Урок
№
Предмет:
русский язык класс:
9 «А»
Дата:
19.02.14г.
ТЕМА
УРОКА: Подготовка
к сочинению – рассуждению «Что такое счастье?»
Цель
урока:
подготовить учащихся к сочинению – рассуждению по заданной теме.
Задачи:
Образовательные:
помочь
учащимся разобраться в сложной философской категории, повторить основные
принципы создания сочинения – рассуждения.
Развивающие:
развивать навыки аргументированного ответа, речи,
логического и образного мышления.
Воспитательные:
содействовать нравственному воспитанию учащихся, воспитанию коллективизма и
умения работать в группах.
ТИП УРОКА: урок
развития речи
ВИД УРОКА:
комбинированный
МЕТОД
ОБУЧЕНИЯ: словестно-наглядный.
ФОРМА
ВЕДЕНИЯ УРОКА: коллективная, групповая, индивидуальная.
СРЕДСТВА
ОБУЧЕНИЯ: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Дидактический материал: презентация,
карточки, раздаточный материал, цитаты.
Прогнозируемый
результат:
- знать:
- правила написания сочинения – рассуждения;
- правила работы в группах.
- уметь
- рассуждать, высказывать собственное
мнение;
- подбирать аргументы и факты.
Ход урока
- Организационный
момент
1.1. Создание
благоприятной обстановки: Круг радости «Поделись улыбою своей».
1.2.
Деление класса на группы (ваза с конфетами).
2. Актуализация
знаний
Вступительное
слово учителя.
- Что самое важное для человека? Крепкое здоровье и счастье.
Именно этим пестрят наши поздравительные открытки. Этими пожеланиями
напутствуют юбиляров, независимо от того, сколько лет им исполнилось – десять
или пятьдесят. И это верно, ведь одно без другого невозможно. А в чем состоит
человеческое счастье, из чего оно складывается?
Каковы же пути к счастью?
Я предлагаю вам ознакомить с притчей (показ притчи «Все в твоих
руках»).
3. Формирование
ЗУН
На столах у учащихся тексты В.Г. Бахмутова «Радуга». Учащиеся
должны ознакомить с текстом и каждая группа должна написать продолжения
рассказа.
В.Г. Бахмутов.
Радуга
В детстве, наверное, все кажется красивее, чем на
самом деле, а мир – совершеннее. Когда у меня хорошее настроение, я люблю
вспоминать мое далекое детство. У меня не было дорогих игрушек, меня не
возили к морю, но у меня была природа – богатая природа Алтайских гор.
Больше всего я любил, да и сейчас люблю, радугу.
Сколько в ней прелести и волшебства! Как-то бабушка рассказала мне, что если
добежать до конца радуги и обхватить ее руками, то все люди будут счастливыми и
здоровыми. Как это прекрасно – счастье сразу для всех! (авторская
позиция) Я не помню, как мне представлялось это, только больше всего
хотелось, чтобы не болела бабушка, а уж ради этого стоило бежать.
С тех пор я стал ждать радугу, даже готовился к
ее штурму – для тренировки бегал. Однажды с утра выдался ветреный день… Никто
не заметил, как на горизонте появилась маленькая тучка… Яркий солнечный день
вмиг потускнел…раздался гром…дождь начал капать крупными каплями… Ливень
продолжался недолго…
И вот вновь блеснуло солнце… Вдруг я увидел радугу!
Крутая, ярко горящая, она уперлась концом как раз в нашем огороде. Я зажмурил
глаза, все еще не веря, что вот она, долгожданная радуга, которая поможет
мне сделать всех счастливыми. Радуга не исчезла. Наоборот, наливалась ярче.
И я побежал!
Каково же было мое удивление, когда на том месте, где
была радуга, ее не оказалось. Она ловко перепрыгнула теперь на берег реки и
была так же хороша. Я вновь затаил дыхание и побежал. И снова неудача! Радуга
дразнила меня. Было обидно и больно, что не удалось добыть людям счастье.
От досады я заплакал.
Учитель предлагает просмотреть презентацию «Что такое счастье?»
Учащиеся
должны записать в тетрадях свою формулировку счастья.
Беседа
1.
Счастливы ли вы?
2.
Что нужно сделать, чтобы быть счастливым?
3.
Какой совет могли бы вы дать человеку, мечтающему о счастье?
У Бахмутова есть свой секрет
счастья. Послушайте конец рассказа.
Детство давно ушло, но я часто вспоминаю мою убежавшую радугу, ту,
которая после черных туч и грома могла дать счастье. Может быть, тогда я плохо
бежал? В жизни все бегут за счастьем, но, наверное, счастье и есть дорога к
нему, без остановок и слез. Я давно бегу за своей радугой, она то покажется, то
вновь потеряется. Главное она есть. Я ее видел!
Чтение стихотворения Вероники Тушновой.
Обращаясь к ученикам, учитель читает стихотворение
Вероники Тушновой.
Ты когда-нибудь плыл по широкой воде,
обнимающей плотно и бережно тело,
и чтоб чайка в то время над морем летела
чтобы облако таяло в высоте?
Ты когда-нибудь в зной добредал до ключа,
что коряги и камни обегает журча,
что висящие корни толкает и лижет
и на мох серебристые шарики нижет?
Ты ложился и пил этот холод взахлеб,
обжигая им пыльные щеки и лоб?
Ты когда-нибудь после очень долгой разлуки
согревал свое сердце о милые руки?
Ты когда-нибудь слышал в полутьме, в полусне,
дребезжащий по крышам первый дождь по весне?
И ребячья ручонка тебя обнимала?
И удача большая в работе бывала?
Если так, я почти согласиться готова –
счастлив ты…
Но ответь на последний вопрос:
ты когда-нибудь сделал счастливым другого?
Ты молчишь?
Так прости мне жестокое слово –
счастья в жизни узнать тебе не привелось!
- В чем видит секрет счастья Вероника Тушнова?
(Человек счастлив по-настоящему только тогда, когда сделает счастливым хотя бы
одного человека.)
Кластер.
- Я
предлагаю вам подумать над словом СЧАСТЬЕ.
- Что
такое счастье?
- Какие
ассоциации возникают у вас?
(Ассоциации записываются на А3).
- Все ассоциации, возникшие у вас, радостные. Как вы
думаете почему?
- Давай вспомним составные части сочинение -
рассуждения.
ПОСТРОЕНИЕ ТЕКСТА – РАССУЖДЕНИЯ
1. Вступление.
2. Основная мысль, которую вы
будете доказывать.(тезис)
3. Мотивы, доводы, доказательства
(аргументы).
4. Итог, к которому пришел автор
рассуждения.(вывод)
4. Закрепление
Игра: У меня есть
корзинка. Называется она «Жаждущие счастья». Перед вами лежат листочки, на
которых вы анонимно напишите, чего вам не хватает для счастья, молодым людям,
живущим в 21 веке и запросто вращающихся в виртуальном пространстве, и опустите
в корзинку. А потом мы выясним общую картину.
Ну вот ребята, представьте, вот в этой маленькой
корзиночке у меня 24 мнения молодых людей, жаждущих счастья. Давайте зачитаем
их. Итак, для полного счастья мне не хватает ….
5. Рефлексия
«Все в твоих руках»
- на листе бумаги
обводите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, о которой надо
высказать свое мнение.
Большой - для меня
было важным и интересным.
Указательный – я
получил(а) конкретные рекомендации.
Средний - мне
было трудно рассуждать.
Безымянный –
оценка психологической атмосферы.
Мизинец – я готов
(а) (не готова) написать сочинение.
6. Домашнее
задание
- Дома вы,
пользуясь подготовленными материалами, должны написать сочинение – рассуждение.
Ну а наш урок о счастье на этом подходит к концу, и мне бы
хотелось закончить его прекрасной песней «Мы желаем счастья Вам»
7. Подведение
итогов (презентация)
Вот мы и закончили работу над сочинением.
Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.