Муниципальное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 87г.Хабаровска
Подпрограмма
деятельности педагогического
коллектива с одаренными детьми
в начальной школе
«ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»
Разработал:
Заместитель
директора по УВР
Соколова Г.А.
|
Цель подпрограммы:
Создание системы деятельности учителей
начальных классов по развитию интеллектуальных и творческих способностей
учащихся, развитию их одаренности.
Основные задачи:
ü реализация принципа индивидуального
подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация
их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как
субъекта творческой деятельности;
ü
создание оптимальных условий для выявления, поддержки и развития
одаренных детей;
ü изучение факторов целенаправленного психолого-педагогического
содействия процессам развития личности, эффективной реализации способностей к
неограниченному развитию индивидуальности каждого субъекта педагогического процесса;
ü
совершенствование системы подготовки учителей, обучение через методическую
учебу, педсоветы, самообразование;
ü внедрение в учебно-воспитательный процесс
всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и
художественного мышления учащихся;
ü
создание банка данных «Одаренные дети», включающего информацию о педагогах,
работающих с одаренными детьми, об одаренных детях, об индивидуальных
образовательных программах, о научно-педагогической литературе;
ü
установление сотрудничества в работе с одаренными детьми начальной
школы: учитель-ученик-родитель.
Этапы реализации:
1
этап: диагностико- прогностический, методологический (2012-2013г.)
Мониторинг
одаренности.
Создание:
Ö
банка данных по одаренным детям;
Ö
банка творческих работ учащихся;
Ö
банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;
Ö
рекомендаций по работе с одаренными детьми в начальной школе.
Организация:
Ö
системы дополнительного образования;
Ö
конкурса «Ученик года»;
Ö
интеллектуальных игр;
Ö
внеклассной работы по предмету;
Ö
деятельности научного общества «Олимпионок».
2
этап: деятельностный (2013-2015 годы)
Ö
Экспертиза обучающих программ для детей повышенного уровня обучаемости.
Ö
Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.
Ö
Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.
Ö
Внедрение метода проектов.
Ö
Учет индивидуальных достижений.
Ö
Переход на систему «портфолио».
Ö
Проведение выставок детского творчества.
Ö
Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.
3
этап: констатирующий (2015-2016 годы)
Ö
Создание банка педагогического опыта по работе с одаренными детьми.
Ö
Выпуск
методического бюллетеня
«Опыт работы с одаренными детьми в начальной школе».
Ö
Внедрение в практику работы рейтинга учащихся.
Актуальность
разработки
В свете Концепции модернизации Российского образования остро встает
вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это
возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в
дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного
образования. Педагоги призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом
ребёнке самостоятельную личность, умеющую находить эффективные способы решения
проблемы. Помочь ему в этом, поддержать – задача учителя и семьи.
Деятельность педагогического
коллектива по исследованию, диагностике, апробации методов и средств
психолого-педагогического содействия реализации творчески-деятельного
потенциала детей повышенного уровня обучаемости соответствует целям
реформирования образования в России, идеалам его гуманизации, поскольку связана
с внедрением в школьную практику программ дифференциации и персонификации
обучения и воспитания. Она обеспечивает условия для саморазвития учащихся, для
повышения их мотиваций к познанию и самовоспитанию. При этом возникает особая
форма организации обучающей деятельности, нацеленная на обоснование
принципиально новой системы образования детей повышенного уровня обучаемости,
на определение парадигмы развивающего вариативного образования для одаренных
детей.
Содержание
проблемы и обоснование
необходимости
ее решения.
В последние годы можно наблюдать расширение числа участников и победителей предметных
олимпиад, конкурсов и соревнований и, как следствие, высоких образовательных
достижений. За последние годы увеличилось число участников районного этапа
предметных олимпиад в начальной школе.
Для развития спортивной, творческой одаренности детей проводятся спортивные
соревнования, спартакиады, смотры-конкурсы, работают спортивные секции и
танцевальный коллектив «Изюминка».
Улучшение работы
учителей в данном направлении, привело к возникновению проблем выявления,
поддержки и развития одаренных детей. Программа должна предусмотреть
создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки
одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения
всестороннего развития и образования.
Другая проблема –
педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов
одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых
теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с
определением единых подходов к пониманию детской одаренности.
Кроме того, выделим
кадровую проблему, связанную с недостаточной профессиональной и личностной
готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.
Концепция Подпрограммы
В
научно-методической литературе (Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин,
В. В. Давыдов и др.) отмечается, что ученики отличаются друг от друга, прежде
всего, способностями к учению, т. е. одаренностью, а также обучаемостью.
Одаренность – это системное, развивающееся в
течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения
человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или
нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется
яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На
сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное
своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного
взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного
деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение
имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы
саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации
индивидуального дарования.
Одаренные дети обычно обладают отличной
памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает
способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться
накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными
синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают
внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с
удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их
мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают
игры, требующие активизации умственных способностей.
Талантливые дети легко справляются с
познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их
отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и
терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
У некоторых одаренных детей явно
доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению.
Одаренного ребенка отличает и повышенная
концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере,
которая ему интересна. В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто
затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание
и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание
на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.
В сфере психосоциального развития
одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
• Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся
очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
• Остро воспринимают общественную несправедливость.
Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на
правду, справедливость, гармонию и природу.
• Не могут четко развести реальность и фантазию.
• Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают
несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники
его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом
для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее
восприимчивыми людьми.
• Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы,
которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки
полезны.
• Для одаренных детей, как правило - характерны
преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных
последствий.
• Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств
окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг
них.
Обучаемость
— это сложное образование, которое зависит от многих личностных качеств и
способностей учащихся, и в первую очередь от интеллектуальных способностей
(способность анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать, выделять существенное,
видеть учебные проблемы и решать их), а также от уровня познавательного
интереса и мотивации, целеустремленности, гибкости мышления, самоорганизации,
самоопределения, устойчивости в достижении цели и др.
Обучаемость как интегральная
индивидуальность личности одаренного ребенка предопределяет различный темп
движения его в обучении, т.е. углубленную дифференциацию, особенно по степени
познавательной самостоятельности. Из этого следует, что способности ученика
определяются его темпом учения.
При этом
деятельность педагогов предусматривает:
а)
реализацию индивидуального педагогического подхода в целях гармонического
развития человека как субъекта творческой деятельности;
б)
создание системы развивающего и развивающегося образования на основе
психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и
раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;
в)
изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования
личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся
г)
внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных
дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием
обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов
и форм творческой самореализации личности.
д)
управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.
Структурная целостность образовательного процесса
основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи
- содержание - обновление содержания обучения, вариативность
образовательных программ - определение индивидуальных
образовательных траекторий - технологии - методика развивающего обучения
и практика - образовательная деятельность - помощь семьи в образовании и
воспитании детей.
Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е.
сообразуясь с его «самостью» выбрать цели, содержание, методы, формы обучения.
Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где срабатывает
традиционная дидактика, здесь упускается главное; насколько и будет ли вообще
востребовано то, что дается человеку, которого обучают, воспитывают,
развивают.
Педагогическая система строится на
четырех базовых идеях:
- на осознании
самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
- на неисчерпаемости
возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих
способностей;
- на приоритете
внутренней свободы перед внешней, как свободы, необходимой для
творческого саморазвития;
- на понимании природы
творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости»,
изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое
самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое
самосовершенствование и самореализация личности школьника.
Выявление одаренных
детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения
психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с
одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним
из важнейших аспектов деятельности школы.
Условно можно выделить три категории
одаренных детей:
1. Дети с
необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных
условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном
возрасте).
2. Дети с
признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки
(подростковый образ).
3. Учащиеся,
не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой
познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными
умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Принципы
педагогической деятельности
в
работе с одаренными детьми:
принцип
максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип
возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип
индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип
создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии
учителя;
принцип свободы
выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Условия успешной работы с одаренными учащимися
Осознание важности этой работы каждым
членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования
положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование
методической системы работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и
руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми
является одним из приоритетных направлений работы школы.
Включение
в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих
определенными качествами:
учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на
вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с
людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с
одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие
способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие
проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно
уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы,
верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще
чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает
над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься
самообразованием и саморазвитием.
Учитель должен быть:
увлеченным своим делом;
способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
профессионально грамотным;
интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
проводником передовых педагогических технологий;
психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного
процесса;
знатоком во всех областях человеческой жизни.
