Тема. Подготовка к сочинению по теме « Моя любимая игрушка»
Цель: обучить написанию
связного текста с элементами описания
Задачи: научить собирать материал к
сочинению, строить ответ в определённой композиционной форме ( по плану);
Развивать навыки работы с выразительными средствами языка,
творческие способности;
Воспитывать у детей интерес к народному искусству, бережное
отношение к любимым игрушкам.
Оборудование: мультимедийный
проектор, игрушки разных видов, буклет, смайлики, текст на карточках.
Ход урока.
1.Организация класса.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Куда мы с вами попадём,
Узнаете вы скоро.
В стране волшебной мы найдём
Помощников весёлых.
Посмотрите все на меня!
Сегодня экскурсоводом работаю я.
Меня зовут Наталья Анатольевна, я преподаю русский язык в школе
села Брыковка. У вас проведу урок русского языка по развитию речи.
- Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу
И улыбку не забудь!
- Сообщение
цели и выявление темы урока.
(показываю) Хороши у нас игрушки:
Куклы, мишки и хлопушки,
Но не надо забывать:
Игрушки – не люди,
Но всё понимают
И очень не любят,
Когда их ломают.
- Ребята. У вас есть любимые игрушки?
- А как вы к ним относитесь? ( бережно, с любовью)
- Сегодня нам предстоит большая и интереснаяработа: мы будем
собирать необходимые рабочие материалы к сочинению.
- Как вы думаете, на какую тему?
(-на тему Моя любимая игрушка) ( открываю доску)
- Ребята, как вы считаете, какое слово в названии темы главное?
( любимая)
- Что значит любимая?
( Она очень дорога для человека, чем-то привлекает, отражает его
интересы)
- В вашем сочинении должна проявиться любовь к своей игрушке.
3. Словарно- орфографическая работа.
- Я тетрадочку открою и как надо положу.
Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа,
Моя любимая игрушка.
- Ребята, давайте поближе познакомимся с нашими помощниками-игрушками.
- А для чего предназначены игрушки: куклы, машинки?( Чтобы
играть)
Но есть и игрушки- сувениры.
- Как вы понимаете значение слова «сувенир»? ( Подарок).
( 2 слайд) Сувенир- подарок на память, вещь, связанная с
воспоминаниями о ком- и чём- либо).
- Какая из этих игрушек может быть сувениром? ( Матрёшки)
Правильно, посмотрите, какие они яркие, красивые,
привлекательные.
- Давайте запишем слова, которые помогут вам в описании
вашей любимой игрушки.
Вот неваляшка, из какого материалаона сделана? (из пластмасса)
- значит она какая? -( пластмассовая –
подчёркиваем и запоминаем орфограммы: непроизносимая согласная ти
удвоенная с), эта машинка( а железо- это что такое?
–металл) (металлическая- в корне непроверяемая гласная буква е и
удвоенная л) , а если её заставит двигать какой-то механизм,
она будет какая ?( заводная, ну заводят её тоже с помощью какого-то
механизма) ( механическая – непроверяемая гласная буква е в
корне),а матрёшка у нас какая? (деревянная-две буквы н в суффиксе янн) ,
а вот эти расписные кони, петушки – глиняные ( запишите глиняная- одна
буква н в суффиксе ян, о правописание слов деревянная и глиняная вы узнает
подробнее узнаете в 6 классе, а сейчас пока запомните ).
- Ребята, а какое свойство имеет этаигрушка? Она мягкая на
ощупь, запишем ( мягкая – парная согласная г в
корне).
- А вот этислова прочитаем хором: ( они же на доске)
зав..дная
уд..вительная
ч..десная
инт..ресная
з..бавная
- Давайте проверим, какие вы грамотные, какая пропущенная
орфограмма в слове заводная (безударная гласная буква о,
проверяемая ударением – завод, к доске пойдет, а вы записывайте в
тетрадях, орфограммы проговариваем)- Молодцы!
- А теперь посмотрите ещё раз на все слова.
- Какой частью речи они являются? ( Именами прилагательными).
