Главная / Русский язык и литература / Поэма «Реквием» А.А.Ахматовой. Анализ художественного текста.

Поэма «Реквием» А.А.Ахматовой. Анализ художественного текста.

Такого ещё не было!
Скидка 70% на курсы повышения квалификации

Количество мест со скидкой ограничено!
Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок"

(Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 5201 выдана ООО "Инфоурок" 20 мая 2016 г. бессрочно).


Список курсов, на которые распространяется скидка 70%:

Курсы повышения квалификации (144 часа, 1800 рублей):

Курсы повышения квалификации (108 часов, 1500 рублей):

Курсы повышения квалификации (72 часа, 1200 рублей):
Скачать материал
Поэма «Реквием» А.А.Ахматовой Анализ художественного текста.
Словарная работа РЕКВИЕМ (по начальному слову лат. текста «Requiem aeternam d...
Автор АХМАТОВА (наст. фам. Горенко) Анна Андреевна русский поэт. Примыкала к ...
1. Характеристика эпохи. СТАЛИН (Джугашвили) Иосиф Виссарионович (псевд. - Ко...
Биографические предпосылки создания произведения. В 1924 году новые стихи Ахм...
Идейно-композиционное строение произведения. 	 Произведение включает 10 небо...
Идейно-композиционное строение поэмы. Три плана поэмы: Личный. Обобщенно-исто...
Личный (реальный) план поэмы 						… корчилась Русь 					Под кровавыми сапога...
Личный (реальный) план поэмы … «…трехсотая с передачею под Крестами» стоит ли...
Обобщенно-исторический план поэмы . Какие исторические события упоминаются в ...
Евангельские мотивы. Глава «Распятие» Крест (от латинского. Crux; согласно др...
Анализ средств художественной выразительности поэмы. - звук; - образы; - знач...
Как звучит «Реквием» А.А.Ахматовой? Звуковой ряд «Реквиема»: шепот, «колючий ...
«Метафоры» времени. «Ненужным привеском болтался возле тюрем своих Ленинград»...
Главные образы поэмы. «Окаменелость «И упало каменное слово», «Надо, чтоб душ...
Главные образы поэмы. Память Смерть.
Значение поэмы. В.Вейде: «Она все приняла. И кресты эти, и воронов, голод, ма...
1 из 17

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Поэма «Реквием» А.А.Ахматовой Анализ художественного текста.
Описание слайда:

Поэма «Реквием» А.А.Ахматовой Анализ художественного текста.

№ слайда 2 Словарная работа РЕКВИЕМ (по начальному слову лат. текста «Requiem aeternam dona
Описание слайда:

Словарная работа РЕКВИЕМ (по начальному слову лат. текста «Requiem aeternam dona eis, Domine» — «Вечный покой даруй им, Господи»), заупокойная месса. На традиционный латинский текст реквиема писали музыку многие композиторы (В. А. Моцарт, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Дж. Верди.

№ слайда 3 Автор АХМАТОВА (наст. фам. Горенко) Анна Андреевна русский поэт. Примыкала к акм
Описание слайда:

Автор АХМАТОВА (наст. фам. Горенко) Анна Андреевна русский поэт. Примыкала к акмеизму (сборники «Вечер», 1912, «Четки», 1914). Основное содержание творчества: верность нравственным основам бытия, психология женского чувства, осмысление общенародных трагедий 20 века, сопряженное с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка в сборнике «Бег времени. Стихотворения. 1909-1965». Автобиографический цикл стихов «Реквием» (1935-40; опубликован 1987) о жертвах репрессий 1930-х годов. В «Поэме без героя» (1940-1965, полностью опубликована 1976) — воссоздана эпохи «серебряного века».

№ слайда 4 1. Характеристика эпохи. СТАЛИН (Джугашвили) Иосиф Виссарионович (псевд. - Коба
Описание слайда:

1. Характеристика эпохи. СТАЛИН (Джугашвили) Иосиф Виссарионович (псевд. - Коба и др.) (21 декабря 1879, Гори, ныне Грузия - 5 марта 1953, Москва), советский государственный и партийный деятель. В 1922-53 генеральный секретарь ЦК партии. В 1920-х гг. в ходе борьбы за лидерство в партии и государстве, используя партийный аппарат и политические интриги, возглавил партию и установил в стране тоталитарный режим. Проводил форсированную индустриализ-ацию страны и насильственную коллективизацию. В кон. 20-30-х гг. Сталин уничтожил реальных и предполагаемых соперников, инициатор массового террора.

№ слайда 5 Биографические предпосылки создания произведения. В 1924 году новые стихи Ахмато
Описание слайда:

Биографические предпосылки создания произведения. В 1924 году новые стихи Ахматовой публикуются в последний раз перед многолетним перерывом, после чего на ее имя наложен негласный запрет. В 1935 арестован ее сын Л.Гумилев и Пунин, но после письменного обращения Ахматовой к Сталину их освобождают. В 1937 НКВД готовит материалы для обвинения ее в контрреволюционной деятельности; в 1938 снова арестован сын Ахматовой. Облеченные в стихи переживания этих мучительных лет составил «Реквием», который она два десятилетия не решалась зафиксировать на бумаге.

№ слайда 6 Идейно-композиционное строение произведения. 	 Произведение включает 10 небольш
Описание слайда:

Идейно-композиционное строение произведения. Произведение включает 10 небольших – от 5 до 20 строк – стихотворений, обрамленных прологом и эпилогом. Что позволяет нам говорить о том, что это целостное произведение, а не цикл отдельных стихотворений? - из десяти стихотворений первое и последнее соотносятся по сюжету, у поэмы есть кульминация – главки 5 и 6, посвященные сыну и времени его заключения, а следующие четыре главы объединены образом страдающей женщины; - в произведении одна лирическая героиня – мать, которую разлучили с сыном; - пролог и эпилог, перекликаясь, говорят, в целом, о страданиях всего народа и придают поэме эпическое содержание.

№ слайда 7 Идейно-композиционное строение поэмы. Три плана поэмы: Личный. Обобщенно-историч
Описание слайда:

Идейно-композиционное строение поэмы. Три плана поэмы: Личный. Обобщенно-исторический. Евангельский.

№ слайда 8 Личный (реальный) план поэмы 						… корчилась Русь 					Под кровавыми сапогами
Описание слайда:

Личный (реальный) план поэмы … корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных Марусь. Черные Маруси еще называли «воронками» - это машины, на которых, в основном по ночам, работники НКВД производили аресты

№ слайда 9 Личный (реальный) план поэмы … «…трехсотая с передачею под Крестами» стоит лирич
Описание слайда:

Личный (реальный) план поэмы … «…трехсотая с передачею под Крестами» стоит лирическая героиня. Кресты –тюрьма в Ленинграде, где содержались арестованные «враги народа»

№ слайда 10 Обобщенно-исторический план поэмы . Какие исторические события упоминаются в поэ
Описание слайда:

Обобщенно-исторический план поэмы . Какие исторические события упоминаются в поэме? - «каторжные норы» - стрелецкая женка - Дон Каков же смысл этих исторических параллелей? «все перепуталось навек» Объединяясь в страдании, разные времена смотрят друг на друга глазами своих страдающих женщин. Такова, например, 4 часть поэмы. В ней царскосельская веселая грешница смотрит в глаза той, «трехсотой, с передачею», себе самой через время – и сердце рвется на части.

№ слайда 11 Евангельские мотивы. Глава «Распятие» Крест (от латинского. Crux; согласно друго
Описание слайда:

Евангельские мотивы. Глава «Распятие» Крест (от латинского. Crux; согласно другой точке зрения, от древневерхненем. Krist – имя Христа), один из наиболее распространенных религиозных символов в религиозных и мифологических системах всего мира. • «КРЕСТЫ», бытовое название (по форме здания) тюрьмы в Санкт-Петербурге в основном в 1892-1917; после Революции 1905-07 — преимущественно для политзаключенных. Ныне — следственный изолятор. • ГОЛГОФА, холм в окрестностях Иерусалима, на котором, по христианскому преданию, был распят Иисус Христос. Слово «Голгофа» употребляется как синоним мученичества и страданий («взойти на Голгофу»).

