Почитай отца твоего и мать твою, чтобы
тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле
…Никого в жизни нет и не будет родней
Цели урока:
познакомиться
с пятою заповедью Божьею;
сопоставить
евангельскую притчу о “блудном сыне” с пушкинской историей;
выразительно
читать фрагменты рассказа К. Паустовского «Те6леграмама»;
продолжать
работу по формированию коммуникативных умений: анализировать, размышлять,
дискутировать, отвечать на поставленные вопросы, обобщать;
воспитывать
почитание и уважение к родителям, умение признавать свои ошибки и прощать
других.
Ход урока
Звучит песня «Дорогие мои старики…» (Автор
текста: Осиашвилди С., композитор: Саруханов И.), а
на мультимединой доске одна за другой появляются фотографии людей преклонного
возраста. Слайд №1
Добрый
день, уважаемые ребята, прослушав песню в исполнении И.Саруханова и увидев изображение
на первом слайде, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (Ребята помогают
сформулировать тему урока).
Учащиеся записывают в тетради тему урока и эпиграф.
Слайд
№2
Взаимоотношения
между родителями и детьми – это самые первые и самые главные взаимоотношения в
жизни человека. Так было устроено с момента сотворения Богом человека.
«Почитай
отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на
земле», – это обычная Божья заповедь,
написанная Его собственной рукой и переданная людям Моисеем; она содержит
моральное наставление и является вечной обязательностью.
Словарная работа Слайд №4
Нравственность - духовные качества,
которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими
качествами.
Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и
интеллектуальных интересов над материальными.
К чему призывает заповедь?
-
Чтобы дети уважали своих родителей.
-
Чтобы сохранялась связь и взаимоотношения между поколениями.
Почему
Бог хочет, чтобы дети почитали своих родителей?
- Потому
что три личности участвуют появлении человека на свет: отец, мать, Бог. Как ни
странно, Бог тоже вовлечен в появление нового человечка на свет!
Почему
нам обещаны долгие годы жизни и благословение в случае соблюдения этой
заповеди?
Библия
гласит: "Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои".
Возможные ответы:
- Бог
всегда благословляет тех, кто соблюдает Его заповеди.
- Хорошие
связи и взаимоотношения между поколениями способствуют улучшению нашей
жизни.
- Наши
родители умнее нас, поэтому мы можем перенять их жизненный опыт и избежать
многих ошибок, если будем прислушиваться к их советам.
- Ваши
собственные дети будут относиться к вам так же, как вы относитесь к своим
родителям. (Что посеет человек, то и пожнет; И как хотите, чтобы
с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними).
Сейчас
мы с вами обратимся к одному из самых проблематичных и поучительных
произведений в русской литературе – к повести “Станционный смотритель”
А.С.Пушкина. Слайд № 5,6,7
· Счастлив
ли Вырин, несмотря на многочисленные проблемы, с которыми он ежедневно
сталкивался на службе? (Да, счастлив, потому что у него есть любимая дочь…)
· Почему
станционный смотритель превратился в хилого старика, кто в этом виноват?
· Как живет
его дочь в Петербурге? (“Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на
ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностью
смотрела на Минского…Бедный смотритель!)
· Почему
Дуня, увидев отца, не обрадовалась, не упала на колени и не стала просить
прощения, как это произошло в известной библейской притче, развешанной у них на
стене, а испугалась и упала в обморок? (Ей стыдно за то, что она живет с
любимым мужчиной без венчания и родительского благословения, теперь богата и
обеспечена, а отец очень нуждается в куске хлеба; Дуня предала то хорошее, что
было в прошлом: отца, память о себе – контакта “ глаза в глаза” не
получилось…)
Вывод:
Вырин несчастлив не только из-за боязни за судьбу дочери. Перед нами трагедия
обманутого доверия. Он слишком много вложил в свою любовь к дочери, которая предала
его ради личного счастья, забыла того, кто ее родил, кормил и воспитал. Дуня не
смогла найти в новой жизни место для отца, тем самым оставила будущее поколение
без прошлого, настоящего и будущего…
Предлагаю посмотреть
яркий эпизод фильма «Станционный смотритель», сопоставить его с евангельской
притчей и извлечь свои уроки нравственности. (Дуня решила навестить своего
отца. Увы, его уже не было…)
Путь к исцелению у всех один: прозреть, обвинить себя, иметь
мужество признать свои ошибки и покаяться. (Из Библии). Слайд №8
Работа с евангельской притчей. Среди
евангельских притч есть притча о блудном сыне. Она едва ли не самая популярная,
так как тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна как для
простого смертного, так и для художников (с содержание притчи ребятам
уже знакомы).
Притча
о блудном сыне
Еще сказал: у
некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне
следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней
младший сын пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно.
Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он пошел к одному
из жителей страны той, а тот послал его пасти свиней; и он рад был наполнить
чрево свое рожками, которые ели свиньи. Придя же в себя, сказал: сколько
наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану,
пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже
недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и
пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и,
побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил
против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал
рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку
его и обувь на ноги; и приведите откормленного пеленка, и заколите; станем есть
и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил. И начали веселиться. Старший
же сын его был на поле; и, возвращаясь, услышал пение и ликование; и, призвав
одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец
твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он
осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ
отцу: я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты
никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда
этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для
него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и все
мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был
мертв и ожил, пропадал и нашелся
Рассматриваем
картину Рембрандта “Возвращение блудного сына”
Слайд №9.
Индивидуальное
домашнее задание. Темой для написания данной картины
послужила известная евангельская притча, рассказывающая, как после долгих
скитаний блудный сын вернулся к отцу. Оборванный, нищий, в подпоясанных
веревкой лохмотьях, с бритой головой каторжника стоит блудный сын на коленях и
прячет лицо на груди старика. Охваченный стыдом и раскаянием, он, может быть,
впервые за много лет ощутил тепло человеческих объятий. А отец, склонившись к
"бродяге", с бережной нежностью прижимает его к себе. Эта минута по
своему психологическому состоянию равна вечности, перед ними обоими проходят
годы, проведенные ими друг без друга и принесшие столько душевных мук. Лоб отца
как бы излучает свет, и это самое светлое место в картине. С напряженным
вниманием наблюдают за встречей отца и сына присутствующие. Среди них
выделяется стоящий справа мужчина в красном плаще. Внимательно следит за
происходящим и человек, стоящий сзади. Из глубины сумрачного холста льется
таинственный свет. Он мягко обволакивает фигуру слепого отца, шагнувшего из
тьмы навстречу сыну. Старик производит впечатление слепого, хотя в притче
ничего не сказано о его слепоте.
Можно провести
некоторые параллели в содержании притчи и истории Дуни? Слайд №10
Притча
|
История
Дуни
|
1.
Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца.
|
1. Дочь,
возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия
и благословления отца.
|
2. Никто
не ищет его.
|
2. Не
желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации
|
3. Ведет
разгульный образ жизни.
|
3. Дуня
живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью…
|
4.
Радостная встреча сына с отцом.
|
4.
Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места,
оплакивая могилу.
|
5. Сын
вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном.
|
5.
Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.
|
6.
Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына.
|
6. Покаяние
и примирение невозможно из-за смерти отца.
|
Рассказ
К.Паустовского «Телеграмма»
Слайд №11
Любовь
к родителям - естественное чувство каждого нормального человека. Поэтому
согрешает тот, кто холодно и равнодушно относится к возрастившим
его. Явная холодность - это редко навещать дом родительский, когда отделился от
него; чуждаться родительской заботы и ласки; не стараться жить рядом с ними,
если это возможно, помогать им в трудах,
заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и
старости. К сожалению, героиня рассказа К.Паустовского нарушила это закон.
Обратим внимание на равенство
матери и отца в заповеди: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе
было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле (почитай обоих). Под равенством
мы подразумеваем равноценность матери и отца, одинаковую важность обоих
родителей (и отца, и матери) в деле воспитания и взращивания детей в семье.
Пословицы о матери: Материнское сердце в детях, а детское – в камне. Материнская молитва со дна моря
вынимает. Материнская забота в
огне не горит и в воде не тонет. Слайд №12
Работа с текстом рассказа «Телеграмма».
Интрига
Что в сундуке? Слайд №13
- Телеграмма.
- Кленовые листья. Почему?
Что символизируют? Слайд №14
- Платок.
- Горсть земли.
- Что
подчеркивает автор во внешнем облике Катерины Петровны? (Плохо видит,
сгорбленная, маленькая). Подберите синоним к слову «маленькая». (Небольшая,
одинокая, беззащитная)
- Как вы считаете, были ли у Насти
серьезные причины, чтобы не приехать к матери?
