Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие
«Звуки [с] - [ш]»
Настоящий материал предназначен логопедам, родителям,
воспитателям и методистам ДОУ.
Игры и упражнения, включенные в
ход занятия, подобраны в порядке нарастающей сложности. Их цель –
содействовать развитию фонематического восприятия, произносительных навыков,
слухового внимания, вербальной памяти и артикуляционной моторики ребенка.
Содержание конспекта является результатом глубокого
изучения научно-методической литературы; среди методов и приемов есть известные
логопедам, однако большинство игровых ситуаций и способов организации занятия
придуманы автором в ходе собственной 10 – летней работы в данной области.
Мы искренне надеемся, что
описанные идеи принесут пользу широкому кругу педагогов и родителей в
деятельности, направленной на профилактику и коррекцию дефектов
звукопроизношения у детей 5-6 лет.
Успехов вам, дорогие коллеги!
Коррекционно-развивающие
задачи:
1. Содействовать
осознанному построению кинем (комплекса движений артикуляционных органов) при
произнесении трудноразличимых ребенком [с] и [ш].
2. Учить
дифференциации звуков [с], [ш] с опорой на несколько анализаторов (слуховой, зрительный,
кинестетический, двигательный) и опосредованно-ассоциативный ряд.
3. Совершенствовать
навыки звукового анализа и синтеза слов.
Ход
занятия:
Задание 1. «Артикуляционная гимнастика».
Совокупность предлагаемых
упражнений направлена на укрепление мышц и развитие подвижности речевого
аппарата, но главное - на осознанное противопоставление положения органов
артикуляции (языка и губ), участвующих в произнесении звуков [с], [ш].
Каждое упражнение логопед, сидя
перед зеркалом, выполнят вместе с детьми. На подгрупповом занятии удобно
располагаться таким образом, чтобы воспитанники находились по правую и левую
стороны от специалиста, тогда артикуляция взрослого – образец, используемый для
зрительного контроля, - будет хорошо видна.
Продолжительность упражнения – одна минута. Чтобы вовлечь
детей в активный процесс, вызвать живой интерес и положительное отношение к
деятельности, на протяжении всей гимнастики используется соревновательный
элемент: «Чья горка крепче?», «Кто съест больше варенья глубокой ложкой?» и
т.д.
«Горка».
Положение языка типично для
произнесения звука [с]. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка
упирается в основание нижних резцов, спинка – выгнута.
«Вкусное
варенье».
Подготавливает язык ребенка к более сложной артикулеме –
кинестетической основе звука [ш].
Рот открыт, губы в улыбке.
Широкий передний край языка облизывает верхнюю губу: сверху вниз. При
втягивании языка в рот, его боковые края скользят по зубам.
«Чашечка».
Фиксированный подъем широкой
передней части языка. Позиция, которая ненадолго появлялась в тот момент, когда
дети «ели варенье». Такой уклад язык принимает при произнесении звука [ш].
Рот открыт, губы в улыбке. Язык
высунут, боковые края и кончик языка загнуты вверх.
«Я
дую на нос».
Упражнение учит направлять
воздушную струю по середине языка, удерживать язык в поднятом состоянии.
Сохраняя язык в форме «чашечки»,
ребенок пробует сдуть ватку с кончика носа.
«Тигры
– лягушки».
Чередование двух укладов: округленные губы, такие, как при
произнесении звука [ш], и губы, растянутые в широкую улыбку – звук [с].
Положение губ меняется по сигналу
взрослого: «Тигры!» (оскал), «Лягушки» (улыбка, при которой нельзя показывать
зубы).
Задание
2. «Секрет».
Логопед просит детей раскрыть
«секрет»: описать правильное положение языка и губ в момент проговаривания
звука.
- Когда
мы произносим звук [с], язык находится внизу или наверху? (Внизу).
- Попробуй
«посвистеть»: ссссссс. На что похож язык в это время? (На горку).
- А
когда мы произносим звук [ш], язык оказывается внизу или наверху? (Наверху).
- Давай
«пошипим»: шшшшшшш. На что становится похож язык? (На чашечку).
- Если
мы «свистим», наши губы вытягиваются как у… (лягушки), е если «шипим»,
напоминают сердитого… (тигра).
- Хорошо.
Кто раскроет секрет звука [с]? (Язык внизу, губы улыбаются, по язычку бежит
холодный воздух: ссссссс).
- Правильно.
Звука [ш]? (Язык наверху, губы «как у тигра», воздух теплый, горячий: шшшшшшш).
