РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
курса «Эрудит. Школа развития
речи»
Введение
Данная
рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и
составлена в соответствии с программой курса «Речь».
Автор
комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова. В данном
комплекте дан разнообразный практический материал по развитию речи учащихся
младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку, развитию у
детей любознательности, памяти, мышления, воображения.
Пояснительная
записка.
Язык
– это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств,
средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно
воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть
им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения,
мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться
без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней
в овладении речью.
Дети
овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и
говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности
детей.
Наиболее
слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по
развитию связной речи учащихся.
Изучение
курса формирует следующие универсальные учебные действия:
·
коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать
вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая
в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной
проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество
со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту
полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в
совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и
письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые
средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и
диалогической формами речи.
·
познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для
выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово,
предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы
мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших
читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: по факту,
подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями,
справочниками;
- строить рассуждения.
·
личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле
поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем
возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств
для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения,
интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту
и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
·
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою
работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную
учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того,
что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно
с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки
и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с
этими критериями.
Курс «Речь»
направлен на достижение следующих целей:
-способствовать
более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать
развитию речи детей;
-
совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
-
повышать уровень языкового развития школьников,
-
воспитывать познавательный интерес к родному языку,
-
решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачи курса:
-
обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса,
грамматических форм, синтаксических конструкций;
-
создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
-
формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Материал
учебного курса «Речь» представлен в программе следующими содержательными
линиями:
·
Слово
·
Предложение и словосочетание
·
Текст
·
Культура общения
Занятия
по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
Занятия
построены следующим образом:
1)
Активизация мыслительной деятельности
учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
2)
Основная часть. Выполнение заданий
проблемно-поискового и творческого характера.
3)
Занимательные задания (игры-загадки,
игры-задачи и пр.)
4)
Развитие связной речи учащихся по
определенной тематике.
Принципы,
лежащие в основе построения рабочей программы:
·
личностно-ориентированные:
развития,
творчества, психологической комфортности;
·
личностно-ориентированные:
систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение
культурой языка;
·
деятельностно-ориентированные:
смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной
учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый один
раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг
или внеклассные факультативные занятия.
Программа
курса изучается в течение всего обучения со 2-4 класс по 2 ч. в неделю.
Требования
к уровню подготовки обучающихся.
К окончанию курса обучающиеся:
научатся:
- различать многозначные слова,
омонимы,
фразеологизмы;
- использовать
изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения,
олицетворение, эпитеты;
- уместно использовать изученные средства общения в
устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать
ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение
благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные
формы
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство
от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте,
выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства
выразительности.
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
Программа курса «Речь». Техника
и выразительность речи.
2 класс
Устная и письменная речь.
Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание
скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения;
обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные
слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.
Слово.
Повторение изученного в 1 классе.
Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова.
Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым,
орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю,
контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном
значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу
переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение)
по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным
значением при составлении предложений, текстов описательного и
повествовательного характера.
Совершенствование умений,
определённых программой 1 класса.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели
высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в
словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое
предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части
предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно
правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение,
сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки
зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение
определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение
составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение
устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей
из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с
языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по
наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия,
прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом
речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
Требования
к уровню подготовки обучающихся 2 класса.
знать:
- многозначные слова, антонимы,
синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные
средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в
тексте;
- распознавать стили речи;
- выделять многозначные слова,
фразеологизмы в тексте.
- восстанавливать деформированный
текст
- устанавливать связи между словами в
словосочетании и предложении.
-
составлять планы
различных видов.
Тематический план.
Содержание тематического
блока
|
Всего часов
|
УУД
|
Слово ( 26 часов)
|
Слово. Значение слова.
|
2
|
Знакомить со словарями: толковым, орфографическим.
Уметь определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на
основе словообразовательного анализа.
Уметь выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать
прямое и переносное значения, определять основу переноса.
Уметь сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение)
по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным
значением при составлении предложений, текстов описательного и
повествовательного характера.
|
Многозначные слова.
|
3
|
Омонимы
|
2
|
Омофоны, омоформы
|
2
|
Синонимы
|
2
|
Антонимы
|
2
|
Фразеологизмы
|
3
|
Пословицы
|
3
|
Загадки
|
3
|
Изобразительные средства языка. Сравнение.
|
2
|
Изобразительные средства языка.
Олицетворение.
|
2
|
Предложение и
словосочетание
(9 часов)
|
Связь между
предложениями в тексте
|
3
|
Уметь работать с деформированным текстом. Восстанавливать
деформированный текст.
Наблюдать за связью между частями текста. Уметь
устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.
Уметь редактировать простое сложносочинённое предложение: исправлять
порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять
неудачно употреблённые слова. Уметь интонационно правильно читать
(произносить) предложения разных типов.
|
Связь между частями
текста
|
3
|
Работа с
деформированным текстом
|
3
|
Текст ( 22 часа)
|
Текст. Тема текста.
Заглавие.
|
2
|
Уметь распознавать типы текстов: рассуждение, сравнительное
описание, повествование.
Уметь редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики.
Уметь определять основную мысль текста. Уметь составлять планы
различных видов.
|
Текст. Опорные
слова.
|
1
|
Текст. Опорные
слова.
|
1
|
Проверочная работа
|
1
|
План. Составление
плана.
|
2
|
Виды плана
|
3
|
Редактирование
текста
|
5
|
Типы текста.
Описание
|
2
|
Текст –
сравнительное описание
|
1
|
Типы текста.
Повествование
|
2
|
Типы текста.
Рассуждение
|
2
|
Культура общения
( 11 часа)
|
Сочинение на тему
«Мой выходной день»
Редактирование
текста.
|
5
|
Уметь писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по
данному началу и опорным словам, по наблюдениям
|
Повторение
пройденного
|
3
|
Материал для КВН,
викторин, конкурсов.
|
3
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.