Романенко О.А., преподаватель музыкальных
теоретических дисциплин МБОУ ДОД Детская школа искусств № 2 г. Димитровграда
Подготовка к сочинению-ассоциации К.
Дебюсси «Облака»
Данный урок выполнен в особой форме организации
образовательного процесса – на основе интеграции. Каждая интегративная форма
имеет свою структуру построения, способы интеграции содержания и видов деятельности.
Использованная форма интеграции – пластообразная,
которая предполагает
наслоение различных видов деятельности: познавательной
(обогащение и
активизация лексикона учащихся),
художественно-эстетической (использование музыки, музыкальных средств
выразительности), коммуникативной (работа со словом, создание собственных
текстов).
Используя ассоциативные связи слов, школьник
образно отражает окружающий мир в слове.
Слово, звук, ассоциативные связи, возникающие в
сознании учащихся после
прослушивания музыкальной пьесы, помогают увидеть,
почувствовать задуманный образ, создать собственный оригинальный текст,
используя средства выразительности.
Тема:
Подготовка
к сочинению-ассоциации. К. Дебюсси. …..(«Облака»).
Тип
урока: комбинированный
Цели
урока:
– развивать ассоциативное и творческое воображение,
используя художественные и музыкальные средства выразительности;
– обогащать и активизировать словарный запас учащихся;
– познакомить с эстетикой импрессионизма в музыке.
Оборудование: ноктюрн К. Дебюсси
«Облака».
Эпиграф
к уроку:
Ожившие
акварели, в которых «перекликаются звуки, запахи,
форма,
цвет, обретшие смысл в слиянье» (Ш. Бодлер).
I.
Слово учителя литературы.
К. Дебюсси – один из ярких представителей
импрессионизма в музыке. Его
фортепьянные и оркестровые пьесы-эскизы с особой
гармонической и ладовой
новизной выражают ощущения, вызванные созерцанием
природы. Шум морского прибоя, плеск ручья, шелест леса, утренний щебет птиц
сливаются в их произведениях с глубоко личными переживаниями музыканта-поэта,
влюблённого в красоту окружающего мира. Одухотворённые
картины природы с удивительной, почти зримой конкретностью переданы в цикле
«Ноктюрны».
На этом этапе урока учитель настраивает учащихся на
восприятие музыкальной пьесы К. Дебюсси «Облака» (не давая название), обращая
внимание на многоликость окружающего мира, на способность человека в знакомом, обыденном
открывать нечто новое и удивительное.
II.
Слово учителя музыки с элементами беседы:
–
Какие впечатления оставила у вас эта музыка?
–
Что, по вашему мнению, хотел выразить композитор?
Учитель обращает внимание на то, что ответы были
разнообразными, каждый почувствовал музыку по-своему. Этому способствовали
выразительные смыслы, которыми обладает музыка. Композитор стремился «заразить»
слушателей созданным характером и образом, хотел вызвать сочувствие и
сопереживание.
Для этого он использовал средства музыкальной
выразительности.
III. Исследовательская задача по выявлению
музыкальных средств
выразительности.
– Какое средство определяет основу характера этого
музыкального произведения? (Темп – спокойный, неторопливый,
созерцательный, задумчивый, настраивает на размышления).
– Единый ли темп в музыке? (Темп изменяется:
замедляется, а затем возвращается к прежнему звучанию для того, чтобы показать
изменчивость в природе).
– Какие ещё средства музыкальной выразительности
подчеркивают спокойствие и простор? (Ритм ровный, т.к. в природе не
происходит резких изменений, нет особых контрастов; динамика гибкая,
иногда, как всплеск, звучит громкая музыка, но недолго, всё указывает на
изменчивость в природе).
– Как вы считаете, композитор создаёт один образ или
несколько? (Разобраться в этом нам помогает мелодия. Здесь нет одной
запоминающейся мелодии, она размыта, неотчётлива, т.к. рисуется множество
образов, неопределённость их форм, очертаний; регистр высокий, как будто
заставляет нас взглянуть вверх, в небо).
– В чьём исполнении звучала музыка? (пьесу исполняет
симфонический оркестр, поэтому можно говорить о тембровом многообразии).
Все названные средства музыкальной выразительности
подчинены одной цели:
создать изменчивый, многообразный образ … ОБЛАКОВ.
– __________Какие поэтические образы повлияли на
музыкальный импрессионизм? (стихи поэтов-символистов, где каждый образ – это
целый мир: капля воды, лунный свет, небо, море …– привлекали К. Дебюсси и
других импрессионистов в музыке (например, М. Равеля) своей поэтической
недосказанностью, мимолётностью, изменчивостью. Поэтому Дебюсси избирает и
описывает в своих произведениях состояние природы, а не делает её фоном для
выражения чувств. Это был новый взгляд на использование
музыкально-выразительных средств, на поиск новой образности в музыке.
