Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / План-конспект+презентация урока русского языка "Сложные слова" 3 класс

План-конспект+презентация урока русского языка "Сложные слова" 3 класс

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Название документа План-конспект урока.doc

10



МОУ «Гимназия № 12»

Урок русского языка, 3А класс

Проведен: 24.11.2016г..

Учитель: Мелякина Светлана Анатольевна


Урок 39.

Тема: Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей

Цель: обобщение знаний обучающихся по теме: “Сложные слова”;

Задачи:

  • развивать умение самостоятельно составлять сложные слова, наблюдать над лексическим значением сложных слов, выбирать правильную соединительную гласную;

  • развивать умения использовать в речи сложные слова, распределять их по тематическим группам, правильно оформлять на письме;

  • развивать чувство языка на основе анализа структуры сложных слов, знакомства с историей и этимологией сложных слов.

  • развивать орфографическую зоркость, мышление, культуру речи, творческие способности учащихся.


Тип урока. Урок обобщения и систематизации умений.

Оборудование: -мультимедийный проектор,

  • Учебник русского языка. Бунеева Р.Н., Бунеев Е.В., Пронина О.В.. Русский язык. М. «Баласс», 2016 год.-с.

  • Методические рекомендации для учителя.- Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Яковлева М.А. Русский язык 3 класс, М., Изд-во «Баласс», 2016- с.


Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:

1. Регулятивные УУД:

Самостоятельно выбирать цель деятельности

Действовать по плану

Сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки

Проверять и оценивать результаты работы

Составлять план действий

2. Коммуникативные УУД:

Понимать точку зрения другого

Объяснять свою позицию

3. Личностные УУД:

Выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам

Определять важные для себя и окружающих правила поведения

Оценивать поступки и качества характера с позиции нравственных ценностей

4. Познавательные УУД:

Определять причины явлений и событий

Делать выводы на основе обобщения знаний

Определять, какая информация нужна для решения задачи


Ход урока


Этапы урока

Ход урока

Деятельность учащихся

Использование ТСО, учебных пособий

Формирование УУД


  1. Организационный момент (2 мин.)

Наш урок мы начнём с пословицы:

Трудолюбие талант растит

-Как понимаете пословицу?

-Чем она может помочь нам на уроке?

-Чем интересно слово «трудолюбие»?

(Отвечают)




-Это сложное слово.

Слайд 2




Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.





  1. Минутка чистописания (4 мин.)

- Сейчас в тетрадях вы постарайтесь правильно и красиво написать гласные буквы о и е.

-Почему именно эти буквы мы используем для минутки чистописания?



-Чем интересно слово «чистописание»?



-Гласные О и Е являются соединительными гласными в сложных словах

-Сложное слово

Слайд 3

  1. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

(3 мин)





















Актуализация знаний

(4 мин)










(5 -6 мин)

- Кто догадался, о чем пойдет речь на нашем уроке? Сформулируйте тему урока.

- Это первый урок по этой теме? Обозначьте тип урока.

- Что мы должны повторить на уроке? Составим план урока. Обозначим его цели.

Вспомнить…



Повторить…



Потренироваться…




Что мы сейчас делали?




Каким цветом обозначаются эти умения?

- Какие знания нам понадобятся?

-Какие слова называются сложными?

- Что означает слово «сложные»?

- Какие соединительные гласные пишутся в сложных словах? В каких случаях?

Послушайте веселую песенку из передачи «Радионяня» и постарайтесь сформулировать ответ на вопрос


Физкультминутка

Этих гласных только две:
Буква О и буква Е. 
Коли твёрд согласный звук,
Буква О подходит тут. 
Если мягок этот звук, 
Букву Е пишите тут.

- Что нового узнаем на уроке?

- Словарная работа. Отгадайте прилагательное по его значению. Запишите его. Докажите, что оно сложное. Как это можно доказать?

-Что называется именем прилагательным?


-Как называют человека, который любит труд?

- Ученика, который любит знания?

- Человека, который радуется жизни?

Человека, у которого добрая душа?

