Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / История / План-конспект урока на тему "Октябрьская революция 1917 года

План-конспект урока на тему "Октябрьская революция 1917 года

Раменский район Московская область

МОУ СОШ №22 с УИОП

Пацукова Лилия Петровна

учитель истории и обществознания



Урок истории в 9 классе

Тема: « Октябрьская революция 1917 года»

Тип урока: Комбинированный

Задачи урока:

Образовательные: Познакомить учащихся с событиями Октября 1917 года и декретами, принятыми Вторым Съездом Советов.

Развивающие: Формировать умения сравнивать, анализировать, аргументировать или опровергать спорные утверждения.

Воспитательные: Воспитывать способности всесторонне оценивать изучаемый материал, воспринимать и альтернативные взгляды на события, формировать навыки самоконтроля, межличностного и группового взаимодействия


Технологии:

Проблемно-поисковые, коммуникативные, игровые, проектные, уровневая дифференциация

Методы и формы обучения и воспитания:

  1. Объяснительно- иллюстративный (объяснение, показ, демонстрация, проектирование)

Проблемный и частично-поисковый (проблемная беседа, формулирование проблемы) Исследовательский метод ( решение тестов и проблемной ситуации. прогнозирование)

  1. Методы взаимодействия : учитель - ученики, ученик-ученик: групповая ролевая игра, выступление с докладом, справкой, сообщением, выполнение заданий, тестов, самопроверка, моделирование схем.

  2. Методы контроля и самоконтроля ( проверка заданий, деятельность экспертов)

  3. Методы формирования личностных результатов (внушение, рефлексия, аналогия, воспитывающие ситуации






Здравствуйте ребята !

Оргмомент и постановка цели – 2 минуты

Учитель:

Мы на уроках истории проходим с вами большую тему: « Великая Российская революция 1917-21 гг.» Она включает в себя много событий. Мы изучили с вами Февральскую революцию, начавшуюся в ходе Первой мировой войны, отречение императора Николая от трона и образования двоевластия в стране. Весь прошлый урок мы изучали события весны и лета 1917 года, а сегодня темой нашего урока будет «Октябрьская революция 1917 года» - так называется наш следующий, 12-й параграф и сейчас мы с вами вместе поставим цель нашего урока

Предполагаемая цель


Выявить основные причины и итоги октябрьской революции.

И ответить на вопрос: Почему победили большевики?

А ПОМОГУТ НАМ ЕЕ ВЫПОЛНИТЬ учебники, карточки на ваших столах. Документы, презентация и ваша активная и продуктивная работа

hello_html_5d66ddf7.gif


Актуализация опорных знаний -10 -12 минут


Чтобы прочувствовать настроение населения, нужно погрузиться в обстановку того времени, мы ее изучили на предыдущих уроках, поэтому на прошлом уроке вы получили групповые задания на представление мнений каждого слоя населения в виде игровых миниатюр не 1,5 - 2 минуты для каждой группы. И сейчас мы хотим выслушать представителей помещиков и буржуазии с их позицией в создавшейся ситуации


Группа аналитиков. Ваша задача – на основе выступлений представителей разных слоев населения выявить общие наболевшие проблемы для всех и различия во взглядах на происходящее


Группа Помещики и буржуазия


1 Помещик: . До войны всё хорошо было – треть мирового рынка нашим хлебушком наполнено было, а сейчас что, сейчас армию подкармливать надо и лошадьми и хлебушком поделиться, уже такой прибыли, как раньше нет, времена тяжёлые настали.


1. Заводовладелец: А у меня до войны в нескольких городах фабрики и заводы были, ткани одежду выпускали, посуду всякую, так кто ж теперь все это купит? Денег у людей нет, а меня все склады товарами забиты. Себе в убыток работать негоже. Придётся закрываться до лучших времен и людей увольнять.


2 Заводовладелец : Знать надо, какую продукцию выпускать. Ныне у государства спрос на военную продукцию. Мои пушки, да винтовки как пирожки горячие уходят, кому война, а кому мать родна…я никогда столько не зарабатывал. А если победим, вы представляете сколько новых рынков сбыта и источников сырья прибавится, озолотеем.


2 Помещик. Вам то в городе можно до победы ждать, а у нас на полях и работать то некому, в батраки приходят бабы, дети, да старики наниматься и все безлошадные. Много ли напашут, мужиков то на фронт забрали, а возвращаются покалеченные. Голодные крестьяне малоземельные озлоблены, бунтуют часто, грозят самовольно землю отоборать. Куда только это правительство смотрит, порядок навести не может, одни обещания.



