Инфоурок Литература КонспектыПодготовка к сочинению «Спасённый щенок» (урок русского языка и экологии в 5 классе)

Подготовка к сочинению «Спасённый щенок» (урок русского языка и экологии в 5 классе)

Скачать материал

 Подготовка к сочинению «Спасённый щенок»

(урок русского языка в 5 классе)

 

Тема: Тема и основная мысль текста (подготовка к сочинению «Спасённый щенок»

Цель:

1.      Повторить теоретические сведения о тексте, теме и основной мысли текста, уметь определять тему и основную мысль текста.

2.     Подготовиться к домашнему сочинению о животных.

3.     Воспитание любви к «братьям нашим меньшим» и чувства ответственности о них.

  Оборудование:

1.     Плакат со словами Л.Н.Толстого «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить о ней».

2.     Музыкальное оформление: песня «Пропала собака» (в исполнении детского хора).

3.     Выставка детских рисунков и кроссвордов на тему «Природа и мы».

4.     Слайды с фрагментами урока.

Ход урока.

 

Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас в школе проходит экологический семинар, потому что на базе нашего «Образовательного центра» работает «Экологическая площадка». И сегодня у нас в гостях собрались экологи  из многих уголков нашей области.

Вопрос: Какое слово в моей вступительной речи повторилось несколько раз? (экология, экологический).

А что обозначает слово экология?  (экология – наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на земле. Из учебника экологии для 10-го класса)

Вопрос: А какие словарные слова на тему «экология» мы с вами знаем?

(экология, природа, беречь, охранять, окружающая среда, планета)

Учитель: Лев Николаевич Толстой, великий русский писатель и мыслитель, писал: «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить о ней».

Давайте и мы с вами сегодня побудем счастливыми, «поговорим о природе» на уроке, тема которого «Тема и основная мысль текста» (запись в листочек).

1-ый этап урока. Работа с теорией.

Вопрос: Вспомните, что такое тема? (тема – это то, о чём говорится в тексте).

Вопрос: А какими бывают темы? (широкими, средними и узкими).

Задание:  Определите, какая из данных тем является широкой, средней, узкой?

1.     Мой друг  Мухтар.

2.     Собаки – верные друзья.

3.     Как щенка обидели.

Задание: Запишите 1-ый ряд самую широкую тему, второй ряд – среднюю, третий ряд – самую узкую тему. Объясните выбор.

Вопрос: А без чего не может существовать ни один текст? Вспомните его определение. (Ряд предложений, связанных по смыслу и расположенных в определённой последовательности – это текст. Текст можно озаглавить.)

Задание: Определите,  можно ли назвать текстом  сочинение мальчика на тему «Мои друзья – животные». 

«У меня есть собака. Моя Кошка вчера вечером принесла котят. Барсик умеет приносить тапочки. Бабушка разрезала хлеб, а крошки отдала курочкам. Я подарил щеночка Павлику. Я очень люблю животных».

(Это не текст, так как предложения не объединены одной мыслью, не понятно, что хотел сказать автор; он не решил для себя, что именно он хочет рассказать о своих животных; заголовок придумать невозможно)

Делаем вывод: Без основной мысли текст становится несвязанным, непонятно, что хотел сказать автор, в чём хочет убедить читателя.

Давайте ещё раз повторим, что же такое основная мысль сочинения.

Учащиеся повторяют: Основная мысль – это то, ради чего написан текст, что хотел доказать нам его автор, в чём хотел убедить читателя.

2-ой этап урока. Работа с текстом.

Задание: Прослушайте текст, определите его  тему, основную мысль и озаглавьте.

Текст

    Жарким августом на крыльце заброшенного дома раздался писк. Соседка пошла узнать, не подбросил ли кто котёнка. Она боялась, что приблудная собака, которую она замечала в общем дворе, обидит детёныша.               Подойдя к крыльцу, женщина замерла от удивления: на старой рваной куртке копошился и пищал разноцветный комок, из которого торчали лапки и хвосты.  «Один, два, три… -  начала считать женщина и ахнула, - десять!» Потом растерянно подумала: «Что же с ними будет? Ведь они ничьи… Маленькие, слепые, беззащитные. Маме-собаке не поднять такое потомство.  Погибнут. Что же делать?