- Оцените свою работу, пользуясь алгоритмом самооценки.

О ком говорят, употребляя в речи эти слова?


Предположите, какой будет тема урока.




-Какие еще задачи на уроке будем решать?



-Каким цветом обозначаем это умение?

-Тема урока «Сложные слова»

-Нет. Урок закрепления знаний.



-Вспомнить, какие слова называются сложными

-Повторить правило написания сложных слов

-Потренироваться в написании и употреблении сложных слов

-Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность

-Желтым






(Слушают песню, формулируют правило)


(Выполняют упражнения в сопровождении стихотворения)




(Возможные затруднения с ответом)



(Формулируют правило)

-Трудолюбивый.

-Любознательный

-Жизнерадостный.

-Добродушный.

(Самооценка по алгоритму)

-О человеке, о его чертах характера.

-Сложные слова, которые обозначают черты характера человека.

-Определять, что такое хорошо и что такое плохо

-Красным

Опорные схемы на доске





















Слайды 4-6




Слайд 7




Слайд 9













Слайд 10





ΙV. Развитие умений – применение знания.

  1. Работа в парах (4 мин.)

-Составьте сложные слова, обозначающие черты характера человека, из пар слов. Докажите, что они сложные.


  1. Работа в учебнике. (7 мин)

  1. Упр. 137, с. 112 – развивается умение характеризовать людей, опираясь на значение составляющих сложные слова корней, выявлять привлекательные и непривлекательные черты характера.







Какие умения формировали?


Физкультминутка (1 мин.)

Два корня гласной соединили-

Сложное слово мы получили


  1. Подбери антоним. Самостоятельная работа (3 мин.)

-Что называется антонимом?

Враждебное отношение - …
Ленивый ученик - …
Серьезный юноша - …

  1. Объясните пословицы, выпишите из них сложные слова: (3 мин.)

Самолюб никому не люб. 

Трудолюбие и жизнелюбие дружат.

Родители трудолюбивы – и дети не ленивы.


  1. Послушайте стихотворение, выпишите сложные слова, объясните их значение






  1. Послушайте текст. Определите его тему. Придумайте заглавие- сложное слово, которое отражало бы тему текста










2 ученика работают у доски: запись слов в 2 столбика: положительные и отрицательные качества

Коллективная проверка и работа над значениями слов.

Самооценка по алгоритму

-Умение работать с информацией.








(дружелюбное) (трудолюбивый) (легкомысленный)



(Объясняют пословицы, находят в них сложные слова, выписывают их)

(Подготовленные обучающиеся читают наизусть стихотворения. Остальные выбирают из них и выписывают сложные слова)

(Учитель читает текст. Обучающиеся придумывают заглавие –сложное слово.)


Слайд 11-12




Слайд 13

Учебник, с. 112




















Слайд 14




Слайд 15-17






ΙV. Итог урока.


- Какова тема урока?

-Какие цели перед собой ставили?

-Достигли ли мы эти цели? Что вспомнили на уроке?

Завершите предложения, используя слова:

Я постараюсь развивать в себе такие качества, как…

Я постараюсь, чтобы в моем характере не было таких качеств, как…

-Оцените свою работу на уроке с помощью человечка.

-На обратной стороне листа – памятка. Какую информацию можете на ней найти?






-Какое слово лишнее на слайде?

-Сложные слова

(Вспоминают)










-Какие слова называются сложными, какие соединительные гласные пишутся в сложных словах и когда)

-Заботливый. Оно не сложное.





Слайд 18




Слайд 19










Слайд 20


V. Домашнее задание.


1. Упр. 136, с. 112







Использованные источники:


  1. www.nosmoking.ru

  2. tattoo.lviv.ua

  3. www.edimsovkusom.com

  4. skazochnikonline.ru

  5. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка, М. «Владос», 2001.

  6. Бакулина Г.А. Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Ч.2.Киров: ВГПУ, 1998.

  7. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык: Учебник для 3-го кл. – М: Баласс, 2016.

  8. Волина В.В. Веселая грамматика: Уч. пос.- М.: ОЛМА - Пресс, 1999. 4. Поливанова Н.И., Ермакова И.В., Ривина И.В. Психологические особенности организации взаимодействия учителя и учащихся на уроках по системе «Школа- 2100» // Начальная школа плюс До и После. – 2002. - №12.

  9. Ковалько В.И. Школа физминуток (1 -4 классы). –М.: ВАКО, 2005.

  10. Львов М.Р. Школа творческого мышления: Пособие по русскому языку для учащихся начальных классов.  М.: Вентана-Граф, 1997.

  11. Мельникова Е.Л. Технология проблемно- диалогического обучения// Образовательная система «Школа 2100»: Сб. программ. – М., 2004г.

  12. Образовательная система «Школа 2100»- М: Баласс, 2004.



Приложение 1.

Стихотворения.

  1. Пять свойств не ладят с другими пятью.

Внимательно заповедь слушай мою:

С Надменностью Дружба не может сродниться,

От Грубости Вежливость не родится,

Величия мы у Злодейства не ищем,

Скупец не подаст убогим иль нищим,

Для Веры и Верности Ложь не опора.

Все это усвой — и храни от вора.

(И. Гете)

  1. Благодарю, Земля, благодарю

За то, что видел озеро, зарю,

За все вокруг, что знаю, слышу, вижу,

За эти дали светлые твои –

Пока мне хватит крови и любви,

Ни словом, ни поступком не обижу.

Простите нас, деревья и трава!

Мы забываем, повзрослев едва,

Что общим корнем связаны слова:

Народ, и благородство, и природа.


  1. Душа другого – как Земля и Небо,
    Огромная и щедрая всегда,
    Вмещает всё: цветы, деревья, хлебы,
    Людей, живущих рядом, города.

    В такой душе живёт великодушие,
    Живёт любовь и радость быть с людьми,
    В ней не бывает зла и равнодушия,
    Счастливыми тогда бываем мы.

Приложение 2.

Поучительные истории.


Трудно быть человеком

Дети возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок. Уставшие дети едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайнюю хату попросить воды. Из хаты вышла женщина. Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. Дети напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись!

Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:

А ведь мы не поблагодарили женщину за воду. – Ее глаза стали тревожными.

Дети остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить.

Ну что же… – сказал Роман, – это небольшая беда. Женщина уже и забыла, наверное. Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?

Стоит, – сказала Марийка. – Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?

Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно.

Вы как хотите, – сказала Марийка, – а я вернусь и поблагодарю женщину…

Почему? Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? – спросил Роман… – Ведь мы так устали…

Потому что мы люди…

Она повернулась и пошла к хуторку. За ней пошли все. Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошел вместе со всеми.


Как лошадь жабу пожалела

После дождя высыпали ребятишки за околицу.

Весело им шлепать по грязным лужам. Вылезла на дорогу и жаба; сидит тихо на краю лужи – хорошо ей.

Увидели жабу дети и говорят: «У, противная какая! – устроим ей потеху». Наломали они острых прутьев, и давай ими тыкать жабу. Всю ее изранили. Прыгает жаба, хочет спрятаться, а мальчики не пускают, да еще хохочут.

Едет к этому месту лошадь с возом, старая, худая. Тяжело ей тащить воз по грязной дороге.

Отошли дети в сторону и смотрят, что будет с жабой. А лошадь увидела ее и остановилась. Извозчик сердито крикнул на нее.

Колеса глубоко увязли в грязи, трудно лошади свернуть в сторону. А все-таки собрала она все силы и объехала жабу.

Понял тут человек что произошло и смущенно сказал: «Ишь ты, лошадь жабу пожалела! Животное, а понимает!» – сказал он.

Воз проехал. Дети опять подошли к жабе. Постояли и отошли прочь, хотели игру затеять, да что-то у них не заладилось: им было стыдно…


В теплый весенний день бабушка взяла внука с собой в лес. Собираясь в дорогу, она дала Петрику корзинку с едой и фляжку с водой. Петрик был ленивым мальчиком, и вскоре ноша показалась ему тяжелой. Тогда бабушка понесла корзинку с едой сама.