Вывод: выступая в роли исследователей музыкальных
средств выразительности, мы выяснили, как образ облаков можно нарисовать с
помощью музыки. У литературы тоже есть возможность «рисовать», но своим
средством – словом.
Задание:
послушайте
симфоническую пьесу К. Дебюсси «Облака» ещё раз и
постарайтесь
подобрать слова для создания этого образа.
Звучит
музыка.
IV. Работа с ассоциациями. Учитель литературы. Этот
этап урока акцентирует внимание на развитие «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения»
как основ творческого воображения.
Задание: подберите
ассоциации к слову облака.
Запись:
радость
грусть
розовые
лиловые
кудрявые облака
лёгкость
чудеса
смелость
фигурки
вата
убегают
пух
– Используя данные ассоциации, составьте
словосочетания, предложения или
тексты, фиксирующие изменчивость, многообразие,
неопределённость
услышанного образа, отражение цвета, формы, движения,
настроения.
Целесообразно использовать известные вам средства
художественной
выразительности: метафору, эпитет, звукопись,
олицетворение, гиперболу и т.д.
Работы учащихся.
1. Белые барашки, удивительные картинки, розовые
облака, лёгкое дуновение ветра, белокрылые лошадки, клочья ваты, отблеск
рассвета, комья снега, комочек пуха, кудрявые зверюшки и т.д.
2. Удивительные картины представляются нам, когда мы
смотрим на облака.
Лёгкие, почти невесомые, они мчатся без оглядки.
Дуновение ветра, и белокрылые лошадки бегут наперегонки по чистому полю, а вот
кудрявые барашки пасутся вдалеке. Ещё одно дуновение – и разбросаны клочья
ваты,
готовые через минуту, соединяясь, превратиться в
неземное существо. Облака – это чудеса, но увидеть их может не каждый.
3. Небо одним кажется пустым местом, другие его просто
не замечают. Но
лишь избранным оно открывает свои главные тайны –
облака.
Рождённые свободными, они волей ветра летят по небу, в
бездумном танце кружатся над землёй неведомыми животными и обыденными вещами.
Немного фантазии – и они твои. Вот они катятся по небу
белыми барашками,
вот уже превратились в резвых скакунов, и вновь белые
комья.
В розовато-золотом отблеске рассвета и кроваво-алом
сиянии заходящего солнца они играют миллионами оттенков.
Купаясь в золотых лучах солнца, трепеща под дуновением
ветерка, они создают свой мир, мир-утопию.
Они приходят и уходят, принося и унося свои краски,
цвет, музыку, которые в слиянии хоть как-то украшают нашу серую жизнь.
V. Эксперимент по восприятию эмоциональной
тональности.
Современники К. Дебюсси сравнивали его произведения с
«ожившими акварелями», в которых, по словам французского поэта Ш. Бодлера, «перекликаются
звуки, запахи, форма, цвет, обретшие смысл в слиянье».
Послушайте стихотворение Ш. Бодлера «Облачное небо»,
написанное им после знакомства с ноктюрном «Облака».
Подготовленное
чтение наизусть.
Как
дымка, лёгкий пар прикрыл твой взор ненастный,
То
нежно грезящий, то гневный и ужасный,
То
серо-пепельный, то бледно-голубой,
Бесцветный
свод небес он отразил собой.
Он
влажность знойных дней на память вновь приводит,
Тех
дней, когда душа в блаженстве слёз исходит,
Когда
предчувствием зловещим потрясён,
Мятётся
дух в бреду, а ум вкушает сон.
Ты
– даль прекрасная печальных кругозоров,
Лучей
осенних свет, сень облачных узоров;
Ты
– пышный, поздний блеск увлажненных полей,
С
лазури облачной ниспавший сноп лучей.
Как
хлопья инея, как снежные морозы,
Пленительны
твои безжалостные грозы;
Душа,
влюблённая в металл и в скользкий лёд,
Восторг
утонченный в тебе одной найдёт!
Учащиеся
отмечают необычность картин, образов, увиденных и услышанных
поэтом,
сравнивают со своими работами.
Вывод:
у
каждого вида искусства есть своя специфика, свой язык, но между ними много
общего и прежде всего то, что единство дополняет, углубляет наше представление
о мире, делает его целостным, интегрируя все ощущения.
VI.
Домашнее задание.
Отредактируйте
полученные тексты, оформите творческие работы.
VII.
Звучит вновь музыка К. Дебюсси.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.