Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1. Подготовка к творческому пересказу (на примере произведения П.П. Бажова «Серебряное копытце»).
2. Цель использования приёма:
Образовательная:
-с помощью коллективно составленного портрета глубже понять героев;
-через творческий пересказ осознать главную идею произведения.
Развивающая:
-развитие связной речи учащихся;
-развитие творческого воображения.
Воспитательная:
-средствами учебного занятия помочь детям понять, что счастье в жизни часто не связано с материальными благами и у каждого оно своё;
-формировать умение работать в группе.
3. Оборудование. Средства обучения.
1) тексты сказки;
2) иллюстрация к эпизоду;
3) карточки-таблицы;
4) словарь качеств героя.
4. Описание приёма. (Ход работы.)
Данный приём может быть использован на уроках закрепления изученного произведения. На первом уроке дети знакомятся с произведением, прорабатывают содержание.
Вводная беседа.
Учитель: Повторяйте за мной: Я пришёл на урок. Я серьёзен и спокоен. Мне хочется научиться чему-то новому. У меня всё получится.
Улыбнитесь друг другу. Начинаем работу.
Учитель: С какой сказкой мы познакомились на предыдущем уроке? Кто её автор?
Ученик: Мы познакомились со сказкой Павла Петровича Бажова «Серебряное копытце».
Учитель: О ком эта сказка?
Ученик: Эта сказка о девочке, старике Коковане и о козлике Серебряное копытце.
Учитель: Где происходит действие?
Ученик: На Урале, где проводят добычу драгоценных камней.
Учитель: Понравилась ли вам сказка? Чем? Какое настроение вызвало у вас это произведение?
Ученик: Сказка понравилась. В ней рассказывается о волшебном козлике Серебряное копытце, который выбивал ножкой драгоценные камни. Захотелось ещё похожие истории узнать. (Выслушиваются мнения нескольких детей.)
Учитель: Назовите героев сказки?
Ученик: Кокованя, хозяйка, Мурёнка, Дарёнка, Серебряное копытце.
Учитель: Что вы можете сказать о каждом из них? Для ответа можете пользоваться словарём качеств героя. На доске учителем по ответам учеников заполняется таблица:
Кокованя
Хозяйка
Мурёнка
Дарёнка
Серебряное копытце
Добрый,
с чувством юмора,
милосердный
Несчастная,
злая,
недолюбливала сиротку
Ласковая к Дарёнке,
сердитая к другим,
сильная,
верная
Добрая,
обиженная,
домовитая,
смышлёная,
заботливая,
любопытная
Таинственный,
загадочный,
забавный
Учитель: А как вы думаете, что помогло Бажову П.П. описать героев сказки, чтобы мы поняли, какие они?
Ученик: Автор использовал слова из простой народной речи, описал их поведение, «оживил» кошку.
Работа по группам:
Учитель: Чтобы понять лучше чувства героев сказки, поработаем над их образами. Для этого вам нужно заполнить таблицу, пользуясь текстом произведения и опорными словами качеств героя. Каждая группа будет работать над образом своего героя. Постарайтесь работать в группе дружно, помогая друг другу, не бойтесь высказывать своё мнение, учитесь договариваться в спорных вопросах.
Группам выдаются карточки с готовой таблицей. Дети, работая с текстом и коллективно обсуждая, заполняют её графы.
Образ героя
Слова – подсказки автора
Своё мнение
Портрет
Речь
Поведение
Одежда
Отношение к
другим героям
Учитель во время групповой работы помогает детям в случае затруднений.
Образ Коковани (возможный вариант)
Образ героя
Слова – подсказки автора
Своё мнение
Портрет
«Семьи у Коковани не осталось», «сам большой, да бородатый», «весёлый да ласковый»
Кокованя пожилой одинокий человек, взял к себе сироту жить. Много знал, любил лес. Трудился. Умел сказки рассказывать. С Дарёнкой ладил, обращался к ней как к взрослой. Не ругал. Мечтал увидеть Серебряное копытце.
Речь
«Мастер сказки сказывать»
Поведение
«с утра на работу уходил», «Я – вроде охотника. Летом пески промываю, золото добываю, а зимой по лесам за козлом бегаю, да всё увидеть не могу»,
Отношение к
другим героям
К Мурёнке – «Такую звонкую кошку не взять – дураком остаться. Вместо балалайки она у нас в избе будет.»
К Серебряному копытцу – «Простых козлов стреляю, а этого не стану, охота посмотреть, как он правой передней ножкой топнет»
К Дарёнке – «Какая ты у меня разумница, Дарья Григорьевна. Как большая рассудила»
Образ Дарёнки (возможный вариант)
Образ героя
Слова – подсказки автора
Своё мнение
Портрет
«Махонькая и носишко пуговкой»
Дарёнка маленькая девчонка шести лет. Осталась сиротой, пригрела такую же одинокую кошку. К Коковане пошла потому, что захотелось про Серебряное копытце узнать. Дома помогала по хозяйству. Мечтала, как и Кокованя, Серебряное копытце поглядеть.
Речь
«С той поры у Дарёнки только и разговору было – что об этом козле»
Поведение
«Дарёнка в избе прибирала, похлёбку да кашу варила», «любила те сказки слушать»
Отношение к
другим героям
К Мурёнке – «эту кошку гладит», «всё бы хорошо, да Мурёнки жалко»,
К Серебряному копытцу – «Не тронь дедо, завтра ещё поглядим»
Образ кошки Мурёнки (возможный вариант)
Образ героя
Слова – подсказки автора
Своё мнение
Портрет
«кошка бурая», «кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит», «до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно»
Мурёнка – худая, ободранная, но ласковая кошка. Умеет разговаривать. Не зависимая, преданная – побежала следом за хозяевами в лес. Дарёнке стала верным другом. Подбадривала Дарёнку в трудные минуты. Умела за себя постоять.
