Инфоурок Логопедия, Дефектология КонспектыПодгрупповое коррекционно-развивающее занятие «Звуки [с] - [ш]»

Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие «Звуки [с] - [ш]»

Скачать материал

Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие 

«Звуки [с] - [ш]»

Настоящий материал предназначен логопедам, родителям, воспитателям и методистам ДОУ.  Игры и упражнения, включенные в ход занятия, подобраны в порядке нарастающей сложности.  Их цель – содействовать развитию фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, тактильной памяти и артикуляционной моторики ребенка. 

Содержание конспекта является результатом глубокого изучения научно-методической литературы; среди методов и приемов есть известные логопедам, однако большинство игровых ситуаций и способов организации занятия придуманы автором в ходе собственной 10 – летней работы в данной области.

Мы искренне надеемся, что описанные идеи принесут пользу широкому кругу педагогов и родителей в деятельности, направленной на профилактику и коррекцию дефектов звукопроизношения у детей 5-6 лет.

Успехов вам, дорогие коллеги!

Коррекционно-развивающие задачи:

1.  Содействовать осознанному построению кинем (комплекса движений артикуляционных органов) при произнесении трудноразличимых ребенком [с] и [ш].

2.  Учить дифференциации звуков [с], [ш] с опорой на несколько анализаторов (слуховой, зрительный, кинестетический, двигательный).

3.  Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов.

4.  Способствовать профилактике нарушений письма и чтения.

Ход занятия: 

Задание 1. «Артикуляционная гимнастика».

Совокупность предлагаемых упражнений направлена на укрепление мышц и развитие подвижности речевого аппарата, но главное - на осознанное противопоставление положения органов артикуляции (языка и губ), участвующих в произнесении звуков [с], [ш].

Каждое упражнение логопед, сидя перед зеркалом, выполняет вместе с детьми. На подгрупповом занятии удобно располагаться таким образом, чтобы воспитанники находились по правую и левую стороны от специалиста, тогда артикуляция взрослого – образец, используемый для зрительного контроля, - будет хорошо видна. 

Продолжительность упражнения – одна минута. Чтобы вовлечь детей в активный процесс, вызвать живой интерес и положительное отношение к деятельности, на протяжении всей гимнастики используется соревновательный элемент: «Чья горка крепче?», «Чьи зубки чище?» и т.д.

Упражнение «Почистим зубки» учит детей удерживать кончик языка в нижней или верхней позиции, а также фиксирует внимание ребенка на кинетической основе звуков: «[С] – язычок внизу, [ш] – поднимается наверх».

«Почистим нижние зубки». Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вправо-влево сначала с наружной, позже – с внутренней стороны.

«Почистим верхние зубки» выполняется аналогично с одним исключением: ребенок касается верхних зубов. Не зависимо от того «чистит» воспитанник верхние или нижние зубки, его рот открыт.

 «Горка», «Чашечка». При выполнении этих упражнений язык принимает положение, близкое к артикулемам звуков [с] и [ш]. Здесь формируются кинестетические ассоциации. В дальнейшем логопеду достаточно будет уточнить: «Язык, как “горка”», и ребенок без усилий вспомнит нужный артикуляторный уклад.

«Горка». Рот открыт, кончик языка – у основания нижних резцов, спинка языка выгнута.

«Чашечка». Рот открыт, боковые края и кончик языка подняты, спинка прогибается книзу.

«Подуй и раскрути». Это единственное упражнение, выполняя которое, мы не ставим целью помочь дошкольнику запомнить двигательно-тактильный «образ» звука. «Подуй и раскрути» вырабатывает длительную непрерывную воздушную струю, необходимую для произнесения и [с], и [ш]. Можно использовать специальный дыхательный тренажер – палочку, на конце которой закреплен вращающийся от потока воздуха диск, или обычную полоску бумаги. Последнюю закрепляют между бровями, позволяя свободно свисать до середины лица.

Задание 2. «Где звучит?». - Молодцы. Итак, вы помните, что когда человек произносит звук [ш], его язык поднимается наверх: шшш. И наоборот, язык должен опуститься, чтобы мы услышали звук [с]. Предлагаю проверить, какие вы внимательные, и посоревноваться в игре «Где звучит?».

Дети встают спиной друг к другу, закрывают глаза. Логопед предлагает послушать, где – вверху или внизу – звучит колокольчик. Если звук слышится над головой, вверху – дошкольники произносят звук [ш], у ног, внизу - [с]. В конце игры логопед не забывает объявить победителя.

Задание 3. «Спой “наоборот”».