Формы
работы с одаренными учащимися
творческие мастерские;
групповые занятия с сильными учащимися;
спецкурсы;
кружки по интересам;
занятия исследовательской деятельностью;
конкурсы;
интеллектуальный марафон;
научно-практические конференции;
участие в олимпиадах;
участие в
конкурсе «Ученик года»;
План
работы с одарёнными и талантливыми детьми
в
начальной школе
№
|
Мероприятие
|
Сроки
|
Ответственные
|
1
|
Продолжить
внедрение проблемно- исследовательских, проектных методов обучения, развивая
непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление.
|
постоянно
|
Учитель
|
2
|
Создание
и пополнение базы данных одаренных детей начальной школы.
|
постоянно
|
Педагог-психолог
Зам.директора
|
3
|
Проведение
семинаров-практикумов с учителями начальных классов по вопросам выявления
одаренных детей и их педагогического сопровождения.
|
В
течение периода
|
Зам.директора
|
4
|
Организация
психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых
школьников
|
постоянно
|
Педагог-психолог
Зам.директора
|
5
|
Создание
научного общества
-
Создание нормативной и методической базы
-
Подготовка педагогических кадров, создание совета общества, его членов,
разработка программ, планов
-
Организация исследовательской деятельности
|
2013-2014
2013
постоянно
|
Зам.директора
Руководитель
МО, учителя
|
6
|
Участие
школьников в районных, Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах
|
постоянно
|
Учителя-предметники
(информатика, иностранный)
|
7
|
Проведение
школьной и участие в районной научно-практической конференции школьников в
номинации «Юниор».
|
постоянно
|
Зам.директора,
Учителя
начальной школы
|
8
|
Проведение
интеллектуальных и творческих конкурсов среди одаренных школьников
|
По
особому плану в течение периода
|
Руководитель
ШМО
|
9
|
Составление
календаря массовых мероприятий с одаренными детьми на учебный год
|
Ежегодно,
август
|
Руководитель
МО
|
10
|
Издание
сборников творческих работ учащихся по итогам научно-практических
конференций, конкурсов
|
в
течение периода
|
Зам.директора,
учителя
|
11
|
Обобщение
эффективного опыта работы учителей с одаренными детьми
|
в
течение периода
|
Зам.директора
|
12
|
Размещение
на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование
раздела «Одаренные дети»
|
2012-2013
|
Зам.директора
|
13
|
Создание
«Портфолио» ученика начальной школы
|
постоянно
|
Учитель
начальных классов
|
14
|
Подготовка
психолого-педагогических характеристик на каждого одарённого школьника,
благодаря которым учителя – предметники разрабатывают содержание
индивидуальной программы обучения
-
Выявление учащихся в 1-х-4-х классах, составление диагностической карты
-
Разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми
-
Проведение занятий с детьми
-
Отработка форм, методов, приёмов работы
создание
мониторинга результативности работы с одарёнными детьми.
|
постоянно
постоянно
|
Педагог-психолог, учителя
начальных классов
|
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ø
Развитие талантливых и
высокомотивированных детей начальной школы в рамках общеобразовательного
учреждения;
Ø
Помощь одарённым учащимся
в самореализации их творческой направленности;
Ø
Выбор дальнейшего
жизненного пути;
Ø
Выход на краевой и
Всероссийский уровень;
Ø
Преемственность начальной,
средней и старшей школы.
Начальная
школа
Участие в олимпиадах и конкурсах.
№
п.п.
|
Ф.И.
|
класс
|
конкурс
|
место
|
1
|
Михеев Викто
|
3
|
«Растём вместе»
|
призёр
|
2
|
Кулик Даниил
|
3
|
«Растём вместе»
|
призёр
|
3
|
Маринина Анна
|
3
|
«Растём вместе»
|
призёр
|
4
|
Кулик Даниил
|
3
|
КИТ
|
2
|
5
|
Гавриленко Диана
|
3
|
155
|
победитель
|
6
|
Балталина Анна
|
1
|
КИТ
|
6
|
7
|
Мармаза Михаил
|
3
|
КИТ
|
1
|
8
|
Сударев Анатолий
|
3
|
155
|
победитель
|
9
|
Мармаза Михаил
|
3
|
155
|
победитель
|
10
|
Баранова Софья
|
3
|
155
|
победитель
|
11
|
Разинкина Яна
|
3
|
КИТ
«Медвежонок»
|
5
2
|
12
|
Хорошилова Настя
|
3
|
«Медвежонок»
|
1
|
13
|
Санникова Полина
|
3
|
КИТ
|
3
|
14
|
Коренов Геральд
|
3
|
КИТ
|
4
|
15
|
Сударев Анатолий
|
3
|
«Медвежонок»
«Бульдог»
|
6
1
|
16
|
Черных Александр
|
2
|
«Бульдог»
|
3
|
17
|
Крамаренко Иван
|
1
|
КИТ
|
1
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.