Инфоурок Литература КонспектыПодготовка к сочинению – рассуждению «Что такое счастье?»

Подготовка к сочинению – рассуждению «Что такое счастье?»

Скачать материал

Урок №

Предмет: русский язык                                                                             класс: 9 «А»

Дата: 19.02.14г.

ТЕМА УРОКА: Подготовка к сочинению – рассуждению «Что такое счастье?»

Цель урока: подготовить учащихся к сочинению – рассуждению по заданной теме.

Задачи:

Образовательные: помочь учащимся разобраться в сложной философской категории, повторить основные принципы создания сочинения – рассуждения.

Развивающие: развивать навыки аргументированного ответа, речи, логического и образного мышления. 

Воспитательные: содействовать нравственному воспитанию учащихся, воспитанию коллективизма и умения работать в группах.

ТИП УРОКА: урок развития речи

ВИД УРОКА: комбинированный

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: словестно-наглядный.

ФОРМА ВЕДЕНИЯ УРОКА: коллективная, групповая, индивидуальная.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Дидактический материал презентация, карточки, раздаточный материал, цитаты.

Прогнозируемый результат:

- знать:

- правила написания сочинения – рассуждения;

- правила работы в группах.

- уметь

- рассуждать, высказывать собственное мнение;

- подбирать аргументы и факты.

 

Ход урока

  1. Организационный момент

1.1. Создание благоприятной обстановки: Круг радости «Поделись улыбою своей».

1.2. Деление класса на группы (ваза с конфетами).

 

2.      Актуализация знаний

Вступительное слово учителя.

- Что самое важное для человека? Крепкое здоровье и счастье. Именно этим пестрят наши поздравительные открытки. Этими пожеланиями напутствуют юбиляров, независимо от того, сколько лет им исполнилось – десять или пятьдесят. И это верно, ведь одно без другого невозможно. А в чем состоит человеческое счастье, из чего оно складывается?

Каковы же пути к счастью?

 

Я предлагаю вам ознакомить с притчей (показ притчи «Все в твоих руках»).

3.      Формирование ЗУН

На столах у учащихся тексты В.Г. Бахмутова «Радуга». Учащиеся должны ознакомить с текстом и каждая  группа  должна написать продолжения рассказа.

В.Г. Бахмутов.

Радуга

В детстве, наверное, все кажется красивее, чем на самом деле, а мир – совершеннее. Когда у меня хорошее настроение, я люблю вспоминать мое далекое детство. У меня не было дорогих игрушек, меня не возили к морю, но у меня была природа – богатая природа Алтайских гор.

Больше всего я любил, да и сейчас люблю, радугу. Сколько в ней прелести и волшебства! Как-то бабушка рассказала мне, что если добежать до конца радуги и обхватить ее руками, то все люди будут счастливыми и здоровыми. Как это прекрасно – счастье сразу для всех!  (авторская позиция) Я не помню, как мне представлялось это, только больше всего хотелось, чтобы не болела бабушка, а уж ради этого стоило бежать.

С тех пор я стал ждать радугу, даже готовился к ее штурму – для тренировки бегал. Однажды с утра выдался ветреный день… Никто не заметил, как на горизонте появилась маленькая тучка… Яркий солнечный день вмиг потускнел…раздался гром…дождь начал капать крупными каплями… Ливень продолжался недолго…

И вот вновь блеснуло солнце… Вдруг я увидел радугу! Крутая, ярко горящая, она уперлась концом как раз в нашем огороде. Я зажмурил глаза, все еще не веря, что вот она, долгожданная радуга, которая поможет мне сделать всех счастливыми. Радуга не исчезла. Наоборот, наливалась ярче. И я побежал!

Каково же было мое удивление, когда на том месте, где была радуга, ее не оказалось. Она ловко перепрыгнула теперь на берег реки и была так же хороша. Я вновь затаил дыхание и побежал. И снова неудача! Радуга дразнила меня. Было обидно и больно, что не удалось добыть людям счастье. От досады я заплакал.

 

Учитель предлагает просмотреть презентацию «Что такое счастье?»

Учащиеся должны записать в тетрадях свою формулировку счастья.

 

 Беседа

1.      Счастливы ли вы?

2.      Что нужно сделать, чтобы быть счастливым?

3.      Какой совет  могли бы вы дать человеку,  мечтающему о счастье?

 

У Бахмутова  есть свой секрет счастья. Послушайте конец рассказа.

 

Детство давно ушло, но я часто вспоминаю мою убежавшую радугу, ту, которая после черных туч и грома могла дать счастье. Может быть, тогда я плохо бежал? В жизни все бегут за счастьем, но, наверное, счастье и есть дорога к нему, без остановок и слез. Я давно бегу за своей радугой, она то покажется, то вновь потеряется. Главное она есть. Я ее видел!

Чтение стихотворения Вероники Тушновой.

Обращаясь к ученикам, учитель читает стихотворение Вероники Тушновой.

