- Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
- Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
- 04.10.2020
- 2464
- 358
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Подготовка к сочинению-описанию животного. Урок русского языка в 5 классе.
Цели урока:
обучающая: подготовить учащихся к написанию сочинения, учить описывать животное, ознакомить учащихся с дополнительной литературой по теме, уяснить жанровые особенности сочинения – описания, учить отбирать материал к сочинению;
развивающая: формировать умение описывать животное, умение составлять план, отбирать языковой материал, редактировать написанное, развивать речь, интеллектуальные способности;
воспитывающая: воспитывать бережное отношение к животным, формировать такие нравственные качества, как доброта, верность, умение любить, сопереживать, развивать интерес к изучению русского языка, интерес к творчеству, умение ценить, понимать богатство русского языка.
Предварительная подготовка к уроку: чтение литературы, отбор интересных фактов о собаках. Д/з: придумать название сочинения, работа с текстами о собаках, принести домашних животных.
Оформление: выставка книг, фотографий, рисунков «Мой четвероногий друг».
Ход урока
1. Оргмомент.
2.Вступительное слово учителя (Цель: вызвать интерес к предстоящей работе, подготовить к восприятию темы).
- Ребята, сегодня у нас необычный урок , к нам пришел гость . Кто он? Угадайте. Его называют верным другом человека. И он безумно любит ласку человеческих рук.
-Конечно, это главный герой нашего сегодняшнего урока, пес Булька питомец нашей одноклассницы Карибянц К., и сегодня он будет нашим помощникомСегодня этот верный, преданный пес будет нашим помощником.
3. Сообщение темы и цели урока.
-На уроке мы снова посетим Школу начинающих писателей, так как будем учиться писать сочинение, сочинение о собаке.
Откройте тетради и запишите тему урока.
В своей работе вы должны будете не только рассказать о своем четвероногом друге, но и описать его.
Цель нашего урока: научиться описывать животное, подготовиться к написанию домашнего сочинения (запись темы в тетрадь).
4. Объяснение нового материала, формирование умений и навыков, подготовка к написанию сочинения.
- Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова известного русского ученого Ивана Петровича Павлова, которые выбиты на пьедестале памятника собаке в Санкт – Петербурге: «Собака – верный и преданный друг и помощник человека с доисторических времен». Действительно, с древних времен человек приручил собаку. Она сопровождала его на охоте, охраняла дом, была верным другом. Дома вы читали книги о собаках. Какие интересные факты из жизни этих животных вы узнали?
(Ответы учащихся. Незадолго до проведения урока учащимся был дан список книг)
5. Обобщение учителя, определение основной мысли сочинения.
- Да, ребята, на протяжении многих веков собаки верно служат человеку. Во время великой Отечественной войны они вытаскивали из – под огня раненых, ходили в разведку, находили мины. Собаки Белка и Стрелка были первыми землянами, вернувшимися из космоса. Трудно перечислить все сферы нашей жизни, где собака верно и преданно служит нам, людям. Именно поэтому в Париже, в России собакам поставлены памятники. Это памятники существам, как писал Чарльз Дарвин, «..любящих нас больше, чем самих себя». Какой вывод можно сделать из всего сказанного? (Собака – верный и надежный друг и помощник человека).
- Я знаю, что у каждого из вас есть четвероногий друг. Как вы к нему относитесь?
-Хотелось ли вам рассказать о нем?
-Вспомните, писатели, создавая свои произведения, всегда пытаются через написанное передать свои мысли и чувства. С какой целью вы будете рассказывать о своем друге? Я расскажу о том, какой мой друг. Рассказывать я буду так, чтобы тот, кто читает мое сочинение, почувствовал, как я люблю свою собаку.)
- Это и будет основной мыслью вашего сочинения.
6. Конкурс на лучшее название сочинения (Проверка домашнего задания).
- Основная мысль сочинения должна быть отражена в заголовке к нему. Какие названия вы придумали? («Мой четвероногий друг», «Мой щенок», «Мой преданный друг» и др.)
