Инфоурок Физика КонспектыКонспекты проведения занятий по теме: "Электромагнитная индукция" курса "Физика" средней школы

Конспекты проведения занятий по теме: "Электромагнитная индукция" курса "Физика" средней школы

Скачать материал

Раздел  "ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ" (7 ч.)

Урок № 1 .
ЯВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ
ИНДУКЦИИ.

МАГНИТНЫЙ ПОТОК.

         ЦЕЛЬ: раскрыть сущность явления электромагнитной индукции.

         ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

         а) общеобразовательные – формирование понятий об явлении электромагнитной индукции и магнитном потоке;

         б) развивающие – формирование умений обобщать и анализировать информацию, развитие логического мышления;

         в) воспитательные – формирование научного мировоззрения учащихся в ходе знакомства с историй человеческого познания

         УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: понятия: магнитный поток, электромагнитная индукция; формулы: .

Ход урока.

I.                  Организационный момент.

II.              Итоги и анализ самостоятельной работы.

III.           Подготовка к восприятию нового материала.

При изучении электрических явлений вы узнали, что взаимо­действие неподвижных зарядов определяется законом Кулона. Кулоновское взаимодействие описывается на основе представлений о существовании вокруг каждого заряда электростатического поля, действующего на другие электрические заряды.

Между движущимися электрическими зарядами - электриче­скими токами, кроме кулоновских сил, действуют еще и магнитные силы. Магнитное взаимодействие описывается на основе представ­ления о магнитном поле, существующем вокруг движущихся элек­трических зарядов. В отличие от кулоновского поля, действующего как на движущиеся, так и на неподвижные электрические заряды, магнитное поле действует только на движущиеся заряды.

Электрические и магнитные поля порождаются одними и те­ми же источниками - электрическими зарядами. Поэтому можно предположить, что между этими полями существует определенная связь. Это предположение нашло экспериментальное подтверждение и 1831 г. в опытах выдающегося английского физика М. Фарадея, в которых он открыл явление электромагнитной индукции.

1.               Краткий исторический очерк открытия явления электромагнитной индукции.

2.               Значение данного явления в электроэнергетике.

Электроэнергию можно получить в результате разных процес­сов. В гальванических элементах - в результате химических реакций внутренняя энергия реагирующих веществ преобразуется в электри­ческую. В солнечных батареях в электрическую энергию преобразуется энергия излучения Солнца. Но мощность этих источников очень мала, а стоимость производимой на них электроэнергии в сот­ни раз выше стоимости энергии, вырабатываемой тепловыми двига­телями. И если бы источниками электроэнергии служили только гальванические элементы и солнечные батареи, то электроэнергию невозможно было бы использовать столь широко и в таких масшта­бах, которые характерны для современного общества. Однако к 70-м годам XIX в. в основных чертах уже был разработан генератор, пригодный для промышленного производства дешевой электроэнер­гии. С помощью этого генератора механическая энергия превраща­ется в электрическую. Явление электромагнитной индукции лежит в основе работы индукционных генераторов электрического тока, на которые приходится практически вся вырабатываемая в мире элек­троэнергия.

3. Жизнь и деятельность М. Фарадея (сообщение учащегося).

IV.       Изучение нового материала.

1.  Демонстрация опытов по электромагнитной индукции, ана­лиз опытов.

2.  Введение понятия магнитного потока. Связь магнитного потока с числом линий индукции. Единица магнитного потока.

V.          Закрепление знаний, умений.
Обсуждение вопросов:

1.                Как изменится магнитный поток при включении (выключе­нии) тока в цепи; изменении силы тока реостатом?

2.                Как изменится магнитный поток, пронизывающий непод­вижную катушку, соединенную с гальванометром, при введении в нее магнита? Сравните (на опыте) значения ЭДС индукции в этой катушке при быстром и медленном движении магнита.

3.                Какова причина возникновения ЭДС в опытах, показанных на рисунке в учебнике?

VI.           Подведение итогов. Домашнее задание.

             Выучить § 30, 31, решить задачу 1 (упр. 21)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок № 2 .

ЗАКОН ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ.

         ЦЕЛЬ: разъяснить закон электромагнитной индукции, исходя из анализа энергетических процессов в цепи.

         ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

         а) общеобразовательные – формирование понятий о законе электромагнитной индукции;

         б) развивающие – формирование умений обобщать и анализировать информацию, развитие логического мышления, пространственного воображения;

         в) воспитательные – формирование научного мировоззрения учащихся в ходе знакомства с историй человеческого познания.

         УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: закон Фарадея, правило Ленца.

         УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: определять магнитный поток, пронизывающий контур, решать задачи на применение правила Ленца, определение величины ЭДС индукции.

Ход урока

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

1.             В чем состоит сущность явления электромагнитной индук­ции?

2.             Укажите способы определения направления вектора маг­нитной индукции.

3.             Дайте понятие магнитного потока и единицы измерения.

Изучение нового материала.

1.                     Вывод формулы закона электромагнитной индукции.

2.                       Опытная иллюстрация закона электромагнитной индукции.

3.          Зависимость ЭДС индукции от числа витков.

4.          Единицы магнитной индукции и магнитного потока.

При рассмотрении явления электромагнитной индукции мы не обращали особого внимания на направление индукционного тока в контуре. Остановимся теперь на этом вопросе. Опыт показывает, что направление индукционного тока в контуре зависит от того, возрастает или убывает магнитный поток, пронизывающий контур.

Исследовав в 1831 году все важнейшие стороны электромаг­нитной индукции, Фарадей установил несколько правил для определения направления индукционного тока в различных частных случа­ях, однако общее правило ему найти не удалось. Оно было установлено позднее, в 1834 году, петербургским академиком Э. X. Ленцем.

5. Разъяснение сущности правила Ленца с помощью катушки, магнита и гальванометра.

Решение задач.

1.               Какой величины ЭДС индукции возбуждается в контуре, если в нем за 0,1 секунды магнитный поток изменяется на 0,05 Вб? (Ответ: 0,5 В.)

2.       Соленоид содержит 100 витков проволоки. Найти ЭДС индукции, если в этом соленоиде за 5 мс магнитный поток равномерно изменился от 3 мВб до 1,5 мВб. (Ответ: 0,3В.)

3.       В обмотке на стальном сердечнике с площадью поперечного течения 100 см2 в течение 0,01 с возбуждается ЭДС индукции 150 В при изменении магнитной индукции от 0,3 до 1,3 Тл. Сколько вит­ков провода в данной обмотке? (Ответ: 150.)

4.       Магнитный поток через контур проводника сопротивлением 3·10-2 Ом за 2 с изменился на 1,2·10-2 Вб. Какова сила тока, протекающего по проводнику, если изменение потока происходило рав­номерно? (Ответ: 0,2А)

5.        В однородном магнитном поле находится плоский виток площадью 10 см2, расположенный перпендикулярно линиям индук­ции. Найти скорость изменения магнитной индукции со временем, если сила тока, текущего по витку, 0,01 мА, а сопротивление витка – 10 Ом. (Ответ: 0,1 Тл/с)

Подведение итогов. Домашнее задание.

                        Выучить § 32, решить задачи 3, 4 (упр. 22).

 

 

Урок № 3 .

САМОИНДУКЦИЯ. ИНДУКТИВНОСТЬ.

         ЦЕЛЬ: разъяснить сущность явления самоиндукции.

         ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

         а) общеобразовательные – формирование понятий о явлении самоиндукции, индуктивности;

         б) развивающие – формирование умений логически связывать материал.     

в) воспитательные – формирование научного мировоззрения учащихся в ходе знакомства с историй человеческого познания.

         УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: понятия: самоиндукция, ЭДС самоиндукции, индуктивность; формулы: , .

Ход урока

I.                  Организационный момент.

II.               Проверка домашнего задания.

         Фронтальный опрос:

1.      Какие условия необходимы для существования явления электромагнитной индукции?

2.      Какую величину называют ЭДС индукции?

3.      Какова природа ЭДС индукции, возникающей в неподвижном контуре при изменении магнитного поля, в котором находится этот контур?

4.      Как направлено по отношению к направлению тока вихревое электрическое поле в проводнике при увеличении и уменьшении силы тока?