Выберите те, которые содержат в своём значении эмоциональную
окраску, оценку. ( удивительная, чудесная, интересная, забавная)
- Эти словапомогут вам ярче описать игрушку.
- Именно имена прилагательные помогают нам в описании предметов,
не забудьте использовать прилагательные в своих сочинениях.
4. Работа над предложением.
-Ребята, вы сказали, что у вас есть любимые игрушки.
- Как называется твоя любимая игрушка? А твоя?
А
вотУ Светы любимая игрушка –собачка.
Прочитайтепредложение,
- Давайте
найдём главные члены предложения. О чём говорится в предложении?( В
предложении говорится об игрушке , что – игрушка, это подлежащее выражено им.
сущ в И.п, игрушка –это что такое? собачка, это сказуемое , выражено сущ
в И.п.)
- Кто
может объяснить постановку тире между подлежащим и сказуемым?
(
подлежащее и сказуемое выражено сущ в И.п., поэтому ставится тире
- А
мы давайте запишем такое предложение
Моя
любимая игрушка - … . допишите
каждый название своей игрушки. Обратите внимание на постановку тире в
предложении подчеркните главные члены.
-
Прочитай своё предложение….
Хорошо, Молодцы!
5. Физминутка.
Потрудились – отдохнём,
Встанем – глубоко вздохнём.
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили. Садитесь.
Посмотрите направо глазками, налево,
Опустите глазавниз, перед вами лежит текст.
6. Работа с текстом. Составление плана.
- Послушайте, как Света написала ( рассказывает) о своёй
любимой игрушке.
В прошлом году мне исполнилось 9 лет. На день
рождения бабушка подарила мне игрушку - плюшевого щенка.
У него большая голова со смешными
ушами, торчащий хвостик и толстые лапы. Шерстка коричневого цвета. Глазки,
словно чёрные пуговки. Носик кругленький. Щенок симпатичный и забавный. Мы с
ним играем, вечером вместе засыпаем.
Я очень берегу мою любимую игрушку,
ведь её подарила мне бабушка.
- Из скольки частей состоит сочинение ученицы? ( из
трёх)
- Ваше сочинение тоже будет состоять из трёх частей: вступления,
основной части и заключения.
Начнёте вы своё сочинение с небольшого вступления.
- Давайте подумаем, о чём же нужно сказать во вступлении?
Каждый из вас записал предложение, как называется ваша любимая
игрушка, а помните ли вы, как она у вас появилась? ( кто-то
подарил, по какому-то поводу или на день рождения)
- Вот в первой части вы и расскажите:
1. Как называется ваша любимая игрушка? Как она у вас появилась?
- А какая часть текста самая большая? (2- основная)
- О чём в ней говорится? (Что в ней описывается? )( Игрушка)
-В ней даётся описание игрушки (2. Описание игрушки), сообщаются
основныеособые приметы, говорится о том, чем она вам нравится) Это будет
основная часть вашего сочинения.
- Ребята, чтобы ярче и эмоциональнее у вас получилось описание
игрушки, можно использовать не только прилагательные, но исравнения.
- Давайте найдём,какое сравнение использовала Света, описывая
глазки щенка?
( Глазки, словно чёрные пуговки. Не просто глазки, а похожие на
пуговки).
- Запишем это предложение в тетрадь. Комментируй…
-Молодцы!
- Ребята, а чем дорога игрушка для Светы? ( её подарила ей
бабушка)
- А вам чем дорога любимая игрушка? ( Это моя самая
первая игрушка, мне её подарила тётя, которую я редко вижу, она далеко живёт)
- Вот в третьей части своегосочинениявывыразите своё отношение к
игрушке и напишите,чем она вам дорога.( 3. Чем вам дорога игрушка?)
7. Дом. задание.
- Ребята, мы составили план вашего сочинения. Он поможет
вам логично и последовательно создать текст.
-Давайте прочитаем…
План
1.Как называется ваша любимая игрушка?
Как она у вас появилась?
2. Описание игрушки.
3. Чем вам дорога игрушка?