Используются деревянные ложки. 

-    Было трудно? Да, ребята часто путают звуки [с] и [ш]. Хотят сказать «Мама, дай мне кашку», а получается «Дай мне каску». (Дети смеются). 

Ну, раз у вас такое хорошее настроение, разрешаю немного похулиганить и поменять эти звуки специально. Будем петь песенки «наоборот». Моя песенка звучит так: са-са-са (отстукивает на ложках: один слог – один удар). А твоя, Настя, наоборот. Попробуй, спой (передает ложки ребенку).

 

«Спой “наоборот”» - сложная игра, которая требует высокой степени слухового внимания и готовности к языковому анализу и синтезу слов. Поэтому ребенку, который только начал ходить на занятия, предлагают идентичный слоговой ряд: са-са-са, со-со-со.

Подготовленным малышам можно озвучить два-три разных слога: ша-ша-шо; шо-шу-шы.

 

Задание 4. «Волшебный мешочек».

Задание является пропедевтикой нарушений письма и чтения в начальной школе.

-    Спасибо, порадовали. Очень веселые получились песни. Теперь я хочу порадовать вас. В этом мешке – загадки. Непростые: не для ушек, не для глазок. отгадают их только внимательные пальчики. Найдите букву, которую я назову: с! Ш. С. С.

Играют по очереди. 

Логопед произносит звук, дети стараются отыскать букву. Кроме С и Ш в «волшебный мешок» лучше положить графически похожие на них буквы (Э, О, Щ, П), а также буквы, с которыми С, Ш могут смешиваться «на слух»: З, Ж. 

 

Со слабыми «учениками» буквы рассматривают до того, как спрятать в мешок. С и Ш обводят пальчиком. 

После каждого хода букву возвращают в мешок, содержимое – перемешивают.

 

Задание 5. «Кто быстрее?».

-    Ай да пальчики! Ловкие. Но быстрые ли они? Поиграем и узнаем.

 

Логопед читает короткое стихотворение. Буквы С и Ш – перед детьми. Если маленькие участники справляются с заданием уверенно, игру можно усложнить, добавив и другие буквы из «волшебного мешочка».

Дети должны коснуться соответствующей буквы каждый раз, как услышат слово со звуком [с] или [ш].

Кошка мышку увидала, Подошла и так сказала:

-    Одиноко у старушки

Жить одной мне, без подружки.

Знаешь что? Давай дружить!

В гости будем мы ходить. Ты придешь ко мнеи в чашке Дам тебе я пшенной кашки.

Мне б хотелось у подружки Молока отведать кружку.

Можем книжки почитать,

В кошки-мышки поиграть, Пошептаться в тишинеЧто ответишь, мышка, мне?

Что же? Стала мышь-норушка

Доброй кошкиной подружкой!

Так и дружит с мышкой кошка. Кошка странная немножко.

- А мы будем дружить со звуками [с] и [ш] и стараться их не путать. А уж звуки в долгу не останутся! Вот и сейчас приготовили детям сладкий приз. Какой? ССС… (сосульки) и ШШШ … (шоколад). Угощайтесь.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие «Звуки [с] - [ш]»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Режиссер монтажа

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Настоящий материал предназначен логопедам, родителям, воспитателям и методистам ДОО.Игры и упражнения, включенные в ход занятия, подобраны в порядке нарастающей сложности. Их цель – содействовать развитию фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, тактильной памяти и артикуляционной моторики ребенка. Содержание конспекта является результатом глубокого изучения научно-методической литературы; среди методов и приемов есть известные логопедам, однако большинство игровых ситуаций и способов организации занятия придуманы автором в ходе собственной 10 – летней работы в данной области.Мы искренне надеемся, что описанные идеи принесут пользу широкому кругу педагогов и родителей в деятельности, направленной на профилактику и коррекцию дефектов звукопроизношения у детей 5-6 лет.Успехов вам, дорогие коллеги!

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 078 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.06.2020 96
    • PDF 914 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Перехватова Анна Гайыпназаровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 65135
    • Всего материалов: 212

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Управление корпоративной экономической безопасностью: Текущий контроль выполнения требований экономической безопасности в организации

Специалист по экономической безопасности

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 93 человека

Мини-курс

Методы анализа и прогнозирования по финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы промышленной безопасности в металлургической отрасли

72 ч.

1750 руб. 1050 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы психологических трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек

Мини-курс

Маркетплейсы: организационные, правовые и экономические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Педагогические аспекты работы с баснями Эзопа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе