Подготовка
к сочинению «Спасённый щенок»
(урок русского языка в 5 классе)
Тема:
Тема и основная мысль текста (подготовка к сочинению
«Спасённый щенок»
Цель:
1.
Повторить теоретические сведения о тексте,
теме и основной мысли текста, уметь определять тему и основную мысль текста.
2.
Подготовиться к домашнему сочинению о
животных.
3.
Воспитание любви к «братьям нашим меньшим»
и чувства ответственности о них.
Оборудование:
1.
Плакат со словами Л.Н.Толстого «Счастье –
это быть с природой, видеть её, говорить о ней».
2.
Музыкальное оформление: песня «Пропала
собака» (в исполнении детского хора).
3.
Выставка детских рисунков и кроссвордов на
тему «Природа и мы».
4.
Слайды с фрагментами урока.
Ход урока.
Вступительное слово
учителя.
Сегодня
у нас в школе проходит экологический семинар, потому что на базе нашего
«Образовательного центра» работает «Экологическая площадка». И сегодня у нас в
гостях собрались экологи из многих уголков нашей области.
Вопрос:
Какое слово в моей вступительной речи повторилось несколько раз? (экология,
экологический).
А
что обозначает слово экология? (экология –
наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую
и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на земле. Из учебника
экологии для 10-го класса)
Вопрос:
А какие словарные слова на тему «экология» мы с вами знаем?
(экология,
природа, беречь, охранять, окружающая среда, планета)
Учитель:
Лев Николаевич Толстой, великий русский писатель и мыслитель, писал: «Счастье –
это быть с природой, видеть её, говорить о ней».
Давайте
и мы с вами сегодня побудем счастливыми, «поговорим о природе» на уроке, тема
которого «Тема и основная мысль текста» (запись в листочек).
1-ый
этап урока. Работа с теорией.
Вопрос:
Вспомните, что такое тема? (тема – это то, о чём говорится
в тексте).
Вопрос:
А какими бывают темы? (широкими, средними и узкими).
Задание:
Определите, какая из данных тем является широкой, средней, узкой?
1.
Мой друг Мухтар.
2.
Собаки – верные друзья.
3.
Как щенка обидели.
Задание:
Запишите 1-ый ряд самую широкую тему, второй ряд – среднюю, третий ряд – самую
узкую тему. Объясните выбор.
Вопрос:
А без чего не может существовать ни один текст? Вспомните его
определение. (Ряд предложений, связанных по смыслу и расположенных в
определённой последовательности – это текст. Текст можно озаглавить.)
Задание:
Определите, можно ли назвать текстом сочинение мальчика на тему «Мои
друзья – животные».
«У
меня есть собака. Моя Кошка вчера вечером принесла котят. Барсик умеет
приносить тапочки. Бабушка разрезала хлеб, а крошки отдала курочкам. Я подарил
щеночка Павлику. Я очень люблю животных».
(Это
не текст, так как предложения не объединены одной мыслью, не понятно, что хотел
сказать автор; он не решил для себя, что именно он хочет рассказать о своих
животных; заголовок придумать невозможно)
Делаем
вывод: Без основной мысли текст становится несвязанным, непонятно, что
хотел сказать автор, в чём хочет убедить читателя.
Давайте
ещё раз повторим, что же такое основная мысль сочинения.
Учащиеся
повторяют: Основная мысль – это то, ради чего написан текст, что хотел
доказать нам его автор, в чём хотел убедить читателя.
2-ой
этап урока. Работа с текстом.
Задание:
Прослушайте текст, определите его тему, основную мысль и озаглавьте.
Текст
Жарким августом на крыльце заброшенного дома раздался писк. Соседка пошла
узнать, не подбросил ли кто котёнка. Она боялась, что приблудная собака, которую
она замечала в общем дворе, обидит детёныша. Подойдя к крыльцу, женщина
замерла от удивления: на старой рваной куртке копошился и пищал разноцветный
комок, из которого торчали лапки и хвосты. «Один, два, три… - начала считать
женщина и ахнула, - десять!» Потом растерянно подумала: «Что же с ними будет?
Ведь они ничьи… Маленькие, слепые, беззащитные. Маме-собаке не поднять такое
потомство. Погибнут. Что же делать?
Вопросы:
1.
О чём этот текст, как вы поняли? (о том,
как женщина нашла кутят)
2.
Какова его тема? (женщина и кутята)
3.
Какова основная мысль, что хотел сказать
этим текстом автор? (Он показал нам беспомощных и беззащитных кутят, чтобы вызвать
у нас сочувствие и желание помочь им. Что делать с кутятами? Как поступить
женщине?)
Задание:
Выберите заголовок к тексту, объясните свой выбор.
1.
Удивительная находка.
2.
Десять щенят.
3.
Бедные кутята.
4.
«Что же с ними будет?»
3-ий этап урока. Подготовка к сочинению.
Вопрос:
Узнали ли вы эту историю? С кем она произошла?
(Да,
эта история произошла в соседнем дворе моего большого дома. А женщина эта –
я, Нина Петровна. И это мне пришлось думать о том, как спасти щенят).
Учитель:
Давайте сейчас вместе с вами составим текст на тему «Как спасали щенят».
Задание:
придумайте устное сочинение на тему
1-ый
ряд «Как щенков кормили». (в школьной столовой вместе с пятиклассниками
собирали кусочки хлеба, остатки каши, котлеты и макароны).
2-ой
ряд - «Как щенкам искали новых хозяев». (Объявляли в классах, на
общешкольной линейке, в начальной школе, дети спрашивали родителей, друзей,
предлагали в музыкальной школе и на занятиях кадетов, двух щенят возили в
районный центр с. Кинель-Черкассы).
3-ий
ряд – «Новые хозяева» (ребята называют и рассказывают о тех, кто взял щеночков
на воспитание).
Учитель:
А я закончу ваше сочинениестраничкой «Последний щенок».
Всех
щенков разобрали. Остался один – самый последний. Ласковый, симпатичный щенок
по кличке Таксёнок. Нина Петровна хотела оставить его себе, но вечером за ним
пришли. Преподаватель музыкальной школы Щербакова Ольга Васильевна рассказала
грустную историю о том, как погибла собака у её старенькой мамы и попросила
отдать щенка. Нина Петровна согласилась, а когда Таксёнка увезли, она горько
расплакалась. Зато теперь у каждого щеночка был хозяин, который заботился о
нём и дружил с ним».
Вопросы:
1.
Почему Нина Петровна расплакалась?
(привыкла к щенятам, полюбила их, стало жалко и грустно).
2.
Как можно озаглавить получившийся
текст? (Спасение щенят)
3.
Какова основная мысль этого текста? (1.
Необходимо сделать всё для спасения беззащитных животных, оказавшихся в беде.
2.Обязательно добивайтесь поставленной цели, и у вас всё получится).
Учитель:
Давайте вернёмся к проблемам экологии и сделаем вывод из сегодняшнего
урока о том, как должен вести себя человек в окружающем его мире.
(дети:
нужно охранять окружающий нас мир от зла, самим делать добро, помогать попавшим
в беду)
Учитель:
Дома вам нужно написать небольшое сочинение (рассказ) о судьбе щенков из
нашей истории, ведь шестеро из них живут у нас, в Кротовке ( у вашей
одноклассницы Карякиной Тани, у Жадаева Лёши из 5 «В», у Димы из 4 «Б» и у
его друга, у Кожуховского Павла из 9 класса, у Щербаковой О.В.)
Можно
придумать рассказ о судьбе щенят, которые уехали из Кротовки. Здесь вы можете
фантазировать. Главное, чтобы основной мыслью сочинения стала: Люди, не
бросайте животных в беде!»
Тема: Спасённый щенок.
План
(примерный).
1. Как
щенок попал к своим хозяевам.
2. Описание
щенка.
3. Любимые
привычки и повадки.
4. Как
ему живётся у новых хозяев.
5. Можно
рисунок или фотографию собачки.
В
заключение можно прочитать отрывок из рассказа «Её звали Найдой» ученика 10
класса Кротовского «Образовательного центра» Миткина Данилы (рассказ-быль «Её
звали Найдой» опубликован в журнале «Новая Волна», №2 2009 год).
Закончить
урок можно стихотворением ученицы 9 класса Кротовского «Образовательного
центра» Синицыной Юлии «Про щенка».
P.S.
В приложении к уроку:
1.
Стихотворение «Про щенка».
2.
Рассказ-быль «Её звали Найдой».
3.
Раздаточный лист для учащихся.
Про
щенка
С
верёвкой на шее, и впали бока,
Во
взгляде то просьба, то мука…
В
высокой амброзии кто-то щенка
Оставил
со зла иль от скуки.
Прохожим
умильно он смотрит в глаза.
Как
будто там ищет ответа,
Но
тусклы и чёрствы людские сердца:
До
бедствий собачьих дел нет им.
Откуда,
малыш? На котлету поешь,
Не
бойся, попробуй, так вкусно.
Тебя
я не брошу, ты только мне верь,
И
вместе не будет нам грустно.
Домой
по тропинке пришли мы вдвоём…
Назвали
найдёныша Найда.
Купали,
поили парным молоком,
И
преданней не было взгляда.
Забыть
не могу я собачью слезу
И
как она лижет мне руку.
Тебя
я в обиду не дам никому,
А
ты стань мне преданным другом.
Семнадцатое
ноября.
Классная
работа.
Тема
и основная мысль текста.
Словарная работа: _______________________________________________
__________________________________________________________________
Тема сочинения
1.
Мой друг Мухтар.
____________________________
2.
Собаки – верные друзья. ____________________________
3. Как
щенка обидели. _____________________________
Работа
с текстом
___________________________
Жарким августом на крыльце заброшенного дома раздался писк. Соседка пошла
узнать, не подбросил ли кто котёнка. Она боялась, что приблудная собака,
которую она замечала в общем дворе, обидит детёныша. Подойдя к
крыльцу, женщина замерла от удивления: на старой рваной куртке копошился и
пищал разноцветный комок, из которого торчали лапки и хвосты. «Один, два, три…
- начала считать женщина и ахнула, - десять!» Потом растерянно подумала: «Что
же с ними будет? Ведь они ничьи… Маленькие, слепые, беззащитные. Маме-собаке не
поднять такое потомство. Погибнут. Что же делать?
Домашнее задание:
Сочинение.
Спасённый
щенок.
План
1.
Как щенок попал к своим хозяевам.
2.
Описание щенка.
3.
Любимые привычки и повадки.
4.
Как ему живётся у новых хозяев.
5.
Можно рисунок или фото.
Основная
мысль: «Люди, не бросайте животных в беде!»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.