- Но это краткий план, а подробный вы найдёте в этом
буклете ( раздаю), давайте прочитаем памятку « Как
писать сочинение о любимой игрушке»
Так как времени у нас на уроке мало, вы мне
расскажите о своей игрушке в письменном виде дома. Можно проявить
своё творчество и написать сочинение не в тетрадях, а оформить на
свой вкус. Вот так оформила работу ученица моей школы. Юлия Петровна мне
передаст, и я поближе узнаю о вас и ваших любимых игрушках.
8.Устный рассказ.
- Ребята, а какая из этих игрушек-помощниц вам понравилась?
-Подойдите, возьмите в руки, рассмотрите поближе.
- А теперь расскажите, чем она вам понравилась?
- Что привлекло вас в этой игрушке?
9. Рассказ учителя.
- Ребята, у меня тоже в детстве была любимая игрушка. Эту
Снегурочку мне подарила мама на Новый год, когда мне было 8 лет. Она уже не
такая яркая, но очень мне дорога, напоминает о детстве, о новогоднем
празднике и до сих пор живёт в моём доме и дарит радость моим детям.
- Как вы думаете, ребята, может ли игрушка рассказать о хозяине?
- Что бы вы сказали обо мне, если я столько лет берегу эту
игрушку?
( Я бережливая, и в моей семье крепкие традиции)
- А ещё, ребята,игрушка может рассказать о целом народе.
10. Экскурс в историю русской игрушки
- Как экскурсовод, я приглашаю вас заглянуть в историю
русской игрушки.( слайды)
- Игрушка сопутствует человечеству с древнейших времён. У
каждого народа свои любимые забавы, свои традиции. Искусство изготовления
игрушек с глубокой древности передавалось от отца к сыну, от деда к внуку. В
каждой семье были нарядные игрушки. Верили, что игрушки охраняют и защищают
детей.
Многие области России славятся глиняными игрушками. Самые
знаменитые – дымковские свистульки. Их изготавливают в слободе Дымково под
Вяткой.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что- то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Знаменита игрушками и деревня Филимоново под Тулой. Здесь
удивительные кони с длинными, как у жирафа шеями, коровки, петухи, бараны,
разные диковинные существа. Они похожи на сказочных зверей.
Родина каргопольской игрушки – Русский север, Архангельская
область. Каргопольские мастера лепят крестьянок в платках и барынь в шляпах,
мужичков –гармонистов в лаптях и кафтанах.
Каргопольская игрушка-
Кони, утушки, кукушки.
Вы красивы, вы баски-
Очень яркие мазки.
Конь Полкан -любимый персонаж каргопольской игрушки.
Недалеко от Москвы есть старинное село Богородское. В нём
издавна жили плотники. Они строили дома с наличниками, а в свободное время
вырезали деревянные игрушки.
Матрёшка - известный русский сувенир. Эту деревянную куклу
придумали в Абрамцево. В большой кукле пряталось целое семейство – одна другой
меньше. Все в ярких сарафанах, передниках и узорчатых платках.
Шли Матрёшки по дорожке
Было их немножечко,
Три Матрёны, три матрёшки
И одна Матрёшечка.
Матрёшка – символ русского народного искусства.
В национальных русских игрушках всегда ощутима доброта, игрушка
дарит радость. Производство народной игрушки продолжает развиваться и в наши
дни. Вот такие фарфоровые куклы в народных костюмах изготавливают сейчас
вручную.
- Ребята, а какие игрушки вы можете здесь назвать, о которых
сейчас услышали?
- А вот это дымковская свистулька. Послушайте, как она свистит
( ученику предлагаю).Молодец!
11. Подведение итогов ( рефлексия).Оценки.
- Ребята, наше занятие подошло к концу, мы окунулисьс вами в мир
игрушек, пора прощаться с нашими весёлыми помощниками.
-Все выхорошо работали, я вам ставлю…, но мне всё-таки хочется
узнать, какое впечатление у вас об уроке, возьмите себе тот смайлик, который
подходит вашему настроению после урока.
-Я рада, что вам понравилось, жду от вас творческих работ.
- Спасибо за урок. Мне было очень приятно с вами работать, в
память о нашей встрече вам небольшие сувениры. Будьте мудрыми и умными, как эта
Сова.
Урок окончен. До свидания.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.