7. Определение жанра сочинения. Повторение сведений об описании как типе речи.
- Вам предстоит создать текст, в котором вы расскажите о собаке, опишете ее. Какой тип речи вы будете использовать? (описание)
-Какой тип речи называется описанием? Каковы его основные черты?
8. Работа над планом сочинения. (План записывается в тетрадь)
-Сейчас мы с вами составим примерный план вашей работы. План… А для чего он нужен? (План помогает последовательно, подробно и точно описать животное)
- О чем можно рассказать во вступлении? Как начать? (можно кратко рассказать об интересном факте из жизни собак, можно рассказать о том, когда и как появилась собака в вашем доме)
-Помните, вступление должно быть небольшим (1\3 всей работы), но эмоциональным. Прочитав начало, читатель должен заинтересоваться дальнейшим прочтением всей работы).
-Главное место отводиться основной части. В ней четко, ясно, логично, последовательно раскрывается тема сочинения. О чем вы будете писать? Что можно описывать, глядя на собаку, как озаглавить основную часть?
- Как закончить работу? (Вариант: сформулировать основную мысль)
Примерный план.
1. Вступление. Кто ты, собака?
2.основная часть. Мой четвероногий друг.
а) кличка; б) порода; в) голова, морда (глаза, уши, нос); г) туловище (размер, шерсть); д) лапы; е) хвост; ж) характер. Повадки, поведение собаки. 3. Заключение
9. Определение стиля сочинения.
-Нам необходимо решить, какой стиль речи мы будем использовать при написании работы. Дома вы работали с двумя текстами – описаниями собаки (тексты у каждого учащегося) и выполняли задания. Давайте проверим домашнее задание. (Беседа по текстам: Чем отличаются тексты друг от друга? Какой из стилей – научный или художественный - вы будете использовать? Почему?) Наша задача – научиться описывать животное, используя художественный стиль, т. е. образно, эмоционально, используя изобразительно – выразительные средства)
Текст 1.
Он родился от породистых родителей, сеттеров... Но при всех достоинствах имел большой недостаток, который потом сильно отразился на его судьбе: хотя он был из породы шотландских сеттеров, но окрас оказался абсолютно нетипичным. По стандартам охотничьих собак сеттер -- гордон должен быть обязательно «черный, с блестящим синеватым отливом -- цвета воронова крыла, и обязательно с четко ограниченными яркими рыже - красными подпалинами». Бим же родился таким: туловище белое, но с рыженькими подпалинами и даже чуть заметным рыжим крапом, только одно ухо и одна нога были черные, второе ухо желтовато-рыженького цвета. Даже удивительно подобное явление: по всем статьям - сеттер-гордон, а окрас - ну ничего похожего. В общем с такими разными ушами и подпалинками под большими умными темно-карими глазами морда Бима была даже симпатичной, приметней, может быть, умнее или, как бы сказать, философичней, разумней,, чем у обычной собаки. Все это нельзя даже назвать мордой, а скорее - собачьим лицом. Во всем - красавец, а по стандартам шерстного покрова - явно сомнительный. Такая вот беда была у Бима ( Из повести Г. А. Троепольского «Белый Бим Черное ухо»)
Текст 2
Свое название порода получила в честь создателя заводчика герцога Гордона. Выведена в Шотландии. Первоначально шотландский сеттер был очень массивной, тяжелой, медлительной собакой. Впоследствии массивность им была несколько утрачена. Сеттер-гордон работает в поле, в лесу, в воде и по следу дичи. В Россию был завезен в середине прошлого столетия.