5.      Сформулируйте правило Ленца.

III.           Изучение нового материала.

1. Самоиндукция - частный случай электромагнитной индукции.

Самоиндукцией называется явление возбуждения вихревого электрического поля в проводнике при изменении магнитного поля, созданного изменяющимся током в этом же проводнике (демонстра­ции опыта по рис. в учебнике).

Правило Ленца для явления самоиндукции:

2. Формула для подсчета ЭДС самоиндукции.

Понятие индуктивности, единицы ее измерения. Зависимость индуктивности катушки от ее геометрических размеров и на­личия железного сердечника.

Индуктивность — физическая величина, характеризующая свойство контуров с током и окружающей их среды накапливать магнитное поле (с его энергией и массой). , где – густота обмотки, т. е. число витков на единицу длины катушки; μ - магнитная проницаемость вещества, из которого изготовлен сердечник.

3. Учет самоиндукции в технике.

ЭДС самоиндукции при быстром изменении тока, например при обрыве цепи, может достигать очень больших значений, во много раз превышающих ЭДС самого источника, и вызывать нежелательные последствия, например пробой изоляции, что следует учитывать в электрических цепях, обладающих значительной индуктивностью.

Особенно сильный разряд может возникать при размыкании цепей, содержащих катушки со стальными сердечниками - электромагниты, двигатели, трансформаторы.

Яркий дуговой разряд возникает при нарушении контакта пантографа электрички, трамвая или при отрыве контактных штанг троллейбуса от токонесущего провода.

IV.            Подведение итогов. Домашнее задание.

          Выучить § 33, решить задачи 3, 4 (упр. 23).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок № 4 .

ЭНЕРГИЯ МАГНИТНОГО ПОЛЯ

         ЦЕЛЬ: вывести формулу для расчета энергии магнитного поля и разъяснить ее физический смысл.

         ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

         а) общеобразовательные – формирование понятий о энергии магнитного поля, электромагнитном поле;

         б) развивающие – формирование умений обобщать и анализировать информацию, развитие логического мышления, пространственного воображения;

         в) воспитательные – формирование научного мировоззрения учащихся в ходе знакомства с историй человеческого познания.

         УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: понятия: энергия магнитного поля, Электромагнитное поле; формулу:

Ход урока

I.                   Организационный момент..

II.               Проверка знаний.

         Фронтальный опрос:

1.            В чем состоит сущность самоиндукции?

2.                         При каких условиях проявляется самоиндукция? Приведите примеры.

3.                         Что понимают под индуктивностью?

4.                         От каких факторов зависит индуктивность катушки?

5.                         Как следует понимать, что индуктивность катушки равна 5 Гн; индуктивность одной катушки больше другой?

III.           Изучение нового материала.

1. Для получения формулы энергии магнитного поля провести сравнение между процессом установления в цепи электрического тока величиной I и процессом приобретения некоторым телом определенной скорости ν.

1)         При замыкании цепи с катушкой ток, постепенно нарастая, через некоторое время приобретает определенное значение I.

2)         Автомобиль, трогаясь с места, постепенно набирает скорость и через некоторое время приобретает некоторую скорость ν.

3)         Для того чтобы ток в цепи с индуктивностью при ее замыкании достиг некоторого значения, необходимо совершить работу.

4)         Для разгона автомобиля до некоторой скорости необходимо совершить работу.

5)         Нарастание силы тока I тем медленнее, чем больше (при прочих равных условиях) индуктивность катушки L.

6)         Нарастание скорости v тем медленнее, чем больше (при прочих равных условиях) масса автомобиля т.

Частичное сходство между процессом установления тока в катушке индуктивности и разгоном автомобиля позволяет предположить, что величина работы по  установлению тока и величина работы по разгону автомобиля выражаются аналогичными соотношениями.

Механическая работа по разгону автомобиля равна . Соответствие между L и m, между I и ν позволяет записать  как  для работы по установлению тока в катушке. Формула  подтверждается опытами и математическими расчетами.

2. Вывод формулы.

Рассмотрим случай, когда после отключения катушки от ис­точника сила тока в цепи убывает со временем по линейному закону. При таком условии ЭДС самоиндукции имеет постоянное значение, определяемое выражением  , где ∆tпромежуток времени, в течение которого сила тока в цепи убывает от начального значения I до нуля.

Итак .

За время ∆t при линейном убывании силы тока по цепи проходит электрический заряд.

 , поэтому работа электрического тока, совершаемая за счет энергии магнитного поля, равна

.

Отсюда следует, что энергия магнитного поля в катушке

IV.            Закрепление знаний, умений, навыков.

1.          В цепь батареи аккумуляторов последовательно включены обмотка электромагнита и лампа накаливания. В то время, когда электромагнит притягивает к себе груз, накал нити лампы увеличивается. Объясните явление. (Во время перемещения груза часть энергии расходуется на совершение механической работы. Поэтому на накаливание нити лампы расходуется меньше энергии.)

2.          Упр. 24 (1, 2).

V.               Подведение итогов. Домашнее задание.

                   Выучить § 34, решить задачу 3 (упр. 24).

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок № 5-6 .

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ

 «ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ».

         ЦЕЛЬ: повторить, углубить и систематизировать знания учащихся по теме «Электромагнитная индукция».

         ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

         а) общеобразовательные – углубление и закрепление знаний по теме « Электромагнитная индукция»;

         б) развивающие – привитие учащимся умения самостоятельно мыслить и применять знания при решении физических задач;

         в) воспитательные – воспитание у учащихся стремления достигать поставленной цели.

Ход урока

I.             Организационный момент.

II.          Повторение изученного материала.

          Беседа по вопросам:

1.                 В чем состоит явление электромагнитной индукции и на каких опытах его можно наблюдать?

2.                 О чем свидетельствует появление электрического тока в замкнутом проводнике, не подключенном к источнику?

3.                 Как формулируется закон электромагнитной индукции? Как он записывается математически?

4.                 Как можно определить направление ЭДС индукции?

5.                 Что отличает вихревое электрическое поля от потенциального? В чем сходство?

6.                 В чем состоит явление самоиндукции? Как записывается формула для ЭДС самоиндукции?

7.                 Как формулируется правило Ленца для явления самоиндукции?

8.                 Чему равна энергия магнитного поля в катушке?

III.      Решение задач.

1.     Определите направление индукционного тока в следующем опыте. Ось постоянного прямого магнита расположена вдоль магнитного меридиана. Над магнитом параллельно ему подвешен пря­молинейный провод. Магнит быстро поворачивается на 90° северным полюсом на восток. (Ток в проводе будет направлен с юга на север.)

2.     Сквозь отверстие катушки падает прямой магнит. С одинаковыми ли ускорениями он движется при замкнутой и разомкнутой обмотках катушки? Сопротивлением воздуха пренебречь. (Падение магнита при замкнутой обмотке будет происходить с ускорением меньшим, чем ускорение свободного падения.)

3.     Определите направление индукционного тока в катушке при введении внутрь нее второй катушки, направление тока в которой указано.

4.     В короткозамкнутую катушку один раз быстро, другой раз медленно вдвигают магнит:

А)   Одинаковый ли заряд переносится при этом индукционным током?

Б)   Одинаковую ли работу против электромагнитных сил coвершает сила руки, вдвигающей магнит?

(А) Одинаковый;

(Б) В первом случае больше, т. к. ЭДС индукции при этом больше.)

5.     В каком случае ЭДС индукции в замкнутом проводнике будет большей: при изменении пронизывающего его магнитного потока от 10 Вб до нуля в течение 5 с или при его изменении от 1 Вб до нуля в течение 0,1 с? Во сколько раз?

6.     Магнитный поток, пронизывающий катушку, изменяется со временем, как показано на рисунке. Начертить график изменения ЭДС  индукции, наводимой в катушке. Каково максимальное значение ЭДС индукции, если в катушке 400 витков проволоки?             

                        Ф(Вб)

 

                   1·10-3

 

                   5·10-4

 

 

 

                            0           0,1     0,2     0,3          t (c)

 

III. Самостоятельная работа по вариантам.

Вариант I

1.       Рамка, содержащая 20 витков провода, находится в магнит­ном моле. Определить ЭДС индукции, возникающую в рамке при изменении магнитного потока в ней от 0,1 до 0,26 Вб за 0,16 с.