№ слайда 12 Анализ средств художественной выразительности поэмы. - звук; - образы; - значени
Описание слайда:

Анализ средств художественной выразительности поэмы. - звук; - образы; - значение

№ слайда 13 Как звучит «Реквием» А.А.Ахматовой? Звуковой ряд «Реквиема»: шепот, «колючий пос
Описание слайда:

Как звучит «Реквием» А.А.Ахматовой? Звуковой ряд «Реквиема»: шепот, «колючий постылый скрежет», шаги солдат, песня разлуки паровозных гудков, топот «Кровавых сапог», громыхание черных Марусь, плач детей, женский вой, кадильный звон, хор ангелов и в конце концов крик «стомильонного народа».

№ слайда 14 «Метафоры» времени. «Ненужным привеском болтался возле тюрем своих Ленинград» «з
Описание слайда:

«Метафоры» времени. «Ненужным привеском болтался возле тюрем своих Ленинград» «звезды смерти стояли над нами и безвинная корчилась Русь…» «из-под век выглядывает страх» «клинописи жесткие страницы страдания выводит на щеках»

№ слайда 15 Главные образы поэмы. «Окаменелость «И упало каменное слово», «Надо, чтоб душа о
Описание слайда:

Главные образы поэмы. «Окаменелость «И упало каменное слово», «Надо, чтоб душа окаменела», «окаменелое страдание», «ученик любимый каменел». Душевное состояние – «камень на душе». Слову «каменный» в главе «Приговор» противопоставляется слово «живой». «Каменный», «окаменевший» означает выход человека за пределы своих физических и духовных возможностей.

№ слайда 16 Главные образы поэмы. Память Смерть.
Описание слайда:

Главные образы поэмы. Память Смерть.

№ слайда 17 Значение поэмы. В.Вейде: «Она все приняла. И кресты эти, и воронов, голод, маузе
Описание слайда:

Значение поэмы. В.Вейде: «Она все приняла. И кресты эти, и воронов, голод, маузеры и наганы, серость новых хозяев, участь Блока, участь Гумилева, осквернение святынь, повсюду разлитую ложь. Она все приняла, как принимают беду или муку, но не склонилась ни перед чем…» Б. Зайцев: « Вы ни в ссылке, ни в «Мертвом доме» не были, но около него стояли. Бились ли дома о стенку за близкого – не знаю. Но искры летели из сердца стихами не за одну вас, а за всех страдающих жен, матерей, сестер, с кем вы делили Голгофу тюремных стен, приговоров, казней…»

Поэма «Реквием» А.А.Ахматовой. Анализ художественного текста.
Скачать материал
  • Русский язык и литература
Описание:

 

Поэма «Реквием» А.А.Ахматовой в рамках программы одиннадцатого класса  - прекрасный пример для окончательной отработки навыка анализа художественного текста. Небольшое произведение, которое можно проанализировать за два урока, помимо необычайной эмоциональной и идейной напряженности, невероятно богато экстралингвистическим и собственно лингвистическим материалом, который учащиеся могут сами найти и сами проанализировать.

Подготовка и проведение подобного урока может включать в себя целый ряд форм, методов, приемов, технологий:

- исследовательская работа учащихся в группах – несколько учащихся формируют группы с условными названиями «историки», «библиографы», «литературоведы», «лингвисты» и получают индивидуальные задания в соответствии с планом анализа художественного текста;

- использование нового информационного  оборудования (интерактивной доски) для активизации зрительного ряда на уроке;

- применение методики анализа художественного текста в рамках освоения УМК по литературе;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся в ходе устного и письменного анализа художественного произведения;

 

- использование информационно-куммуникационных ресурсов школы в рамках подготовки к уроку.



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 25 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Чалых Светлана Владимировна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 868
Номер материала 21932
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