Душевное состояние Катерины Петровны. Слайд №15
Начинала тихо
плакать… Думала
о ней (Насте) все дни, сидя на краешке продавленного дивана Ей казалось,
что от денег пахнет Настиными духами… Впервые за этот год вышла
из дома
- Как Катерина Петровна оправдывает дочь?
Найдите строчки в тексте. («Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до
нее, старухи. У них, молодых свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье.
Лучше не мешать». Катерина Петровна готова простить и отсутствие писем, и не
желание приехать. Она бережно перебирает деньги, которые приносит почтальон,
представляет себе, что эти бумажки хранят аромат Настиных духов, помнят тепло
ее рук).
- Катерина Петровна пишет Насте письмо. (Фоном
звучит музыка, учитель читает письмо наизусть). Слайд №16
После этого письма невольно слезы
наворачиваются на глаза. Чем же отвечает дочь своей матери? (Пауза).
Обратимся к образу Насти. Слайд №17
Что во внешнем облике подчеркивает автор? (Звали
ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза. Сольвейг в переводе
означает «Солнечный путь». Но солнце не может быть холодным. Глаза – зеркало
души).
- Настя получает телеграмму, как она ее
принимает? (Спокойно. Она даже сразу и не поняла, о ком идет речь.)
- Почему Настя не открыла правду старому
художнику? (Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она
наслаждается похвалой, у нее умирает мать.)
Чтение эпизода «Настя под хмурым
небом».
Это внутренний монолог героини –
кульминация. Героиня переживает душевный кризис. Слезы ее – это слезы очищения.
Пришло понимание: «Поздно! Маму я больше не увижу!» Новый смысл
приобрело письмо матери, обращение «ненаглядная моя!» и милое слово «мама». Мы
готовы простить все Насте за ее раскаяние.
- Успела ли Настя приехать к живой
матери? (Не дождалась старушка дочери. Но односельчане проводили Катерину
Петровну в последний путь по-человечески).
- Какие факты свидетельствуют о том, что
совесть Насти все же пробудилась? (Она, бросив все, поехала к матери:
«проплакала всю ночь», уехала «крадучись». И не зря ей казалось, что никто,
кроме матери, «не смог снять с ней вины, тяжести»)
«Не будь пустельгой – не будь пустым
человеком, научись отделять главное от второстепенного», - это авторское
напутствие читателям.
Кластер Слайд №18
Чтение учителем стихотворения
Сергея Викулова Слайд №19
Поют гитар походных струны
В тайге, в горах, среди морей…
О сколько вас сегодня, юных,
Живёт вдали от матерей!
Вы, вечно юные в дороге –
То там объявитесь, то тут…
А ваши матери в тревоге
Вестей от вас всё ждут и ждут.
Они считают дни, недели,
Слова роняя невпопад…
Коль рано матери седеют-
Не только возраст виноват.
И потому, служа солдатом
Или скитаясь по морям,
Почаще всё-таки, ребята,
Пишите письма матерям
Работа со статьей газеты «Почему отец убил
своего сына?» (чтение отдельных фрагментов)
· Что
случилось в тот день, когда был убит Борис?
· Почему
молодой человек, выросший в любви и заботе, не почитал своих родителей?
Как вы строите отношения со своими
родителями?
Расскажите о взаимопонимании ваших
родителей с вашими бабушками и дедушками.
Итог урока
Какие уроки нравственности извлекли вы сегодня? Чему учит пятая заповедь
Божья? Слайд №20
- Проанализировав
произведения, написанные в XIX
веке («Станционный смотритель»), в XX
веке («Телеграмма») и публицистическую статья, опубликованную в наши дни, мы
сделали вывод, что необходимо соблюдать пятую заповедь Божью. Каждый из нас
должен почитать и уважать родителей, уметь признавать свои ошибки и прощать
других.
- Да, пятая заповедь
является расшифровкой второй заповеди, данной нам Иисусом Христом:
"Возлюби ближнего своего, как самого себя". Любовь к ближнему
начинается с любви и уважения к родителям. Именно они - наши первые и самые
близкие "ближние". И любить их, порой, является не самым легким
занятием. Зачастую, любить и заботиться о родных сложнее, чем любить
незнакомого человека.
Звучит песня «Родительский дом» в
исполнении Льва Лещенко.
Домашнее задание:
- обсудить урок с родными;
- написать письмо Насте, героине рассказа «Телеграмма».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.