Задание
3. «Игра со счетными палочками».
Используются палочки двух цветов: зеленого и желтого.
Логопед объясняет детям, что зеленая палочка напоминает
лягушку: лягушка зеленая и палочка зеленая. Глядя на зеленый цвет, нужно
«тянуть губки прямо к ушкам, будто ты и я лягушки». Какой звук мы будем при этом
произносить? Звук [с]. А желтая палочка похожа на желто-оранжевую шкуру тигра.
Когда увидишь желтую палочку, округли губы, словно тигр злится. Посмотрим на
желтую палочку и скажем [ш].
Задание дети выполняют по очереди. Начиная с одной палочки,
логопед постепенно доводит их количество до 10-ти. Например:
- Максим, отгадывай.
(Выкладывает на стол палочку желтого цвета). - Ш.
- Молодец. (Добавляет
зеленую палочку).
- Лера, теперь ты. - Ш,
с.
- Отлично. (Кладет еще
одну зеленую палочку). Максим?
- Ш, с, с. (И т.д.).
Если дети хорошо справляются с
заданием, добавляя очередную палочку, логопед может перемешивать их. От ребенка
это потребует большей концентрации.
Задание 4. «Топни или хлопни». - Когда
мы произносим звук [с], язычок прячется за нижние зубки: ссссссс. Если «шипим»
- поднимается наверх: шшшшшшш.
Я буду произносить звуки [с] или
[ш]. Давайте договоримся: услышите [с] (демонстрирует артикуляцию, указывает
пальцем вниз, на пол) – топайте, [ш] (поднимает указательный палец вверх) –
хлопайте. Играем: с, ш, с, ш, с, с, с, ш, ш, с, ш, ш. Молодцы. А теперь
посложнее: са, аш, су, со, шо, уш, шы, сы, ыс, ус, ша, ас, шо, шу, ши, са, са,
ос. И еще сложнее: шуба, слон, башня, кошка, лист, коса, сок, сук, шишка,
мышка, ватрушка, сон, росток. Молодцы!
Задание
5. «Раздели на группы».
-
У меня в руках 20 карточек. Попробуем разделить их на две кучки.
Картинки, в названии которых есть звук [с], положим на зеленое поле, а предметы
со звуком [ш] – на желтое.
Настоящее задание позволяет не просто автоматизировать звук
в словах. Дети принимают решение, основываясь на собственном опыте, слуховых и
кинестетических ощущениях, и конечно, знаниях о положении органов артикуляции,
которые уже были отработаны и закреплены. За каждым словом – сложный
мыслительный процесс и поиск, осознанное отношение маленького человека к речи.
Следите, чтобы, выполняя задание, ребенок четко называл
предмет, изображенный на карточке, и обязательно объяснял свой выбор.
-
А теперь проверьте: все верно? Если вы не ошиблись, на каждом
поле должно лежать по 10 карточек. Давайте посчитаем. Максим? (Считает). Лера?
Очень хорошо.
Задание
6. «Придумай слово».
Вспомнить слово тяжело. Это
высокий уровень сформированности аналитико-синтетического восприятия и
мыслительных процессов ребенка. Чтобы мотивировать ребят, приготовьте игрушки:
небольших лягушку и тигра.
-
Будем придумывать слова со звуком [с]. (Логопед ставит игрушку по
центру стола, между детьми). Лягушка будет прыгать к тому, кто назовет
подходящее слово. Вот так. (Передвигает лягушку на несколько сантиметров).
Ведь, проговаривая [с] – «сссок», «сссапоги» - мы так похожи на настоящих
лягушат: тоже улыбаемся. С кем подружится лягушка? К кому прискачет быстрее?
А вот и тигр. Тоже ищет друзей. Какие слова мы постараемся
назвать? Да, слова со звуком [ш]. Скажем «шшшарф» и оскалимся как тигренок.
Прием хорош тем, что с легкостью вызывает, направляет и
поддерживает познавательную активность ребенка. Лягушка или тигр перемещаются
между участниками игры: то сделают два «шага» вправо (Максим назвал нужные
слова), то вернуться к центру стола (это Лера «позвала», отыграла сказанное
Максом).
В конце занятия логопед
обязательно хвалит детей. Отмечает их внимательные глазки («Игра с палочками»),
ушки («Топни или хлопни») и светлые головы «Раздели на группы», «Придумай
слово»). В кабинете, где все старались, проигравших нет.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.