Группа КРЕСТЬЯНЕ


  1. Нас тут злыми называют!!!- А как не злиться то? Был земли клочок, да лошадка- кормилица, хоть какой то урожай собирали, да у помещика батрачили, пусть копейки, да зарабатывали. А теперь… Мужиков – на фронт, лошадей – на фронт, фураж заготовь, отберут, продразверсткой замучили.


  1. Кому пахать то теперь? Бабам с детьми? И стариков вместо лошадей запрягать?. Сколько мужиков калеками с войны вернулось? Им как жить? За что они там кровушку то поливали? Что разбогатели, что ли от этой войны? Кому она нужна то?



  1. Что ж за власть то у нас такая, что готова свой же народ голодом задушить?


  1. Что нам эта власть? Землю не дает, войну ведет. Долой такую власть!!!


Группа РАБОЧИЕ

  1. Мужиков- наших кормильцев на фронт позабирали, чем детишек своих кормить теперь? Вот старшенького на заработки отправила, а ему 12 лет отроду, телеги разгружать, да тяжести таскать уже придется, есть, что то надо. Сама стиркой подрабатываю, вон сколько солдат, да матросов скопилось в городе. Раньше- то я на ткацкой фабрике работала, а муж на Путиловском заводе, на жизнь хватало. А теперь все позакрывали, работы не найти, и не знаю, живой ли муж, где и за что воюет…


  1. А мой – калекой с фронта вернулся, без ноги… Какой из него работник теперь… Вон у соседки мужика не брали на войну, и работает, и деньжата, хоть и небольшие есть, да с ней вчера от рассвета до заката в очереди за хлебом простояли, так и не купили ничего, не привезли хлебушка. Да и на чем привезти то? Все железные дороги эшелонами забиты.



  1. И когда только эта война закончится! Сколько людей гибнет на фронте? Сколько изувеченных, сколько сирот голодных по городу побираются!!! Куда только эта власть смотрит?!


  1. Власти только обещают, да толку то. Вон свободу всем дали, тюрьмы открыли, на улицу страшно выйти. Либо воры, либо мародёры. Везде митинги, да разборки, на словах все знают, как жить надо, а что людям дали? Нищету, голод, безработицу и войну, которой нет конца….


Группа народы России

  1. Россия наша родина и другой у нас нет. Так доколе ж мы у себя дома гостями будем?

Почему мы не можем так же свободно, как великороссы развивать свой язык, свою национальную культуру?

  1. Почему нам не позволяют создавать свои национальные местные органы власти и занимать государственные должности? Мы хотим, чтобы наши дети не забывали свой родной язык и могли изучать его в школах.

  2. Вместе с русскими братьями мы воюем на фронте против общего врага, и страну свою мы любим, а потому и хотим истинного равноправия и справедливости.

  3. А это правительство только обещает: Дождитесь Учредительного собрания после победы в войне. Долой такое правительство и войну долой!!!


Группа Армия

  1. Офицер: На фронте обстановка складывается ужасная. Людей гибнет много не только в боях. Идет деморализация и развал армии. Бывают случаи, когда солдаты бунтуют, командирам не подчиняются и даже стреляют в своих офицеров. Амии себе командиров выбирать стали


  1. Солдат 1: а нам теперь такое право дол указ №1 Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов! У нас теперь в армии все равны – и офицер и рядовой, вот пусть учатся уважать нас…


  1. Солдат 2 Ага!!! И оружие у нас есть, и развернуть его можем, куда захотим1 Доколе на фронте будем убивать таких же, как и мы солдат немецких из рабочих и крестьян. Хватит нам убивать друг друга. Ради того, чтобы их и наши богатеи стали еще богаче. Да и вообще хватит воевать, домой надо возвращаться, кто о наших женах с детишками, кроме нас позаботится?


  1. Офицер 2: Ну, скажите, люди добрые, можно с такой армией воевать или побеждать. Срочно надо прекращать эту вону и налаживать порядок в армии, иначе страну потеряем.



Слово аналитикам. Какие же общие и отличительные суждения о ситуации вы отследили?

Общее недовольство вызывает нерешенность главных вопросов революции

hello_html_m5a1fddc3.gif

Заинтересованы в войне были представители военно-промышленного комплекса, получавшие прибыль от военного производства.


УЧИТЕЛЬ: Итак, мы выяснили причины надвигающейся новой революции.

И я хочу предоставить слово нашим консультантам, которым было поручено подготовить справочку о предпосылках к этой революции.

Один ученик у компьютера, другой зачитывает справку – 3 минуты

Справка: Как и предсказывал лидер большевиков Ленин в «Апрельских тезисах» Временное правительство не дало народу ни мира, ни земли и не решило ключевых вопросов революции. СЛАЙД 5 : hello_html_7201257b.gif В ходе событий весны – лета 1917 года правительство пережило три кризиса, трижды привлекая в коалиционный состав с членов Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов эсеров и меньшевиков. С одной стороны это было стремление объединить усилие для решения острых вопросов и избежать гражданской войны, но ни одна политическая сила в этих коалиционных правительствах не взялась их решать, откладывая на потом, до окончания войны. После июльского кризиса двоевластие закончился. Эсеры и меньшевики сдали всю власть Временному правительству Керенского. Тот получил широкие полномочия и обрушился на большевиков. А чтобы разоружить Питерских рабочих и очистить город от вооруженной массы солдат и матросов, обратился за помощью к командующему армией генералу Корнилову. Осознав, что Корнилов готовит установление в стране военной диктатуры, Керенский вынужден был обратиться за помощью к большевикам, которые в данный момент показали себя самой организованной силой. Они в считанные дни создают 40-тысячную Красную гвардию, и в результате Корниловский мятеж был подавлен. СЛАЙД 6 А рост авторитета большевиков был ошеломляющим.

Керенский же не собирался делиться с ними властью, а потому большевики приступили к подготовке вооруженного восстания. Таким образом выбор у российского народа был невелик:


hello_html_m6ab9f12a.gif

Оценка работы консультантов


Учитель: Ребята, наши консультанты подготовили для вас на этом слайде иллюстрацию политического расклада к осени 1917 года. Три политические силы, три лидера и их предложения народу России. За кого бы отдали свои голоса в тот момент Буржуазия, помещики, рабочие, крестьяне, армия, малые народы России? ПОЧЕМУ? Итак, большинство голосов набирает позиция Ленина, потому что его программа была наиболее желанной для подавляющего большинства населения., Таким образом. Мы с вами уже нашли ответ на вопрос: ПОЧЕМУ БОЛЬШЕВИКИ ПОБЕДИЛИ? Решение данного вопроса – 3 минуты

А теперь, я предлагаю вам взять в руки карточки с заданиями и выполнить их, работая с текстом стр. 86-87 и два ученика выполняют задания в паре – на выполнение всем –

8 минут +2 минуты на проверку

hello_html_710672ca.gif hello_html_4650261b.gifhello_html_m4ce786ce.gif

Далее учитель комментирует слайды и озвучивает с учащимися вывод

hello_html_m7c8ed28.gifhello_html_m1c41f084.gifhello_html_5fe8fd67.gif

УЧИТЕЛЬ: (выключает презентацию) Итак, мы с вами выяснили, что никто не встал на защиту Временного правительства. Зимний дворец был занят питерскими рабочими, солдатами и матросами, они же и составляли Красную Гвардию. Временное правительство было арестовано, и только его Председателю Керенскому удалось бежать.

В это же время в Смольном дворце открылся Второй Всероссийский съезд Советов и глава партии большевиков Ленин доложил собравшимся делегатам, о том, что Временное правительство низложено и предложил сформировать новое Советское правительство. По этому вопросу разгорелись споры. Так меньшевики и правые эсеры, заявили, что захват Зимнего – незаконен, Временное правительство надо освободить и вместе с ним создать новое коалиционное правительство, как это неоднократно делалось в период весны-лета 1917года. В частности с таким заявлением выступил Г.В. Плеханов, но их оппоненты – большевики и левые эсеры, настаивали на немедленном формировании нового правительства и немедленном принятии законов о мире и о земле, которые так ждет население страны. В знак несогласия и протеста меньшевики и эсеры демонстративно покинули съезд, отказавшись от участия в формирования правительства и принятии законов.

ВОПРОС: Дайте оценку их поступку: Было ли это грубейшей ошибкой, или они поступили правильно?

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ: С точки зрения демократии, меньшевики и эсеры хотели как лучше, и возможно ушли, рассчитывая сорвать дальнейшую работу съезда. В то же время, их уход – это грубейшая ошибка. Ведь им никто не мешал участвовать в формировании Советского правительства, и будучи в его составе, они смогли бы влиять на дальнейший ход событий. А они себя такой возможности лишили.

Учитель: Да, это так. В результате, новое правительство без них сформировали большевики и левые эсеры. СНК – ( на доске расшифровка) возглавил В.И. Ленин избранный на эту должность съездом. И Новое правительство приняло сразу три

Декреты о мире, о земле и о власти.

Итак, ознакомить с основными положениями декрета о мире было поручено Учащиеся: (Фамилия имя, уч-ся, получившего задание, в то время, когда остальные ребята работали с тестом) 2 минуты – оценка учителя – новые слова Аннексия, контрибуция – на доске –

Вывод: Долгожданный мир- обещан, осталось заключить его.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, у вас на столах лежат распечатки Декрета о Земле. Ознакомьтесь с его основными положениями и озвучьте мнение тех, кого он непосредственно касается. 1 вариант – помещиков, 2 вариант- крестьян, а 3 вариант, попробуйте спрогнозировать действия тех и других.

5 минут на подготовку и 3 на обсуждение и вывод

Предполагаемый ответ: 1. Конечно же помещики будут против такого решения вопроса о земле, ведь у них отберут практически все и дадут клочок земли, который они сами будут обрабатывает, что по сути из князей в грязь…

превратиться в крестьянина. Для них это правительство теперь – злейший враг.

2. Крестьяне, конечно, будут рады получить землю даром, все, кто готов ее обрабатывать. Единственное, что их может смутить, то, что земля не будет их собственностью, ее нельзя купить, продать, но ею можно пользоваться бессрочно.

3. Аналитики. Отношение к этому декрету уже выразили. И мы считаем, что помещики просто так не отдадут свою собственность и будут бороться против советской власти с оружием в руках. А позиция крестьян и казачества, о которых тоже упоминает декрет, тоже однозначной не будет. Беднейшие слои безусловно будут защищать Советскую власть, а зажиточные, в случае, если получат меньше земли, чем имели до революции, могут тоже оказать вооруженное сопротивление.

УЧИТЕЛЬ: Спасибо =молодцы. Цель нашего урока достигнута. Мы ответили на поставленный вопрос. Вы сегодня хорошо поработали и заслужили хорошие оценки (Озвучить) Насколько верны наши прогнозы, мы убедимся на последующих уроках.

Запишите Домашнее задание Параграф 12 по вопросам подготовиться устно. Индивидуальные сообщения по установлению советской власти в Москве и других городах подготовят ( называет учеников)













ПРИЛОЖЕНИЯ

Задания

  1. Расшифруй_- ВРК________________________________________________________

  2. Назови дату создания ВРК и его руководителя________________________________

  3. в чем состоял план вооруженного восстания?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. Ответь на задания тестов1. При перевыборах Петроградского Совета в сентябре 1917 г. Большинство мест получили:

  • А) меньшевики

  • Б) большевики

  • В) эсеры и анархисты

2. В отличие от стихийно вспыхнувшей Февральской революции, новое выступление в октябре 1917 г. Большевики готовили тщательно. Об этом свидетельствует:

  • А) направление 22 октября представителей ВРК во все воинские части столичного гарнизона

  • Б) Захват почты, телеграфа, телефона, мостов и вокзалов

  • В) обсуждение в Государственной думе мер противодействия планам большевиков

  • Г) верно А и Б

  • Д) верно все указанное

3. Сопротивление участникам восстания в Петрограде 24 октября 1917 г.:

  • А) оказали работники почтового ведомства

  • Б) оказали телеграфисты

  • В) недолгое сопротивление оказал отряд юнкеров и женский батальон

4. О взятии власти 25 октября 1917 г. Объявил в обращении к гражданам России:

  • А) Военно-революционный комитет

  • Б) лидер партии большевиков В.И.Ленин

  • В) Петроградский Совет













II ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ

ДЕКРЕТ О МИРЕ

Рабочее и Крестьянское правительство, созданное революцией 24—25 октября и опирающееся на Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире………таким миром Правительство считает немедленный мир без аннексий (т. е. без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих народностей) и без контрибуций.

Такой мир предлагает Правительство России заключить всем воюющим народам немедленно, выражая готовность сделать без малейшей оттяжки тотчас же все решительные шаги впредь до окончательного утверждения всех условий такого мира полномочными собраниями народных представителей всех стран и всех наций.

Продолжать эту войну из-за того, как разделить между сильными и богатыми нациями захваченные ими слабые народности, Правительство считает величайшим преступлением против человечества и торжественно заявляет свою решимость немедленно подписать условия мира, прекращающего эту войну на указанных, равно справедливых для всех без изъятия народностей условиях.

Тайную дипломатию Правительство отменяет, со своей стороны выражая твердое намерение вести все переговоры совершенно открыто перед всем народом, приступая немедленно к полному опубликованию тайных договоров, подтвержденных или заключенных правительством помещиков и капиталистов с февраля по 25 октября 1917 г.

Обращаясь с предложением к правительствам и народам всех стран начать немедленно[1] открытые переговоры о заключении мира, Правительство выражает с своей стороны готовность вести эти переговоры как посредством письменных сношений, по телеграфу, так и путем переговоров между представителями разных стран или на конференции таковых представителей. Для облегчения таких переговоров Правительство назначает своего полномочного представителя в нейтральные страны.

Правительство предлагает всем правительствам и народам всех воюющих стран немедленно заключить перемирие, причем со своей стороны считает желательным, чтобы это перемирие было заключено не меньше как на три месяца, т. е. на такой срок, в течение которого вполне возможно как завершение переговоров о мире с участием представителей всех без изъятия народностей или наций, втянутых в войну или вынужденных к участию в ней, так равно и созыв полномочных собраний народных представителей всех стран для окончательного утверждения условий мира.













I ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ

ДЕКРЕТ

О ЗЕМЛЕ


1) Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа.

2)  монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, впредь до Учредительного собрания.

3) Какая бы то ни было порча конфискуемого имущества, принадлежащего отныне всему народу, объявляется тяжким преступлением, караемым революционным судом.

4) Для руководства по осуществлению великих земельных преобразований, впредь до окончательного их решения Учредительным [18]собранием, должен повсюду служить следующий крестьянский наказ, составленный на основании 242 местных крестьянских наказов редакцией «Известий Всероссийского Совета Крестьянских Депутатов» и опубликованный в номере 88 этих «Известий» (Петроград, номер 88, 19 августа 1917 г.)[1].

О земле[2]

Вопрос о земле, во всем его объеме, может быть разрешен только всенародным Учредительным собранием.

Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть таково:

1) Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду, либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земляотчуждается безвозмездно, обращается в всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней.

За пострадавшими от имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям существования.

2) Все недра земли: руда, нефть, уголь, соль и т. д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства. Все мелкие реки, озера, леса и проч. переходят в пользование общин, при условии заведывания ими местными органами самоуправления.

3) Земельные участки с высоко-культурными хозяйствами: сады, плантации, рассадники, питомники, оранжереи и т. под. не подлежат разделуа превращаются в показательные и передаются в исключительное пользование государства или общин, в зависимости от размера и значения их.

4) Конские заводы, казенные и частные племенные скотоводства и птицеводства и проч. конфискуются, обращаются во всенародное достояние и переходят либо в исключительное пользование государства, либо общины, в зависимости от величины и значения их.

Вопрос о выкупе подлежит рассмотрению Учредительного собрания.

5) Весь хозяйственный инвентарь конфискованных земель, живой и мертвый, переходит в исключительное пользование государства или общины, в зависимости от величины и значения их, без выкупа.

Конфискация инвентаря не касается малоземельных крестьян.

6) Право пользования землей получают все граждане (без различия пола) Российского государства, желающие обрабатывать ее своим трудом, при помощи своей семьи, или в товариществе, и только до той поры, пока они в силах ее обрабатывать. Наемный труд не допускается.

При случайном бессилии какого-либо члена сельского общества в продолжение 2 лет, сельское общество обязуется, до восстановления его трудоспособности, на этот срок прийти к нему на помощь путем общественной обработки земли.

Земледельцы, вследствие старости или инвалидности утратившие навсегда возможность лично обрабатывать землю, теряют право на пользование ею, но взамен того получают от государства пенсионное обеспечение.

7) Землепользование должно быть уравнительным, т. е. земля распределяется между трудящимися, смотря по местным условиям, по трудовой или потребительной норме.

Формы пользования землей должны быть совершенно свободны, подворная, хуторская, общинная, артельная, как решено будет в отдельных селениях и поселках.

8) Вся земля, по ее отчуждении, поступает в общенародный земельный фонд. Распределением ее между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая центральными областными учреждениями.

Все содержащееся в этом наказе, как выражение безусловной воли огромного большинства сознательных крестьян всей России, объявляется временным законом, который впредь до Учредительного собрания проводится в жизнь по возможности немедленно, а в известных своих частях с той необходимой [20]постепенностью, которая должна определяться уездными Советами крестьянских депутатов.

[3] Земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются.


Председатель Совета Народных Комиссаров

Владимир Ульянов-Ленин.

26 октября 1917 г.




11



  • История
Описание:

План-конспект урока содержит в себе цели, задачи и пути их выполнения в процессе работы.

Урок предусматривает использование различных инновационных технологий в проведении занятий И сменяемые формы работы.

Прослежены такие формы и методы учебной деятельности, как групповая, парная, проектная деятельность. Учащиеся получили опережающее задание, дают исторические справки по историческим личностям и ключевым документам, работают с документами и анализируют их, делают соответствующие выводы.

Автор Пацукова Лилия Петровна
Дата добавления 27.12.2016
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 9196
Номер материала MA-069216
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы