Подготовка к сочинению – описанию литографии художника Е.М.Сидоркина«Алпамыс
- батыр»(6 класс)
Цели урока:-подготовить
учащихся к сочинению-описанию литографии художника;
-познакомиться с лексикой необходимой для
описания литографии с целью расширения словарного запаса учащихся;
-через историю народной жизни, через
музыку воспринять национальный колорит работ известного художника Е.Сидоркина;
-воспитать чувство патриотизма, любовь и
уважение к родине, к национальному защитнику.
Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, экран, фотографии художника Е.Сидоркина, литография
«Алпамыс-батыр», словарики-иллюстрации некоторых терминов из живописи и
литературы.
Подготовка к уроку:
Составить словарик к уроку, обратившись к толковым словарям : литография, эпос, патриотизм, тулпар, зиндан. Записать
в словарики какие лексические значения даются к этим словам.
Ход урока
I этап - Вступительное слово учителя
II этап - Сбор фактического материала к сочинению
1. Рассказ учителя о живописном месте
Жидели Байсын, где родился Алпамыс – батыр;
2.Рассказ сопровождается кюем и
просмотром слайдов;
3.Слово «языковеду» (словарная работа);
4.Выразительное чтение отрывка из эпоса
«Алпамыс - батыр»;
5.Рассказ «архивариуса» о героических
походах казахских батыров;
6.Беседа об Алпамысе – батыре (вопросы по
содержанию эпоса);
III этап- Музыкальный
1.Рассказ «искусствоведа » (сообщение о
лиро-эпических произведениях)
2.Звучит музыка Курмангазы «Адай»;
IY этап – Работа над литографией Е.М.Сидоркина
«Алпамыс - батыр»
1.Рассказ «искусствоведа » о жизни и
творчестве художника Е.М.Сидоркина.
2.Рассматривание литографии.
3.Выразительное чтение отрывка из эпоса
(чтение отрывка, в котором характеризуется батыр).
4.Вопросы и задания по содержанию
литографии.
5.Учащиеся знакомят с содержанием своих
рисунков по содержанию эпоса «Алпамыс-батыр» (опережающее домашнее задание).
Y этап - Конкурс на знание пословиц и поговорок о
героизме, о родине, о товариществе. (опережающее домашнее задание)
YI этап – Составление плана будущего
сочинения-описания литографии «Алпамыс-батыр».
Примерный план сочинения.
I.
Литография Е.М.Сидоркина «Алпамыс - батыр».
II.
Почему литография так называется?
III.
Особенности описания образа героя на литографии:
А)
Каким изображен на литографии герой?
Б)
Куда устремлен взгляд Алпамыса?
В)
Опишите коня –верного помощника батыра
Г)
На каких героев русской былины и греческой мифологии похож Алпамыс.
IY.
Эпос, запечатленный на камне.
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Анализ повести «Бэла».
(Урок – дебаты.
Резолюция : «Кто Печорин – виновник, или жертва трагедии?»)
Цель урока:
- подготовиться к домашнему сочинению –
описанию с элементами рассуждения
Вопросы и задания к уроку:
1.Ответить на вопросы:
- Понравилась ли вам эта повесть?
-Задайте друг другу вопросы по её
содержанию.
- Чем вас заинтересовали герои повести?
- Представляете ли вы их внешность, характер,
речь ?
2.Устное сочинение-
описание:
А) Опишите образ Максима Максимыча по
плану:
1.Отношение Максима Максимыча к Печорину.
2. Характеристика Максима Максимовича.
3.Какую роль во всей этой истории играл
Максим Максимович?
3. Рассмотрите
иллюстрацию художника В.Серова к повести «Бэла».
1.Чем ваше внимание заинтересовала героиня
повести?
2.Опишите её внешность.
3.Какой фрагмент повести запечатлел
художник?
4 . Найдите в повести описание
Бэлы.
1.Как изменяется её характер в течение
повести?
2.Чем заканчивается история любви Бэлы к
Печорину?
3.Прав ли был Максим Максимыч, утверждая:
«Нет, она
правильно сделала , что умерла…»?
4.Кто погубил Бэлу?
5 . Устное описание портрета
Печорина.
1.Чем вам нравится - не нравится Печорин?
2.Какие противоречивые черты характера
проявились в истории любви к Бэле?
3.Как
вы понимаете его слова : «Самые счастливые
люди – невежды, а слава - удача, и чтоб добиться её, надо только быть ловким…» Согласны
ли вы с Печориным? Возразите ему, убедите, что он не прав. (Зачитать ответ
критика Григоряна стр.136)
4. «Во
мне душа испорчена светом…», - говорит Печорин.
Как это понять? (чтение исповеди Печорина
стр.107; см.В.Г.Белинского )
5.Снимет ли исповедь вину с Печорина?
6.Как отнесся он к смерти Бэлы? Любя
Печорина Максим Максимыч не смог помочь ему, понять трагедию. (чтение
диалога М.М. и Печорина по ролям, в лицах)
7.Кто же Печорин - виновник или жертва
трагедии?
(чтение заключения повести)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.