Речь
«пр-равильно говорит», «знай, свою песенку поёт»
Поведение
«будто понимает весь разговор», «трётся у ног-то да мурлычет» «кошчонка ободранная за ними попрыгивает», «на охоту ходила – мышей ловила»
Отношение к
другим героям
«ребят перецарапала»
«от собак отбивается. Собачонки к ней и подступиться не смеют»
Образ козлика Серебряное копытце (возможный вариант)
Образ героя
Слова – подсказки автора
Своё мнение
Портрет
«Ростом козёл не выше стола, ножки тоненькие, головка лёгонькая», «рожки-то у него отменные, пять веточек на них», «шёрстка серенькая», «лесом пахнет», «на правой передней ноге серебряное копытце» «В каком месте топнет копытцем – там и появится дорогой камень. Раз топнет – один камень, два топнет – два камня, а где ножкой бить станет – там груда дорогих камней»
Серебряное копытце – лесной необыкновенный козлик. Показывается людям редко. О нём много рассказывают, но мало кто видел. Понимал речь людей. Когда Дарёнка позвала его как домашнего козла – рассмеялся и убежал.
Речь
«Мурёнка головой покачивает и козёл тоже. Будто разговаривают.»
Поведение
«по лесу какой-то комочек катится», «не громко, будто кто лёгонький ходит», «по стенке запостукивало», «стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит», «вспрыгнул козёл на крышу и давай по неё серебряным копытцем бить»
Отношение к другим героям
К всем – «Серебряное копытце тоже больше не показался. Потешил раз, – и будет»
После окончания самостоятельной работы идёт коллективное обсуждение образов героев произведения.
Словесное иллюстрирование.
Учитель: Вспомните эпизод сказки, где все эти герои встретились вместе?
Ученик: Когда Серебряное копытце подошло к балагану, кошка выскочила к нему, а Дарёнка потерявшая Мурёнку, бросилась на улицу. Увидев Серебряное копытце, она замерла и долго наблюдала, как кошка и козлик играли. Вдруг Серебряное копытце вскочил на крышу и давай бить копытцем. Из-под копытца полетели дорогие камни. В это время и Кокованя вернулся.
Обращение к иллюстрации. Нахождение отрывка, относящегося к данной иллюстрации и перечитывание его.
Учитель: Представьте, что вы оказались на этой поляне в этот момент. Попробуйте описать словами, что бы вы увидели и почувствовали.
Словесное иллюстрирование. Выслушиваются мнения нескольких детей.
Учитель: Почему Дарёнка остановила Кокованю, который бросился набирать дорогие камни в шапку?
Ученик: Она попросила оставить, чтобы полюбоваться на следующий день, но ночью выпал снег и всё засыпал.
Учитель: Жалел ли Кокованя, что не набрал больше? Почему?
Ученик: Нет, им хватило того, что он в шапку нагрёб.
Учитель: Чем довольны Кокованя и Дарёнка?
Ученик: Тем, что им посчастливилось увидеть чудо. Как Серебряное копытце ножкой бил, и из-под него, как искры, сыпались разноцветные камни – красные, голубые, зелёные, бирюзовые – всякие. От них весь балаган переливается разными огнями.
Учитель: Как вы думаете, какие чувства испытывал каждый герой в это время?
Ученик: Дарёнка, Кокованя удивление и любование, Мурёнка – озорство, любопытство. У Серебряного копытца – игривое настроение. Возможно, он чувствовал, что Дарёнка и Кокованя – хорошие люди, его не обидят, и хотел, чтобы они жили беззаботно.
Творческий пересказ.
Учитель: Сейчас закройте глаза и попробуйте представить себя в роли тех героев, чей образ вы прорабатывали в группе. Попробуйте вжиться в образ. Вспомните основные черты характера героев, у Мурёнки и Серебряного копытца повадки свойственные этим животным. Задание: перескажите данный эпизод от лица своего героя.
Творческий пересказ нескольких детей.
5. Эффективность приёма.
В ходе подготовки к творческому пересказу дети в группе коллективно составят словесный портрет героя, «подсказки» для этого они учатся искать в самом произведении. Работая коллективно, ученики развивают коммуникативность, умение работать в группе, высказывать своё мнение. Работа в группе помогает несмелым ученикам социализироваться, получить одобрение своих товарищей, снять страх за неудачный ответ (работали вместе). Обращение к «словам-подсказкам» автора помогают глубже понять образ героя, составление портрета помогает выявить основные качества героя. Всё это способствует «вживанию» в образ героя во время творческого пересказа. Творческий пересказ развивает воображение, связную речь, умение передать чувства словами. Воспитательный аспект кроется в главной идее произведения. У главных героев в приоритете не материальные блага, а мечта увидеть чудо: как Серебряное копытце выбивает дорогие камни. Это позволяет детям задуматься над сутью счастья, что очень важно в современном мире.
6. Использованная литература:
1) Кобелева, Е.А. Теория и методика обучения литературе [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.А.Кобелева. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. – 185с.
2) Львов, М.Р., Рамзаева, Т.Г., Светловская, Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст]: учебное пособие / М.Р.Львов, Т.Г.Рамзаева, Н.Н.Светловская. – М.: Просвещение, 1987.- 415с.
3) Очерки о детских писателях [Текст]: справочник для учителей начальных классов. – М.: «Баласс», 1999. – 240с.
6 625 292 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Гора Марианна Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72/108/144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.