Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа №17»»
Г.
Новомосковска, Тульской области
План- конспект занятия
в кружке « Мифологёнок »
для 2 класса
подготовила
учитель
начальных классов
Мошарова
Татьяна Ивановна
г.
Новомосковск
2017
Тема: Боги в греческой мифологии
Цели: - вспомнить имена богов в греческой
мифологии архаического и классического периодов; вспомнить мифологические
сюжеты, связанные с богами, посмотреть, как эти сюжеты и образы богов
отразились в искусстве.
Задачи:
Образовательные: формирование у
учащихся целостного исторического представления о географическом положении и
природных условий Древней Греции; научить строить причинно-следственные связи
между климатическими условиями и занятиями населения;
Развивающие : развивать аналитические
способности учащихся, умение выделять главное и обобщать, делать
аргументированные выводы; развивать навыки решения проблемно- познавательных и
творческих заданий; способствовать развитию познавательного интереса учеников;
Воспитательные: воспитывать уважение к
истории и традициям других народов; на положительных образах героев Древней
Греции воспитывать трудолюбие, смекалку и стремление помогать людям.
Оборудование: компьютер, интерактивная
доска, макет корабля «Арго», рисунки - схемы «Как древние греки понимали мир»,
атрибуты мифологических богов и героев, таблица «Боги-олимпийцы», эмблемы,
детские рисунки греческих богов, аудиозапись «Сиртаки», костюмы- хитоны.
Ход урока:
1. Оргмомент.
Дети стоят за партами, около корабля
«Арго» стоят «аргонавты»: капитан Ясон, кормчий Линкей, помощник капитана
Тифий. Выходит Русалка и говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море
волнуется три, греческая фигура оживи!» Дети читают стихи:
-«Прислушайся, это не ветер
Колышет верхушки стволов -
Минувших тысячелетий
Призывный доносится зов.
И вот уже чудо-триеру
Колотит священная дрожь,
Ты Понтом сверкающе-серым
Вослед аргонавтам плывешь!…»
-«Есть такая страна посреди вино –
цветного моря
Крит прекрасный, богатый, волнами омытый.
В нем городов девяносто, а людям так нету
и счета.»
-« Великая Греция отважных мужей,
Божественных женщин, соблазнительных нимф.
Афины, огонь Олимпийский, боги, герои,
священная старина!
Ушедшего мира величье, живая его глубина!»
-Поведут наш корабль «Арго» замечательные
аргонавты. Капитан Ясон наметил план путешествия и выбрал следующий маршрут, в
ходе которого мы должны вспомнить имена богов в греческой мифологии, вспомнить
связанные с ними мифологические сюжеты, посмотреть как имена и образы богов
отразились в искусстве Древней Греции.
-Итак, наш корабль «Арго» отплывает. На
море слышен плеск волн, крики чаек. Корабль плывет, а милые гречанки танцуют
греческий танец «Сиртаки».
2. Повторение периодизации греческой
мифологии.
- Греческая мифология делится на несколько
периодов. Назовите два первых. (Архаический и классический)
- Божества архаического периода ещё не
имеют облика людей. Это стихии, силы природы. Боги классического периода
антропоморфны( имеют облик людей).
- Как называют их? ( Богами- олимпийцами)
- Что же такое миф? (Миф – это поэтическое
отражение представлений древних греков о мире, о природе, человеческих
отношениях).
- Да, миф – это легенды о богах и героях.
Они возникли тогда, когда люди были бессильны перед природой, и обожествляли
всё, что не могли понять и объяснить.
- Давайте обратим своё внимание вот на
этот рисунок «Как древние греки представляли мир» и назовём имена богов
архаического периода.
- Земля – Гея, небо – Уран, вода – Океан,
бездна – Тартар, солнце – Гелиос, луна – Селена, ночь – Нюкта, заря – Эос.
- Все силы природы жили в гармонии, пока
сын Урана Кронос не восстал против отца и не сверг его. Кронос очень боялся,
что и его дети поступят с ним таким же образом. И тогда он: (говорят дети:
Глотал рождавшихся детей. Только Зевса спасла его мать. Она обманула Кроноса,
дав ему вместо Зевса камень. Зевс вырос, победил отца. Он заставил его вернуть
проглоченных братьев и сестер, а сам стал главным богом - громовержцем).
- Так наступил новый период - период
олимпийских богов.
- Назовите имена богов – олимпийцев.( по
таблице)
- Два брата Зевса получили от него во
владение по царству:
Посейдон – море, Аид – бездну.
В море и бездне много обитателей. Вспомним
их имена: (чтение имен, работа с доской)
Море
|
Бездна
|
Нерей
|
Харон
|
Амфитрита
|
Персефона
|
Дельфин
|
Гипнос
|
Нереиды
|
Тени
|
- Вспомните каждого обитателя, кратко
расскажите о нем.
3. Игра «Узнай атрибут».
- У каждого бога была характерная вещь, по
которой его узнавали, с которой его изображали скульпторы и художники.
Трезубец
|
Лавровый
венок
|
Лодка с
одним веслом
|
|
|
|
Колчан
со стрелами
|
Стрела и
сердце
|
Голова
горгоны Медузы
|
|
|
|
4. Крылатые фразы.
- Вспомним «крылатые фразы» из греческй
мифологии.
-Какие реки текут в подземном царстве
Аида? (Ахеронт, Стикс, Лета)
- Какое выражение связано с рекой Лета?(«
Кануть в Лету» - предаться забвению)
-Назовите имя пса, который охранял
подземное царство Аида? («Цербер» - надсмотрщик)
- Скажите какие атрибуты принадлежали
Зевсу и составьте с ними крылатую фразу. (Гром и молнии – «Метать громы и
молнии»- говорить гневно, раздраженно, упрекая, обличая кого-либо или угрожая
ему.)
5. Физминутка «Море волнуется». Дети
изображают по типу данной игры разных богов: Афину Палладу, Афродиту,
Посейдона, Зевса и т.д.
6. Знакомство с произведениями искусства
на мифологический сюжет.
- Строго карали боги тех, кто их не
почитал, не уважал. Давайте вспомним легенду о Нарциссе. (Дети показывают
сценку Нарцисс и эхо).
- Но боги не только карали людей, но ещё и
учили их.
- Что случилось с царём Мидасом?( Рассказ
легенды о царе Мидасе).
- А если боги кого-то полюбят, то
навсегда. Вот что случилось с Пигмалионом и статуей Галатеей. (сценка).
7. «Калейдоскоп» искусств, узнавание
греческих богов в произведениях живописи, скульптуры.
- Много знали греки о своих богах. У каждого
своя биография, история. Отгадаем загадки о богах и найдём их изображение среди
картинок на доске, соединив буквы загадок с номером изображений.
А) «Я – бог солнца и света. Родился на
плавучем острове Делос в один день с сестрой Артемидой. Люблю искусство. В
память о несчастной любви ношу на голове лавровый венок». ( Аполлон)
Б) «Я родился у умирающей Семелы, был тоже
обречен на гибель в огне. Но меня спас зеленый плющ, который прикрыл меня от
огня. Когда я вырос, я стал ходить с весёлой толпой сатиров и нимф в венке из
винограда, а в руках у меня…»(что?) (тирс – Дионис)
В) «Я –сын Зевса и Майи, посланник богов .
У меня крылатые сандалии. Я охраняю пути, покровительствую путникам при жизни,
но также сопровождаю их в последний путь – в мрачное царство Аида». (Гермес)
Г) «Я – сын Зевса и Геры, бог огня, бог-
кузнец. Родился на Олимпе слабым, хилым и хромым. Когда меня сбросили с Олимпа
вниз, я упал в море и там меня воспитали дочери священного старца Нерея. У меня
есть очень хороший друг. А зовут его …» ( Прометей, бог Гефест).
1) 2)
3)
4)
8. Работа с мифологическим кроссвордом. -
Вот и подходит к концу наше плавание. Капитан Ясон приготовил для вас
интересный мифологический кроссворд. Попытайтесь его отгадать.
1. Имя юноши, превращенного в оленя
Артемидой.
2. Богиня, хранящая законы.
3. Имя царя, который мог превращать всё в
золото.
4. Сын бога солнца Гелиоса.
5. Бог войны.
Ответы: 1. Актеон; 2. Фемида; 3. Мидас; 4.
Фаэтон; 5. Арес.
- Имя какой богини получилось по
вертикали? (Афина).
9. Легенда о богине Афине Палладе.
- Вспомните, кого наказала Афина в
состязании по ткачеству?
10. Вот и закончилось наше путешествие.
Милая Русалочка прощается с нами: «Море волнуется раз, море волнуется два, море
волнуется три, греческая фигура замри!»
- Тани, Кати, Яны, Саши, Жени…оживите, в
учеников 2 – го класса превратитесь.
Заключение: Мы повторили всё о богах
Архаического и Классического периодов, посмотрели мифологические сценки,
слушали музыку. Следующим периодом в греческой мифологии будет период
героический, где мы узнаем о героях, их сражениях со злостью, с силами страха и
ненависти, их победах и поражениях.
11. В конце урока обзор литературы по
античной греческой мифологии, искусству, рассматривание картин, скульптур,
сосудов, ваз в греческом стиле.
Использованная литература:
1. П.В. Щеглов «Отражённые в небе мифы
Земли» - Главная редакция физико-математической литературы издательства
"Наука", 1986.
2. Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней
Греции» - «Астрель»,2011.
3. В.и Л. Успенские «Мифы Древней Греции»
- «Лицей»,1992.
4. Учебник хрестоматии по истории Древнего
мира, Довгяло Г.И., Перзашкевич О.В., 2001.
5. Гесиод Полное собрание текстов. Теогония.
Труды и дни. Щит Геракла. Фрагменты- М.:
Лабиринт,2001.
Использованные Интернет – ресурсы:
1. https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/236x/9b/5c/01/9b5c016769d02663a4948eee4c7de1e7.jpg
2. http://media.istockphoto.com/photos/laurel-wreath-picture-id135121340
3. http://static5.depositphotos.com/1041725/476/v/950/depositphotos_4762807-Wooden-canoe.jpg
4. http://i2.arbalet75.ru/1/875/8745079/a35910/kolchany.png
5. http://www.designcorner.us/wp-content/uploads/2017/01/valentines-day-hearts-pictures-happy-valentines-day-hearts-downloadclipart.jpg
6. http://dragons-nest.ru/glossary/img/Medusa_by_Carvaggio.jpg
7. http://www.stihi.ru/pics/2015/12/08/8981.jpg
8. http://tyr61.ru/media/tours/2016/10/28/Дионис_scale_800x600..jpg
9. http://www.stihi.ru/pics/2011/12/16/6804.jpg
10. http://www.livingconsciouslyeducation.com/wp-content/uploads/2012/04/Hermes.png
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.