Вопросы:

1.     О чём этот текст, как вы поняли? (о том, как женщина нашла кутят)

2.     Какова его тема? (женщина и кутята)

3.     Какова основная мысль, что хотел сказать этим текстом  автор? (Он показал нам беспомощных и беззащитных кутят, чтобы вызвать у нас сочувствие и желание помочь им. Что делать с кутятами?  Как поступить женщине?)

Задание: Выберите заголовок к тексту, объясните свой выбор.

1.     Удивительная находка.

2.     Десять щенят.

3.      Бедные кутята.

4.     «Что же с ними будет?»

3-ий этап урока. Подготовка к сочинению.

Вопрос: Узнали ли вы эту историю? С кем она произошла?

(Да, эта история произошла в соседнем дворе   моего большого дома. А женщина эта – я, Нина Петровна. И это мне пришлось думать о том, как спасти щенят).

Учитель: Давайте сейчас вместе с вами составим текст на тему «Как спасали щенят».  

Задание: придумайте устное сочинение на тему

1-ый ряд   «Как щенков кормили». (в школьной столовой вместе с пятиклассниками собирали кусочки хлеба, остатки каши, котлеты и макароны).

2-ой ряд  -   «Как щенкам искали новых хозяев». (Объявляли в классах, на общешкольной линейке, в начальной школе, дети спрашивали родителей, друзей, предлагали в музыкальной школе и на занятиях кадетов, двух щенят возили в районный центр с. Кинель-Черкассы).

3-ий ряд – «Новые хозяева» (ребята называют и рассказывают о тех, кто взял щеночков на воспитание).

 Учитель: А я закончу ваше сочинениестраничкой  «Последний щенок».

 Всех щенков разобрали. Остался один – самый последний. Ласковый, симпатичный щенок по кличке Таксёнок. Нина Петровна хотела оставить его себе, но вечером за ним пришли. Преподаватель музыкальной школы Щербакова Ольга Васильевна рассказала грустную историю о том, как погибла собака у её старенькой мамы и попросила отдать щенка. Нина Петровна согласилась, а когда Таксёнка увезли, она горько расплакалась. Зато теперь у каждого щеночка был хозяин, который заботился о нём и дружил с ним».

Вопросы:

1.     Почему Нина Петровна расплакалась? (привыкла к щенятам, полюбила их, стало жалко и грустно).

2.     Как можно озаглавить получившийся текст?  (Спасение щенят)

3.     Какова основная мысль этого текста? (1. Необходимо сделать всё для спасения беззащитных животных, оказавшихся в беде. 2.Обязательно добивайтесь поставленной цели, и у вас всё получится).

Учитель: Давайте вернёмся к проблемам экологии и сделаем вывод из сегодняшнего урока  о том, как должен вести себя человек в окружающем его мире.

(дети: нужно охранять окружающий нас мир от зла, самим делать добро, помогать попавшим в беду)

Учитель: Дома вам нужно написать небольшое сочинение (рассказ) о судьбе щенков из нашей истории, ведь шестеро из них живут у нас, в Кротовке ( у вашей одноклассницы Карякиной Тани,  у Жадаева Лёши  из 5 «В»,  у Димы из 4 «Б» и у его друга,  у Кожуховского Павла из 9 класса,  у Щербаковой О.В.)

Можно придумать рассказ о судьбе щенят, которые уехали из Кротовки. Здесь вы можете фантазировать. Главное, чтобы основной мыслью сочинения стала: Люди, не бросайте животных в беде!»

        Тема: Спасённый щенок.

          План (примерный).

1.     Как щенок попал к своим хозяевам.

2.     Описание щенка.

3.     Любимые привычки и повадки.

4.     Как ему живётся у новых хозяев.

5.     Можно рисунок или фотографию собачки.