 

Ты когда-нибудь плыл по широкой воде,

обнимающей плотно и бережно тело,

и чтоб чайка в то время над морем летела

чтобы облако таяло в высоте?

Ты когда-нибудь в зной  добредал до ключа,

что коряги и камни обегает журча,

что висящие корни толкает и лижет

и на мох серебристые шарики нижет?

Ты ложился и пил этот холод взахлеб,

обжигая им пыльные щеки и лоб?

Ты когда-нибудь после очень долгой разлуки

согревал свое сердце о милые руки?

Ты когда-нибудь слышал в полутьме, в полусне,

дребезжащий по крышам первый дождь по весне?

И ребячья ручонка тебя обнимала?

И удача большая в работе бывала?

Если так, я почти согласиться готова –

счастлив ты…

Но ответь на последний вопрос:

ты когда-нибудь  сделал счастливым другого?

Ты молчишь?

Так прости мне жестокое слово –

счастья в жизни узнать тебе не привелось!

- В чем видит секрет счастья Вероника Тушнова? (Человек счастлив по-настоящему только тогда, когда сделает счастливым хотя бы одного человека.)

Кластер.

- Я  предлагаю вам подумать над словом СЧАСТЬЕ.

- Что такое счастье?

- Какие ассоциации возникают у вас?

 (Ассоциации записываются на А3).

- Все ассоциации, возникшие у вас, радостные.   Как вы думаете почему?

- Давай вспомним составные части сочинение - рассуждения.

 

ПОСТРОЕНИЕ ТЕКСТА – РАССУЖДЕНИЯ

 

1. Вступление.

2.  Основная мысль, которую вы будете доказывать.(тезис)

3. Мотивы, доводы, доказательства (аргументы).

4. Итог, к которому пришел автор рассуждения.(вывод)

 

4.      Закрепление

 

Игра: У меня есть корзинка. Называется она «Жаждущие счастья». Перед вами лежат листочки, на которых вы анонимно напишите, чего вам не хватает для счастья, молодым людям, живущим в 21 веке и запросто вращающихся в виртуальном пространстве, и опустите в корзинку. А потом мы выясним общую картину.

Ну вот ребята, представьте, вот в этой маленькой корзиночке у меня 24 мнения молодых людей, жаждущих счастья. Давайте зачитаем их. Итак, для полного счастья мне не хватает ….

 

5.      Рефлексия «Все в твоих руках»

- на листе бумаги обводите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, о которой надо высказать свое мнение.

Большой - для меня было важным и интересным.

Указательный – я получил(а) конкретные рекомендации.

Средний -  мне было трудно рассуждать.

Безымянный – оценка психологической атмосферы.

Мизинец – я готов (а) (не готова) написать сочинение.

 

6.      Домашнее задание

- Дома вы, пользуясь подготовленными материалами, должны написать сочинение – рассуждение.

Ну а наш  урок о счастье на этом подходит к концу, и мне бы хотелось закончить его прекрасной песней «Мы желаем счастья Вам»

7.      Подведение итогов (презентация)

 Вот мы и закончили работу над сочинением. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Подготовка к сочинению – рассуждению «Что такое счастье?»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий хозяйством

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок № Предмет: русский язык класс: 9 «А» Дата: 19.02.14г. ТЕМА УРОКА: Подготовка к сочинению – рассуждению «Что такое счастье?» Цель урока: подготовить учащихся к сочинению – рассуждению по заданной теме. Задачи: Образовательные: помочь учащимся разобраться в сложной философской категории, повторить основные принципы создания сочинения – рассуждения. Развивающие: развивать навыки аргументированного ответа, речи, логического и образного мышления. Воспитательные: содействовать нравственному воспитанию учащихся, воспитанию коллективизма и умения работать в группах. ТИП УРОКА: урок развития речи ВИД УРОКА: комбинированный МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: словестно-наглядный. ФОРМА ВЕДЕНИЯ УРОКА: коллективная, групповая, индивидуальная. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: компьютер, проектор, интерактивная доска. Дидактический материал: презентация, карточки, раздаточный материал, цитаты.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 871 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по литературе на тему "Тема одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова "Листок", На Севере диком"
  • Учебник: «Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.
  • Тема: «Листок»
  • 04.01.2021
  • 712
  • 105
«Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.
Конспект урока:Тема красоты и гармонии с миром в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок», «На севере диком»
  • Учебник: «Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.
  • Тема: М. Ю. Лермонтов
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.01.2021
  • 3671
  • 524
«Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.06.2020 1541
    • DOCX 142 кбайт
    • 41 скачивание
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кривошапова Светлана Егоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кривошапова Светлана Егоровна
    Кривошапова Светлана Егоровна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 119191
    • Всего материалов: 237

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 200 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 634 человека

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 215 человек

Мини-курс

Галерейный бизнес: медиа, PR и cотрудничество

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Театральная педагогика: творческое развитие и воспитание

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Мини-курс

Конкурентная разведка и маркетинговые исследования

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе