Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
«Детская художественная школа» г. Заволжья
План - конспект занятия по
предмету
«Декоративная композиция»
Тема: «Цветовые гармонии.
Температура цвета»
Разработал: преподаватель 1
категории
Харина А.Ю.
г. Заволжье
2013 г.
Аннотация
Методическая
разработка «Цветовые гармонии» представляет собой план-конспект занятия по
основам колористики в курсе предмета Декоративная композиция.
В первом классе
необходимо основные з декоративной композиции – это усвоить эстетическое
учение о цвете, овладение основами колористики, усвоить гармонию цветовых
отношений, типы цветовых контрастов.
Пояснительная записка
Данное занятие рассчитано на
детей 8-12 лет и направлено на развитие умения определять и применять тепло-холодные
цвета и цветовые гармонии для достижения художественного замысла работы.
Учащиеся должны выполнить декоративный рисунок пера жар – птицы на фоне неба
или листвы.
В процессе
занятия объясняются основы применения теплой и холодной цветовой гаммы,
используя методы беседы, анализа, демонстрации.
Проект занятия.
1) Тема занятия: «Цветовые гармонии. Температура
цвета».
2)Цель занятия: усвоить теорию цветовых
гармоний.
3) Задачи:
1. Обучающие: познакомить учащихся с
теорией нахождения цветовых гармоний; научить анализировать
основные цветовые отношения; обучение учащихся образному мышлению, умению
обобщать, стилизовать увиденное.
2.
Воспитательные: воспитывать чувства гармонического восприятия действительности;
способствовать воспитанию художественного вкуса, чувства стиля.
3. Развивающие: развивать образное
мышление, фантазию, художественную наблюдательность; развивать творческие
способности личности; развивать творческий потенциал, эстетику восприятия
цветовых гармоний.
4) Тип учебного занятия: изучение, усвоение нового
материала.
5) Основная форма проведения занятия: комбинированный урок (лекция,
совмещенная с практической работой). Занятие носит мелкогрупповой характер.
6) При подготовке и проведении
занятия используются следующие методы:
1. Словесные – объяснение, беседа;
2. Наглядные – трафареты, иллюстрации,
таблицы по колористике; цветовые схемы;
3. Практические – выполнение творческой
работы.
7) Актуальность занятия: учащиеся на практике
знакомятся с цветовыми гармониями, свойствами теплых и холодных цветов и
возможностями их использования для достижения выразительности замысла
художественного произведения.
8) Материально – техническое
обеспечение:
ü Столы для занятий, стулья;
ü Акварельная бумага формата А4;
ü Гуашь;
ü Кисти беличьи или колонок №3,
5, 8;
ü Карандаш HB, ластик;
ü Шаблоны рыбок;
ü Баночки для воды;
ü Палитры пластиковые;
ü Наглядные пособия по
колористике и декорированию.
8) Методические
советы на подготовительный период.
При подготовке к
занятию важно учитывать не только возраст учащихся в группе, но и
индивидуальные особенности. Если учащиеся 8-10 лет или не имеют достаточно
развитого воображения, медленно работают, то в целях экономии времени на
выполнение задания, можно раздать шаблоны пера жар птицы и облаков с листвой,
которые они обведут на свой лист. Для детей, с развитым воображением или
работающих быстро, можно не предоставлять шаблоны, а дать возможность придумать
свою композицию на заданную тему.
Для создания
более эффектного и декоративного изображения пера и листвы, можно декорировать
полученное изображение орнаментом белого цвета, что имитирует структуру листа и
пера, соответственно.
9) План занятия:
1 этап: Организационный момент – 1- 2
мин.
·
Приветствие
учащихся
2 этап: Введение – 5 мин.
·
Сообщение
темы занятия
·
Ознакомление
с целью занятия
·
Сведения
о материалах и инструментах для выполнения задания
3 этап: Изучение нового материала – 10
мин.
·
Организация
исполнительской деятельности детей
4 этап: Практическая работа – 68 мин.
5 этап: Подведение итогов – 5 мин.
·
Анализ
работ
·
Рефлексия
10) Ход учебного занятия:
Этап
|
Действия преподавателя
|
Действия учащихся
|
1 урок
Организационный
момент
|
-
Здравствуйте, рассаживайтесь за столом – начнем занятие. Готовимся к занятию
по декоративной композиции.
|
-
Здравствуйте! Учащиеся
организуют свое рабочее место: достают краски, карандаши, кисточки, бумагу.
|
Введение
|
- Сегодня
мы познакомимся с цветовыми гармониями. И в качестве упражнения будем
рисовать перо сказочной жар-птицы, которое летит на фоне ночного неба или
лежит в листве и траве. Для выполнения задания нам понадобиться лист
акварельной бумаги формата А4, карандаш с ластиком, гуашь и кисточки.
|
|
Изучение
нового материала
|
- Обратимся к цветовому кругу: красно-оранжевый (сурик)– самый
теплейший цвет, а сине - зеленый (окись марганца) – самый холодный цвет.
- Как вы думаете, какие еще цвета теплые, а какие холодные?
-Правильно.
Обычно Желтый , Желто-Оранжевый, Оранжевый, Красно-Оранжевый, Красный,
Красно-Фиолетовый принято называть теплыми цветами, а Желто-Зеленый, Зеленый,
Сине-Зеленый, Синий, Сине-Фиолетовый, Фиолетовый – холодными.
(Приложение 1)
- Давайте поговорим о гармонии цветов.
Гармония – это целостность,
слитность, связность всех частей и элементов формы, т.е. высокий уровень
упорядоченности и соответствия частей в составе целого.
Цветовая
гармония -
это сочетание отдельных цветов или нескольких цветов, образующие органическое
целое и вызывающие приятное глазу восприятие цветовых сочетаний.
Цветовая
гармония = Цветовое равновесие
Классическое
сочетание гармоничности цветов по Гете: гармонично сочетаются: Оранжевый-Синий,
Желтый-Фиолетовый, Красный-Зеленый; бесхарактерное сопоставление:
Желтый-Оранжевый, Оранжевый-Красный, Красный-Фиолетовый,
Фиолетовый-Синий; негармоничное сочетание:
Желтый-Зеленый, Зеленый-Синий.
Существует
несколько систем определения гармоничных цветовых сочетаний с помощью
цветового круга:
1. Гармония
контрастных цветов: сочетание цветов, противостоящих друг другу в
цветовом круге.
2. Гармония
родственных цветов: сочетание цветов, расположенных в интервале 1/4-1/8
цветового круга.
3. Гармония
родственно-контрастных цветов: сочетание цветов, расположенных в соседних
четвертях цветового круга.
4. Гармония
равностороннего треугольника: цвета расположены в углах равностороннего
треугольника, вписанного в цветовой круг.
(Приложение 2)
Изучим
детальнее тепло – холодную цветовую гармонию, т.к. наиболее часто будем её
использовать в своих композициях и учебных постановках.
Цветовую
гармонию можно создать, ограничив гамму композиции несколькими цветами,
расположенными близко друг от друга на цветовом круге, либо разнообразными
оттенками лишь одного цвета.
(Приложение 3)
- Есть такое
свойство у «теплых» цветов – увеличивать зрительно размер объекта, а у
«холодных» цветов светлой тональности – уменьшать. Теплые цвета более
динамичные, выступающие и объемные, чем холодные. Холодные цвета
кажутся удаляющимися по мере усиления тона.
(Приложение 4)
- Также важно запомнить, что «температуру» объекта, который вы будете
рисовать, нужно выбирать с учетом «температуры» цвета соседних объектов.
Демонстрирует таблицу с влиянием «температуры» среды на изображенный объект.
(Приложение 5)
- Посмотрите внимательно на изображение и скажите, на каком рисунке бордовая
бабочка более «теплого» цвета, а на каком – «холодного»?
-Молодцы. Такое ощущение возникает потому, что соседство «прохладного»
и «теплого» делает «прохладный» более «прохладным», а «теплый» более «теплым».
Соседство двух цветов с похожей «температурой» делает два «прохладных»
цвета менее «прохладными», а «теплые» - менее «теплым».
- Посмотрим еще на одну схему: например, ярко красный цвет по
отношению к оранжевому цвету воспринимается холодным, а по отношению к синему
цвету – теплым.
(Приложение 6)
|
- красный,
оранжевый теплые, синий, сине-фиолетовый – холодные.
- На
первом – холоднее, на втором – теплее.
|
Практическая работа учащихся
Последовательность проведения двух уроков
включает 10 мин. перерыв)
2 урок
|
- Сейчас мы
приступаем к упражнению на тепло-холодную цветовую гармонию.
- Как я
уже говорила в начале нашего урока, мы нарисуем с вами перо сказочной
жар-птицы, которое летит на фоне ночного неба или лежит в листве и траве.
Некоторым ребятам я раздам шаблоны элементов композиции (раздаются шаблоны перьев,
облаков, травы или листьев).
- После отрисовки изображения приступаем
к работе цветом. Заливку всех элементов композиции делаем в технике цветовых
растяжек (теплая цветовая гамма для пера и холодная цветовая
гамма для облаков, неба и листьев).
Т.к. мы работаем гуашью, то
используем также белила.
(Приложение 7)
Контролируется
последовательность выполнения задания.
- Продолжаем
работать над заданием по применению тепло-холодной цветовой гаммы для
создания художественной композиции.
Перо мы
цветом проработали, теперь приступим к заливке цветом неба, облаком, листьев.
Учитываем то, что пейзаж у нас ночной и зеленый цвет травы и листьев будет
относятся к холодной цветовой гамме. Попробуем найти как можно больше
оттенков сине - зеленого цвета. Для неба и облаков мы находим множество
сине-фиолетовых, фиолетовых оттенков.
Теплый
зеленый цвет мы используем только около пера жар-птицы, имитируя теплое
освещение.
Контролируется
последовательность выполнения задания.
- Когда
выполните заливку, то можете приступить к декорированию рисунка орнаментом,
который будет передавать форму и блеск
на листьях и пере жар – птицы.
|
Преподаватель
демонстрирует примерную композицию по теме урока.
Приступают к выполнению
задания в цвете.
Учащиеся
обводят трафареты ли придумывают свою композицию на основе аналоговой,
предоставленной преподавателем.
Методом
цветовых растяжек заливают небо, облака, листву.
Приступают
к декорированию рисунка.
|
Подведение итогов
|
- До конца
занятия осталось несколько минут, давайте посмотрим, что у кого получилось.
- Занятие
закончилось. До свидания.
|
Выкладывают работы
в ряд.
Обсуждают, высказывают
свое мнение о том, кому интереснее удалось найти новые цвета.
|
Список литературы
1. Даглдиян К.Т. – Декоративная
композиция: учебн. пособие. / К.Т. Даглдиян. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов
н/Д: Феникс, 2010. – 312, (1)с. ил., (32) л. ил. – (Высшее образование)
2. Иттен Иоханнес – Искусство цвета /
И. Иттен. Пер. с немецкого; 2-е издание; Предисловие Л. Монаховой. – М.: Изд.
Д. Аронов, 2001. – 96 с.; ил.
3. Логвиненко Г.М. – Декоративная
композиция: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности
«Изобразительное искусство» / Г.М. Логвиненко. – М.: Гуманитар. изд. центр
ВЛАДОС, 2010. -144 с.: ил. – (Изобразительное искусство).
4. Педагогика. Под ред. П.И.
Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2001 – 640 с.
5. Профессиональная педагогика:
Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и
направлениям. М.: Ассоциация «профессиональное образование»,1997.-512с.
6. http://korolevstvo-masterov.ru/
7. http://zoo.rin.ru/
Приложение 1
«Цветовой круг»
Приложение 2
Типы цветовых гармоний.
1. Гармония
контрастных цветов –
сочетание цветов противостоящих друг другу в цветовом круге.
2. Гармония
родственных цветов –
сочетание цветов, расположенных в интервале 1/4-1/8 цветового круга.
3. Гармония
родственно - контрастных цветов –
сочетание цветов, расположенных в соседних четвертях цветового круга.
4.
Гармония равностороннего треугольника: цвета расположены в углах равностороннего
треугольника, вписанного в цветовой круг.
Приложение 3
Косарева Александра, 11 лет «Натюрморт со скрипкой»
Чуланов Григорий, 11 лет «Летучий Голландец»
Приложение 4
Холодные цвета кажутся
удаляющимися по мере усиления тона.
Е.Е. Волков «Пейзаж с
болотом»
И.Э. Грабарь «Рябина»
Приложение 5
Влияние «температуры» среды на изображенный объект.
Приложение
6
Ярко красный цвет по отношению к
оранжевому цвету воспринимается холодным, а по отношению к синему цвету –
теплым.
Приложение 7
Перо жар - птицы. Тепло –
холодные цветовые гармонии.
Преснякова Екатерина 12 лет
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.