 

 В заключение можно прочитать отрывок из рассказа «Её звали Найдой» ученика 10 класса Кротовского «Образовательного центра» Миткина Данилы (рассказ-быль «Её звали Найдой» опубликован в журнале «Новая Волна», №2 2009 год).

Закончить урок можно стихотворением ученицы 9  класса Кротовского «Образовательного центра» Синицыной Юлии   «Про щенка».

P.S.   В приложении к уроку:

 1. Стихотворение «Про щенка».

2. Рассказ-быль «Её звали Найдой».

3. Раздаточный лист для учащихся.

Про щенка

С верёвкой на шее, и впали бока,

Во взгляде то просьба, то мука…

В высокой амброзии кто-то щенка

Оставил со зла иль от скуки.

Прохожим умильно он смотрит в глаза.

Как будто там ищет ответа,

Но тусклы и чёрствы людские сердца:

До бедствий собачьих дел нет им.

Откуда, малыш? На котлету поешь,

Не бойся, попробуй, так вкусно.

Тебя я не брошу, ты только мне верь,

И вместе не будет нам грустно.

Домой по тропинке пришли мы вдвоём…

Назвали найдёныша Найда.

Купали, поили парным молоком,

И преданней не было взгляда.

Забыть не могу я собачью слезу

И как она лижет мне руку.

Тебя я в обиду не дам никому,

А ты стань мне преданным другом.

 

 

 

 

Семнадцатое ноября.

Классная работа.

Тема и основная мысль текста.

Словарная работа:       _______________________________________________

__________________________________________________________________

                                                Тема сочинения

1.     Мой друг  Мухтар.                    ____________________________

2.     Собаки – верные друзья.            ____________________________

3.     Как щенка обидели.                      _____________________________

Работа с текстом

___________________________

    Жарким августом на крыльце заброшенного дома раздался писк. Соседка пошла узнать, не подбросил ли кто котёнка. Она боялась, что приблудная собака, которую она замечала в общем дворе, обидит детёныша.               Подойдя к крыльцу, женщина замерла от удивления: на старой рваной куртке копошился и пищал разноцветный комок, из которого торчали лапки и хвосты.  «Один, два, три… -  начала считать женщина и ахнула, - десять!» Потом растерянно подумала: «Что же с ними будет? Ведь они ничьи… Маленькие, слепые, беззащитные. Маме-собаке не поднять такое потомство.  Погибнут. Что же делать?

 Домашнее задание:                         Сочинение.

Спасённый щенок.

План

1.     Как щенок попал к своим хозяевам.

2.     Описание щенка.

3.     Любимые привычки и повадки.

4.     Как ему живётся у новых хозяев.

5.     Можно рисунок или фото.

Основная  мысль: «Люди, не бросайте животных в беде!»

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Подготовка к сочинению «Спасённый щенок» (урок русского языка и экологии в 5 классе)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Экономист-аналитик

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: Тема и основная мысль текста (подготовка к сочинению «Спасённый щенок») Цель урока: 1. 1. Повторить теоретические сведения о тексте, теме и основной мысли текста, уметь определять тему и основную мысль текста. 2. 2. Подготовиться к домашнему сочинению о животных. 3. 3. Воспитание любви к «братьям нашим меньшим» и чувства ответственности о них. Это урок русского языка и экологии, на котором помимо работы с текстом поднимаются серьёзные проблемы экологии, а именно, отношение к брошенынным животным. Кроме того параллельно идёт подготовка к сочинению на данную тему.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 672 030 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Контрольная работа по литературе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Учебник: «Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.
  • Тема: А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. Полтава. Борис Годунов. Капитанская дочка
  • 30.12.2020
  • 726
  • 1
«Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 17.02.2020 659
    • DOCX 58 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Акимова Светлана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Акимова Светлана Владимировна
    Акимова Светлана Владимировна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 72643
    • Всего материалов: 218

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 566 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 643 человека

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 200 человек

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Мини-курс

Инновации, инвестиции и развитие транспортной отрасли

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного продвижения бизнеса в интернете

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 15 регионов

Мини-курс

Прощение и трансформация: освобождение от родовых программ и травм

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 183 человека из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 56 человек