Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие
«Звуки [с] - [ш]»
Настоящий материал предназначен логопедам, родителям, воспитателям и
методистам ДОУ. Игры и упражнения, включенные в ход занятия, подобраны в
порядке нарастающей сложности. Их цель – содействовать развитию
фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания,
тактильной памяти и артикуляционной моторики ребенка.
Содержание конспекта является результатом глубокого
изучения научно-методической литературы; среди методов и приемов есть известные
логопедам, однако большинство игровых ситуаций и способов организации занятия
придуманы автором в ходе собственной 10 – летней работы в данной области.
Мы искренне надеемся, что описанные идеи принесут
пользу широкому кругу педагогов и родителей в деятельности, направленной на
профилактику и коррекцию дефектов звукопроизношения у детей 5-6 лет.
Успехов вам, дорогие коллеги!
Коррекционно-развивающие
задачи:
1. Содействовать
осознанному построению кинем (комплекса движений артикуляционных органов) при
произнесении трудноразличимых ребенком [с] и [ш].
2. Учить дифференциации
звуков [с], [ш] с опорой на несколько анализаторов (слуховой, зрительный,
кинестетический, двигательный).
3. Совершенствовать
навыки звукового анализа и синтеза слов.
4. Способствовать
профилактике нарушений письма и чтения.
Ход
занятия:
Задание
1. «Артикуляционная гимнастика».
Совокупность предлагаемых упражнений направлена на
укрепление мышц и развитие подвижности речевого аппарата, но главное - на
осознанное противопоставление положения органов артикуляции (языка и губ),
участвующих в произнесении звуков [с], [ш].
Каждое упражнение логопед, сидя перед зеркалом, выполняет
вместе с детьми. На подгрупповом занятии удобно располагаться таким образом,
чтобы воспитанники находились по правую и левую стороны от специалиста, тогда
артикуляция взрослого – образец, используемый для зрительного контроля, - будет
хорошо видна.
Продолжительность упражнения – одна минута. Чтобы
вовлечь детей в активный процесс, вызвать живой интерес и положительное
отношение к деятельности, на протяжении всей гимнастики используется
соревновательный элемент: «Чья горка крепче?», «Чьи зубки чище?» и т.д.
Упражнение «Почистим зубки» учит детей удерживать
кончик языка в нижней или верхней позиции, а также фиксирует внимание ребенка
на кинетической основе звуков: «[С] – язычок внизу, [ш] – поднимается наверх».
«Почистим нижние зубки». Широким кончиком
языка погладить нижние зубы, делая движения языком вправо-влево сначала с
наружной, позже – с внутренней стороны.
«Почистим верхние зубки» выполняется
аналогично с одним исключением: ребенок касается верхних зубов. Не зависимо от
того «чистит» воспитанник верхние или нижние зубки, его рот открыт.
«Горка», «Чашечка». При выполнении этих
упражнений язык принимает положение, близкое к артикулемам звуков [с] и [ш].
Здесь формируются кинестетические ассоциации. В дальнейшем логопеду достаточно
будет уточнить: «Язык, как “горка”», и ребенок без усилий вспомнит нужный
артикуляторный уклад.
«Горка». Рот открыт, кончик языка – у
основания нижних резцов, спинка языка выгнута.
«Чашечка». Рот открыт, боковые края и кончик
языка подняты, спинка прогибается книзу.
«Подуй и раскрути». Это единственное
упражнение, выполняя которое, мы не ставим целью помочь дошкольнику запомнить
двигательно-тактильный «образ» звука. «Подуй и раскрути» вырабатывает
длительную непрерывную воздушную струю, необходимую для произнесения и [с], и
[ш]. Можно использовать специальный дыхательный тренажер – палочку, на конце
которой закреплен вращающийся от потока воздуха диск, или обычную полоску
бумаги. Последнюю закрепляют между бровями, позволяя свободно свисать до
середины лица.
Задание 2. «Где звучит?». -
Молодцы. Итак, вы помните, что когда человек произносит звук [ш], его язык
поднимается наверх: шшш. И наоборот, язык должен опуститься, чтобы мы услышали
звук [с]. Предлагаю проверить, какие вы внимательные, и посоревноваться в игре
«Где звучит?».
Дети встают спиной друг к другу, закрывают глаза.
Логопед предлагает послушать, где – вверху или внизу – звучит колокольчик. Если
звук слышится над головой, вверху – дошкольники произносят звук [ш], у ног,
внизу - [с]. В конце игры логопед не забывает объявить победителя.
Задание
3. «Спой “наоборот”».
Используются деревянные ложки.
- Было
трудно? Да, ребята часто путают звуки [с] и [ш]. Хотят сказать «Мама, дай мне
кашку», а получается «Дай мне каску». (Дети смеются).
Ну, раз у вас такое хорошее настроение, разрешаю
немного похулиганить и поменять эти звуки специально. Будем петь песенки
«наоборот». Моя песенка звучит так: са-са-са (отстукивает на ложках: один слог
– один удар). А твоя, Настя, наоборот. Попробуй, спой (передает ложки ребенку).
«Спой “наоборот”» - сложная игра, которая требует
высокой степени слухового внимания и готовности к языковому анализу и синтезу
слов. Поэтому ребенку, который только начал ходить на занятия, предлагают
идентичный слоговой ряд: са-са-са, со-со-со.
Подготовленным малышам можно озвучить два-три разных
слога: ша-ша-шо; шо-шу-шы.
Задание
4. «Волшебный мешочек».
Задание является пропедевтикой нарушений письма и
чтения в начальной школе.
- Спасибо,
порадовали. Очень веселые получились песни. Теперь я хочу порадовать вас. В
этом мешке – загадки. Непростые: не для ушек, не для глазок. отгадают их только
внимательные пальчики. Найдите букву, которую я назову: с! Ш. С. С.
Играют по очереди.
Логопед произносит звук, дети стараются отыскать
букву. Кроме С и Ш в «волшебный мешок» лучше положить графически похожие на них
буквы (Э, О, Щ, П), а также буквы, с которыми С, Ш могут смешиваться «на слух»:
З, Ж.
Со слабыми «учениками» буквы рассматривают до того,
как спрятать в мешок. С и Ш обводят пальчиком.
После каждого хода букву возвращают в мешок,
содержимое – перемешивают.
Задание
5. «Кто быстрее?».
- Ай да
пальчики! Ловкие. Но быстрые ли они? Поиграем и узнаем.
Логопед читает короткое стихотворение. Буквы С и Ш –
перед детьми. Если маленькие участники справляются с заданием уверенно, игру
можно усложнить, добавив и другие буквы из «волшебного мешочка».
Дети должны коснуться соответствующей буквы каждый
раз, как услышат слово со звуком [с] или [ш].
Кошка
мышку увидала, Подошла и так сказала:
-
Одиноко у старушки
Жить
одной мне, без подружки.
Знаешь
что? Давай дружить!
В
гости будем мы ходить. Ты придешь ко мне – и в чашке Дам тебе я пшенной кашки.
Мне
б хотелось у подружки Молока отведать кружку.
Можем
книжки почитать,
В
кошки-мышки поиграть, Пошептаться в тишине… Что ответишь, мышка, мне?
Что
же? Стала мышь-норушка
Доброй
кошкиной подружкой!
Так
и дружит с мышкой кошка. Кошка странная немножко.
- А мы будем дружить со звуками [с] и [ш] и
стараться их не путать. А уж звуки в долгу не останутся! Вот и сейчас
приготовили детям сладкий приз. Какой? ССС… (сосульки) и ШШШ … (шоколад).
Угощайтесь.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.