В лесу они сели под куст передохнуть. Вскоре к соседнему дереву прилетела маленькая птичка. В клюве она несла волосинку.

Петрик тихонько, чтобы не вспугнуть птичку, поднялся и увидел на дереве большое волосяное гнездо.

А птичка быстро улетела и вскоре возвратилась к гнезду с волосинкой в клюве. Петрик широко раскрыл глаза от удивления.

Бабушка, – прошептал он, – неужели она каждый раз приносила по волосинке и построила такое большое гнездо?

Да, по волосинке, – ответила бабушка. – Это трудолюбивая птичка. Петрик задумался. Через минуту он сказал:

Бабушка, можно я сам понесу корзинку с едой? И пальто ваше понесу. Можно?




Название документа Пояснительная записка.doc

Пояснительная записка


Автор материала

Мелякина Светлана Анатольевна

Должность

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МОУ «Гимназия №12»

Название материала

Урок русского языка «Сложные слова»

Класс

3 класс

Учебный предмет

Русский язык

Название учебного пособия, образовательной программы

«Школа 2100»

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

Вид ресурса

План-конспект урока, презентация

Техническое оснащение

Компьютер, интерактивная доска

Цели,

Задачи материала

Цель: обобщение знаний обучающихся по теме: “Сложные слова”;

Задачи:

  • развивать умение самостоятельно составлять сложные слова, наблюдать над лексическим значением сложных слов, выбирать правильную соединительную гласную;

  • развивать умения использовать в речи сложные слова, распределять их по тематическим группам, правильно оформлять на письме;

  • развивать чувство языка на основе анализа структуры сложных слов, знакомства с историей и этимологией сложных слов.

  • развивать орфографическую зоркость, мышление, культуру речи, творческие способности учащихся.

Краткое описание работы с ресурсом


Тип урока. Урок обобщения и систематизации умений.

Используемые формы урока: фронтальная, групповая

Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет - источники


  1. www.nosmoking.ru

  2. tattoo.lviv.ua

  3. www.edimsovkusom.com

  4. skazochnikonline.ru

  5. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка, М. «Владос», 2001.

  6. Бакулина Г.А. Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Ч.2.Киров: ВГПУ, 1998.

  7. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык: Учебник для 3-го кл. – М: Баласс, 2016.

  8. Волина В.В. Веселая грамматика: Уч. пос.- М.: ОЛМА - Пресс, 1999. 4. Поливанова Н.И., Ермакова И.В., Ривина И.В. Психологические особенности организации взаимодействия учителя и учащихся на уроках по системе «Школа- 2100» // Начальная школа плюс До и После. – 2002. - №12.

  9. Ковалько В.И. Школа физминуток (1 -4 классы). –М.: ВАКО, 2005.

  10. Львов М.Р. Школа творческого мышления: Пособие по русскому языку для учащихся начальных классов.  М.: Вентана-Граф, 1997.

  11. Мельникова Е.Л. Технология проблемно- диалогического обучения// Образовательная система «Школа 2100»: Сб. программ. – М., 2004г.

  12. Образовательная система «Школа 2100»- М: Баласс, 2004.


Название документа Презентация.ppt

3 класс Выполнила: учитель начальных классов МОУ «Гимназия №12» Мелякина С.А.
Двадцать четвёртое ноября. Классная работа.
Вспоминаем: Сложные слова – это слова, которые…
Вспоминаем: Сложные слова так называются, потому что… Они трудные для написан...
Вспоминаем: Два корня в сложных словах обычно соединяются …
Этих гласных только две: Буква О и буква Е.  Коли твёрд согласный звук, Буква...
-Как называют человека, который любит труд? - Ученика, который любит знания?...
 Цель – устремлять Добро – желать Мир - любить
Целеустрёмленный доброжелательный миролюбивый
Враждебное отношение - … (дружелюбное отношение) Ленивый ученик - … (трудолюб...
 Трудолюбие и жизнелюбие дружат.
 Родители трудолюбивы – и дети не ленивы.
Я постараюсь развивать в себе такие качества, как… Я постараюсь, чтобы в моем...
Сегодня я искал, творил, Знание новое открыл, Научился применять. Задание лег...
милосердный добродушный слабовольный заботливый
Домашнее задание Домашнее задание: Упр. 136, с. 112
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/05/26/slozhnye-slova...
‹‹
1 из 23
››

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 3 класс Выполнила: учитель начальных классов МОУ «Гимназия №12» Мелякина С.А.
Описание слайда:

3 класс Выполнила: учитель начальных классов МОУ «Гимназия №12» Мелякина С.А.

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3 Двадцать четвёртое ноября. Классная работа.
Описание слайда:

Двадцать четвёртое ноября. Классная работа.

№ слайда 4 Вспоминаем: Сложные слова – это слова, которые…
Описание слайда:

Вспоминаем: Сложные слова – это слова, которые…

№ слайда 5 Вспоминаем: Сложные слова так называются, потому что… Они трудные для написан
Описание слайда:

Вспоминаем: Сложные слова так называются, потому что… Они трудные для написания Они трудные для запоминания Они образованы сложением двух корней

№ слайда 6 Вспоминаем: Два корня в сложных словах обычно соединяются …
Описание слайда:

Вспоминаем: Два корня в сложных словах обычно соединяются …

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9 Этих гласных только две: Буква О и буква Е.  Коли твёрд согласный звук, Буква
Описание слайда:

Этих гласных только две: Буква О и буква Е.  Коли твёрд согласный звук, Буква О подходит тут.  Если мягок этот звук,  Букву Е пишите тут.

№ слайда 10 -Как называют человека, который любит труд? - Ученика, который любит знания?
Описание слайда:

-Как называют человека, который любит труд? - Ученика, который любит знания? - Человека, который радуется жизни? -Человека, у которого добрая душа?

№ слайда 11  Цель – устремлять Добро – желать Мир - любить
Описание слайда:

Цель – устремлять Добро – желать Мир - любить

№ слайда 12 Целеустрёмленный доброжелательный миролюбивый
Описание слайда:

Целеустрёмленный доброжелательный миролюбивый

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14 Враждебное отношение - … (дружелюбное отношение) Ленивый ученик - … (трудолюб
Описание слайда:

Враждебное отношение - … (дружелюбное отношение) Ленивый ученик - … (трудолюбивый ученик) Серьезный юноша -… (легкомысленный юноша)

№ слайда 15
Описание слайда:

№ слайда 16  Трудолюбие и жизнелюбие дружат.
Описание слайда:

Трудолюбие и жизнелюбие дружат.

№ слайда 17  Родители трудолюбивы – и дети не ленивы.
Описание слайда:

Родители трудолюбивы – и дети не ленивы.

№ слайда 18 Я постараюсь развивать в себе такие качества, как… Я постараюсь, чтобы в моем
Описание слайда:

Я постараюсь развивать в себе такие качества, как… Я постараюсь, чтобы в моем характере не было таких качеств, как…

№ слайда 19 Сегодня я искал, творил, Знание новое открыл, Научился применять. Задание лег
Описание слайда:

Сегодня я искал, творил, Знание новое открыл, Научился применять. Задание легко мне выполнять.

№ слайда 20 милосердный добродушный слабовольный заботливый
Описание слайда:

милосердный добродушный слабовольный заботливый

№ слайда 21 Домашнее задание Домашнее задание: Упр. 136, с. 112
Описание слайда:

Домашнее задание Домашнее задание: Упр. 136, с. 112

№ слайда 22
Описание слайда:

№ слайда 23 https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/05/26/slozhnye-slova
Описание слайда:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/05/26/slozhnye-slova https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/03/04/urok-russkogo-yazyka-slozhnye-slova https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/07/14/slozhnye-slova-imena-sushche

  • Другое
Автор Кушнир Надежда Витальевна
Дата добавления 29.12.2017
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 291
Номер материала MA-073011
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы