План-конспект урока
по психологии в 6-м классе: "Моя индивидуальность"
Цели:
·
обобщить понятие “индивидуальность”,
·
учить находить в себе главные индивидуальные черты,
·
определять свои личностные особенности,
·
учить видеть индивидуальность в окружающих.
Задачи:
Обучающие:
·
дать представление о понятии “индивидуальность”,
·
показать, что каждый человек является индивидуальностью.
Развивающие:
·
развитие интереса к своему внутреннему миру и внутреннему миру
окружающих,
·
развитие коммуникативных качеств личности,
·
развитие толерантности, эмпатии.
Воспитывающие:
·
воспитание внимательного отношения к окружающим, их внутреннему
миру.
Форма
проведения – тренинг.
Структура занятия:
1.
Разминка – 5 мин.
2.
Введение в основную тему занятия – 25 – 30 мин.
3.
Рефлексия – 5 мин.
Ход занятия.
·
Все учащиеся сидят в кругу, для передачи по кругу используется
“волшебный микрофон”.
I Разминка.
·
“У меня лучше всего получается…” (все учащиеся продолжают фразу
по кругу).
-
Чему бы вы хотели научиться у других?
II Введение в основную тему занятия.
1.
“Все мы – некоторые – один я”:
·
Встаньте те, кто сегодня чистил зубы (выбирается признак общий
для всех).
·
Встаньте те, у кого длинные волосы (выбирается признак присущий
некоторым).
·
Встаньте те, кто в красной кофте (выбирается индивидуальный
признак).
-
Посмотрите, некоторые качества присущи всем; а некоторые только одному
человеку. Качества, присущие только одному человеку называются индивидуальными.
2.Чтение
и обсуждение сказки “Фея” (эта сказка посвящена актуальным для подросткового и
юношеского возраста вопросам – самоопределения и определение своего места в
жизни, вопрос, на который отвечает каждый человек в этом возрасте: “Кто Я?”,
героиня сказки ещё не ответила на этот вопрос, не смогла найти своё место в
жизни, поэтому у сказки открытый финал) [1]
Сказка
о забывчивой Фее.
Жила
– была Фея, такая забывчивая, что она забывала не только, как её зовут, но и
то, что она – Фея. Однажды утром Фея вышла из дому и подошла к цветущему лугу.
“Здравствуй, Цветок”, - обратилась она к колокольчику.
Колокольчик
сразу обрёл голос и ответил Фее: “Здравствуй, Цветок!”. (Дело в том, что цветы
знают только о цветах. Может быть, ещё немного о бабочках и пчёлах, но имена
они дают только цветам.)
И
Фея стала цветком. Вместе с другими цветами она радовалась солнцу и летнему
дождику, ждала росы и улыбалась ветерку. Она разговаривала с другими цветами, и
они охотно ей отвечали, ведь они обретали способность говорить тогда, когда к
ним обращалась Фея. Но приближалась осень. Цветы стали увядать, уходить в
землю, рассеивать семена. И Фея поняла, что она не цветок.
На
лугу паслись олени.
“Кто
вы?” – спросила Фея.
“Олени,
конечно, как и ты, - ответила Фее олениха с прекрасными тёмными глазами. (Дело
в том, что олени не замечают в жизни ничего, кроме своего стада и зелёной
травы. Знают они, конечно, и о волках, но имена дают только оленям.) – Мы очень
красивы, мы счастливы на этом зелёном лугу!”
И
Фея стала оленем. Вместе с другими оленями она пила прозрачную воду из ручья,
грелась на солнце, наслаждалась зелёной травой и тенью деревьев в полдень.
Наступила зима. Оленье стадо ушло в горы. Они скакали по склонам, пили воду из
водопадов.
И
Фея поняла, что она не олень. Она жила среди камней, и камни становились
поющими и драгоценными. Она жила среди рыб, и рыбы становились золотыми и
говорящими. Сейчас она живёт среди облаков.
Эта
сказка не окончена. Сказка продолжается.
Вопросы
для анализа сказки:
·
Следовало ли Фее жить среди цветов и оленей?
·
Как вы думаете, чем должна быть закончена сказка?
·
Что значит “жить не своей жизнью”? Легко ли человеку, если он
живёт “не своей жизнью”?
·
Что значит “быть самим собой”?
·
Как вы понимаете слова “найти своё место в жизни”?
·
Что значит “быть индивидуальностью”?
3.
“Мой портрет в лучах солнца”.
Каждый
ученик рисует на листочке солнце, в центре пишет своё имя, на лучиках –
несколько своих положительных качеств характера, после этого листочек
передаётся по кругу, каждый должен написать, что ему нравится в этом человеке.
Это будет ответ на вопрос “Почему я заслуживаю уважение?”
4.
“Незаконченные предложения” (все учащиеся
продолжают по очереди):
·
Я как цветок, когда…
·
Я как кошка, когда…
·
Я как ветер, когда…
·
Были ли одинаковые ответы в группе? О чём это говорит?
5.
“Ассоциации”.
Один
участник выходит за дверь, в классе загадывается один из оставшихся учеников,
заходит ведущий и задаёт вопросы:
- С
каким деревом (цветком, сказочным героем, маркой автомобиля…) ассоциируется
загаданный человек?
По
ответам учащихся ведущий должен отгадать, кого же загадали.
III Рефлексия занятия:
·
Что узнали нового на занятии? Что поняли на занятии?
·
Что понравилось на занятии? Что не понравилось?
Литература.
1.
Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. – СПб.: Речь, 2003 г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.