2.       Проводник длиной 40 см находится в однородном магнит­ном моле с индукцией 0,8 Тл. Проводник пришел в движение перпендикулярно силовым линиям, когда по нему пропустили ток 5А. Определить работу магнитного поля, если проводник переместился на 20 см

 

3.       На рисунке дан график изменения силы тока в катушке индуктивностью 12 Гн при размыкании цепи. Определить ЭДС самоиндукции.

 

4.       Почему сильно нагреваются металлические детали, помещенные в переменное магнитное поле? Где это явление находит практическое применение?

 

 

Вариант П.

1.     С какой скоростью надо перемещать проводник длиной 50 см в однородном магнитном поле с индукцией 0,4 Тл под углом 60° к силовым линиям, чтобы в проводнике возникла ЭДС, paвная 1 B?

2.     Катушка сопротивлением 100 Ом, состоящая из 1000 bитков, площадью 5 см2, внесена в однородное магнитное поле. В течение некоторого времени индукция магнитного поля уменьшилась от 0,8 до 0,3 Тл. Какой заряд индуцирован в проводнике за это время?

 

3.     На рисунке дан график возрастания силы тока в катушке индук­тивностью 8 Гн при замыкании цепи. Определить   ЭДС   индукции,   возникающей в катушке.

 

4.     Одинаковую ли работу надо совершить для того, чтобы ввести магнит в катушку, когда ее обмотка замкнута и когда разомкнута?

 

IV.            Подведение итогов. Домашнее задание.

         Подготовиться к контрольной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок №7 .

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

«ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ».

         ЦЕЛЬ: проверить знания учащихся и выяснить степень усвоения материала по разделу «Основы электродинамики».

         ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

         а) общеобразовательные – углубление и закрепление знаний учащихся по разделу «Основы электродинамики»;

         б) развивающие – привитие учащимся умения применять знания при решении физических задач, развитие навыков самостоятельной работы;

         в) воспитательные – воспитание у учащихся стремления всегда достигать поставленной цели.

Ход урока.

I.      Организационный момент.

II.      Выполнение контрольной работы по вариантам.

Обязательная контрольная работа №1 «Основы электродинамики».

 

Вариант 1.

1. На замкнутой траектории работа электростатического поля по переносу заряда всегда:

А) > 0 ;         Б) < 0 ;        В) = 0 ;       Г) Однозначного ответа нет.

2. Сила, действующая на проводник с током со стороны магнитного поля, называется …

         А) сила Ампера;                              В) сила Ньютона;

         Б) сила Лоренца;                             Г) правильный ответ не дан.

3. Заряд на обкладках конденсатора равен 4 Кл. Определите напряжение между пластинами конденсатора, если его электроемкости 2 Ф.

А) 0,25 В;              Б) 2 В;                 В) 0,5 В;               Г) 4 В.

4. ЭДС источника тока равна 2 В. Определите силу тока в цепи, если внутреннее сопротивление источника 0,5 Ом, внешнее сопротивление цепи 4,5 Ом.

         А) 0,4 А;              Б) 10 А;               В) 2,5 А;              Г) 3А.

5. Как изменится сила кулоновского взаимодействия между двумя одинаковыми точечными зарядами, при уменьшении каждого в 2,5 раза?

А) уменьшится в 2,5 раза;                 Б) увеличится в 2,5 раза;

В) увеличится в 6,25 раза;                Г) уменьшится в 6,25 раза.

6. Сила тока в катушке увеличилась в 2 раза. Магнитный поток через катушку :

         А)  увеличился в 2 раза;                  В)  увеличился в 4 раза;

         Б)  уменьшился в 2 раза;                 Г)  уменьшился в 4 раза.

7. В однородном магнитном поле, индукция которого 0,6 Тл, движется равномерно проводник с током 4 А. Длина проводника 20 см. Скорость движения проводника 20  и направлена перпендикулярно полю. Найти работу перемещения проводника за 10 с движения и мощность, необходимую для осуществления этого движения.

8. Определить среднее значение модуля напряженности поля в однородном проводнике длиной 2 м и сопротивлением 3 Ом при силе тока 8 А.

9. В однородном электрическом поле напряженностью 8*103  начала движение частица с зарядом 10-5 Кл и массой 10г. Какую скорость приобретает частица при прохождении расстояния 1 м?

 

Вариант 2.

1. По мере удаления от заряда напряженности поля, создаваемого им:

А) усиливается                                  В) не изменяется.

Б) ослабевает                                    Г) однозначного ответа нет.

2. Какова траектория движения протона, влетевшего в магнитное поле под углом 30º к вектору индукции магнитного поля?

         А) прямая;           Б) парабола;        В) окружность;             Г) спираль.

3. Электрический заряд на обкладках конденсатора 0,1 Кл. Напряжение между обкладками равно 103 В. Чему равна электроемкость конденсатора?

А) 104 Ф;                      Б) 200 мкФ;  В) 100 мкФ;              Г) 0 Ф.

4. Сила тока в цепи равна 0,4 А, внутреннее сопротивление источника 0,5 Ом, внешнее сопротивление цепи 4,5 Ом. Какова ЭДС источника тока?

         А) 0,5 В;              Б) 1 В;                 В) 1,5 В;                         Г) 2 В.

5. Как изменится сила взаимодействия двух точечных зарядов при увеличении расстояния между ними в 1,5 раза?

А) уменьшится в 1,5 раза                  В) уменьшится в 2,25 раза

Б) увеличится в 1,5 раза                    Г) увеличится в 2,25 раза.

6. При изменении силы тока в контуре поток самоиндукции пронизывающий площадь, ограниченную этим контуром, возрос в 4 раза. Во сколько раз конечное значение силы тока в контуре больше начального?

         А)  в 4 раза;         Б)  в 2 раза;         В)  в 16 раз;                  Г)  в 8 раз.

7. В однородном магнитном поле, индукция которого равна 50 мТл, равномерно движется проводник со скоростью 0,1 . Ток в проводнике поддерживается постоянным и равным 2 А. Найдите работу по перемещению проводника за 20 с, если его длина 10 см.

         А) 50 мкДж ;        Б) 500 мкДж ;      В) 5 мкДж ;          Г) правильный ответ не дан .

8. Конденсатор емкостью 0,5 мкФ зарядили от источника напряжением 4000 В. Определить среднюю силу тока в соединительных проводах, если время заряда равно 0,1 с.

9. При прохождении электрона в электрическом поле, его скорость возросла от 0,8∙107  до 2,4∙107 . Чему равна разность потенциалов между начальной и конечной точками движения?

 

Вариант 3.

1. По мере удаления от равномерно заряженного шара напряженность поля, создаваемого им:

А) ослабевает;                                   В) не изменяется;

Б) усиливается;                                  Г) однозначного ответа нет.

2. Какова траектория движения протона, влетевшего в магнитное поле под углом 60º к вектору индукции магнитного поля?

         А) окружность;   Б) парабола;        В) спираль;         Г) прямая.

3. Сила, действующая в электрическом поле на заряд в 2·10-5 Кл, равна 4 Н. Чему равна напряженность поля в данной точке?

А) 2·105  ;         Б) 8·10-5  ;       В) 8·105  ;       Г) 5·10-6 .

4. Ток короткого замыкания источника 2А, ЭДС этого источника 4В. Внутреннее сопротивление источника равно

         А) 4 Ом;               Б) 2,5 Ом;            В) 2 Ом;               Г) 1 Ом.

5. Как изменится емкость конденсатора, если площадь его пластин увеличить в 2 раза?

А) увеличится в 4 раза;                     В) уменьшится в 2 раза;

Б) увеличится в 2 раза;                     Г) уменьшится в 4 раза.

6. Как изменится поток, пронизывающий площадь, ограниченную контуром, при увеличении силы тока в контуре на 30%?

         А) увеличится в 1,3 раза;                Б)  уменьшится в 1,3 раза;

         В) не изменится;                              Г) увеличится  в 1,69 раз.

7. На соленоиде с сопротивлением 5 Ом и индуктивностью 25 мГн поддерживается постоянное напряжение. Определить это напряжение, если при размыкании цепи выделяется 1,25 Дж энергии.

8. К источнику с ЭДС 6 В и внутренним сопротивлением 1 Ом подключены три соединенных параллельно проводника с сопротивлением 9 Ом каждый. Найти силу тока в цепи.

9. Какую скорость приобрел электрон, пролетевший расстояние между точками поля с разностью потенциалов 3000 В? Начальная скорость электрона равна нулю.

 

Вариант 4.

1. По мере удаления от заряда электрическое поле, создаваемое им:

А) увеличивается                              В) не изменяется

Б) ослабевает                                    Г) однозначного ответа нет.

2. Сила, действующая на движущийся заряд со стороны магнитного поля, называется:

         А) сила Лоренца; Б) сила Ампера;  В) сила Ньютона; Г) правильный ответ не дан.

3. Электрический заряд на обкладках конденсатора 10 Кл. Напряжение между обкладками равно 105В. Чему равна электроемкость конденсатора?

А)104 Ф;                 Б) 200 мкФ;         В) 100 мкФ ;        Г) 0 Ф.

4. За 2 мин через поперечное сечение проводника прошло 90 Кл электричества. Чему равна сила тока, идущего по проводнику?

А) 0,6 А;              Б) 0,75 А;            В) 2 А;                 Г) 2,4 А.

5. Как изменится сила кулоновского взаимодействия между двумя одинаковыми точечными зарядами при увеличении каждого из них в 2 раза?

А) увеличится в 2 раза                      В) увеличится в 4 раза

Б) уменьшится в 2 раза                     Г) уменьшится в 4 раза.

6. Во сколько раз возрастает энергия магнитного поля катушки с регулируемой индуктивностью при увеличении индуктивности на 50% при неизменной силе тока?

         А) в 1,5 раза;       Б) в 2,25 раза;     Г) в 0,75 раза;      Г) правильный ответ не дан.

7. Какой силы ток должен проходить по прямолинейному проводнику, помещенному в однородное магнитное поле перпендикулярно линиям индукции, чтобы он висел, не падая, если масса 1м его длины равна 3 кг, а индукция магнитного поля составляет 20 Тл?

8. Элемент с внутренним сопротивлением 4 Ом и ЭДС 12 В замкнут проводником с сопротивлением 8 Ом.  Какое количество теплоты будет выделяться во внешней части цепи за 1 с?

9. В однородном электрическом поле напряженностью 2∙103  начала движение частица с зарядом 10-5 Кл и массой 1г. Какую скорость приобретет частица при прохождении расстояния 10 см?

 

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Цена задания

1

1

4

4

6

6

8

8

10

 

Суммарный бал

1

2

6

10

16

22

30

38

43

48

Оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

III.      Подведение итогов. Домашнее задание.

         Повторить итоги раздала «Основы электродинамики».

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспекты проведения занятий по теме: "Электромагнитная индукция" курса "Физика" средней школы"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Администратор баз данных

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Материал представляет собой единый комплекс, рассчитанный на 7 часов учебных занятий, предназначенный для изучения темы: "Электромагнитная индукция" курса "Физика" средней школы.

В состав комплекса помимо теоретических занятий входит достаточное число задач, предназначенных для закрепления полученных учащимися теоретических сведений.

Завершается комплекс контрольной работой, составленной в 4 вариантах по 10 заданий в каждом. Что позволяет в полной мере реализовать индивидуальный подход к оцениванию знаний учащихся по рассмотренной теме. Предлагается таблица градации баллов для оценивания знаний учащихся.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 048 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 14.11.2018 1906
    • DOCX 164 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сергеенко Сергей Петрович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сергеенко Сергей Петрович
    Сергеенко Сергей Петрович
    • На сайте: 8 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 52979
    • Всего материалов: 35

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель физики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 535 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 132 человека

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания физики в школе в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 208 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 002 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по физике в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 457 человек

Мини-курс

Искусство и техника: совершенствование в художественной гимнастике

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 23 регионов

Мини-курс

Фундаментальные принципы здоровья и двигательной активности

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе