки: какой гласный звук повторяется в них чаще других? Каким он является: ударным или безударным? Какое чувство вызывает повторение этого звука?

- Путник словно бы не осознает себя; главное его ощущение — ветер, который заполняет собой все окружающее пространство.



Читаем 2-ю строфу…/слайд 25/ и вопросы на слайдах

С какого слова – предложения начинается эта строфа? Как вы думаете, почему?

Ответы: со слова «ветер», возможно, автор показывает одиночество героя.

На какие части делится вторая строфа?

Ответы: строфа делится на две части: кругом всё гудёт и колышется и неожиданный звук

рога.

- Как вы понимаете значение глагола “гудет”? (издает гул, урчание). Каким является это слово: общеупотребительным или диалектным? Как, по-вашему, отличается смысл глагола “гудет” от смысла глагола гудит?

- Какое слово разделяет строфу?

Ответы: Разделяет строфу слово «чу».

Учитель: Правильно. А к какой части речи оно (слово «чу») принадлежит? И с какой целью используется?

Ответы: Чу – междометие, которое означает призыв обратить внимание на какие-то звуки. Междометие носит просторечный характер.

Учитель: А каким словом можно заменить это просторечное междометие?

Ответы: вдруг, слышишь….

Учитель: И что же герой неожиданно слышит?

Ответы: взывающий рог.

Учитель: Правильно. А что означает в осеннюю пору звук рога в лесу?

Ответы: если ученики не знают, то учитель объясняет. Статья учебника (с. 209, ч. 1) говорит: “Но неожиданно до слуха доносится звук „тонко взывающего рога“. На самом деле с помощью рога посылали сигналы друг другу охотники. Осенью открывался охотничий сезон, помещики съезжались вместе и с собаками охотились на различного зверя, причем часто охота длилась много дней и уходила довольно далеко от жилья. На охоте человек двигается, чувствует азарт и всеобщее движение, и переживание одиночества развеивается при воспоминании об охоте, от мысли о близком присутствии человека”.

- Как вы понимаете значение «взывающий»?

Ответы: взывающий – обращаться с призывом, звать.

Учитель: Часто ли это слово «взывающий» употребляется в современной речи?

Постарайтесь подобрать к нему синонимы.

Ответы: Не употребляется, потому что высокого стиля. Синонимы: зовущий, зазывающий, ведущий, вызывающий, приглашающий...



Учитель: Литературовед Б.Я.Бухштаб пишет, что «природу Фета мы видим всегда в определенный час суток и в точно определенное время года… Пейзажи Фета не просто весеннее - летние, осенние или зимние. Фет изображает более частные, более короткие отрезки сезонов – например, приметы поздней осени или ранней весны.» Как вы считаете, о каком времени года идет речь в этом стихотворении. Подтвердите строчками.

С помощью звукописи Фет передает нам, как сквозь шум ветра и шуршание листьев (“неожиданно слышится”) доносится иной звук: “тонко взывающий рог” (в этой строке “работают” и ударные гласные, и сочетание согласных [вз]). Звук рога словно бы прорезает ветер, разрушает околдовывающее влияние стихии.

- Как меняется настроение во второй части строфы?

Ответы: Звук рога будто прорезает ветер, разрушает околдовывающее влияние стихии.



Молодцы! Теперь читаем 3-ю строфу… /слайд 32/ и вопросы на слайдах

Рассмотрим первую строку 3-ей строфы: «Сладостен зов мне глашатая медного!». Сладостен - краткое прилагательное мужского рода единственного числа именительного падежа; Какова полная форма слова «сладостен»?

Ответы: сладостный.

Учитель: Верно. А, как вы думаете, в чем отличие значений прилагательных «сладкий» и «сладостный»?

Ответы: Сладкий – имеющий вкус, свойственный сахару или меду.

Сладостный – приятный, доставляющий удовольствие.

- Глашатай - в старину вестник, всенародно объявляющий что-нибудь.

- Найдите в предыдущей строке слово, однокоренное существительному зов. Какие гласные чередуются в этом корне? Какие согласные остаются неизменными?/вз/

Учитель: Здесь зов «глашатая медного» – символ жизни, присутствия человека – противопоставлен символу угасания природы – «мертвым листам»

А теперь обратимся к двум последним строчкам стихотворения.

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

К кому или к чему обращается герой в этих строчках?

Ответы: к глашатаю медному, то есть к рогу. Если нет ответа, то учитель поясняет.

Учитель: Наверное, герой обращается к рогу – глашатаю медному. Вы согласны?

Ответы: Да, согласны. Если нет, то слушает возможные варианты и их аргументацию.

Учитель: Как вы понимаете выражение странник бедный: «бедный» в значении «имеющий мало денег» или «несчастный, одинокий»?

Ответы: несчастный, одинокий.

- Какие слова в стихотворении кажутся вам высокими и обычно не употребляются в устной речи? Как появление слов высокого стиля связано с изменением настроения в стихотворении?

Взывающий, сладостен, глашатай.

  • Жизнеутверждающий пафос:

даже когда ты один и тебе всё препятствует, выход есть всегда, только нужно собраться и услышать звук спасительного рога.

И словно весь мир вокруг оживает — раздвигаются ветви деревьев, отрывая путь страннику, солнце выходит из-за туч, чтобы порадоваться внезапному счастью героя. И вот мы уже вместе с ним спешим навстречу этому счастью, навстречу любви, навстречу жизни.

- Обратите внимание на разную длину строк. Как это связано с теми чувствами, которые передает поэт?

- Как высчитаете, они напоминают вам порывы ветра?

Ответы: Да, они похожи на порывы ветра.


Творческая работа. Поэтическая мастерская 8 мин.



Творческий процесс: поиск и анализ информации, планирование, распределение ролей в группе, подготовка к защите.















Представление группами задания –мини – проекта 3 мин.

Реализация построенного проекта

Учитель: Итак, ребята, сейчас вам предстоит выполнить самостоятельно исследовательскую работу. Вы будете работать в парах. /слайд 40/



«Чтецы» готовят выразительное чтение стихотворения. Постарайтесь в своём чтении не только раскрыть сложную гамму переживаний лирического героя, но и передать мелодию, создаваемую чередованием длинных и коротких строк стихотворения.

«Психологи» отвечают на вопросы: какие чувства, ощущения преобладают в частях стихотворения, почему лирический герой переживает смятение чувств , на что надеется и т.д., составляют эссе (подобно предложенному в учебнике с.219), в котором передают психологическое состояние лирического героя стихотворения.
«Художники» создают на доске коллаж, выбирая из предложенных иллюстраций те, которые, по их мнению, вызывают ассоциации со стихотворением Фета. - Какую иллюстрацию к этому стихотворению вы могли бы нарисовать? Какие краски выбрали бы?

«Литературоведы» представляют анализ стихотворения, опираясь на вопросы:
а) Тема, идея стихотворения
б) Художественные образы

в) Художественные приёмы и изобразительно-выразительные средства.

(Метафоры - " ель рукавом мне тропинку завесила", "листья кружатся у ног" - помогают понять душу природы; эпитеты - " глашатай медный", "тонко взывающий рог", " странник бедный" - делают текст выразительным, мелодичным, аллитерация «кругом всё гудёт и колышется, листья кружатся у ног» помогает благодаря обилию шипящих и свистящих звуков передать шум деревьев на ветру).

«Аналитики» Ответить на вопросы «Почему нам нужно обращаться к творчеству А.А. Фета? Что нам дает чтение стихов этого поэта?»

«Философы» Мережковский сказал: «Стихи Пушкина – золотые, стихи Лермонтова стальные, стихи Некрасова – каменные». Подберите определение к стихам Фета.


Формулировка выводов 1 мин.

Учитель: Теперь давайте сделаем выводы – о чём стихотворение А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»? (класс принимает участие в формулировке выводов урока). /слайд 41/

- Поэт изображает своего героя в момент наибольшего эмоционального напряжения, показывает его душу на фоне прекрасного мгновения природы.

- Фет в стихотворении создает образ, который позволяет читателю увидеть нарисованную картину.

- В строках стихотворения поэт использует предложения разных структур.

Итак, мы видим, что в этом стихотворении А.А. Фета состояние природы сливается с человеческими эмоциями. Характер, переживания, мысли и чувства лирического героя стремятся отобразить всю красоту и очарование окружающей действительности

Чайковский писал о Фете: «Считаю его поэтом абсолютно гениальным…». Согласны ли вы с этим высказыванием?

- Меняется политическая обстановка, меняется жизнь общества, но вечными остаются общечеловеческие ценности: любовь, красота, природа, музыка – все то, что составляет мир поэзии А.А.Фета.


Рефлексия 2 мин.

Учитель: Сейчас я даю вам минутку на размышление, пожалуйста, подумайте, что дал вам сегодняшний урок. Подведем итоги нашей мастерской. Я предлагаю вам оценить собственный вклад в работу на уроке и продолжите предложения. /слайд 42/

Сегодня на уроке

    Я понял, что….

    Я для себя открыл…

    Мне понравилось…


Подведение итогов учебного занятия

0,5 мин.

Благодарность за сотрудничество.


Контроль и самоконтроль 1 мин.


Учитель: Сегодня на уроке мы все хорошо поработали. Но нам нужно выставить оценки. Давайте вместе попробуем это сделать. Каждый оценит свою работу. /слайд 43/


Домашнее задание 1 мин.


Выучить наизусть стихотворение А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила». /слайд 44/

Индивидуальное задание.
Подготовить выразительное чтение стихотворения А. А. Фета «Морская даль во мгле туманной...» (текст дан на форзаце учебника).









  • Русский язык и литература
Описание:

Урок - поэтическая мастерская по стихотворению А.Фета "Ель рукавом мне тропинку завесила" проведён для учащихся 6 класса в соответствии с требованиями ФГОС. Ресурс содержит презентационный материал, фонохрестоматию и конспект урока.

Цели : краткое ознакомление с фактами биографии А.А. Фета, его литературной деятельностью; повторение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; учить понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы; объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Фета, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении

Образовательные:

- познакомить с жизнью и творчеством Фета, пробудить интерес к его лирике, помочь понять настроение, чувства поэта;

- совершенствовать умения выразительного чтения, навыки анализа поэтического текста;

- способствовать взаимосвязи интеллектуального и нравственного развития учеников, разнообразить формы взаимодействия и сотрудничества школьников на уроке (ученик-учитель, ученик-ученик);

Развивающие:

- развивать культуру читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции;

- развивать образное и аналитическое мышление;

- развивать навыки совместной работы, межличностного общения;

Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства;

- воспитывать эстетический вкус;

- формировать познавательную активность учащихся.

Автор Ильина Людмила Дмитриевна
Дата добавления 01.01.2017
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 1221
Номер материала MA-069274
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы