1) Этап мотивации
(самоопределения) к учебной деятельности (3 мин).
2) Этап актуализация (5
мин).
3)Этап
выявления места и причины затруднения (2 мин).
4) Этап построения
проекта выхода из затруднения (11 мин).
5) Этап реализации
построенного проекта (4 мин).
6) Этап первичного
закрепления (2 мин)
7) Этап самостоятельной
работы с самопроверкой по эталону (13 мин).
8)Этап
включения в систему знаний и повторения (3 мин).
9) Этап
рефлексии учебной деятельности на уроке (2 мин).
|
Организационный момент.
Здравствуйте!
Сегодня на уроке мы продолжим обучение программированию, попробуем применить
наши знания для решения новых задач.
·
Давайте
вспомним, с какими видами алгоритмов мы уже знакомы?
·
В
чём состоит основное их отличие друг от друга?
· Приведите
примеры из реальной жизни, которые можно описать линейными и разветвляющимися
алгоритмами.
Мотивация учащихся к началу работы:
Давайте
определим, к какому из перечисленных видов относятся следующие алгоритмы …
Демонстрация презентации.
·
К
какому виду относится алгоритм сбора урожая в сказке «Репка»? Почему?
·
Отправился
Илья Муромец в дальний путь. У развилки трёх дорог увидел Илья камень. На
камне том надпись «Налево пойдёшь – женатому быть,
прямо пойдёшь – убитому быть,
направо пойдёшь – коня потеряешь»
·
Могут
ли все 3 варианта развития событий быть
выполнены?
·
Могут
ли все 3 варианта развития событий быть не выполнены?
·
От
чего зависит дальнейший вариант развития событий?
·
К
какому виду относится
алгоритм, описывающий богатыря на развилке трёх дорог? Почему?
·
Чем
отличается наш алгоритм от обычного разветвляющегося алгоритма?
Постановка
задачи: как
будет выглядеть блок-схема такого алгоритма? (ЗАДАЧА 1)
С
помощью учеников строит блок-схему на доске.
·
Как
называется такая алгоритмическая структура?
·
Есть
ли у неё специальное название?
·
Есть
ли специальный оператор в языке программирования Паскаль для описания такой структуры?
Ввод нового понятия.
Такая
структура называется «выбор».
·
Давайте
сформулируем тему сегодняшнего урока, какое новое знание нам необходимо для
решения такого типа задач?
·
Итак,
сформулируем определение структуры «ВЫБОР»
Помощь в
формулировке определения.
Лекция (демонстрация презентации).
v
В
общем случае структуру ВЫБОР можно описать с помощью блок-схемы:
v Алгоритмическая
структура ВЫБОР применяется, когда необходимо выполнить проверку нескольких
последовательных условий, выполнение каждого из которых определяет дальнейшие
действия.
v Эта структура
позволяет переходить на одну из ветвей в зависимости от значения некоторого
выражения-селектора.
Для описания выбора в программе на языке Паскаль используют специальный
оператор выбора, его ещё называют оператором множественного ветвления.
Оператор
выбора в языке Паскаль – CASE.
ü
Проверяемое
выражение S
(селектор) может принимать значения любого порядкового типа.
ü
В
конструкции CASE вычисляется выражение S и выбирается ветвь,
соответствующая значению S.
ü
Если
ни одно из значений не соответствует S, то выполняется оператор,
следующий за ELSE.
ü
Если
все возможные значения S уже
перечислены в CASE, то ELSE можно не использовать.
ü
После
выполнения выбранной ветви система переходит к следующему после CASE оператору.
ü
Если
ни одно значение не соответствует S, и ELSE отсутствует, то система
переходит к следующему после
CASE оператору.
ü
Вместо
операторов 1, 2, 3 и т.д. на каждой ветви могут располагаться несколько
операторов, в этом случае они заключаются в операторные скобки begin … end.
Таким
образом, для описания в программе нескольких условий мы можем использовать
новый оператор CASE
Применим
оператор выбора для записи программы к ЗАДАЧ Е 1:
program zadacha1;
var n : byte;
begin
write('Введите № дороги ');
readln(n);
case n of
1 : write('Женатому быть');
2 : write('Убитому быть');
3 : write('Коня потеряешь');
end;
end.
Постановка
задачи для самостоятельной работы в группах:
ЗАДАЧА 2 Составьте программу
с использованием оператора выбора, которая по номеру дня недели будет
выводить его название.
Акцентирует внимание
учащихся на ключевых моментах задачи:
·
От каких
данных будет зависеть выводимое название дня недели?
·
Соответственно,
какую информацию мы будем запрашивать для проверки?
·
Как
мы с вами обозначим эту переменную?
·
Значения
какого типа она будет принимать?
Организация
учащихся в группы по 2 человека для самостоятельной работы за ПК.
Наблюдение
за работой групп, выявление затруднений в работе, наводящие вопросы группам,
оказание помощи.
Поощрение
учащихся в правильных действиях.
Демонстрация программы
учащимся для самопроверки на слайде презентации.
Обобщающая
фронтальная беседа:
ü Чем структура
ВЫБОР отличается от обычного ветвления?
ü В каком случае
целесообразно использовать оператор выбора?
Итак,
какие новые знания мы сегодня смогли приобрести на уроке?
Формулировка
домашнего задания (заключительный слайд ):
1)
Составьте
программу, описывающую алгоритм решения ЗАДАЧИ 2 без
использования оператора выбора.
Какой
способ показался вам наиболее удобным и почему? (обоснуйте ответ).
2)
Придумайте
задачу, для решения которой необходимо использовать оператор выбора,
составьте программу для её решения.
|
Включаются
в деятельность на уроке, осмысливают поставленные цели и задачи.
- Мы знаем линейные и
разветвляющиеся алгоритмы.
- В
линейных алгоритмах выполняются все описанные действия строго друг за другом
в линейной последовательности. В разветвляющихся алгоритмах выбор
последовательности действий зависит от некоторого условия.
- Примеры
линейных алгоритмов: кулинарный рецепт, последовательность снятия мерок для
выкройки, план эвакуации при пожаре.
-
Разветвляющиеся алгоритмы: вычисление частного от деления выполняется только,
если делитель не равен 0; паспорт можно получить, только в том случае, если
уже исполнилось 14 лет и т.д.
- Такой
алгоритм является линейным, т.к. выполняются все действия строго друг за
другом в линейной последовательности.
- Нет,
может быть выбран только один путь.
- Нет, будет выбрано какое-то
направление.
- Дальнейшие
события зависят от выбранного богатырём направления движения.
- Это
разветвляющийся алгоритм, т.к. дальнейшие события зависят от выбранного
богатырём направления.
- Описанный
алгоритм содержит несколько последовательных условий, и каждому условию
соответствует своё событие.
- Высказывают
предположения, аргументируют их, поправляют друг друга.
- Это –
ветвление со многими условиями.
-
Имеющихся знаний недостаточно.
- Такой
оператор нам неизвестен.
Формулируют и
проговаривают тему: «Тема урока - Алгоритмическая структура ВЫБОР. Оператор
выбора».
Записывают тему урока в
тетрадь.
Обобщают
выявленные закономерности и формулируют определение, записывают в тетрадь: Алгоритмическая структура выбор – ветвление со многими
условиями, при котором выполняется только одна из нескольких последовательностей
команд, соответствующая истинности условия.
Слушают
объяснение учителя.
Составляют
опорный конспект в тетради, строят в тетради блок-схему алгоритмической
структуры «ВЫБОР»
Записывают
общий вид оператора выбора в тетради.
Записывают
программу в для решения ЗАДАЧИ 1 тетрадь
Анализируют
условие задачи, сравнивают задание с примером в опорном конспекте.
- От номера
дня недели.
- Номер дня
недели.
- Обозначим
N.
- Это
целочисленная переменная
Самостоятельная
работа по составлению программы на языке Паскаль, обсуждение решения, ввод
программы в ПК.
Самостоятельное
тестирование работы программы, выявление и исправление ошибок.
Сравнение
решения с эталоном.
Обобщают
изученный материал и самостоятельно формулируют вывод:
- Структура
ВЫБОР подразумевает наличие нескольких условий для проверки. Обычное
ветвление – проверка только одного условия.
- Оператор выбора
удобен для выбора необходимой последовательности действий из нескольких
возможных вариантов в зависимости от условий.
- Познакомились
с алгоритмической структурой ВЫБОР, научились описывать её с помощью
оператора CASE.
Записывают
задание в тетради.
|
Саморегуляция.
Готовность
к
выполнению
нормативных требований учебной деятельности
Обобщение
ранее изученного материала. Обоснование необходимых шагов.
Фиксирование каждым из учащихся
индивидуального затруднения в пробном действии
Соотнесение теории с
практикой.
Анализ событий в сказке и обобщение на
основе опыта.
Анализ событий в сказке и обобщение на
основе опыта.
Формулируют
конкретную цель своих будущих учебных действий.
Фиксируют
необходимое им новое знание.
Фиксируют
новое понятие.
Освоение
нового способа действий.
Фиксируют
новый способ описания нескольких последовательных условий.
Сравнение нового оператора с ранее
изученным оператором условного перехода, проведение аналогий.
Фиксируют
новый способ решения, запоминают его.
Сравнение предыдущей
задачи с поставленной, выявление аналогий и отличий.
Выбор
операторов для
построения новой программы на ПК.
Выдвижение гипотезы о
конструировании программы, обсуждение и реализация гипотезы.
Анализ результатов работы
программы, сравнение с предполагаемыми значениями, выводы об эффективности
разработанной программы.
Сравнение программы с эталоном.
Рефлексия результатов.
Анализ нового
материала, сравнение нового способа описания ветвления с ранее изученными.
Формулировка понятий уже на основе собственного опыта.
Рефлексия качества усвоения
нового метода.
Рефлексия своих возможностей
преобразовать новый метод в ранее изученный.
Определение
того, что нужно повторить самостоятельно.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.