- Учебник: «Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.
- Тема: § 12. Какие слова являются наречиями
- 30.09.2020
- 545
- 3
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Что нужно сделать, чтобы написать часть С в ГИА
· Правильно понять тезис и составить рассуждение на его основе
· Привести два примера – аргумента из текста, верно указав их роль в тексте
· Соблюдать деление текста на смысловые части (абзацы), написать его связно и логично
· Верно выстроить композицию текста (вступление, основная часть, заключение)
1) Пишем вступление
· Во вступлении необходимо сформулировать позицию автора высказывания (объяснить смысл высказывания) и выразить свое отношение к ней.
· Формулируя свое понимание тезиса, можно и нужно опираться на ключевые слова высказывания, выделенные в пункте 1
Клише
· Известный лингвист (или филолог, писатель и т.д.) (имя, фамилия, отчество) утверждает (или пишет, замечает): «Цитата». Я полностью согласен с автором и понимаю эти строки так: …
· Я понимаю высказывание известного лингвиста (филолога, писателя) (имя, фамилия, отчество) следующим образом: … . Я полностью согласен с автором и попробую доказать справедливость высказывания на примерах, взятых из текста.
· Прочитав предложенный текст, я убедился(-лась) в справедливости слов известного лингвиста (филолога, писателя) (имя, фамилия, отчество), который писал: «цитата». По-моему, в этом высказывании речь идет о …
2) Аргументы
· Подобрать аргументы из текста
· Вспомните, о каком языковом явлении идет речь в данном высказывании
· Найдите примеры данного явления в тексте
· Выпишите их или укажите номер предложения
· Укажите роль этого языкового явления в тексте (предложении, ССЧ, слове)
· Каждый аргумент выделяйте в отдельный абзац
Клише
Аргумент 1
· Мое рассуждение легко можно подтвердить примерами из текста …
· Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту.
· Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения … текста
· Пример этого языкового явления можно найти в предложении …
· Справедливость этого вывода можно доказать на примере на примере предложения…
· Рассмотрим предложение …
· Предложение … подтверждает мысль о том, что …
Аргумент 2
· Также убедительным аргументом может стать …
· В качестве второго аргумента я хотел(а) привести пример из предложения …
· Еще одним примером этого языкового явления может стать предложение …
3) Пишем заключение
Подведите итог своему рассуждению.
Подчеркните, что вы доказали верность тезиса и правоту ученого
Клише
· Таким образом, предложенное для анализа высказывание известного лингвиста (филолога, писателя) (имя, фамилия, отчество) справедливо.
· Можно сделать вывод о том, что прав был известный лингвист (филолог, писатель) (имя, фамилия, отчество), утверждавший, что …
· Следовательно, можно сделать вывод: утверждение известного лингвиста (филолога, писателя) (имя, фамилия, отчество) верно (справедливо)
Примеры языковых явлений, их употребления в тексте.
Лексика и фразеология (многозначность слова, слова одной тематической группы, лексика с точки зрения сферы ее употребления(общеупотребительная, жаргонизмы, профессионализмы), синонимы, антонимы, фразеологизмы, тропы (эпитет, метафора, сравнение и др.)
Пример 1. С точки зрения сферы употребления в лексике выделяются слова, которые употребляются определенной возрастной или социальной группой. Это жаргон. В предложении 15 автор использует слово молодежного жаргона «круто», чтобы охарактеризовать своего героя – подростка.
2. В лексике существует такое явление как антонимия. Автор использует в предложении 9-10 антонимы «взрослые» и «дети», чтобы показать, что данная проблема актуальна для людей любого поколения.
Синтаксис и грамматика (виды предложений по цели высказывания, виды предложений по эмоциональной окраске, однородные члены предложения, вводные слова, обращения, простые и сложные предложения, прямая речь, косвенная речь, диалог)
Пример 1. Синтаксические конструкции позволяют ясно и четко формулировать мысли. Использованный автором ряд однородных сказуемы (вскочил, побежал, выкрикнул) помогает передать последовательные действия главного героя.
2. Грамматика позволяет ясно и четко формулировать мысли. Используя вопросительное предложение «Что такое милосердие?», автор формулирует проблему, над которой будет размышлять в тексте.
Пунктуация (выделительные, разделительные знаки препинания, знаки конца предложения)
Пример Знаки препинания необходимы в письменной речи, так как они помогают структурировать предложение, разделяя и выделяя его смысловые части. Например, в предложении «Крыша, охваченная огнем, была видна издали» с помощью запятых выделен причастный оборот.
Морфемика и морфология (яз. явление, о котором идет речь в высказывании; часть речи, часть слова)
Пример Глагол передает действие предмета, придает предложению особую динамику. Используя ряд глаголов «трещать, щелкать , переливаться», автор показывает все разнообразие звуков, которые издавали певчие птицы.
Язык и речь (слово в словаре (язык) и его конкретное значение в высказывании (речь); речь героя как средство его характеристики)
Пример Слово в языке многозначно оно может обладать тем или иным значением. Слово в речи однозначно, оно привязано к контексту своего предложения, к ситуации, в которой произнесено. В предложении 21 автор употребляет слово «твердая», у которого много значений («жесткая, беспощадная, обоснованная»), в значении «непоколебимая». Ведь речь идет об уверенности собаки.
Язык художественной литературы, средства речевой выразительности (тропы – метафора, эпитет, олицетворение, сравнение; синонимы, антонимы, фразеологизмы, риторические фигуры – риторические вопросы, риторическое обращение)
Пример Автор пишет эмоционально и выразительно. Он использует фразеологизм «сломя голову», чтобы показать стремительность движения своего героя.
Важную роль в тексте играют эпитеты «хрустальный», «нежный», певучий». С помощью этого тропа автор передает то незабываемое впечатление, которое производит голос девочки.
6 656 252 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Кочетова Оксана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.