Тип конституции крепкий сухой. Высота в холке 63 см. Тип поведения уравновешенный, подвижный. Костяк крепкий, мощный. Мускулатура хорошо развитая. Кожа плотная, эластичная, без складок. Голова массивная широкая в черепной части. Морда приближается по форме к прямоугольнику. Мочка носа черная. Верхняя губа, плотно прилегающая к челюсти. Зубы белые, крупные. Глаза крупные, выпуклые, темно-коричневые. Уши висячие, мягкие, длинные и широкие, прилегающие к скулам. Передние и задние конечности крепкие, мускулистые. Лапы удлиненные или округлые, со сжатыми пальцами. Хвоит слегка саблевидный, в спокойном состоянии опущен вниз. Шерсть на голове короткая, плотно прилегающая. На шее, спине, боках волос более длинный, мягкий, прямой или слегка волнистый. Окрас черный с блестящим отливом, яркими рыже-красными, четко ограниченными подпалинами (Из книги М. Г. Псалмова «Книга собаковода»)
Вопросы:
-Определите стиль текстов.
-Чем первое описание собаки отличается от второго? В каком из текстов точно,
-последовательно описывается внешний вид собаки, а в каком помимо описания можно уловить чувства автора?
-По каким признакам автор описывает Бима?
Найдите слова, выражающие отношение автора к собаке? Каково это отношение?
10. Языковая подготовка. Наблюдение над объектом описания.
- Ребята, наверное, наш гость заскучал. Мы совсем о нем забыли. Давайте попробуем описать Бима. По ходу работы мы будем отбирать материал, которым вы можете воспользоваться при написании сочинения дома (по ходу работы ведутся записи в тетради).
Голова – большая, массивная. Морда – длинная. Слегка заостренная, белая с темными пятнами и т.д.
-Описывая собаку, вы должны постараться передать те чувства, которые вы к ней испытываете. Как же сделать так, чтобы читатель почувствовал, что вы очень любите свою собаку? Здесь есть один секрет, секрет мастерства. Хотите я вам его открою? Прочитайте слова (на доске: Собака – собачка, собачонка. Кошка – кошечка. Рыжий – рыженький. Хвост – хвостик. Лапы – лапочки, лапки) Как меняются значения слов? Почему? (использование уменьшительно – ласкательных суффиксов помогает автору передать свои чувства)
-Какие слова использует автор в отрывке из повести, чтобы передать свои чувства к Биму? (работа с текстом №1)
-Я открою вам еще один секрет. Передать свои чувства можно также при помощи особого подбора слов. (на доске: ласковый…, добрые…, умные… и т.д..). Составьте со словами словосочетание прил. + сущ. (ласковый взгляд, добрые глаза…)
- Чтобы успешно написать сочинение, необходимо быть внимательным не только к содержанию, но и языку, то есть нужно избежать ошибок в языковом оформлении. Исправьте ошибки (работа с карточками), которые часто встречаются в ваших работах
Карточка
Исправьте ошибки.
Сани Деда мороза были большие и легкие. Посох был блестящий, на нем были нарисованы елочки. Заводного зайчика мне подарили в шесть лет на день рождения. Я давно мечтала о заводном зайчике.
- Как избежать этих ошибок? (подбирать синонимы)
- Как избежать повтора слов собака? (верный друг, пес, друг человека)
- будьте внимательны также к написанию слов (орфографический разбор слов: собака, собачка, черный, шерстка, висячие и т.д.)
11. Итог урока.
-Наш урок подходит к концу. Попрощаемся с Булькой. Он нам очень сегодня помог. Повторим то, что вам нужно помнить при написании сочинения. Что узнали? Понравился ли вам урок?
12. Заключительно слова учителя. Домашнее задание. Оценки.
Закончить разговор о наших друзьях мне хотелось бы словами французского писателя Антуана де Сент – Экзюпери: «Ты всегда в ответе за всех, кого ты приручил». Люди всегда должны помнить об этом. Мы с вами должны любить все живое, что нас окружает, Любите своих домашних животных, дарите им свое тепло и ласку, а они, поверьте, не останутся в долгу, они ответят вам тем же.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
1.Г. А. Троепольского «Белый Бим Черное ухо»)
2. М. Г. Псалмов «Книга собаковода»
6 660 615 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Цопанова Залина Муратовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.